Каталог :: Социология

Доклад: Социология семьи

Тема 9
Социология семьи
1 Социальная сущность и функции семьи.
2. Классификация семейно-брачных отношении.
3. Кризис семьи и ее будущее.
• Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая
социальная группа, члены которой связаны бра­ком, родительством и родством,
общностью быта, общим ^бюджетом и взаимной моральной ответственностью. ' Однако
всегда ли мы задумываемся над вопросами:
— Почему люди живут семьями?
— Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
— Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
— Всегда ли существовала семья?
— Сохранится ли семья в будущем?
— Выдержит ли семья суровые испытания, которые пе­реживает наше общество
сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разво­дов стоит на первом
месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и
вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн.
браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт,
социальную общность и малую группу.
<1. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой понимания причин, побужда­ющих людей об^диняться в
семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают
потребности человека.^
                           Структура потребностей человека, согласно модели аме-
     ') риканского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологи­ческие и
сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего
существования; 3) соци­альные потребности в общении; 4) престижные потребности
в признании; 5) духовные потребности в самореализации'.
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей,
попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи:
общественную — биологическое вос­производство населения, и индивидуальную —
удовлетворе­ние потребности в детях. В ее основе — удовлетворение
/ физиологических и сексуальных потребностей, побуждаю­щих людей
противоположных полов объединяться в семей­ный союз. Противоположность полов,
по мнению Э. Дюр-кгейма, — это не только базисное основание, на котором
строится брачный союз, но и основная причина нравствен­ной близости в семье.
По мощности воздействия на стабиль­ность семейно-брачных отношений она
сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина
страс­тно ищут друг друга именно потому, что они различаются»'. Э. Дюркгейм
анализирует отношения полов с позиций раз­деления труда. Ограниченное вначале
только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие
     \ другие.
Функции женщины и функции мужчины настолько специ­ализировались, что женщины
стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял
могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость,
эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и
физиологические призна­ки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и
женщины существенно различаются* Изолированные друг от .друга мужчина и
женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого,
которое они, соеди­няясь, восстанавливают.
Одним словом, разделение полового труда — вот источ­ник супружеской солидарности
                        3, утверждает Э. Дюркгейм.                        
^1 ни       ^ «щи, г\11:\ ^и\ > .,       '., • ^' -'           . I
     писался и укреплялся бра'"   ' 1^.       .,^()ми^' .1 ,,.,.;
супружеской верности.
     / Итак, физиологические и сексуальные потребности муж ^ины и женщины
побуждают их объединяться для совмес­тного осуществления определенных целей:
воспроизводства человеческого рода, создания материальных условии
сущес­твования — жилища, одежды, питания; удовлетворения пот­ребности в детях,
биологической зависимости детей от ро­дителей, потребности в сексе.
Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно,
может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что
добранные пол­овые связи (за исключением кровосмесительных)дозволены • 65
обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены
в 44, в 92 нет точные данных'.
Однако, общество в целом, а значит и люди, «СО состав­ляющие, заинтересованы
в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.
Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей
человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального
института, а вместе с этим и истоки живу­чести семьи, ее жизнестойкости,
привлекательности для че­ловека.                                  1 , 1
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются
результатом бессознательного (инстин­ктивного) приспособления к" жизненным
условиям, результа­том естественного отбора, физиологической и
психологи­ческой деятельности особей.
Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям,
но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.
Че­ловеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпрчтение тому
или иному устройству семьи, том, или иной форме семьи, определяет состав,
внутреннюю органи­зацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и
приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гид-дингс)2.
/ 'Семья возникает из стремления удовлетворить, сугубо 'личные потребности и
интересы индивидов. Являясь малой
11"     '    ".Г1.'1(.1С   1ЮТр1      ,и.11|   ЧИ.У;];.],.
1.Ч<;^.1.   ^'1- ; 1 1/^ )'1.1]1,1
, ю1с>1, организуются и.» основе принтых в общесше соци альных ценностей,
норм •и образцов поведения и •в '.конце концов приобретают характер социальных
функций! В этом. прежде всего, состоит принципиальное отличие человечес­кой
семьи от семьи животных.'В итоге естественно-биологи­ческие потребности
человека в удовлетворении сексуально­го влечения, реализации семейного
инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости
\ ребенка от матери — все это трансформируется в социаль-
     \но-биологическую функцию семьи.
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа
имеет механизм самовоспроизвод­ства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая
социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутренне­го
механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит
не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества,
обес­печивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек,
но и гражданин. / / Семья включает в себя всю систему общественных отно-""
шений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и
экономических, нравственных и эти» ческих, психологических и эмоциональных.
Благодари этому семья как социальная общность является первичным^ элемен­том,
опосредующим связь личности с обществом: она фор­мирует у ребенка
представление о социальных связях и 'включает в них его с рождения.'
Отсюда^следующая важнейшая функция семьи — социа­лизация личности, передача
культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их
воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно
очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности
обусловлен естественно-био-уюгическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими
группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере
любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более
низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У^йИх
«торможена способ-Йюь любить ближнего, способность к сочувствию и сопе*
(РфианАЬ. Первые пять лег в жизни ребенка особенно —Ийы, ПК'как именног на эти
годы приходятся «сеиситив'
нБю лики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, 
речь, мышление, эмоции, характер, поз­навательная активность. Семья осуществляет
социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви­дуальный
подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы,
потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения,
которые закла­дываются в его «Сверх-Я».
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие
могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального
наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недале­ко
падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом
похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя
культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.
Эффективность родительства как института социализа­ции личности
обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер,
продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.
