Каталог :: Социология

Курсовая: Совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу организации на основе функционально-стоймостного анализа

Государственный университет управления
Институт заочного обучения
Специальность – менеджмент
Кафедра управления персоналом
курсовой проект
по дисциплине:
«Экономика и социология труда»
на тему:
«Совершенствование трудовой деятель­ности специалиста по маркетингу
организации на основе функционально-стоймостного анализа»
Выполнил студент 2-го курса
Группа № УП4
Студенческий билет №
     
     
Содержание.
1.    Введение___________________________________________________ 3
2.    Аналитическая часть_________________________________________ 4
2.1.   Подготовительный этап___________________________________ 4
2.2.   Информационный этап___________________________________ 6
2.3.   Аналитический этап______________________________________ 7
3.    Проектная часть____________________________________________ 20
3.1.   Творческий этап________________________________________ 20
3.2.   Исследовательский этап_________________________________ 27
3.3.   Рекомендательный этап__________________________________ 32
3.4.   Этап внедрения________________________________________ 35
4.    Заключение_______________________________________________ 37
5.    Литература________________________________________________ 38
     
      

1. Введение

В настоящее время маркетинг, являясь руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики, начал занимать центральное место в структуре управления предприятием и теперь ему принадлежит ведущая роль в организации полноценного рыночного хозяйства, полностью ориентированного на реальных потребителей товаров и услуг. Понимая это, руководители создают на своих предприятиях допол­ни­тельные рабочие места для специалистов по маркетингу – маркетологов. Однако это сопряжено с высокими затратами на создание таких рабочих мест и расходами, необходимыми для проведения качественных и полноценных маркетинговых исследований. Поэтому сегодня еще не все предприятия способны создавать необходимое количество рабочих мест для специалистов по маркетингу. Это приводит к тому, что на многих предприятиях, все-таки сумевших создать такое подразделение, маркетингом занимается единственный работающий в нем специалист, который физически не в состоянии в одиночку качественно выполнить весь необходимый объем работ. Подобная ситуация сложилась и в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», которая уже 10 лет работает на автомобильном рынке г. Москвы, предлагая комплекс услуг по продаже, сдаче в аренду, сервису и ремонту автомобилей отечественных и иностранных производителей. Целью данной работы является совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» на основе функционально-стоймостного анализа. Для этого необходимо выявить и систематизировать функции, выполняемые данным сотрудником, классифицировать их, рассчитать материальные расходы, идущие на их выполнение, и определить какие из функций можно полностью или частично передать на исполнение другим исполнителям, сократив материальные расходы и, что наиболее важно, выделив рабочее время специалисту, увеличить качество работы специалиста.

2. Аналитическая часть

2.1. Подготовительный этап

Для проведения функциолально-стоймостного анализа (далее ФСА), необходимо составить рабочий план проведения ФСА (таблица 1) и провести предварительный анализ структуры управления ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», представленной на рисунке 1.

Таблица 1. Рабочий план проведения ФСА.

№ п/пНаимено­ва­ние этапа ФСАСодержание этаповИнформация для выпол­нения этаповИсточник информацииИспол­нительСроки испол­нения
1. Подготови­тель­ныйВыбор объекта анализаРоль подраз­де­ле­ний в работе пред­приятияСтруктура управленияГанин Д.Ю.01.03.99
2. Информа­цион­ныйСбор, системати­зация и изучение данныхДанные по работе отделаПоло­жения об от­де­лах, схемы до­ку­­мен­тообо­ро­таГанин Д.Ю.06.03.99
3. Аналитичес­кийФормулировка, анализ и клас­си­фи­кация функцийДанные ста­тис­ти­чес­кого и бухгал­тер­ского учетаНор­ма­тив­ная доку­мен­тацияГанин Д.Ю.27.03.99
4. ТворческийПредварительный отбор вариантов Ответы на конт­рольные вопросыЭкспертная группаГанин Д.Ю.10.04.99
5. Исследова­тельс­кийОтбор рациональ­ных вариантовЗаключения экспертизыЭкспертная группаГанин Д.Ю.17.04.99
6. Рекоменда­тель­ныйРассмотрение и утверждение рекомендацийРезультаты прове­ден­ного анализаИсследо­ва­тель­ский этапГанин Д.Ю.25.04.99
7. ВнедрениеРазработка плана-графика внед­рения рекомен­дацийРаспоря­дитель­ная докумен­тацияВышестоящие органыГанин Д.Ю.28.04.99
Предварительный анализ работы компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» и его структуры управления (рисунок 1) показывает, что отдел маркетинга играет решающую роль в работе всего предприятия. Этим и объясняется выбор трудовой деятель­ности специалиста по маркетингу в качестве объекта анализа. Важнейшими задачами этого анализа являются: повышение качества выполнения функций маркетологом и снижение расходов на их выполнение. Подпись:  Рисунок 1. Схема предприятия.

2.2. Информационный этап

На информационном этапе ФСА ведется сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих деятельность специалиста по маркетингу и его функций. Для этого используется типовое положение об отделе, данные бухгалтерской отчетности, исходящая информация, в виде отчетов и прогнозов, подготовленных специалистом, а также входящая информация, необходимая для его работы. Для систематизации этих данных, можно составить таблицу 2, где упрощенно представлен документооборот, характеризующий работу маркетолога компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС».

Таблица 2. Основные документы по функциям.

Наименование функцииИсходящий документПоступающий документ ОткудаКуда
Составление плана маркетингаПлан маркетингаОтчет о дина­ми­ке работы отделовБухгалтерия и ПЭОГенераль­ный дирек­тор
Прогноз конъюнктуры рынкаПрогноз потреб­ностей рынкаОтчет о реали­за­ции; прогноз со­во­куп­но­го спросаОПиА, ОСиР; ОМПЭО
Исследование деятель­ности кон­курен­товОбзор пред­ло­жений на рынкеОтчет о состоянии рынка; анали­ти­чес­кая инфор­мацияОПиА, ОСиР; внеш­няя средаОМ
Оценка требований потребителейПрогноз сово­куп­ного спросаДанные опроса; отчет о реализацииОПиА, ОСиРГенераль­ный дирек­тор
Формулирование цели исследованияМеморандум мар­кетин­гового ис­следо­ванияРаспоряжение генерального директораГенераль­ный дирек­торГенераль­ный дирек­тор
Подготовка опросных листовАнкетыАналитическая информацияОМОПиА, ОСиР
Проведение опросовОбобщенная информацияАнкетыОПиА, ОСиРГенераль­ный дирек­тор
Ведение базы данныхАналитическая информацияДанные монито­рин­га и опросовОПиА, ОСиРПЭО, ОМ
Мониторинг реализацииОтчет о реализацииАналитическая информацияОПиА, ОСиРГенераль­ный дирек­тор
Мониторинг ценПрогноз дина­ми­ки ценАналитическая информацияВнешняя средаГенераль­ный дирек­тор
Определение интен­сивности кон­курен­цииПрогноз конкуренцииАналитическая информацияОПиА, ОСиР, ВСГенераль­ный дирек­тор
Определение границ изменения ценМеморандум о цено­вой поли­тикеПрогноз совокуп­ного спросаОМГД, ПЭО
Расчет затрат на рекламуОтчет о расходах на рекламуКонцепция рек­ламной компанииОМБухгалтерия
Разработка рекламных концепцийКонцепция рек­лам­ной компанииПрогноз совокуп­ного спроса; анали­ти­ческая инфор­ма­цияЗГД по СиР, КД, ВСГенераль­ный дирек­тор
Расчет затрат на маркетингОтчет о расходах на маркетингПрограмма марке­тингаПЭОПЭО
Управление ассортиментомПроизводственная программаПрогноз совокуп­ного спросаОМГенераль­ный дирек­тор

