Каталог :: Социология

Реферат: Социология

тема 1
С              тема 1
социология как наука Предмет и функции социологии
I/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального 2/ Социология и
другие науки об обществе З/ Структура социологии 4/ Функции социологии
Предмет и объект познания социологии. Понятие социального
     С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В
современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио,
газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым
разнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента,
различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим
соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных
лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни
и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические
социологические исследования, в которых определяется состояние социальной
напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным
обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах
студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету
«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности
уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как
прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,
сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается
предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С
этим как раз нам и необходимо разобраться.
Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского
слова зос1е1а5 — общество и греческого 1о§о — слово, понятие, учение.
Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе. Так ее и
характеризует американский со­циолог Дас. Смелзер в своем учебнике 
«Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в
его различных ас­пектах изучается значительным количеством гуманитарных и
соци­альных дисциплин: социальной философией, политической эконо­мией,
историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенно-
     10
     
     
сти социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо
вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также
определить те методы, которыми социология опе­рирует. Для этого, прежде всего,
следует провести строгое разграни­чение между объектом и предметом 
социологии.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опреде­ленная сфера
объективного или субъективного мира, в то время как пред­мет любой науки
является результатом теоретического абстрагирова­ния, позволяющего
исследователям выделить те стороны и закономерно-сти развития и
функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для
данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть
объективной и субъективной реальности, об­ладающая собственными свойствами,
которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат
исследовательских действий.
Принято считать, что объектом социологического познания яв­ляется вся
совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В.
Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей
общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе
совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно­шении
друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам
общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда
поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида
или их группы (общности) — не­зависимо от того, присутствует ли при этом данный
индивид или общ­ность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды
оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из
них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким
образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и
способ их организации яв­ляются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских
действий, не может быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета
социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось.
Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают
различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет
науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология
— это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм
называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по
Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению,
является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о
социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. 
Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-
ние человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция,
ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является
поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение
считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно
соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение
общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов —
личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение
в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии. 
Социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом,
функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы:
личности, социальные общности, институты. В учеб­ном пособии 
«Социология» (М.: Мысль, 1990.- С. 25) Г. В. Осипова, на­писанном с
марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об
общих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития и
функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах
действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности
личностей, социальных общностей, классов, народов.
Социология и другие науки об обществе
Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы
разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо­треть взаимоотношение
социологии и смежных с нею наук об обще­стве, социальном, общностях и
индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимо сопоставить социологию и
социальную философию.
Социология, как и многие другие науки, вычленила сь из фило­софии. В течение
длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии.
И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма
провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об
обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических
изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э.
Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии.
Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний
ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с
социальной философией.
Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет
собой раздел философии, посвященный осмыслению ка­чественного своеобразия
общества в его отличии от природы. Она анали­зирует проблемы смысла и цели
существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность
движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной
степени могут слу­жить предметом теоретических размышлений и тех, кто
причисляет се-
12
     