^  Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная, функция социальной
и эмоциональной защиты сво­их членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в
экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть
рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек
зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек
ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к
самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что. человек нужен и
дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает
чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный .дух и
уверенность.
Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и 
хозяйственно-бытовая: Суть этой функции с обществен­ной точки зрения
заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов
общества, с индивиду­альной — в получении материальных средств и
хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.
     Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной
структуры общества, так как предоставля
°Т ?Пг';^ДД»,]) ОП[)';/;'":1-'и^Ч|»1 ; ОЦИг1П(>Н(1|.' ( !г-|1У(: Ч/1'.'И^м (<-М1)И
I                           ^
     на на восстановление и укрепление физических, психоло гических, эмоциональных
и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция
недостаточно изуче на, но ученые располагают достоверными фактами,
доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует
привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует
(прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как
гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное
воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем
женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
     Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и
осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные
потребности инди­вида в проведении досуга.
     Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена
на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.
     Фелицитологическая функция представляет в этом пе­речне особый интерес.
Безусловно, понятие гедонизма, ос­нованного на любви в семье, свойственно не
только совре­менной семье. Считать, что фелицитологическая функция не
существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье Стали основной
причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения.
Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные
семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других
исторических пери­одов.
Итак, завершая разговор о природе и социальных фун­кциях семьи, постараемся
ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила
семьи?
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключают­ся в той целостности,
которая присуща семье и как социаль­ной общности, и как малой социальной
группе, и как соци­альному институту. Целостность семьи образуется за счет
взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создаю­щих «единое андрогенное
существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов .семьи, ни к
отдельному члену семьи.
     ^Невозможно, чтобы люди Жили вместе, постоянно под-. 
;1^г)^ивлли.отнгчл^ииа'_ нр ощущля гг. целое, млисо',' они
'          ' ' '          '     *             '      Т 1 ' '
     [<1:Л^1)-КС1М11Л»'М,г1 ••,   - г. •.:•>. .vi              
,,-^........  ,..,•,    . .
».-<:мьЯ, 'таким •'обрат т, "•в" отличи»' т других малых групп. союзов и
корпорации, объединяет всю целостность своего 1-уществования, тогда как,
например, члены производствен­ного коллектива объединяют только свои
профессиональ­ные интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья об­ладает уникальной
способностью соединять личные — кол лективные — общественные интересы
благодарящее поли­функциональности и способности окультуривать физиологи­ческие
и психологические потребности человека, благодаря ее способности к
самоорганизации и саморазвитию как не­разрывной клеточки большого социального
организма, име­нуемого обществом. 1
/| 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи
является гибкость и динамичность форм ее •структурной организации. Благодаря
универсальной сгюсоб-(ности адаптироваться к особенностям «всех времен и
наро-; дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур,
порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом
неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и
малой группы.
Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически
обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их
вза­имные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные 
                                                            и моногамные.
     Полигамный (групповой) брак — самая распространен­ная в мире
форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины
с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния.
     Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.
Имеет место во многих частях света:
         юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.
     Полигиний — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от
                                             способности супруга содержать боль-
В зависимопи от сосгава различают семьи нуклеч^ные, сложные и большие.
     Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной.
Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети.
Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с 
ребенком.
     Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей
нескольких поколений.
Семьи различаются:
— по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные,
многодетные (от 3-х и более де­тей);
— по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего
супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;
— по географическому признаку: сельская и городская семья;
— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитар­ная.
Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:
— цетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой
семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о
детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним
«приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;
— супружеская семья. По словам социолога Голо­да С. И., в последние
десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В
этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а
супружеством, т. е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.
Семьи различаются также по особым условиям семейной жк»м
     Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого
отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в
основном семьи воен­ных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали
относить семьи, где один из супругов (чаще всего
муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.
     Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается
среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи
существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают
возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% — пред­почитают сначала
получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд
студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на
психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место
(около 80%).
По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и 
                                                                эгалитарные.
     Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений,
его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как
правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское
государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи
непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических,
пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава
авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за
поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные
отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на
принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы
от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
     Эгалитарная семья — это семья, основанная на демок­ратических отношениях,
равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой
дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения
в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К
началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала
патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархаль­ных семей
насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного
типа — 40%' В такой семьр признаются прдвд личности ребенка, его права на
свободу, дс.тпномию и инициативу "?дрс(. царят гуманные
г-
методы воспитания, основанные на доверии к личности р« бенка, его
индивидуальности, воспитании чувства собствен ного
достоинства/самостоятельного мышления, проявлени:
инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга литерной семьи стала
новая система формирования семей ных доходов: высокая занятость женщины в
народном хо зяйстве, стипендия или заработки детей служат зкономичес кой
базой независимости и самостоятельности. Изменилис! социальные функции семьи.
Если в патриархальной семь* ' основной функцией была хозяйственно-
экономическая, то е эгалитарной — удовлетворение потребности в общении,
воспитание творческой индивидуальности.
Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в
его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить,
что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием
демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности
нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства,
самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и
творчества. <
• 3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает
сегодня глубокий кризис. Являясь пер­вичным элементом общества, она дает в
миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегод­ня? Каково ее будущее?
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого
кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность
семьи, рост количес­тва разводов, появление большого числа бездетных семей
(сегодня таких семей. — 15%), сознательный отказ от ро­ждения единственное
ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома
ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жесто­кое обращение
с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое со­кращение уровня брачности
и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.' .Число браков, начиная
с 90-х юдои, с каждым годом снижается. Так, если в -1990 г. в