2.3. Аналитический этап

На этом этапе проведения ФСА необходимо сформулировать, классифицировать и определить стоимость выполнения каждой функции управления, а затем, оценив значимость каждой функции, оценить соответствие значимости функции и затрат на ее реализацию. Для этого сначала необходимо функции управления разделить на главные, основные и вспомогательные. Главная функция – это функция, для осущес­твления которой создано анализируемое подразделение аппарата управления организации. Для специалиста по маркетингу главной функцией является анализ рынка. Формулирование и классификация основных и вспомогательных функций приведено в таблице 3:

Таблица 3. Формулировка и классификация функций.

№ п/пНаименование функцииВид функцииПримечаниеЗатраты в год, руб.
ГлаголСущест­вительное
1. СоставлятьпланОмаркетинга

38 536

2. ПрогнозироватьконъюнктуруОрынка

31 965

3. ИсследоватьдеятельностьОконкурентов

41 833

4. ОцениватьтребованияОпотребителей

20 967

5. ФормулироватьцельОисследований

24 710

6. ПодготавливатьданныеВдля опросных листов

6 950

7. ПроводитьопросыВпотребителей

36 299

8. ВестибазуВданных

38 798

9. ПроводитьнаблюденияВза реализацией

22 181

10. ПроводитьнаблюденияВза динамикой изменения цен

23 886

11. ОпределятьинтенсивностьВконкуренции

8 771

12. ОпределятьвеличинуВценового коридора

22 265

13. РассчитыватьзатратыВна рекламу

8 703

14. РазрабатыватьконцепцииВрекламных компаний

17 828

15. РассчитыватьзатратыВна маркетинг

17 304

16. УправлятьассортиментомВпредприятия

24 851

Классификация функций позволяет построить функционально-стоймостную диаграмму (диаграмму FAST), представленную на рисунке 2: Рисунок 2. Подпись:  Функционально-стоймостная диаграмма (FAST). Теперь необходимо определить все затраты на осуществление каждой из функций. Для этого необходимо понять, насколько задействованы другие подразделения компании в выполнении той или иной функции. Для этого составим таблицу 4, показывающую функциональные взаимосвязи маркетолога, в виде отдела маркетинга, со всеми структурными подразделениями компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС». Из представленной на рисунке 1 развернутой схемы предприятия видно, что структура управления компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», состоит из следующих составляющих: – Генеральный директор (ГД); – Отдел маркетинга (ОМ); – Планово-экономический одел (ПЭО); – Бухгалтерия; – Отдел кадров; – Юридический отдел; – Заместитель генерального директора по сервису и ремонту (ЗГД по СиР), в подчинении которого находиться отдел сервиса и ремонта (ОСиР); – Коммерческий директор (КД), в подчинении которого находиться отдел продажи и аренды (ОПиА); – Заместитель генерального директора по общим вопросам (ЗГД по ОВ), в подчинении которого находятся службы внутреннего хозяйства (СВХ). По данным бухгалтерской отчетности известно, что на данном предприятии отчисления на социальное страхование составляют 40,5 % от фонда оплаты труда, который для специалиста по маркетингу в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» сегодня составляет 17 300 руб., а для остальных сотрудников средний уровень заработной платы составляет 6 400 руб., не включая руководителей высшего звена. При расчете затрат на выполнения функций маркетолога компании, также необходимо учесть затраты на эксплуатацию технических средств. В этой связи необходимо отметить, что участие других подразделений компании в осуществлении непосредственных функций специалиста по маркетингу, фактически не сопряжено с эксплуатацией ими каких-либо технических средств, т.е. такими расходами можно пренебречь. Однако, остаточная стоимость технических средств, находящихся в распоряжении маркетолога и используемых им при выполнении всех его функций, по данным учета составляет 44 634 руб.

Таблица 4. Функциональные взаимосвязи.

Функции маркетологаПодразделения
МаркетологГДПЭОБухгалтерияОтдел кадровЮристЗГД по СиРОСиРКДОПиАЗГД по ОВСВХ
Составление плана маркетингаОРСПСССС
Прогноз конъюн­ктуры рынкаОССПСП
Исследование деятель­ности кон­курен­товП,ОСПСП
Оценка требований потребителейОССПСП
Формулирование цели исследованияП,ОРУУ
Подготовка опросных листовП,Р,О
Проведение опросовП,ОСУСУ
Ведение базы данныхП,Р,ОП,УП,У
Мониторинг реализацииОРСУСУ
Мониторинг ценП,ОР
Определение интен­сивности кон­курен­цииП,ОРПП
Определение границ изменения ценП,ОРС
Расчет затрат на рекламуПСОУ
Разработка рекламных концепцийП,ОРУУ
Расчет затрат на маркетингПРУО
Управление ассортиментомОРСУУУ

Примечание:

О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ;

П – предоставляет исходные данные, информацию, для выполнения данной функции;

У – участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ;

С – согласовывает подготовленный документ по функции;

Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ.

Данные таблицы 4 показывают, что выполнение функций управления специалистом по маркетингу ведется практически самостоятельно, а результаты его работы являются основанием к действию остальных служб компании. Однако, выполняя ряд функций, связанных с отслеживанием поведения конечных потребителей, маркетолог использует материалы, подготавливаемые подраз­деле­ниями компании, работа которых непосредственным образом связанна с потребителями. На подготовку таких материалов, сотрудниками этих подразделений затрачивается некоторое количество рабочего времени, поэтому при расчете затрат на выполнение функций специалиста по маркетингу, необходимо также учесть и эти затраты. Расчет всех затрат сведен в таблице 5. При этом базой для расчета служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, показывающие, что срок службы технических средств, находящихся в эксплуатации специалиста, на сегодняшний день составляет 5 лет. Таким образом, годовые амортизационные отчисления на данные технические средства составляют: , а так как годовой фонд рабочего времени маркетолога составляет: 2 076 часов то, за один час рабочего времени, данный специалист в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» получает: После произведения всех вычислений и заполнения таблицы 5 все данные полученные в результате формулировки, классификации функций управления специалиста по маркетингу компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» и определения затрат на их осуществление, отражаются в таблице 3 и на диаграмме FAST (рисунок 2). Стоимостная оценка функций и нанесение их на диаграмму позволяет выявить распределение стоимостей по функциям и областям диаграммы и определить те направления, по которым следует вести работу для сведения к минимуму излишних затрат, связанных с осуществлением конкретных функций управления. Так анализ диаграммы показывает, что излишними являются функции проведения опросов и ведения базы данных, участвующие в мониторинге реализации. Трудозатраты на выполнение этих функций составляют 36 299 руб. в год и 38 798 руб. в год соответственно. Из таблицы 4 видно, что, используя материалы подготовленные специалистом компании по маркетингу, эти функции, фактически, выполняют сотрудники ОСиР и ОПиА, непосредственно работающие с клиентами и владеющие первоисточниками.