     
бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом
случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие
представители фундаментальной науки, занимающиеся широ­кими теоретическими
обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как
представители социальной философии.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта
изучения. Их различие более отчетливо проявля­ется в предмете исследования. О
предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой
социально-философских размышлений является исследование общественной жизни,
прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное
место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией
обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает
общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определеннымиустановками,
которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила
о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она
поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных
методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии,
общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методов
эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и
связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных
процессов количественные методы с применением сложных математических
процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес­ких данных,
установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные
процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на
достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих
общество и человека.
Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие
эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в
значительной мере является нерешенной в отно­шении конкретных социальных наук
и отраслевых социологии, на­пример демографии и социологии брака и семьи,
экономической тео­рии и экономической социологии и т. д. Довольно остро,
хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и
соци­ологии, имея в виду, что социальная психология является разделом
социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схе­ме.
Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного «Я », сфера
социологии — это проблемы межличностного взаимо­действия— «Мы». В той мере, в
какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи,
взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с
социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на
вопрос: когда же она появилась как самостоя­тельная наука? Содержательному
рассмотрению этого вопроса бу-
Социология как наука. Предмет и функции социологии    13
дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формаль­ными критериями
и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения
науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и
внутренней институциона-лизацией данной науки, то есть приобретением данной
наукой атри­бутов социального института.
В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых
последовательно углубляет институционализа-цию: 1) формирование самосознания
ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они
имеют свой специ­фический объект и свои специфические методы исследования; 2)
со­здание специализированных периодических изданий; 3) введение дан­ных
научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев,
гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) со­здание специализированных
учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной
формы объединения ученых дан­ных дисциплин: национальных и международных
ассоциаций. Социо­логия прошла все эти стадии процесса институционализации в
различ­ных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.
Структура социологии
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука,
должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя
институционализация означает совершенство­вание организационной структуры
науки, наличие устойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование
правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских
методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс
производства и систематизации знаний в определенной об­ласти познания. Одно из
важнейших мест в этом процессе принадле­жит разделению тру да, наличию в
организационной структуре науки трех относительно независимьгх уровней: 1)
уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение
научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные
за­кономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных
исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих
непосредственную практическую ценность проблем, на ос­нове существующих
фундаментальных знаний; 3) социальная инже­нерия — уровень
практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных
технических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Данная
классификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня:
теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки
макро- и микросоциологию. Макросоциология ис­следует крупномасштабные
социальные системы и исторически дли-
14
     
     
     

Уровень

Элементы

Примеры

Межличностный

Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностяьге связи

Игра в футбол

Тренер — игрок Адвокат — собственник Студенты института

Групповой

Первичная группа Организация Групповое отношение

Компания друзей

Больница

Труд — управление

СоциетальныйИнститут Социальный порядок Класс и слой Город и общность

Религия Монархия Дворянство Москва

Мировые системыМеждународные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость

