Каталог :: Социология

Реферат: Социология семьи

     Институт Бизнеса и Политики
     (Кировский филиал) 
     факультет: юриспруденция 
     Контрольная работа
     По курсу лекций: социология 
     на тему: социология семьи
                                                      Студенки группы 911
                                                          Осколковой Т.Н.
                                                                15.08.01 
     План.
     Введение.
     1.   Сущность семьи. 
     2.    Её функции .
     3.   Структура социальной семьи.
     4.   Альтернативные теории развития семьи.
     Выводы. 
     Список литературы.
     Введение
     Я иногда думаю, почему мы так боимся одиночества? Быть может из - за
эгоистических соображений. Нам просто необходима оценка наших поступков и
результатов творческих усилий для продвижения в перед, для самореализации. И
как прекрасно, когда тебя могут понять и поддержать искренне любящие тебя люди
– твоя семья.
     1.       Сущность семьи 
     Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и
другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе
единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и
духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек
рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую
зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем
выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
     

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения. Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи. Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...». В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова. 2. Функции семьи Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение дето рождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Российской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством;' влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. 3. Структура семьи Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами , включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. 1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры: нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят, причём важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и не полную, с отсутсвием одного из них. расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. 2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен. Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену(Кенкель, 1977) Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. 3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Тайланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. 4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп(например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. 5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают нелокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них. 6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. 4. Альтернативные теории развития семьи. Давно известно, что поведение, диктуемое лишь сексуальным импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени – своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. Но не следует также думать, что создание семьи дело не трудное. Много испытаний выпадает на долю супругов. Поэтому вступление в брак и особенно рождение детей должно быть хорошо обдуманным шагом. Но есть обстоятельства, которые бывают сильнее нас. В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющееся. Бездетность во все времена и у всех народов представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по крайней мере с состраданием, а то есть презрением. В настоящее время эта проблема имеет несколько решений. Семья может усыновить или удочерить ребенка, но не все решаются на этот поступок. Ведь в таком случае неизменно возникает вопрос: а смогу ли я любить его также, как любила своего собственного? По опыту известно, что ответить на этот вопрос невозможно. А необдуманность поступка может привести к самым печальным последствиям как для ребенка, так и для приемных родителей. Несколько легче обстоит дело в семье, которая воспитывает ребенка своего родственника, оставшегося сиротой по какой-либо причине. В данном случае легче преодолевается барьер генетической несовместимости. В данном случае также может и еще один выход – ребенок «из пробирки». Пусть это звучит несколько грубо и отталкивающе, но многим семьям этот способ помог обрести долгожданное счастье. На мой взгляд, любая из вышеперечисленных возможностей принесет радость, если супруги любят, доверяют и уважают друг друга. В таком случае они смогут преодолеть все трудности и вырастить полноценного индивида, который сможет принести пользу обществу. Данное замечание также относится и к семьям, которые не обременены проблемой бесплодия. Также я хочу остановиться на такой проблеме, как обдуманный отказ от детей. Все больше и больше семей предпочитают заводить домашних животных, мотивируя это тем, что от последних можно получить больше благодарности при минимальной заботе о них. Что ж, не мне судить таких людей. Я вполне согласна, что без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом может быть труд, но только как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если у него выпадает одна из важнейших сторон – общение с детьми, которые дают взрослым больше, нежели те – им. Ребенок дает гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее. Справедливости ради надо сказать, что такие семьи приносят меньше вреда обществу, чем те, кто относится с легкомыслием как к браку, так и к рождению и воспитанию своего чада. К моему большому удивлению и огорчению в газетах часто находишь заметки о том, что в таком-то районе найден труп новорожденного, а сколько холодности и обыденности в разговорах у людей, упоминающих о своем и чьем-нибудь разводе. Конечно, бывают моменты, когда развод является благом, но на мой взгляд в человеческих силах не допускать таких ситуаций. Основной причиной развода является неподготовленность супругов к семейной жизни. На них наваливаются бытовые и финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу. Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе вначале преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае, если один из супругов не будет удовлетворен семейной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод. Причиной развода может послужить нежелание одного из супругов иметь детей, но люди разводятся не для того, чтобы все жизнь жить в одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда удается. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что разводы отрицательно сказываются на здоровье разведенных людей. Многие мужчины, как и многие женщины, идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия. В разводах, кроме супругов, есть еще заинтересованные лица – дети. Эти юные доверчивые существа оказываются в ситуации дисгармонии, что приводит к психическим расстройствам. Зачастую они начинают винить во всем себя, замыкаются. Как правило, из них вырастают либо озлобленные и мстительные, либо склонные к самоубийству люди. Зная об этом, я не могу согласиться с родителями, которые говорят: «Ему так будет лучше», - но в душе думают только о собственном спокойствии. Всегда нужно помнить: от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность. Выводы. Из всего выше сказанного я могу сделать следующие выводы: 1. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значения. Не одна нация, не одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. 2. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. 3. Дети – суть и смысл семьи. Потому что они – наше будущее. И завтра, и через много лет. Список литературы. 1. Афанасьева Т.М. Семья. — М.: Просвещение, 1985. 2. Бедный М.С. «Семья–здоровье–общество», М., 1986 3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991. 4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990. 5. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988. 6. Осипов Г.В. Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1990 7. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978