Таблица 5. Затраты на осуществление функций.

Название функцииДоля амор­тиза­цион­ных отчис­ле­ний, руб. в год.Затраты ФОП труда допол­ни­тельных лиц учас­т­вующих в выпол­нении функции, руб. в годЗатраты труда, марке­толога ч. в годОбщие затраты на выполнение, включая соц.страх., руб. в год
Составление плана маркетинга

825,60

7 640,00

192

38 535,80

Прогноз конъюн­ктуры рынка

774,00

4 200,00

180

31 965,00

Исследование деятель­­ности кон­курен­тов

1 032,00

5 040,00

240

41 833,20

Оценка требований потребителей

516,00

2 556,00

120

20 967,18

Формулирование цели исследования

516,00

5 220,00

120

24 710,10

Подготовка опросных листов

206,40

0,00

48

6 950,40

Проведение опросов

825,60

6 048,00

192

36 299,04

Ведение базы данных

1 032,00

2 880,00

240

38 798,40

Мониторинг реализации

516,00

3 420,00

120

22 181,10

Мониторинг цен

619,20

2 160,00

144

23 886,00

Определение интен­сивности кон­курен­ции

206,40

1 296,00

48

8 771,28

Определение границ изменения цен

516,00

3 480,00

120

22 265,40

Расчет затрат на рекламу

154,80

2 484,00

36

8 702,82

Разработка рекламных концепций

361,20

4 032,00

84

17 828,16

Расчет затрат на маркетинг

309,60

4 896,00

72

17 304,48

Управление ассортиментом

516,00

5 320,00

120

24 850,60

Данные таблицы 5 говорят, что у маркетолога на функции проведения опросов и ведения базы данных приходиться большая часть рабочего времени, которое тратиться им на контроль работы не подчиненных ему сотрудников компании, расходы, на работу которых, позволяют говорить о больших возможностях сокращения расходов в этом направлении. Данные таблицы 4 также указывают на, несвойственные для специалиста по маркетингу в данной организации, функции по расчету затрат на рекламу и маркетинг. Трудозатраты на выполнение этих функций составляют 8 703 руб. в год и 17 304 руб. в год соответственно, хотя это работа бухгалтерии и планово-экономического отдела. Для определения степени значимости функций была создана экспертная группа, в состав которой вошли: ЗГД по СиР, КД и начальник ПЭО. Каждый из членов группы заполнил матрицу попарных сравнений функций. Всего ими было заполнено три матрицы для основных функций, приведенных в таблицах 6.a.1.‑6.a.3., и три матрицы для вспомогательных функций, приведенных в таблицах 6.b.1.‑ 6.b.3.:

Таблица 6.a.1. Матрица попарных срав­нений для основных функций.

№ функции

№ функции

12345Сумма баллов
Функция
1Составление плана маркетинга11215
2Прогноз конъюн­ктуры рынка10124
3Исследование деятель­­ности кон­курен­тов12216
4Оценка требований потребителей01012
5Формулирование цели исследования10113

Таблица 6.a.2. Матрица попарных срав­нений для основных функций.

№ функции

№ функции

12345Сумма баллов
Функция
1Составление плана маркетинга20114
2Прогноз конъюн­ктуры рынка02125
3Исследование деятель­­ности кон­курен­тов20226
4Оценка требований потребителей11002
5Формулирование цели исследования10023

Таблица 6.a.3. Матрица попарных срав­нений для основных функций.

№ функции

№ функции

12345Сумма баллов
Функция
1Составление плана маркетинга10023
2Прогноз конъюн­ктуры рынка12126
3Исследование деятель­­ности кон­курен­тов20215
4Оценка требований потребителей21003
5Формулирование цели исследования00123

Таблица 6.b.1. Матрица попарных срав­нений для вспомогательных функций.

№ функ­ции

№ функции

1234567891011Сумма балл.
Функция
1Подготовка опросных листов121122211215
2Проведение опросов11100010206
3Ведение базы данных01101020005
4Мониторинг реализации111011222213
5Мониторинг цен122222222219
6Определение интен­сивности кон­курен­ции02110021119
7Определение границ изменения цен022102222114
8Расчет затрат на рекламу01000001103
9Разработка рекламных концепций122001012110
10Расчет затрат на маркетинг10200101005
11Управление ассортиментом022001121211

Таблица 6.b.2. Матрица попарных срав­нений для вспомогательных функций.

№ ф.

№ функции

1234567891011Сумма балл.
Функция
1Подготовка опросных листов22001020209
2Проведение опросов01002020106
3Ведение базы данных01110110106
4Мониторинг реализации221021222216
5Мониторинг цен221221222218
6Определение интен­сивности кон­курен­ции10200021208
7Определение границ изменения цен221112222116
8Расчет затрат на рекламу00100000102
9Разработка рекламных концепций222001022011
10Расчет затрат на маркетинг01100001003
11Управление ассортиментом222002122215

Таблица 6.b.3. Матрица попарных срав­нений для вспомогательных функций.

№ ф.

№ функции

1234567891011Сумма балл.
Функция
1Подготовка опросных листов121022212114
2Проведение опросов11101000217
3Ведение базы данных01101021107
4Мониторинг реализации111022222215
5Мониторинг цен222222222220
6Определение интен­сивности кон­курен­ции01100021117
7Определение границ изменения цен022002220212
8Расчет затрат на рекламу02000000103
9Разработка рекламных концепций121001022211
10Расчет затрат на маркетинг00100121005
11Управление ассортиментом11200102029
Затем, данные по основным функциям из таблиц 6.a.1.‑6.a.3. необходимо свести в сводную таблицу 7.a., а данные по вспомогательным функциям из таблиц 6.b.1.‑6.b.3. – в сводную таблицу 7.b. Тогда в сводных таблицах можно будет определить значимость и ранг каждой функции управления. При этом для снижения субъективного фактора при экспертной оценке значимости функций специалиста по маркетингу, необходимо экспертные ряды каждой функции проверить по формуле:
где,

– коэффициент устойчивости экспертного ряда;

– максимальная значимость в экспертном ряду;

– минимальная значимость в экспертном ряду.
Нормативное значение этого коэффициента равно 2.0, следовательно, если расчетное значение коэффициента устойчивости экспертного ряда будет больше нормативного, тогда необходимо исключить одно из значений ряда. После этого повторить проверку. В данном случае все значения коэффициентов устойчивости экспертных рядов меньше нормативного значения.

Таблица 7.a. Сводная матрица попарных сравнений основных функций.

№ функции

№ эксперта

123Средний баллРанг
Функция
1Составление плана маркетинга5434,003
2Прогноз конъюн­ктуры рынка4565,002
3Исследование деятель­­ности кон­курен­тов6655,671
4Оценка требований потребителей2232,335
5Формулирование цели исследования3333,004
Данные таблицы 7.a. и таблицы 3, позволяют построить совмещенную диаграмму значимости основных функций и затрат на их осуществление (рисунок 4), наглядно демонстрирующую это соотношение и позволяющую выявить несбалансированные функции.

Таблица 7.b. Сводная матрица попарных сравнений вспомогательных функций.

