Каталог :: Социология

Реферат: Психолого-педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Психолого-педагогические методы
социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов
Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в
социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны и с внешней
сто­роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин­валидность) и
внутренней (например, комплекс неполно­ценности либо завышенная самооценка,
лень, жестокость, агрессивность и т. п.). Методы психолого-педагогической
коррекции и воспитания в своем многообразии могут ох­ватывать всю жизнь
человека, они представляют собой на­учно обоснованные способы
психологически и педаго­гически целесообразного взаимодействия с воспитуемым,
организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия
на его сознание и поведе­ние, стимулирование его деятельности и
самовоспита­ния. Метод воспитания должен быть психологически про­никающим,
опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу
личности. Можно выде­лить три основные группы методов:
     • формирования сознания личности;
     • стимулирования деятельности и поведения инди­вида;
     • организации познавательной, практической деятель­ности и поведения.
Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов
и личных убеждений, которы­ми человек руководствуется в своем поведении.
Существуют разные подходы к воспитанию и формиро­ванию сознания личности. 
Авторитарная педагогика и психологические идеи бихевиоризма являются основой 
для существования методов активного воздействия, изме­нения сознания и поведения
человека. В этом случае зада­чей воспитательной системы общества является
формиро­вание «функционального» человека-исполнителя, адапти­рованного к жизни
в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих
соци­альных ролей: гражданин, работник, семьянин, потреби­тель. Воспитание в
этом случае должно быть строго на­правленным на управление и программирование
созна­ния и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация»
поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в
различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или
порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого,
если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с
целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции
лично­стью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адап­тации, не
апеллируя к собственной воле и свободе челове­ка, то это носит антигуманный
характер.
Крайним выражением авторитарного технократическо­го подхода является теория и
практика социального вос­питания на основе психотропного воздействия на
психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально
одобряемое поведение. Такой подход к социаль­ной работе и социальному
воспитанию, перевоспитанию яв­ляется антигуманным и недопустимым. Воспитание
с по­мощью фармакологических препаратов или психотропных излучений
противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Противоположная модель воспитания, в основе кото­рой лежит направление 
гуманистической психологии (яркие представители этого направления А.Маслоу,
К.Роджерс, Франкл и др.) базируется на уважении к личности челове­ка, будь это
ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В
воспитании или в психо­терапии необходимо возбудить собственные силы челове­ка
для решения его проблем, а не решать за него, не про­граммировать и не
дрессировать его на «нужное» поведе­ние. Не навязывать ему готового решения, а
стимулировать его собственную работу по личностному изменению и рос­ту, которые
не имеют пределов.
     Гуманистическая терапия, центрированная на клиен­те 
(Роджерс), (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических
целях, в социальной рабо­те) исходит из того, что человек сам способен
определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только
оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает
возможность ему выра­зить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он
воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
     Необходимые условия гуманистической терапии:
• терапевт (или педагог, родитель, социальный работ­ник) сохраняет 
безусловно положительное отношение к па­циенту (ребенку, либо к человеку,
нуждающемуся в пси­хологической или социальной помощи), к его чувствам, даже
если это противоречит установкам терапевта (нет осуж­дения);
• терапевт старается видеть мир глазами клиента и пе­реживать события так
же, как их переживает сам кли­ент (проявляя эмпатию);
• терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщения клиента или от
подсказки решения его проблем. Он должен только выслушивать и выполнять
роль зерка­ла, отражающего мысли и чувства клиента и формулиро­вать их
по-новому, в результате у клиента появляется реа­листическое представление о
самом себе, и человек приоб­ретает способность разрешать свои проблемы.
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто спо­собен выражать свои
мысли и эмоции и делиться трудно­стями. Метод способствует росту уверенности
в себе и спо­собности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы
развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для
восстановления со­ответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глу­бинным
чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия
или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и
депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Они, в особенности
подростки, придают больше значение возникнувшим конфликтам, считая их никогда
не решающими, кроме как их смертью. С такой категорией клиентов очень важна
профилактическая работа, особенно с детьми и молодежью, включая в себя
воспитание характера, жизненного оптимизма и чувства жизнестойкости.