ООН Гринпис Ислам Производство нефти

Рис. 1. Уровни социологического анализа тельные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведе­ние людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа, рассматриваемая на социе-тальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматри­вается отношение государства с другим государством. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевые со-| 'циологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, со­циология города, социология деревни, социология образования, со­циология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов. Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохва­тывающей теории, опирающейся на теории социального действия и Социология как наука. Предмет и функции социологии 15 структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что созда­ние подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конст­рукциями, понятийная схема которых позволяет производить.боль-шое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачи такого рода теорий - аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служить со­зданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения. Все крупные сферы общественной жизни исследуются на осно­ве социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны тео­рия и практика социального управления трудовой деятельностью лю­дей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения ра­ботника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирова­ние труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повыше­ния трудовой активности, производительности труда и т. д, Функции социологии Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общест­венное предназначение определяются, в первую очередь, функци­ями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социо­логии, как и всякой другой науки, является познавательная. Соци­ология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспек­тивы социального развития общества. Этому служат как фунда­ментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методо­логические принципы познания социальных процессов и обобщаю­щих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ори­ентирована на решение практических проблем. В этом плане на пер­вое место выступает прикладная функция социологии, в рамках ко­ 16 торой проявляется ряд ее других функций. Социологические иссле­дования дают конкретную информацию для осуществления дейст­венного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной поли­тики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функ­ция социального контроля. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом про­является прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ные последствия и т. д. Большое значение в жизни общества имеет использование со­циологических исследований для планирования развития разнооб­разных сфер общественной жизни. Социальное планирование раз­вито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регио­нов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов. Социология, несмотря на личные установки ученых-социоло­гов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социаль­ных целей. Социоло- гическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социаль­ных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
с
тема 2 становление и основные этапы исторического развития социологии I/ О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика 2/ Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии З/ Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма 4/ Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 5/ Основные принципы материалистического учения об обществе К, Маркса и Ф. Энгельса б/ Основные этапы и направления развития социологии в США 7/ Развитие социологической мысли в России О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побу­дительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представле­ния об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие уче­ния об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платежа «Законы», «О государстве», в «Политики" Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика раз­рабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как само­стоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о соци­альной философии как предшественнице социологии. Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по- 18 еле опубликования О. Контом треть его тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на. научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об об-[ цестве на научную основу — и явились тем отправным фактом, кото­рый привел к формированию и развитию социологии. Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и воз­можность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обос­нование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественно­го. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелля­ции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстрак­ций. Йадача второй стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абст­рактными сущностями, отказывается раскрывать причины явле­ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Переход от одной стадии к другой в разных науках совершает­ся последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем про­ще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в ма­тематике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — это вершина позитивного знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоре­тического анализа на совокупность эмпирических данных, собран­ных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона раз­деления и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение в истории общества. Благодаря им появляются социаль­ные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факто­ры ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они наце­лены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чув­ства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри­корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попус­тительстве способны разрушить основу общества — чувство соли­дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
19
Становление и основные этапы исторического развития социологии О. Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делит социологию на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контов-ской социологии рассматриваются основные общественные инсти­туты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В соци­альной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духов­ное, умственное развитие человечества. Социальные условия и теоретические предпосылки. возникновения социологии Как было указано выше, социология возникает в конце 30-х — нача­ле 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней не­стабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нараста­нии кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей тео­рии, способной прогнозировать, куда движется человечество, на ка­кие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою те­оретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили ре­шить эту проблему на основе концепции научного социализма, серд­цевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития обще­ства. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различ­ными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки реко­мендаций по его реформированию. Методической же основой рефор­мизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было про­диктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и 20 создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн­гельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее на­звал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти откры­тия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества ». Пока речь шла в основном о социологических условияхи естест­веннонаучных предпосылках возникновения теоретической социоло­гии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпири­ческой базы социологии и ее методов познания. Методология и мето­дика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного ис­следования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности » построе­на на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определен­ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в нача­ле XIX в. вело к быстрому росту городов —урбапизациижизни населе­ния. Следствием отого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие за порядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного мнения, возрастает число различного рода общественных движе­ний, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с Дру­гой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических ис­следований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходи­ло в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих стра-нах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «[[сложение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнъи труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Свод-ка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфак­турах» ЛуиВиллерме, «Очер^моральиойстатистики Франции" Ан-дре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов). Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы можно на- Становление и основные этапы исторического развития социологии 21 чинать отсчет времени существования социологии, или, как выра­зился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самосто­ятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное ис­следование общества. Однако в истории социологии никогда не су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым говорить о последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней мере, трех типов научности: классического, не­классического и промежуточного, эклектического. Классический тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социаль­ных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследо­вания должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим кри­терием научности является объективность содержания знания-Это значит, что социологическое знание не должно содержать в се­бе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суж­дений и идеологий». Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Д-юрк-гейма. «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская соци­ология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать соци­альные факты как веши». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фак­тов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. 22 Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевы-ггьсяот всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология преж-:1е всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личност-эъши пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрас-удков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов. Третье правило состоит в признании примата (первенства, 1риоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает 1ризнание того, что: а) источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями индивидов, но качественно от­личается по своей природе от того, что происходит на уровне индиви­дуальных сознании потому, что у него другое основание, другой суб­страт — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, не­сколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбина­ция породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он обра­зуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, цен­ностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объек­тивной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зшлмеля и М. Вебера Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем( 1858—1918)иМ.