№ функции

№ эксперта

123Средний баллРанг
Функция
1Подготовка опросных листов1591412,674
2Проведение опросов6676,338
3Ведение базы данных5676,009
4Мониторинг реализации13161514,672
5Мониторинг цен19182019,001
6Определение интен­сивности кон­курен­ции9878,007
7Определение границ изменения цен14161214,003
8Расчет затрат на рекламу3232,6711
9Разработка рекламных концепций10111110,676
10Расчет затрат на маркетинг5354,3310
11Управление ассортиментом1115911,675
По данным этой таблицы 7.b. и таблицы 3, используя ранжирование каждой функции, можно построить совмещенную диаграмму значимости вспомо­гательных функций и затрат на их осуществление (рисунок 3), которая также поможет выявить несбалансированность вспомогательных функций управления специалиста по маркетингу компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС». Из диаграммы, изображенной на рисунке 3 видно, что затраты на осуществление практически всех вспомогательных функций не сбалансированы с их значимостью. Особенно остро это касается функций связных с управлением ассортиментом, проведением опросов, ведением базы данных и расчетом затрат на маркетинг, поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать процессы выполнения именно этих функций. По основным функциям управления, представленным на рисунке 4, ситуация в целом более спокойная. Здесь несбалансированной является только функция по составлению плана маркетинга, процесс выполнения которой, также необходимо совершенствовать. Достаточно трудоемкой также является функция по исследованию деятельности конкурентов.

Подпись: Рисунок 3. Совмещенная диаграмма значимости
вспомогательных функций и затрат на их осуществление.

Подпись: Рисунок 4. Совмещенная диаграмма значимости
основных функций и затрат на их осуществление.



Анализ деятельности специалиста по маркетингу на предприятии ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» позволил выявить недостаточный уровень качества выполнения ряда функций: основных – по оценке требований потребителей, прогнозированию конъюнктуры рынка и составлению плана маркетинга, а также вспомогательных – по определению границ изменения цен, управлению ассортиментом и подготовке опросных листов. С учетом выявленных недостатков, необходимо сформулировать важнейшие задачи совершенствования маркетинговой работы на предприятии: – Сокращение затрат на выполнение функций: – составления плана маркетинговой политики предприятия; – исследования деятельности конкурентов компании; – управления ассортиментом предлагаемых компанией услуг. – Исключение излишних, для маркетолога данной компании, функций: – проведения опросов потребителей; – ведения базы данных; – расчета затрат на рекламу; – расчета затрат на маркетинг. – Повышение качества выполнения функций: – оценки требований потребителей; – составления плана маркетинговой политики предприятия; – прогнозирования конъюнктуры рынка; – управления ассортиментом предлагаемых компанией услуг; – определения коридора изменения цен на рынке; – подготовке вопросов для анкетирования потребителей.

3. Проектная часть

3.1. Творческий этап

Для поиска путей совершенствования управления маркетинговой работы на предприятии ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» были использованы следующие известные методы: «мозговая атака» и метод контрольных вопросов. Для этого была сформирована экспертная группа, куда вошли: начальник планово-экономического отдела предприятия, заместитель генерального директора по сервису и коммерческий директор предприятия. На творческих совещаниях сформированной экспертной группе были заданы следующие вопросы: 1. Как оптимизировать процесс разработки стратегии развития предприятия? 2. Как лучше определять формы и методы конкурентной борьбы? 3. Как оптимизировать структуру производственного плана? 4. Как лучше организовать работу по изучению потребительского спроса? 5. Как минимизировать затраты по анализу конъюнктуры рынка? 6. Возможно ли исключить из обязанностей маркетолога компании функцию расчета затрат на рекламу? 7. Как осуществлять маркетинг предприятия с наименьшими затратами? 8. Как усовершенствовать процедуру изучения покупательского спроса? 9. Как повысить эффективность маркетинговой политики предприятия? 10. Как повысить надежность прогноза состояния рынка? 11. Как улучшить ассортимент предлагаемых компанией услуг? 12. Как улучшить систему прогнозирования ценового положения на рынке? 13. Как повысить эффективность изучения потребительского спроса? На каждый из вопросов было получено несколько вариантов ответов. Все варианты представлены в карточках идей таблицы 8:

Таблица 8. Карточки идей.

варианта

Сущность вариантаПреимущества вариантаНедостатки варианта
Вопрос:01
01Сокращение числа рассматриваемых вариантовЭкономия времениВозможные потери нестандартных решений

Заключение. Экономия времени позволяет существенно снизить затраты и устранить излишние показатели плана.

02Автоматизация рас­че­тов вариантов прог­нозаСокращение затратНеобходимость раз­ра­ботки нового програм­много обеспечения

Заключение. Сокращение затрат выше потерь при разработке программного обеспечения.

03Повышение квали­фикации экспертовПовышение качества управленческих решенийУвеличение расходов по зарплате и затраты на переквалификацию персонала

Заключение. Расходы окупаются принятием оптимального решения.

Вопрос:02
01Использование метода «гонка за лидером»Минимизация потерьКомпания никогда не станет лидером

Заключение. Обеспечивается стабильное развитие.

02Покупка готовых решенийСокращение времени выполнения функцииНе учитывается специфика предприятия

Заключение. Сокращение затрат на выполнение функции и высвобождение времени на выполнение других функций.

03Автоматизация обра­ботки статистической информацииСокращение времени выполнения функции и ускорение процесса принятия решенияРасходы на разработку нового программного обеспечения

Заключение. Помимо сокращения затрат, выигрыш во времени обеспечивает преимущество перед конкурентами.

Вопрос:03
01Совершенствование системы мониторинга покупательского спросаБыстрое и качественное выявление потреб­ностей клиентовЗатраты на форми­рование системы

Заключение. Затраты по формированию системы перекрываются увеличением выпуска продукции.

02Переход на работу только с наиболее рен­та­бельными видами продукцииУвеличение прибыли компанииПотеря части покупа­тельского сектора

Заключение. В условиях сжатия покупательского спроса приоритетным направлением является поддержание рентабельности производства

03Реорганизация планового отделаУлучшение ассортиментаУвеличение себестоимости

Заключение. Увеличение объемов сбыта позволит рассчитывать на монополизацию определенного сегмента рынка.

Вопрос:04
01Создание специального подразделения по изучению потреби­тельского спросаВозможность получения максимально полной информацииДополнительные затраты на создание и работу такого подраз­деления

Заключение. Качество проводимых исследований перекроет затраты.

02Поручить проведения опросов специализи­рованной компанииПривлечения высоко­классных специалистов позволит составлять прог­нозы с высокой степенью досто­вер­ностиОчень высокий уровень затрат на привлечение специалистов

Заключение. Глубина и охват исследований потребностей покупателей повышает качественный уровень опросов.

03Поручение проведения опросов линейным под­раз­делениям компании, непосредственно заня­тых работой с клиен­тамиСокращение расходов на проведение опросов, получение оперативной и достоверной информацииНизкий уровень квалификации специалистов

Заключение. Повышение эффективности работы специалиста по маркетингу компании, при сокращении суммы общих расходов компании.

Вопрос:05
01Автоматизация процесса ведения базы данных предприятияБыстрая и качественная обработка информацииРасходы на покупку и монтаж дополни­тель­ного оборудования, и разработку программ­ного обеспечения

Заключение. Быстрое получение информации о состоянии рынка.