     Близкое по духу к гуманистической психологии, такое психологическое
направление, как гештальттерапия (Перле), исходит из 
обусловленности психических рас­стройств тем, что личность человека не
составляет еди­ного целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты
ме­шают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и
мыслей). Цель заключается в уста­новлении связи между всеми аспектами своей
личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, пер­сонажами
сновидений, своих фантазий, а в результате до­стичь полного осознания
собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей
самостоя­тельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних
конфликтов человека и выработку способнос­ти сознательно противостоять
жизненным трудностям, по­могает человеку достичь полного самосознания. Можно
эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.
     Эмотивно-рациональная терапия (Эллис) исходит из того, что 
расстройства поведения возникают из-за ирра­циональных «катастрофических» 
мыслей человека, кото­рые появляются в сложных ситуациях. Цель: вместе с
па­циентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек,
помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. 
Выработка бо­лее объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых
решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для
лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека
способности к размышлению.
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия
реальностью, которая направ­лена на то, чтобы развить у человека
способность оцени­вать свои действия в зависимости от ценностей, которые он
отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки,
побудить человека взять на себя ответственность за собственные проблемы с
помощью свое­го рода «договора». Этот вид терапии может быть применим в
социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.
Воспитатель, психотерапевт, социальный работник в рамках гуманистической
психологии и педагогики должен побудить человека к более полному объективному
воспри­ятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нрав­ственному выбору. 
Методами воспитания являются бе­седы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение
ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития
клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов
гуманистиче­ской психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, ког­да
возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет
оправданно применять бо­лее авторитарные методы психолого-педагогического
воз­действия и воспитания. Для оказания социальной и пси­холого-
педагогической помощи людям, имеющим наруше­ния физического либо психического
здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные
воздействия. Психокоррекция познавательной, эмо­циональной, личностной,
поведенческой сфер личности осу­ществляется только квалифицированными
специалистами.
Психолого-педагогическое воздействие реализуется пре­имущественно как
речевое, с целью изменить или сформи­ровать установки (определенный взгляд на
вещи), произ­вести сдвиг в системе ценностей слушателя.
     Социально-психологические установки есть состояние психологической
готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции
человека отно­сительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые
социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям
о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них
— научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему
установок — совокупность эмо­ционально окрашенных элементов знания о мире, о
людях.
В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи.
Что изменяется вначале: эмо­циональное отношение или логические, когнитивные
свя­зи и знания? Возможны обе ситуации: изменение эмоцио­нального отношения
влечет за собой изменение когнитивного значения установок, и наоборот. Но все
же исследова­ния показали, что более надежным и быстрым методом из­менения
установок является изменение эмоционального зна­чения, отношения к той или
иной проблеме (особенно если это происходит под гипнозом). Логический способ
воздей­ствия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех,
поскольку человек склонен избегать сведе­ний, которые могут доказать ему, что
поведение его оши­бочно: так, в опыте с курильщиками им было предложено
прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем
больше человек курит, тем менее до­стоверно он оценивает статью, тем меньше
возможность ло­гическим воздействием изменить его установку к курению.
Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных
экспериментов была выявлена за­висимость между вероятностью изменения
установки и количеством информации об установке: небольшое коли­чество
информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации
вероятность изменения по­вышается, правда, до определенного предела, после
кото­рого вероятность изменения резко падает, т. е. очень боль­шой объем
информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. При
пропаганде конкретных идей следует соблюдать чувство меры. Сначала
недостаток, затем обилие материалов о наркотиках и наркоманах вме­сто
осознания их пагубности, вызвали отторжение этой информации, и наоборот,
породили нездоровый интерес к наркотикам, а во многих случаях его немедленную
реали­зацию.
Сегодня наркомания в молодежной среде стала актуаль­ной проблемой нашего
общества. Антинаркотическая про­филактика должна начинаться со все более
раннего возрас­та, но, как замечают психологи и педагоги, программа дол­жна
быть направлена не только и не столько на профилактику конкретных наркоманов,
сколь на укрепление здоровья, по­средством реализации одной из главных целей
здорового образа жизни — утверждение разумных форм личного по­ведения.
Запретить или уничтожить наркотики невозмож­но, но развить в каждом человеке
систему личного противостояния им — реальная и практически вполне выпол­нимая
задача.
Вероятность изменения установки зависит и от ее сба­лансированности.
Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются
психологической совме­стимостью, поэтому с большим трудом поддаются
воздей­ствию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к
разрыву. Человек, как правило, стре­мится избегать информации, которая способна
вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установ­ками или
между установками и реальным поведением че­ловека.