Вебером(1864—1920). В ос­нове этой методологии лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и, следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Ве-бер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г- Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действии. И здесь ему помажет знание -того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук Г. Зиммель и М- Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действителъвую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью. 2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов». Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», — писал М. Вебер. М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностей! и субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравствен­ной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога — это непреходящее качествочеловеческого существования». Отнесение к ценности— это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше приме­ре эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия религии и разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огром- 1м многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется г им как ценность. Но возникает вопрос: откуда жеберутся эти ценностные пред­почтения? М. Вебер отвечает'гак: 5) Изменение ценностных предпочтений социолога определя-гтся «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоя­тельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые реализу-к >тся основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении гамые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма — это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их жела-1 ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео-[ метрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты вообще и построить такую систему, в которой соци­ологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений. Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи-1 рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред-I: ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае-I мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью 1 выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате-1 лем наиболее типическими. «Идеальный тип,— писал Вебер,— это 1 «картина однородного мышления, существующая в воображении 1 ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее | «типичных социальных фактов». Идеальные типы — это предель-1ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для [соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально-1сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными [типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов [государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными [типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т.д. Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер :читает, что главная цель социологии — сделать максимально понятным о, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что бы- ло пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1683), Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно- следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материа­лизма является признание закономерности общественного разви­тия. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главней­ших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл за­кон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С. 325). Признание закономерности означает признание действия в общест­ве общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от­ношений между процессами и явлениями. 2) Признание закономерности в материалистической концеп­ции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть при­знанием существования причинно-следственных связей и зависи­мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего много­образия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обус­ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо­соба производства, является другим важнейшим положением марк­систского учения об обществе. В работе «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно мате­риальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует основу, из которой развиваются государст­венные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже рели­гиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13- С. 6-7). 26 3) Третьим важным принципам материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрес­сивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че­рез учение об общественно-экономических формациях как основ­ных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой "обще­ство, находящееся на определенной, степени исторического разви­тия, общество со своеобразным, отличительным характером». 'Там же. Т. 6.- С. 442). Понятие «формация» К- Маркс заимствовал из ' современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, геогра­фии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависи­мостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти при­знаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определен­ным уровнем и характером развития производственных сил и соот­ветствующими этому уровню и характеру производственными от-пошсииями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государст­венные, правовые, политические отношения и учреждения, кото­рым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общест­венного сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к выс­шим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к фео­дальной, капиталистической и коммунистической. В. И. Ленин, оце­нивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, пока­зывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие рос-•:'а производительных сил другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. !'. в.- С. 55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности дви­жения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-фило-: офской концепции провиденциализма — то есть учения о предо­пределенности в развитии человечества. Указывается также на | рудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящими настоящее время отказом народов от «строительст-|1Я коммунизма». 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия . 1;жономерности и причинной обусловленности в развитии увязьгва-г гся в марксизме с признанием своеобразия развития обществен­ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концеп­ции развития общества как естественноисторического процесса. 1 ;стественноисторический процесс столь же закономерен, необхо- дим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание- Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не соверша­ется идаче, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности людей. 5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что у Г- Зиммеля и у М. Вебера называ ется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуж­дений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соот­ветствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам при­надлежит. В других случаях (когда развивает революционные кон­цепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обще­ствоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естест­венно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажиро­ванность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схе­ме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрес­сивным классом, то он выражает запросы и интересы всего челове­чества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следова­тельно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности на­учные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки». 28 Основные этапы и направления 'развития социологии в США 1ибольшее развитие социологические исследования получили в ЗША. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX ве- •"ке центром социологической мысли была Западная Европа, то начи­ная с 20-х годов XX в. США прочна удерживают позиции лидера в ми­ровой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней имститупионали.чации и боль­шой объем конкретных, эмпирических социальных исследований. В Западной Европе социология долго развивалась на инициа­тивной основе. Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. И США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии пре­подавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250. Социология в США с самого начала формируется как при­кладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено •юлее 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество позросло на два порядка. Социологические исследования базируют-гя на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение | оциологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долла-I юв. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правителъст-'ю США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 | ьюяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ас- '•оциаций. Правительство и предприниматели рассматривают сопи-' |логию как важный инструмент преодоления социальных конфлик­та и обеспечения социальной стабильности, как инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методо­логии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в •[•очную науку. Эмпирические социологические исследования диктовались чб.-цественньми потребностями. Большое место в них занимают про­блемы социализации различных социальных групп, адаптация к но-11Г.1М для людей социальным и культурным условиям. В эи"ом плане 'наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вы­шедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са "Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматрива­лись проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой рабо­те были вычленены основные принципы методологии и методики )нкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по со­циологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел комплексные ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффек­тивны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, в искусство администра­ции управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от авт. геэШстюп— ограниче­ние), т. е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит ме­ханизм группового давления и блокирования формальных норм с по­мощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремле­нию предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через по­нижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хо-торнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жес­точайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Запад­ной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать до-полни-тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, темпера­туру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же вли­яние на производительность труда оказывают психологические и соци­ально-психологические условия трудового процесса. В данных экспе­риментах было открыто явление неформальной организации трудо­вых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая под­группа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространя­лись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина «человечес­ких отношетяй». Методологической основой данной доктрины явля­ются следующие принципы: 1) человек представляет собой социаль­ное существо, ориентированное на других людей и включенное в