02Передача ведения базы данных предприятия специализированной компанииПредоставление опера­тивной и полной ин­фор­мации о стоянии рынкаПроблема сохранения коммерческой тайны и дополнительные расходы

Заключение. Экономия финансовых и трудовых ресурсов покрывает издержки.

03Передать ведение базы данных предприятия всем заинтересованным линейным подраз­де­ле­ниями компанииСокращение расходов на ведение базы данных, оперативность и доступность инфор­мации базы данныхСнижение досто­вер­нос­ти информации, зат­ра­ты на организацию ло­каль­ной сети пред­прия­тия и разработку прог­раммного обес­печения

Заключение. Повышение эффективности работы маркетолога компании, за счет создания локальной компьютерной сети.

Вопрос:06
01Передать функцию рас­чета затрат на реклам­ную компанию в бух­гал­терию предприятияОсвобождение рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффек­тивности рек­лам­ной компании

Заключение. Высвобождаемое рабочее время позволяет увеличить качество выполнения ряда других функций маркетолога компании.

02Передача специализи­ро­ванному рекламному агентству всех фун­к­ций, связанных с рек­лам­ной политикой ком­панииПовышение профес­сиона­лизма и качества рекламной компании предприятияСущественные допол­ни­тельные расходы

Заключение. Увеличение расходов на рекламу окупается увеличением количества клиентов.

03Отказ от рекламной компанииСокращение расходов на рекламуСокращение спроса на продукцию и услуги компании

Заключение. При высоком уровне качества предлагаемых услуг, сокращение расходов на рекламу повышает рентабельность предприятия.

Вопрос:07
01Передача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭОМинимизация затрат рабочего времени маркетолога компанииТрудности в оценке эффективности марке­тин­говой политики

Заключение. Повышение эффективности работы специалиста по маркетингу, за счет освобождения от несвойственных ему функций.

02Автоматизация процесса расчета затрат на маркетингУскорение расчетов и экономия рабочего времениДополнительные зат­ра­ты на разработку и установку дополнитель­ного программного обес­печения

Заключение. Дополнительные затраты окупаются за счет повышения эффективности работы маркетолога компании.

03Заказ маркетинговых исследований в консал­тинговой компанииПовышение качества маркетинговой поли­тики предприятияЗначительное увели­че­ние затрат на мар­ке­тинг

Заключение. Повышение затрат окупается повышением общего уровня рентабельности предприятия.

Вопрос:08
01Расширение штата маркетингового отделаУвеличение массива обрабатываемой информацииУдорожание и услож­не­ние процедуры оценки покупательского спроса

Заключение. Расходы на увеличение штата покрываются повышением качества разработки маркетинговых решений.

02Привлечение внешних организацийПовышение репрезен­та­тивности покупа­тель­ского опросаДополнительные рас­ходы на прив­ле­че­ние внешних специалистов

Заключение. Расходы на привлечение внешних организаций покрываются увеличением качества оценки требований покупателей.

03Увеличение источников статистической инфор­мации о требо­ваниях рынкаОбеспечение надеж­нос­ти и качества управ­лен­ческих решенийУвеличение трудо­зат­рат на выполнение дан­ной функции

Заключение. Повышение качества оценки требований потребителей позволяет предприятию получить дополнительную прибыль.

Вопрос:09
01Привлечение допол­ни­тельных специалистов из смежных отраслейПовышение качества маркетинговой политики компанииДополнительные рас­хо­ды по оплате труда при­в­лекаемых специалис­тов

Заключение. Дополнительные расходы окупаются получением предприятием ожидаемой прибыли.

02Использование зару­беж­ного опыта в облас­ти разработки марке­тин­говой политикиВозможность исполь­зо­вания передовых марке­тинговых технологийВ отечественных усло­виях зарубежный опыт не всегда применим

Заключение. Использование зарубежного опыта позволяет выйти на мировые рынки.

03Привлечение ауди­тор­ских компаний из числа «большой пятерки»Повышение обоснован­ности управленческих решенийЗначительное увели­че­ние финансовых рас­хо­дов на сбор инфор­ма­ции и привлекаемых аудиторов

Заключение. Привлечение крупнейших аудиторских компаний повышает привлекательность товаров и услуг предприятия на мировых рынках.

Вопрос:10
01Использование сов­ре­мен­ного матема­тичес­кого аппаратаПовышение достовер­ности прогнозаДополнительные зат­ра­ты на раз­ра­бот­ку и ус­та­новку до­пол­нитель­ного прог­рам­много обес­печения

Заключение. Затраты труда покрываются за счет улучшения качества прогнозов.

02Привлечение внешних консультантовПовышение эффек­тив­ности прогнозаРасходы на прив­ле­каемых специалистов

Заключение. Расходы на дополнительных специалистов покрываются расширением сбыта.

03Разработка комплек­с­ных макро­эконо­мичес­ких прогнозовМаксимальный учет дол­госрочных факторов при составлении прог­нозовУсложнение процедуры прогнозирования конъюн­ктуры рынка и дополнительные зат­раты на разработку дополнительного прог­раммного обес­пе­че­ния

Заключение. Дополнительные затраты по составлению прогнозов компенсируются стабильным развитием компании.

Вопрос:11
01Предложение новых видов товаров и услугУвеличение ассортимента Увеличение затрат на разработку новой проду­кции

Заключение. Увеличение затрат окупается получением дополнительных прибылей.

02Проведение допол­ни­тель­ных исследований покупательского спросаУлучшение ассортиментаИздержки на прове­де­ние дополнительных исследований

Заключение. Издержки покрываются увеличением сбыта.

03Разработка системы сопровождения пред­ла­гаемых товаров и услугПривлечение допол­ни­тельного количества покупателейЗатраты на создание сервисных центров

Заключение. Издержки компенсируются увеличением объема продаж.

Вопрос:12
01Усовершенствование математического аппаратаУлучшение качества прогнозовЗатраты на обновление программного обес­пе­че­ния

Заключение. Затраты на покупку нового программного обеспечения компенсируются достоверностью составления прогнозов.

02Привлечение сторонних квалифицированных специалистовПовышение достовер­ности прогнозовРасходы на прив­ле­каемых специалистов

Заключение. Расходы окупаются повышением рентабельности предприятия.

03Хеджирование ценовых рисковЗащита производства от резких колебаний валютного курсаЗатраты на покупку валютных фьючерсов

Заключение. Обеспечение стабильности и ритмичности производственного процесса.

Вопрос:13
01Проведение пред­ва­ри­тель­ного анализа поку­па­тельского спросаСокращение времени на подготовку анкетЗатраты на пред­ва­ри­тель­ный анализ

Заключение. Качество анкетирования покрывает затраты на проведение предварительного анализа.

02Привлечение специа­ли­зи­рованных социоло­ги­чес­ких службПовышение репре­зен­та­тив­ности анке­ти­ро­ва­нияДополнительные рас­хо­ды на прив­ле­че­ние спе­циалистов

Заключение. Затраты компенсируются проведением детального анализа потребительского спроса.

03Использование сов­ре­мен­ных технологий при разработке анкетПовышение валидности проводимых опросовУвеличение трудо­затрат

Заключение. Современные технологии позволяют получить опросные листы для более детального и точного прогнозирования покупательского спроса.

