Каталог :: Социология

Реферат: Проблемы правового государства в России

Проблемы и пути формирования правового государства в России.
Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг.,
что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к
конституционному строю.
В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили
новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его
первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего
крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не
связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о
господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался
право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с
недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм,
процедур и гарантий в общественной и политической жизни.
В теории и практике советского государственного строительства от­вергался
принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для
управления Советским государством.
Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о
необходимости создания правового государства.
     1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить
дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих
преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в
статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12
июня 1990 г.
Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)
закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции
Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент
Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:
1.     «Президент Российской Федерации является главой государства.
2.     Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
3.     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства.
4.     Президент Российской Федерации как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);
Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и
Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный
орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды
Российской Федерации.
Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования
определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной
власти.
     2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического
правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении
судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной
силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной .
     3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность. 
Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г.
отметил: идея класса убила в России идею человека.
Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным
в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины —
административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности
оставалось на втором плане.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и
свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что
соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная
обязанность государственной власти. Процесс формирования правового
государства предполагает создание системы политических, юридических и иных
гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных
положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность
государства и личности.
     4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового
государства, следует рассматривать развитие и совершенствование
законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.
В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы
для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.
Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации,
Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12
декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция
Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го
развития и совершенствования правовой системы России.
5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная
система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных
оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся
марксизм-ленинизм.
     6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в
государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень
политической и правовой культуры в обще­стве.
Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо
проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми
членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта
демократического правового го­сударства, а также современное
демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в
качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом
го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия
(плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового
государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского
общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором
реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов
поли­тического плюрализма.
              Становление и развитие гражданского общества.              
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории
человечества, государства и права. Общество, отличное от государства,
существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее
возникает в процессе и в результа­те отделения государства от социальных
структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной
жизни и одновре­менно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В
процессе становления и развития гражданского общества склады­вались
современное право и государство.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государ­ства, семьи,
племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в
XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля,
определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему
потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и
правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права»
отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство
людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная
собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также
упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.
Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи,
его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных
интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о
зависимости обще­ственного строя от разделения труда и форм собственности
стали гро­мадным шагом в развитии общественных наук.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о
системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили
развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их
произведениях показана динамика соот­ношения общества и государства,
основанная на изменении форм соб­ственности и разделения труда. Примитивные
формы разделения тру­да, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в
государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как
первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.
«Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения
собственности уже высвободились из античной и сред­невековой общности... —
писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высво­бождению частной собственности из
общности (Gemeinwesen), государ­ство приобрело самостоятельное существование
наряду с гражданским обществом и вне его...» .
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот
процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом  масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах
античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило
товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде
институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были
только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в
отдельных регионах и соче­тавшиеся с вертикальными структурами сословно-
кастовых обществ.   Формирование гражданского общества в масштабе целых
стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии
гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из
которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и
государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми
движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной
идео­логии.
На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические,
политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним
относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов
производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных
отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали
централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков
современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный
управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в
общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое
распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию
естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о
гражданском обществе как о социально-политиче­ском идеале. Во главе борьбы
угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли
горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет
Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в
наибо­лее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде
первоначального капитализма, основанного на частном предпринима­тельстве.