В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека
или группы действует по прин­ципу ассимиляционного контрастного действия: 
т. е. если у человека есть твердые сбалансированные мнения, уста­новки, которые
отличаются от мнения оратора, то после его речи эти убеждения еще более
отличаются от позиции оратора (если последний не смог привести
сверхубедитель­ных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный
эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то происходит
ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению
оратора, тем более это мне­ние оценивается аудиторией как объективное и
беспристра­стное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять
свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует 
система селекции (от­бора) информации на ряде следующих уровней:
1) внима­ния (внимание направляется на то, что интересует, соот­ветствует
взглядам человека); 2) восприятия (так, даже восприятие, понимание
юмористических картинок зависит от установок человека); 3) памяти
(запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека). В
резуль­тате этого трехэтапного процесса отбора информации пере­убеждать людей
очень трудно.
     Целью речевого воздействия является:
     1)      ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
     2)      изменить структурные отноше­ния в системе установок, т. е.
вводить такую информа­цию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между ус­тановками, взглядами человека;
     3)      изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. 
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия
использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это зараже­ние, он представляет
собой передачу определенного эмо­ционально-психического настроя от одного
человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознатель­ной сфере
человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т.
п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния
воздей­ствующего человека (условно будем называть его оратором) и количества
слушателей. Чем выше эмоциональный на­строй оратора, тем сильнее эффект.
     Внушение также основано на апелляции к бессознатель­ному, к эмоциям
человека, но уже вербальными, словес­ными средствами, причем оратор не должен
находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном со­стоянии,
уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности
источника информа­ции, если внушающий не авторитетен, то внушение обре­чено на
провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипноти­ческое (в состоянии гипноза); 2) в состоянии релаксации — мышечной
и психической расслабленности; 3) при актив­ном состоянии бодрствования
человека.
Приемы внушения направлены на снижение критично­сти человека при приеме
информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса
предпола­гает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо
знакомыми фактами, явлениями, людьми, к кото­рым человек эмоционально
положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого
эмоционального со­стояния на новую информацию (возможен перенос и
отри­цательного отношения, в этом случае поступающая инфор­мация
отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого,
мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»)
снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информа­ции.
     Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, пред­полагает достаточно
высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты,
порой невоз­можно логически воздействовать. Содержание и форма убеж­дения
должны соответствовать уровню развития личнос­ти, его мышления. Требования
к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей
слуша­телей; 2) должна быть последовательной, логичной, мак­симально
доказательной, содержать как обобщающие по­ложения, так и конкретные примеры;
3) необходимо ана­лизировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам
должен быть глубоко убежден в том, что доказыва­ет. Малейшая неточность,
логическое несоответствие мо­гут резко снизить эффект убеждения.
     Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получае­мую информацию с имеющейся у него, и в
результате со­здается представление о том, как оратор преподносит
ин­формацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажет­ся, что оратор не
правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)
создается об­щее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор
допускает логические ошибки, никакой официаль­ный статус и авторитет ему не
помогут; 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между
ними очень велико, то убеждение может быть неэффектив­ным.
В подобном случае наилучшей стратегией убеждения мо­жет стать такая: вначале
убеждающий сообщает об эле­ментах сходства с взглядами убеждаемых, в
результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосыл­ка для
убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом
различии между установка­ми, но тогда убеждающий должен уверенно и
доказатель­но разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии
уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод
воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются
социаль­но-психологические давления разного рода (влияние авто­ритетности
источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда
убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах
доказа­тельств, с помощью которых истинность какой-либо мыс­ли обосновывается
через посредство других.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, до­воды и демонстрации. 
Тезис — это мысль, истинность ко­торой требуется доказать, он должен быть
ясно, точно, не­двусмысленно определен и обоснован фактами. Довод — это
мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для
обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация — логическое
рас­суждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По
способу ведения доказательства бы­вают прямые и косвенные, индуктивные и
дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена те­зиса в ходе
доказательства; 2) использование для доказа­тельства тезиса доводов, которые
отнюдь его не доказыва­ют или верны частично при определенных условиях, а их
рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо
ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство
ложно­сти чужого тезиса и правоты своего утверждения — антите­зиса, хотя
логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие
«псевдодоказа­тельства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев
возможен эффект бумеранга — убеждение приво­дит к результатам,
противоположным намерениям убеж­дающего. Это происходит: 1) когда исходные
установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистан­цией, и с самого
начала оратор это показывает, но не обла­дает должной авторитетностью, вескими
аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, от­торгает
информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической
перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному по­воду
создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя
внешне человек может сде­лать вид, что соглашается; 3) если воздействие
осуществ­ляется на фокальную установку.