3.2. Исследовательский этап

На этом этапе необходимо провести сравнительную организационно-экономическую оценку и отбор наиболее рациональных для внедрения предложений из числа предварительно отобранных вариантов, представленных в таблице 8. Оценка и отбор производятся с участием специалистов заинтересованных подразделений и служб предприятия, на основе заключений экспертизы. По каждому предложению таблицы 8, в таблице 9 даны оценки для каждого варианта. При этом при организационной оценке учитывались реальные организационные условия, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта, а при экономической оценке учитывался уровень снижения трудозатрат и повышение качества выполнения функции, а также тенденция изменения основных показателей работы предприятия.

Таблица 9. Сравнительная организа­ционно-экономическая оценка.

Варианты предложенияПреимуществаНедостаткиОценки
орга­ни­за­цион­наяэко­но­ми­чес­кая
Сокращение числа рассматриваемых вариантовЭкономия времениВозможные потери нестандартных решений+
Автоматизация рас­че­тов вариантов прог­нозаСокращение затратНеобходимость раз­ра­ботки нового прог­рам­много обес­пече­ния++
Повышение квали­фикации экспертовПовышение качес­тва управ­лен­чес­ких решенийУвеличение рас­хо­дов по зарплате и затраты на перек­ва­лификацию−+
Использование мето­да «гонка за лидером»Минимизация потерьКомпания никогда не станет лидером+−+
Покупка готовых решенийСокращение вре­ме­ни выпол­не­ния фун­к­цииНе учитывается спе­ци­фика пред­прия­тия+
Автоматизация об­ра­­ботки статис­ти­чес­кой инфор­мацииУско­ре­ние процесса при­ня­тия решенияРаз­ра­ботка нового про­г­раммного обес­пе­че­ния++
Совершенствова­ние системы мони­то­рин­га поку­па­тельского спросаБыстрое и качес­т­вен­ное выявление пот­­реб­­ностей клиен­товЗатраты на форми­ро­вание системы+−+
Переход на работу только с наиболее рен­та­бельными видами продукцииУвеличение при­были компанииПотеря части покупа­тельского сектора++
Реорганизация планового отделаУлучшение ассортиментаУвеличение себестоимости−+
Создание спе­циаль­ного подраз­деления по изу­че­нию пот­ре­би­­тельского спросаВозможность полу­чения максимально полной инфор­ма­цииДополнительные зат­раты на соз­да­ние и ра­боту та­ко­го подраз­де­ления −+
Поручение про­ве­де­ния опросов спе­циализи­рованной компанииПривлечения вы­со­ко­классных спе­циа­лис­тов поз­во­лит сос­тав­лять прог­­нозы с вы­со­кой степенью дос­то­­вер­ностиОчень высокий уровень затрат на привлечение специалистов+
Поручение про­ве­де­ния опросов ли­ней­ным под­раз­де­ле­ни­ям компании, не­пос­редственно заня­тых работой с клиен­тамиСокращение рас­хо­дов на проведение оп­ро­сов, получение опе­ра­тивной и дос­товерной ин­фор­ма­цииНизкий уровень квалификации специалистов++
Автоматизация процесса ведения базы данных предприятияБыстрая и качес­т­вен­ная обработка информацииРасходы на по­куп­ку и монтаж до­пол­ни­тель­ного обо­ру­до­­ва­ния, и раз­ра­бот­ку программ­ного обес­пе­чения−+−+
Передача ведения ба­зы данных пред­прия­тия спе­циа­ли­зи­рованной ком­па­нииПредоставление опе­ра­­тивной и полной ин­­фор­мации о сос­тоя­нии рынкаПроблема сох­ра­не­ния коммерческой тайны и до­пол­ни­тельные расходы+
Передача ведения базы данных пред­приятия всем заин­те­ресованным ли­ней­ным подраз­де­ле­­ниями компанииСокращение рас­хо­дов на ведение базы дан­ных, опе­ра­тив­ность и доступность инфор­мации базы данныхСнижение досто­ве­р­нос­ти ин­фо­р­ма­ции, зат­ра­ты на ор­га­ни­за­цию ло­каль­ной сети пред­прия­тия и раз­ра­ботку прог­рам­м++
Полная передача функции рас­чета затрат на реклам­ную ком­па­нию в бух­гал­терию предприятияОсвобождение ра­бо­чего времени мар­ке­толога ком­па­нииТрудности в оцен­ке эффек­тивности рек­лам­ной ком­па­нии++
Передача спе­циа­ли­зи­ро­ванному рек­ла­м­ному агентству всех фун­к­ций, свя­занных с рек­лам­ной политикой ком­панииПовышение профес­сиона­лизма и ка­чес­тва рекламной ком­пании предприятияСущественные допол­ни­тельные расходы+
Отказ от рекламной компанииСокращение рас­хо­дов на рекламуСокращение сп­ро­са на продукцию и услуги компании−+
Передача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭОМинимизация затрат рабочего времени маркетолога ком­па­нииТрудности в оцен­ке эффективности марке­тин­говой политики++
Автоматизация процесса расчета затрат на маркетингУскорение расчетов и экономия рабочего времениЗат­ра­ты на раз­ра­бот­ку и установку дополнитель­ного программного обес­­печения+−+
Заказ маркетин­го­вых исследований в консал­тинговой ком­панииПовышение качества маркетинговой по­ли­­тики предприятияЗначительное уве­ли­­че­ние затрат на мар­ке­тинг+
Расширение штата маркетингового отделаУвеличение массива обрабатываемой ин­формацииУдорожание и ус­лож­­не­ние про­це­ду­ры оценки поку­па­тельского спроса−+−+
Привлечение внеш­них организацийПовышение репре­зен­­та­тивности по­ку­па­тель­ского опросаДополнительные рас­ходы на прив­ле­че­ние внешних специалистов+
Увеличение ис­точ­ни­ков ста­тис­ти­чес­кой инфор­мации о требо­ваниях рынкаОбеспечение надеж­нос­ти и качества уп­рав­­лен­ческих ре­ше­нийУвеличение трудо­зат­рат на вы­пол­не­ние дан­ной фун­к­ции++
Привлечение допол­ни­тельных специалистов из смежных отраслейПовышение качества маркетинговой политики компанииДополнительные рас­хо­ды по оплате труда при­в­ле­кае­мых специалис­тов+
Использование зару­беж­ного опыта в облас­ти разработки марке­тин­говой по­ли­тикиВозможность ис­поль­­зо­вания пере­до­вых марке­тинговых технологийВ отечественных усло­виях зару­беж­ный опыт не всегда применим++
Привлечение ауди­тор­ских компаний из числа «большой пятерки»Повышение обос­но­ван­­ности управ­лен­ческих решенийЗначительное уве­ли­че­ние финан­со­вых рас­хо­дов на сбор инфор­ма­ции+−+
Использование сов­ре­мен­ного матема­тичес­кого аппаратаПовышение достовер­ности прогнозаЗат­ра­ты на раз­ра­бот­ку и ус­та­новку до­пол­нитель­ного прог­рам­много обес­­печения++
Привлечение внешних консультантовПовышение эффек­тив­ности прогнозаРасходы на прив­ле­каемых спе­циа­лис­тов+
Разработка комплек­с­ных макро­эконо­ми­чес­ких прогнозовМаксимальный учет дол­госрочных фак­то­ров при сос­тав­лении прог­нозовУсложнение про­це­дуры прог­но­зи­ро­ва­ния и зат­раты на разработку допол­ни­тельного прог­раммного обес­пе­че­ния−+−+
Предложение новых видов товаров и услугУвеличение ассортимента Увеличение затрат на разработку новой проду­кции++
Проведение допол­ни­тель­ных ис­следо­ваний поку­па­тель­ского спросаУлучшение ассортиментаИздержки на про­ве­­де­ние допол­ни­тель­ных ис­следо­ваний+−+
Разработка системы сопровождения пред­­ла­гаемых товаров и услугПривлечение допол­ни­тельного коли­чес­тва покупателейЗатраты на соз­да­ние сервисных центров−+−+
Усовершенствова­ние матема­ти­чес­ко­го аппаратаУлучшение качества прогнозовЗатраты на обнов­ление прог­рам­мно­го обес­пе­че­ния+−+
Привлечение сто­рон­них квали­фи­ци­ро­ванных спе­циа­лис­товПовышение достовер­ности прогнозовРасходы на прив­ле­каемых специа­лис­тов+
Хеджирование ценовых рисковЗащита произ­вод­ст­ва от резких коле­ба­ний валютного курсаЗатраты на покуп­ку валютных фью­чер­сов++
Проведение пред­ва­ри­тель­ного анализа поку­па­тельского спросаСокращение времени на подготовку анкетЗатраты на пред­ва­ри­тель­ный анализ−+
Привлечение спе­циа­­ли­зи­ро­ван­ных социоло­ги­чес­ких службПовышение репре­зен­та­тив­ности анке­ти­ро­ва­нияДополнительные рас­хо­ды на прив­ле­че­ние спе­циалис­тов+−+
Использование сов­ре­мен­ных тех­но­ло­гий при разработке анкетПовышение валид­ности проводимых опросовУвеличение трудо­затрат++

