Каталог :: Социология

Реферат: Социология образования и воспитания

     по разделу учебного плана:         Социология образования и воспитания     
        Ф.И.О. методиста:              __________________________________        
          С О Ц И О Л О Г И Я   О Б Р А З О В А Н И Я                    
                                   I  вариант.                                   
     1. Образование как социокультурный феномен.          
Образование -это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний,
умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к жизни и труду.
Разные науки   изучают образование под своим углом зрения. В философии
понятие "образование" употребляется в значении общего   духовного процесса
формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика
человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление,
средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры
человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на   формирование
личности, ее психики. Социальная психология   рассматривает человека в
качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной
организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования
не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии
должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система
образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека,
его нормальному социальному функционированию.  Педагогика понимает под
образованием процесс и результат   овладения учащимися системой научных
знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе
мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил и
способностей.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря
образованию человек включается в те или   иные социальные группы, занимает
определенные позиции в  социальной структуре общества, осваивает и выполняет
разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может
быть независимого от общества человека, поведение любого человека
обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных
накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и
др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность
сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование  выступает
историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В
образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих
способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом
знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.
     2. Предмет и объект социологии образования.  
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования,
влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология    представляет собой целостную систему социологических   знаний,
состоящую из 3 уровней:
·       общесоциологический (общетеоретический) уровень;
·      - специальные (частные) социологические теории;
·      - эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)
социологические теории среднего  уровня. Сюда относится и социология
образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии        образования,
делает акцент на анализе его социальной   природы: "Социология образования -
отрасль социологии,  изучающая образование как социальный институт, как форму
и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что   социология образования
"...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных
закономерностей  образования и воспитания как социального процесса и их
функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".  В.Н.Турченко
обращает внимание на приоритет системной   организации образования:
"...социология образования имеет  предметом своего рассмотрения системы и
подсистемы   (элементы) образования в их целостности и совокупности
(общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций   является
определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная
социологическая наука, предметом   которой является система образования как
социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие
системы образования и ее подсистем с обществом,  прежде всего с его
социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как социальное
явление; люди, их объединения и   организации в системе образования. Это та
социальная   среда, где развертывается функционирование процессов
образования, действуют определенные субъекты в форме   разнообразных учебных
занятий (обучая, учась, поддерживая   процесс обучения) в ситуациях,
складывающихся в ходе   таких занятий, с определенной системой
взаимоотношений    людей, с их институциональной и неинституциональной
организацией. Таким образом, объектом изучения является   образование с
позиций его социальной природы.
     3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни
общеста - экономическую,  социальную, политическую, духовную ... В то же
время она  рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:   как
функционирует и развивается система образования,  насколько она соответствует
требованиям общества,  насколько эффективно ее организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как  :
·       соответствие структуры образования актуальным и перспективным
социальным целям, долгосрочным программам   общества;
·       пропорциональность морфологического строения структуры образования;
·       влияние результатов образовательных процессов на другие
социальные процессы - профессионально-трудовые,  нравственные,
психологические, организационно-технические  и другие, т.е. обратная связь
системы образования.
Исследование проблем структуры образования связано с  изучением его
социальных функций: передача накопленных   знаний, преемственность
социального опыта и духовная   преемственность поколений, социализация
личности, ее  саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований  в социологии образования
по двум направлениям:
·      внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы
образования как социального института   социальные аспекты деятельности
субъектов образования,  социальную структуру и функцию системы образования,
социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы
социального управления системой  образования;
·      внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов
взаимодействия образования с другими  социальными институтами, производством,
наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими
социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений
и видов социальной    деятельности.
Социология образования может быть представлена в  виде двух структур:
·      теоретико-концептуальное содержание:
·      основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,
учение, личность;
·       направления исследований и концептуализации:
·      социальная детерминация образования, социокультуреая  организация
сферы образования, эффективность образования;
·       проблемно-тематическое содержание: культурогенез    личности в
образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные
институты в сфере образования, социальная структура сферы образования,
регуляция  и управление образованием, диагностика в образовании,
инновационные процессы в образовании, влияние образования  на другие сферы
общественной жизни.