Степень эффективности воздействия информации на ус­тановки человека зависит и
от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая
информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается лег­че,
доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо
давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может
перечерк­нуть имеющееся ранее отношение к нему).
Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное
накапливание пропагандистско­го влияния при систематическом повторении
информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть
чрезмерными — иначе возникает информационное пресы­щение, утомление и
отторжение надоедливой информации.
В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения,
такие как информация, дис­куссия и взаимное просвещение. Назначение
активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной служ­бы мог
осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через
выработку собственных взглядов.
     Информация — исходный метод убеждения — приме­няется при начальном
ознакомлении с новыми идеями, те­ориями, фактами, составляющими основное
содержание просвещения в той или иной области. Информация очень важна при
проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота,
общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей
— непре­менные условия, которые обеспечивают успешность мето­да. Как правило,
используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный
показ. Среди при­емов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать,
прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда
каждое новое положение свя­зано с предыдущим, простоту и доступность
информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.
     Дискуссия — коррекционный метод убеждения, кото­рый обеспечивает обмен
мнениями, способствует поддерж­ке и развитию нравственных, этических
представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, пре­одолению
ошибочных взглядов.
Наиболее типичной формой дискуссионного метода яв­ляется диспут —
коллективное обсуждение заранее пред­ложенной проблемы. Подготовка и проведение
диспута требуют от организатора решения ряда специфических за­дач: выбора
актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного
ведущего; установления чет­кого регламента и умелого оформления помещения.
Приме­нение дискуссионного метода предполагает развитие довери­тельных
отношений, взаимного уважения и доброжелатель­ности, такта, умения принять
чужую точку зрения.
     Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеж­дения, который
обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания,
взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В со­циальной
практике этот метод часто используется при ра­боте различных групп самопомощи и
взаимопомощи. По­добные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости
и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы,
потребности и со­обща решают их, помогая друг другу, опираясь на следую­щие
принципы: коллективизм; «давать и получать»; опо­ра на собственный опыт;
отсутствие иерархии в группе; от­сутствие ограничений во времени общения.
Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь,
взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного
индивида, так и коллектива.
Важным социально-психологическим феноменом явля­ется подражание —
воспроизведение деятельности, поступ­ков, качеств другого человека, на которого
хочется похо­дить.
Условия подражания: 1) наличие положительного эмо­ционального отношения,
восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 2) меньшая
опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность
образца, хотя бы в некоторых ка­чествах; 5) сознательная направленность
желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).
Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в
определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что
социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально
значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально
незначимым или даже соци­ально негативным по своей сути.
Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает,
что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности
чело­века. В качестве средств воздействия используются:
     1) вер­бальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и
смысл слова могут измениться для разных лю­дей и оказывать иное воздействие
(тут влияют уровень са­мооценки, широта опыта, интеллектуальные способности,
особенности характера и типа личности);
     2) невербаль­ная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы
приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень
доверия собеседника);
     3) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в
рамках любой деятельности человек занимает опре­деленный статус и, тем самым,
закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии
приводит к изменению поведения, а также реальные пере­живания, связанные с
реализацией определенной деятель­ности могут изменить человека, его состояние и
поведе­ние);
     4) регуляция степени и уровня удовлетворения по­требности (если человек
признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень
удовлетворения собственной потребности, тогда изменения могут происхо­дить;
если не признает, воздействия не будет как таково­го). Каждый тип воздействия
(убеждение или внушение) имеет несколько разные средства воздействия. Так,
зара­жение = невербальное эмоциональное воздействие + час­тично вербальный
компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в
деятельность.
Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию. 
Методы воздействия — это сово­купность приемов, реализующих воздействие:
     1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мо­тивации
активности, поведения человека; 2) на уста­новки, групповые нормы, самооценки
людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на со­стояния, в
которых человек находится (тревога, возбуж­денность или депрессивность и т.
п.) и которые изменяют его поведение. Посмотрим это несколько подробнее.