Примечание.

Плюс (+)

преобладание преимуществ над недостатками;

Минус (−)

преобладание недостатков над преимуществами;

Минус, плюс (−+)

равное соотношение преимуществ и недостатков.
Таким образом, по данным этой таблицы 9, по каждому предложению, были отобраны наиболее рациональные варианты, имеющие наибольшее коли­чес­т­во положительных оценок. Результаты этого отбора представлены в таблице 10:

Таблица 10. Наиболее рацио­наль­ные варианты для внедрения.

Варианты предложенияОценки
орга­ни­за­цион­наяэко­но­ми­чес­кая
Автоматизация рас­че­тов вариантов прог­ноза++
Автоматизация об­ра­­ботки статис­ти­чес­кой инфор­мации++
Переход на работу только с наиболее рен­та­бельными видами продукции++
Поручение про­ве­де­ния опросов ли­ней­ным под­раз­де­ле­ни­ям компании, не­пос­редственно заня­тых работой с клиен­тами++
Передача ведения базы данных пред­приятия всем заин­те­ресованным ли­ней­ным подраз­де­ле­­ниями компании++
Полная передача функции рас­чета затрат на реклам­ную ком­па­нию в бух­гал­терию предприятия++
Передача функции по расчету затрат на маркетинг в ПЭО++
Увеличение ис­точ­ни­ков ста­тис­ти­чес­кой инфор­мации о требо­ваниях рынка++
Использование зару­беж­ного опыта в облас­ти разработки марке­тин­говой по­ли­тики++
Использование сов­ре­мен­ного матема­тичес­кого аппарата++
Предложение новых видов товаров и услуг++
Хеджирование ценовых рисков++
Использование сов­ре­мен­ных тех­но­ло­гий при разработке анкет++

3.3. Рекомендательный этап

На данном этапе необходимо рассчитать затраты на разработку и реализацию рекомендаций, приведенных в таблице 10 и показать ожидаемую экономическую эффективность от их применения. Затраты на реализацию действий, необходимых для осуществления рекомендаций, приведены в таблице 11:

Таблица 11. Затраты на реализацию рекомендаций.

№ п/пРекомендации

Необходимые

мероприятия

Затраты, руб.

1.

Перейти на работу толь­ко с наиболее рен­та­бель­ными видами продукцииВыявление наиболее рента­бель­ных из предлагаемых компанией видов продукции

3 620

2.

Использовать зару­беж­ный опыт в облас­ти раз­работки марке­тин­говой по­ли­тикиНаправить специалиста по маркетингу компании на курсы повышения квалификации

25 240

3.

Передать ведение базы данных пред­приятия всем заин­те­ресованным ли­ней­ным подраз­де­ле­­ниями компанииМодернизация локальной сети предприятия и обновление сетевого программного обеспечения

6 040

4.

Использовать сов­ре­мен­ный матема­тичес­кий аппаратЗамена устаревшего програм­мно­го обеспечения, исполь­зуе­мо­го маркетологом компании в своей повседневной работе

8 700

5.

Увеличить количество ис­точ­ни­ков ста­тис­ти­чес­кой инфор­мации о рынкеЗаключение договора с МОСГОР­КОМСТАТОМ о регулярном предос­тавлении интересующей инфор­ма­ции

3 400

6.

Автоматизировать об­ра­­ботку статис­ти­чес­кой инфор­мацииПокупка и наладка допол­нитель­ного оборудования и програм­мно­го обеспечения

9 970

7.

Автоматизировать рас­че­ты вариантов прог­нозаРазработка нового программного обеспечения

23 680

8.

Использовать сов­ре­мен­ные тех­но­ло­гии при раз­работке анкетПокупка специализированного программного обеспечения

21 541

9.

Поручить про­ве­де­ние опросов ли­ней­ным под­раз­де­ле­ни­ям компании, не­пос­редственно заня­тых работой с клиен­тамиМодернизация оборудования на рабочих местах линейных под­раз­делений

15 690

10.

Полностью передать функции рас­чета затрат на реклам­ную ком­па­нию в бух­гал­терию предприятияОбеспечение своевременного поступления необходимых данных в бухгалтерию

5 120

11.

Передать функции по рас­чету затрат на марке­тинг в ПЭО предприятияМодернизация оборудования, используемого в ПЭО пред­приятия

8 790

12.

Предлагать новые виды товаров и услугУсиление работы маркетолога компании по поиску новых партнеров

10 250

13.

Хеджировать ценовые рискиЗаключение договора с брокером ММВБ

3 650

Итого:

145 691

Для определения экономического эффекта от реализации предлагаемых рекомендаций можно воспользоваться данными таблицы 12, показывающей годовую экономию средств на выполнение функций управления специалистом по маркетингу компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» в результате проведения ФСА. Результаты вычислений, проведенных в таблице 12, показывают, что после реализации комплекса рекомендуемых мероприятий, затраты на выполнение функций маркетолога компании снизятся и составят 220 002 руб. в год, что позволит ежегодно экономить 165 845 руб. Таким образом, комплекс рекомендуемых мероприятий позволяет существенно сократить затраты на выполнение функций управления специалиста по маркетингу, и затраты необходимые для его реализации, составляющие 145 691 руб., окупятся в течение первого года после их внедрения.

Таблица 12. Изменение трудоемкости выпол­нения функций в результате проведения ФСА.

№ п/пНаименование функцииЗатраты на осуществление функций, руб. в годЭкономия, руб. в год
до мероприятийпосле мероприятий

1.

Составление плана маркетинга

38 536

26 466

12 070

2.