30

контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

:!) руководители предприятий в большей мере должны ориентиро­ваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто техни­ческие факторы поднятия производительности труда и максималь­ное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовле-

-воренности индивида своей работой и благоприятствует социальной гтабильаости; 4) производительность труда будет более эффектив­ной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено груп­повым, коллективным, а экономические стимулы — социально-пси­хологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворен­ность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности

•-"руда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблеммотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и про­изводные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу рас­положил все потребности в восходящем порядке — от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальны­ми, т. е. насущными, требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двюкет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Соглас-[ к) теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, •г. е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие — Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности тру­дом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцберг сфор­мулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция со­держания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда. Обе системы являются разтгонаправленньгми плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для ко­торого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, нега­тивные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демо­кратический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуж-

31

дения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующий элементы авто­ритарного и демократического стиля управления. Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, преж­де чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы соци­ально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследо­ваний в США сформировались два общественных течения — внедрение новых форм организации труда ипрограмма улучшения качества жизни. Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на опреде­ленных методологических установках. Долгое время в США в мето­дологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. ЬеЬауюиг — поведение) утверждает, что со­циология — это поведенческая наука, или наука о человеческом по­ведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все пове­дение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали за­дачу социологии как создание науки об управлении людьми. Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследо­вания. Смысл исследования социологов, с точки зрения его предста­вителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на соби­рании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматри­вают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количе­ственным, математическим и статистическим методам- Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм ис­следования и количественных методов анализа ведет к упрощенно­му взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимо­действие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим су­щественным параметрам не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипо­тез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологичес­ких и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно- 32 функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих тео­рий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии. Развитие социологической мысли в России [Социологическая мысль в России развивается как часть общемиро-|вой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различ-|нь1х течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори-[гинальные теории, в которых отражается своеобразие развития рос-:ийского общества. В развитии социологической мысли в России ^следователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с сере-гины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до сонца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко оха­рактеризуем каждый из этих этапов. Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Каки у других класси­ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной сопио-югии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность |бщественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, I именно: в переработке традиционных, склонных к застою обществен-[ых форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны-|и структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами ак сознательное историческое движение. Это движение осуществля-гся, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально :ушествляется только через действия личности, постольку, рассуж-1ют они, главной движущей силой общественного развития выступа-т критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Личность в концепции субъективных социологов выступает ' только главной движущей силой общества, но имерилом общест-гнного прогресса. Идеалом общественного развития является со-(ание таких отношений, при которых бы были созданы предпосыл­ки для всестороннего развития ("разнородности») личности. Однако, •о мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по ли-1ия развития «разнородности» общества, его социальной диффе­ренциации и разделения труда, что приводило к односторонности 11ПНОСТИ, к превращению ее в простой придаток общественного ме-ршизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реали-
33
зованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следу­ет отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции соци-али.чма и, тем более, от так называемого «реального социализма», ко­торый был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «твор­чество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к'социализму, при кото­ром должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективныесоциологи развивали учение о некапиталисти­ческом пути развития России, в основе которого лежала идея о пере­ходе к социализму через использование и преобразование коллекти­вистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др. В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные — это закономерные, повто­ряющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуаль­ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — на­учного и социологического. Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей обще­ства является не класс, группа, коллектив, а личность. Социаль­ную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объектив­ными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изуче­ние личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловско­го, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В со­ответствии с этой установкой разрабатывается субъективная кон­цепция истины. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объек­тивных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой под­ход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избе­жать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность «нормального человека», нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социо- 34 гя должна начать с некоторой утопии, то есть с построения соци->ного идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие ^ловеческих способностей. В русле субъективной социологии шло иение конкретных проблем политической социологии, механизма [зи лидера и массы (яГерои и. толпа»), роль партии в обществен-борьбе («Исторические письма») и др. Наряду с субъективной социологией, заметное место в соци->ной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского В51- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М- М. Ко-|левский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кито-1го он видел в развитии солидарности между социальными Группа-11, классамии народом. Одной иа основных задач социологии М. М. рвалевский считал выявление сущности солидарности, описание и [ьяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо-в М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравчитель-1-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об-ре и особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз-г»ных исторических ступеней развития одного и того же явления двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве-я, что с помощью сравнительно-исторического метода через «па-длельное изучение фактов и явлений обшественной эволюции на-<ов можно выявить общую форму поступательного движения об-ственной жизни». Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология (арксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ней марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — '. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марк-|изм» — П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. рсновные принципы марксистской методологии были изложены в Предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма | России в целом их разделяют. Однако при решении конкретных проблем общественного ус-»йства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали се-раные различия, которые в преддверии Октябрьской революции ешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль-1 марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной еллигенции марксистскими идеями в период кануна револю-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция цла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су-;твование. Следует также отметить, что в этот период в социологии Ьпливается большой фактический материал, шла отработка одов конкретно-социологического анализа с использованием гижений статистики, демографии и других смежных дисцип-В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деяте-В. Бе.рви-Флеровского "Положение рабочего класса в России». Становление и основные этапы исторического развития социологии 35 В этой работе автор обобщил значительный статистический матери­ал в личные наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. За­метным событием в развитии социальной мысли России была двух­томная работа Ю. Янг.она. «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социоло­гии в России оказала опубликованная в 1Й99 году книга В. И. Ленина «Развития капитализма я Россини. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шу-лятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам соци­альной стратификации, теории классов. Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло-гии.В 1919г.был учрежден Социологический институт.В 1920г.вПе-троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Пити-рим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Л. Сорокин — один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответству­ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии^ (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях об­щественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло-дотворноработали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийидр. В тот 36 'период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро-«селения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.), со- эНЬ1епроблемь1культуры(И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров). В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве югической основы общества, социология была объявлена фило->ской наукой- Было провозглашено, что «исторический материа-м — это и есть социология марксизма », и, следовательно, эмнири-Ькие конкретно-социологические исследования, как несовмести-к со спецификой философской теории, выводились за пределы 1ИОЛОГИИ. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло-1 и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад-связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова-н, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы-не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в ртиворечия с пропагандой так называемых «социалистических за-»ваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация 1 общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци-дый институт полностью прекращает свое существование. От-»нь1е ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис-ческого материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению ания научно-технического прогресса на социальную и профессио->ную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро-яение получило«социальное планирование», составление планов со-[льного и экономического развития промышленных предприятий, хозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований I накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оо­логического исследования, приобретены навыки проведения социо-«ческих исследований большим количеством социологов-самоучек. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци-вого института. В середине 1960 года было создано первое социо-ическое учреждение — отдел социологических исследований в титуте философии АН СССР и лаборатория социологических ис-дований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была 1ана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи-Эфском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических недований. В 1969 году был создан институт конкретно-социоло-вских исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб-ах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир-Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный мал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци-•ические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов-<, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд 'мических, вузовских и независимых социологических центров, вдящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.