2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее
основе лежит отражение этапов и   результатов познавательной деятельности ):
·      - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
·      - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,
проектирование;
·      - фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;
·      - проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими
социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими
социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов
социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.
     4. Развитие социологического знания про образование в Украине. 
Современный уровень социологии образования опирается   на социологические
идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма,  К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у
истоков зарождения этой   науки, и на более поздние концептуальные идеи
зарубежных   и отечественных ученых.
Основные направления отечественной социологии образования связаны с
исследовательской деятельностью ряда   ученых. Н.А.Аитов исследует
образование как фактор формирования социальной структуры и социальных
перемещений.  В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный  процесс.
М.Х.Титма изучает роль образования в социальном   самоопределении молодежи.
В.Н.Турченко исследует связь      революций в образовании с научно-
технической революцией.   Социальная политика в сфере образования и его
социальные   функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование
в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место
образования в потребностях   общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и
М.Н.Руткевичем.
Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях
исследования: социологических проблем  высшей школы (В.И.Астахова), изучения
проблем отчуждения   личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле
мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического
образования как подсистемы социокультур        ной системы образования
(В.И.Луговой), системы образования как института социализации
(Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и
производства   (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического
изложения социологии образования как отраслевой  социологической науки
Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым
(Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые
возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения
ее в качестве учебной дисциплины высших   учебных заведений.
В социологии образования уже наметился круг проблем,  который составляет
остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.
     5. Социологические методы изучения сферы образования.
Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы
образования являются одним из  наиболее надежных и достоверных источников
социальной   информации, используемой для управления этой сферой,
позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и  прикладную функции
социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с   анализа документов:
·       официальных: указы и постановления правительства,  директивные и
плановые документы министерств и ведомств   приказы и распоряжения, планы
работы, материалы   печати, личностные документы;
·       неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
·       специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных   вида:
·       традиционный
·       качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе материала, логике    текста,
обоснованности и достоверности приводимых   сведений. Количественно-
качественный анализ основывается   на переводе текстовой информации в
количественные показатели с последующей ее обработкой.
Анализом документов социологические исследования в  сфере образования только
начинаются. Этот метод помогает  составить представление о степени
изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание
других методов исследования.
Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем
непосредственного восприятия и  прямой регистрации событий, значимых с точки
зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
·      систематическое, проводимое регулярно в  течение  определенного периода;
·      простое, носящее эпизодический, случайный характер;
·      включенное, когда социолог непосредственно включен в  изучаемый
учебно-воспитательный процесс, контактирует и  действует совместно с
наблюдаемыми;
·      не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя   с
наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;
·      кратковременное, в течение 1-2 часов;
·      длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с   другими
социологическими методами. Хороший эффект дает  сочетание его с методом
опроса.
ОПРОС - это метод сбора социальной информации об  изучаемом объекте в ходе
непосредственного (интервью)    или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и  задач исследования.
АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования   применяется для сбора
информации о массовых социальных     явлениях и позволяет получить
значительный объем    эмпирической информации в короткий срок и анонимно.  К
недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию
ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки
помогает   метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте
получается в процессе личного общения с респондентом    по специально
составленному вопроснику. Этот метод дает    возможность уточнять ответы,
корректировать содержание и  последовательность вопросов, улавливать
эмоциональную   окраску, подтексты ответов, что позволяет получать  более
глубокую и полную информацию. Недостатками метода   являются высокие
требования к социологу-интервьюеру и   значительное его субъективное влияние.
Одним из современных видов метода интервью являются  ФОКУСИРОВАННЫЕ
ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный  характер, что стимулирует
расширение взгляда на предмет  исследования.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее
компетентных лиц (экспертов)  исследуемому вопросу. Среди видов экспертного
опроса   выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы,  "мозговые
атаки", деловые игры.
Иногда используются психологические методы:  ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др.
Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического
метода  лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней   социально-
психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким
авторитетом, уважением   пользуются члены группы друг у друга, и составляют
социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов   выбора каждого
каждым. Метод наглядно раскрывает структуру  внутри коллективных связей и
отношений, но не дает    материала для их причинного объяснения.
СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации  о характере и специфике
изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием
заданных и   управляемых факторов. Он предназначен для проверки
действенности внедряемых форм и методов образования,  апробирования новых
методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки
гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об
изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.
Эффективность методов социологического исследования  в значительной степени
определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным
применением   набора методов, наиболее соответствующих его целям и   условиям
проведения.
                С О Ц И О Л О Г И Я   В О С П И Т А Н И Я                
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
Важнейшим принципом организации воспитания является    его комплексность и
дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия
по возможности  на все стороны формирующейся личности (ее интересы,
потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного
процесса - политического, трудового,  нравственного, этического и др.
Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их
согласованность, целесообразность и мера. Наиболее   полно и адекватно
раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает
адаптивно-развивающаяся  концепция  социализации. Она позволяет
ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного   человека с
учетом конкретных состояний и отклонений на  каждом из его уровней:
биологическом, психическом и  социальном. Социализация человека продолжается
всю   жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного
воспитания творческой, мобильной личности.
Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека   и общества такова:
·       вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в
обществе условий для успешного протекания   социализации личности;
·       влиять воспитательным воздействием на выработку и   тренировку
индивидуального адаптивного механизма личности
·       выступать одним из важнейших средств реализации и  оптимизации
процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности
Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным
педагогическим контролем. Создание  условий для целенаправленного
систематического развития   человека как субъекта деятельности, как личности
и   индивидуальности придает воспитанию гуманистический  характер.
Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает
практическую среду, духовное и   предметное пространство воспитания, придавая
тем самым    воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая
модель социализации открывает дополнительные   возможности для решения
основных требований к воспитанию   человека:
·      ориентироваться в воспитании на целостного человека с  учетом
конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и
социальном уровнях;
обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер   жизнедеятельности
индивида;
·      соотносить формы и методы воспитания с периодами  социализации
индивида, т.е. осуществлять воспитание   дифференцировано;
·      ориентироваться на воспитание творческой, мобильной   личности, что
особенно важно в период радикальных перемен  в обществе;
·       стремиться к организации непрерывного воспитания,  длящегося всю
жизнь человека.
Воспитание - это не просто научение, а воздействие на   весь духовный мир
человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном
счете потребности   в нужном обществу и самому человеку поведении,
способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять    собой не просто
совокупность, а систему действий, каждое   из которых не дублирует, а
дополняет, усиливает другое,   корректирует и устраняет недостатки, а
суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
     2. Социальная среда воспитания
Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших   форм взаимосвязи между
обществом и конкретной личностью.
В социологии под социальной средой понимают   отдельные сферы: политическая,
экономическая, социальная    и духовная, которые в разной степени
воздействуют на  сознание и поведение человека. В совокупности и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
Влияние каждой из сфер на воспитание определяется     несколькими
направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий
воспитания - политических,  экономических, социальных и духовных. Они
очерчивают   возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер
формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти   ожидания
преобразуются социальными институтами каждой из  сфер в задачи, цели
воспитания по формированию ожидаемых   черт и характеристик. С помощью этих
институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность
воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению  людей.
Воспитание также оказывает влияние на окружающую   социальную среду.
Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей
возможность выполнять  определенные социальные роли, благодаря воспитанию
социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными
усилиями изменяющими окружающую среду.  Воспитание и социальная среда
неразрывно связаны между    собой в процессе социализации индивида -
подготовки его  к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в
изменениях, коррективах с учетом общественных   перемен в каждой сфере. Эти
коррективы относятся прежде   всего к тем направлениям воспитания, которые
наиболее   связаны с соответствующими сферами социальной среды.
Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием,
трудовое воспитание - с  экономической сферой общества, с социальной сферой
связано воспитание общей культуры людей, формирование   общих социальных
установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и
культура, имеющие  исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные
перемены в социальной жизни общества требуют изменений в  содержании и формах
воспитания. Кризисные явления в  обществе осложняют условия воспитания,
проведение реформ  в этой сфере.