Прогноз конъюн­ктуры рынка

31 965

30 415

1 550

3.

Исследование деятель­­ности кон­курен­тов

41 833

34 364

7 469

4.

Оценка требований потребителей

20 967

17 325

3 642

5.

Формулирование цели исследования

24 710

21 895

2 815

6.

Подготовка опросных листов

6 950

11 805

-4 855

7.

Проведение опросов

36 299

0

36 299

8.

Ведение базы данных

38 798

0

38 798

9.

Мониторинг реализации

22 181

14 538

7 643

10.

Мониторинг цен

23 886

18 566

5 320

11.

Определение интен­сивности кон­курен­ции

8 771

8 650

121

12.

Определение границ изменения цен

22 265

13 522

8 743

13.

Расчет затрат на рекламу

8 703

0

8 703

14.

Разработка рекламных концепций

17 828

10 368

7 460

15.

Расчет затрат на маркетинг

17 304

0

17 304

16.

Управление ассортиментом

24 851

12 088

12 763

Итого:

385 847

220 002

165 845

3.4. Этап внедрения

На этапе внедрения необходимо провести социально-психологическую, профессиональную и материально-техническую подготовку работников аппарата управления, имеющих отношение к деятельности специалиста компании по маркетингу. Для этого необходимо разработать систему материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценить фактическую экономическую эффективность от внедрения результатов ФСА управления трудовой деятельностью маркетолога компании, а также разработать план-график внедрения рекомендаций. План-график внедрения рекомендаций представлен в таблице 13, при этом необходимо отметить, что сложившийся на сегодняшний момент в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» социально-психологический климат способствует беспрепятственному внедрению всего комплекса рекомендаций. Потому что, фактически, все сотрудники планово-экономического отдела и бухгалтерии предприятия уже полностью морально подготовлены и понимают необходимость, и обоснованность передачи им части функций специалиста по маркетинговой политики компании. А остальные служащие линейных подразделений компании, уже неоднократно обращались к руководству с просьбами скорейшей модернизации используемого ими оборудования. Поэтому предполагается, что внедрение комплекса рекомендуемых мероприятий пройдет беспрепятственно, и со стороны непосредственных исполнителей будет встречено с полным пониманием и одобрением. В связи с выше изложенным, а также, учитывая, что все сотрудники компании имеют высшее образование и высокий уровень компетенции в своей профессиональной области, то предполагается, что период адаптации к измененным условиям труда пройдет в кратчайшие сроки, и затраты на переквалификацию отдельных сотрудников, не имеющих достаточных навыков работы с новой техникой и программным обеспечением, составят менее 10 680 руб. Таким образом, общие затраты на внедрение всего комплекса рекомендуемых мероприятий составят 156 371 руб., что при годовой экономии на функциях управления только для одного сотрудника компании – специалиста по маркетингу окупается в течение первого года. Однако внедрение данного комплекса мероприятий подразумевает модернизацию практически всех рабочих мест компании, что позволит сократить расходы на выполнение функций управления практически всех остальных сотрудников компании, которое, по оценкам экспертов, составит 96 521 руб. в год. Таким образом, общая экономия от внедрения результатов ФСА в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» составит 262 366 руб. в год, при общей сумме затрат на внедрение, составляющей 156 371 руб. То есть, в первый год внедрения предлагаемых рекомендаций экономическая эффективность составит 105 995 руб.

Таблица 13. План-график внедрения рекомендаций.

№ п/пМероприятиеДата внед­ре­нияОтвет­ст­вен­­­ный испол­ни­тель и соис­­­пол­ни­тельМесто внед­ренияЭко­номи­чес­кий эф­фект, руб. в год

1.

Заключение до­го­­вора с МОС­ГОР­КОМ­СТА­ТОМ01.05.2000

Лукин С.Е.

Николаев Н.Г.

Отдел маркетинга

56 293

2.

Заключение дого­вора с брокером ММВБ02.05.2000

Лукин С.Е.

Осипов Н.П.

Отдел маркетинга

42 271

3.

Модернизация ком­пьютерной сети08.05.2000

Улитин В.Б.

Новиков С.Б.

Все под­раз­де­ле­ния пред­­прия­тия

29 728

4.

Модернизация обо­рудования на ра­бо­чих местах сотруд­ников компании15.05.2000

Улитин В.Б.

Новиков С.Б.

Отдел мар­ке­­тин­га, ли­ней­ные под­раз­­де­ле­ния, бух­гал­терия и ПЭО

15 073

5.

Покупка и наладка допол­нитель­ного оборудования19.05.2000

Улитин В.Б.

Лукин С.Е.

Отдел мар­ке­­тин­га и ли­ней­ные под­раз­­де­ле­ния компании

30 526

6.

Покупка специа­лизированного программного обеспечения22.05.2000

Новиков С.Б.

Осипов Н.П.

Отдел мар­ке­­тин­га, ли­ней­ные под­раз­­де­ле­ния, бух­гал­терия и ПЭО

30 223

7.

Разработка нового программного обеспечения26.06.2000

Улитин В.Б.

Новиков С.Б.

Отдел мар­ке­­тин­га, ли­ней­ные под­раз­­де­ле­ния, бух­гал­терия и ПЭО

28 608

8.

Замена програм­мно­го обес­пе­че­ния03.07.2000

Улитин В.Б.

Новиков С.Б.

Отдел мар­ке­­тин­га, ли­ней­ные под­раз­­де­ле­ния, бух­гал­терия и ПЭО

15 317

9.

Повышение ква­ли­фи­кации сот­ру­д­ни­ков компании24.07.2000

Лукин С.Е.

Осипов Н.П.

Все под­разделения компании

14 327

Итого:

262 366

4. Заключение

В результате проведенного в данной курсовой работе функционально-стоймостного анализа трудовой деятельности специалиста по маркетингу компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», удалось найти пути снижения затрат с одновременным повышением эффективности выполнения ряда его трудовых функций. Кроме этого, удалось снизить затраты на выполнение ряда функций других взаимосвязанных подразделений компании и повысить рентабельность всего предприятия. Думается, необходимо отметить, что рекомендации данные в этой курсовой работе в настоящий момент действительно реализуются в компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» и предварительные результаты показывают рост показателей эффективности работы предприятия в целом и отдела маркетинга в частности. Это прямым образом свидетельствует, что функционально-стоймостной анализ, использующий единство сочетания системного и функционального подхода, является наилучшим методом анализа трудовой деятельности. В планах руководителей компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС», после полной реализации данных рекомендаций, касаемых, в основном, одной из ключевых фигур на данном предприятии – специалиста по маркетингу, произвести комплексный функционально-стоймостной анализ работы всех сотрудников предприятия с целью наиболее эффективного использования рабочего времени и повышения эффективности их труда.

5. Литература

1. Кибанов А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоймостного анализа. ‑М.: Машиностроение, 1991. 2. Мосеева Н.К. Функционально-стоймостной анализ в машиностроении. ‑М.: Машиностроение, 1987. 3. Поршнев А.Г., Азоев Г.Л. Маркетинг. Учебное пособие для вузов. ‑М.: ЗАО «Финстатиформ», 1999. 4. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. Кибанова А.Я. ‑М.: Инфра, 1997. 5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. /Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. ‑М.: МГУ, 1996.