     3. Микроокружение как система межличностных контактов
Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном  общении людей друг с
другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой
составляет важный  структурный элемент общественно-экономической формации -
межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах    жизнедеятельности
людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит
эффективность  производства, морально-психологический  климат в трудовых
коллективах, в семье, в обществе. На характер этих   отношений значительное
влияние оказывают личностные   особенности индивидов: уровень
интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент,
нравственные установки, политические ориентации и т.д.
Индивидуальное нравственное сознание формируется в    детстве и развивается
на протяжении всей жизни человека.
Во многом личностные особенности формируются    микроокружением человека.
Семья является важным фактором   воспитания подрастающего поколения,
становления человека   как субъекта социальной деятельности. Характер
взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование   человека как
личности. Межличностные отношения играют     важную роль в сфере воспитания,
образования, во всех   сферах жизнедеятельности людей. Они являются той
социальной формой, в рамках которой и посредством которой   решаются вопросы
взаимоотношения личности и общества.
Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии,
когда личность поднимется до   понимания общественного как личного, а
общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс
общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.
     4. Социологические методы изучения процесса воспитания
В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все
основные социологические методы:  наблюдение, опрос, социальный эксперимент и
анализ  документов. Однако это методы имеют свои особенности в  применении к
исследованию воспитания, их значимость,  активность их использования и
результативность отличаются   от соответствующих показателей исследования
других сфер  социальной  жизни, ими не ограничивается весь набор
социологических методов изучения воспитания.
Широкое распространение в исследованиях воспитания   получил метод
НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации   путем непосредственного
восприятия и прямой регистрации    событий, значимых с точки зрения целей
исследования. К    основным требованиям при проведении наблюдения относятся:
умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность
исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять
факты и  делать заключения. В сфере воспитания применяются   следующие виды
наблюдений: систематическое, простое,  включенное, не включенное,
кратковременное, длительное.
Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для   исследования процесса
воспитания, но мало пригоден для   получения достоверных данных о целях и
мотивах поведения.
Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом   ОПРОСА, т.е.
сбора социальной информации об изучаемом    объекте в ходе непосредственного
(интервью) или     опосредованного (анкетирование) социально-психологического
общения социолога и опрашиваемого путем регистрации     ответов на вопросы,
вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются:
анкетирование,  интервью и экспертный опрос. Иногда используются
психологические методы: тестирование, социометрия и др.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком   социологическом
исследовании в сочетании с другими    методами. Анализ документов различают:
традиционный и качественно-количественный.
СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации  о характере и специфике
изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием
заданных и  управляемых факторов. Применительно к исследованию    процесса
воспитания этот метод часто реализуется в виде    СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:
·       собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние
совокупности факторов общественной жизни   и форм общественных отношений на
воспитание;
·       психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении
психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и
неодинаковых коллективных связях и отношениях;
·       экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние  изменений в
формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы,
внешкольных учреждений и  организаций на воспитание;
·       правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные  и
педагогические причины преступного поведения   подростков, изучающий влияние
различных форм воспитания   и правовых учреждений на перевоспитание.
Среди разных видов исследования наиболее эффективным   для изучения сферы
воспитания  является комплексное  социолого-педагогическое исследование.
Сочетание в его  рамках всей совокупности социологических и педагогических
методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и  условиям работы при
достаточном уровне профессионализма  исследователей составляют обязательный
набор требований,  обусловливающих результативность исследования.
Используемая литература:
1. Нечаев В.Я.   Социология образования. - М., МГУ, 1992.
2.  Сорокин П.А.  Человек. Цивилизация. Общество.  - М., Политиздат, 1992.
3.   Лукашевич Н.П. и др.  Социология образования. Конспект  лекций. - Киев,
МАУП, 1997.
4.    Булатов М.А.  Философия. Учебное пособие для студентов  ВУЗов. - Киев,
"Фита", 1994.
5.   Лукашевич Н.П. и др.  Социология воспитания. Краткий курс  лекций. -
Киев, МАУП, 1996.
6.    Харчев  А.Г.   Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.