     Методы воздействия на источники активности направ­лены на 
формирование новых потребностей или изме­нение побудительной силы имеющихся
мотивов поведе­ния. Чтобы сформировать новые потребности у человека,
например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание
человека взаимодействовать с каким-то опреде­ленным лицом («Все равно куда,
лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и
ис­пользуя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в
группе, делать то-то»), либо используя желание человека к повышению престижа.
При этом, вов­лекая человека в новую для него, пока еще безразличную
деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее
выполнению. Если же эта новая деятель­ность для человека слишком
обременительна, то он теряет желание и интерес к ней.
Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его
желания, мотивы (хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал
хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в 
систе­ме иерархии мотивов. Один из приемов, который позво­ляет это сделать,
— регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация
мотивов более низкой сфе­ры (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.)
осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей
человека
Чтобы изменилось поведение человека, требуется из­менить его
взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность
существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены,
деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, —
наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной
неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность
деятельности. Неопределенность в оценке личных перспек­тив, в оценке своей роли
и места в жизни, неопределен­ность значимости затраченных усилий в учебе, в
труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий),
неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно,
какой из них можно дове­рять), неопределенность моральных и социальных норм —
все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься: 1)
пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей; 3) уходя в
регрессив­ные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия,
агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяже­лый вид неопределенности —
неопределенность окончания неопределенности». Как правило, клиентами социальных
служб являются люди, которые находятся в ситуации нео­пределенности, в
состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать
человеку путь вы­хода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту
установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут
произведены внушающие манев­ры: апелляция к мнению большинства, обнародование
ре­зультатов общественного мнения в сочетании с вовлечени­ем в организуемую
деятельность.
Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение целевых,
смысловых установок и пос­ледующее коренное изменение его поведения и целей.
Ме­тод ориентирующих ситуаций, когда практически каж­дый человек
какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации,
испытал одинаковые требова­ния к себе и к своей деятельности, как и все
остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать
одинаковое требуемое отношение к этой ситуа­ции, изменить свое поведение в ней
в необходимом направ­лении.
     Требуемая социальная установка формируется у че­ловека: 1) если он
периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает
соответству­ющую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для
него группу, в которой эта позиция, уста­новка поддерживается. Для того, чтобы
сформировать ус­тановку на требуемое отношение или оценку того или ино­го
события, используется метод ассоциативного или эмо­ционального
переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку,
или вызвать моральную оцен­ку, либо определенную эмоцию по поводу этого
контекста.
Для изменения эмоционального отношения и состоя­ния человека к текущим событиям
эффективен прием «вос­поминания горького прошлого», т. к. если человек
уси­ленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того,
как...», происходит непроизвольное сниже­ние дисгармоничности, снижение
недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на
бу­дущее.
Для разрядки отрицательного эмоционального состо­яния людей в требуемом
направлении и с требуемым эф­фектом с древности используется прием 
«канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации
потребностей людей, при росте возмущения и недовольства провоцируется излияние
гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к
возникновению трудностей, но выступали «козлами отпу­щения» или громоотводом.
Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, 
мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие
станет наиболее действен­ным как на уровне отдельного человека, так и группы
лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые опреде­ляют, регулируют
поведение ее членов и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы,
необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное 
воздействие на групповые нормы может осуществить ли­дер, либо этого можно
достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит
сопротивление? Оно зависит: 1) от уровня групповой сплоченности; 2)
фиксиро­вания на содержании прежних групповых норм и новых требований; 3)
степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм.
Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Вклю­чив группу в
циклическую деятельность требуемого направ­ления и характера, создают
объективные условия необхо­димости изменения групповых установок, норм, причем,
когда все внимание сконцентрировано на выполнении де­ятельности,
«затушевывается», «зашумляется» факт выра­ботки новых установок и норм,
а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а
посте­пенно стираются.
Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования
деятельности и поведения ин­дивида: требование, перспектива, поощрение и
наказа­ние. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение
клиентов, вызывать их на те или иные по­ступки, организовывать их деятельность.
     Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с
целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое
требование инст­руктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как
вызывает определенный поступок, а не запрещает или тор­мозит иные действия. Это
особенно важно при стимулиро­вании новых действий, которых нет в опыте.
Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое
выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.
     Поощрение — метод внешнего активного стимулиро­вания, побуждения к
положительной инициативной, твор­ческой деятельности. Оно может осуществляться
в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как
форма общественного признания. По­ощрение возбуждает положительные эмоции,
развивает внутренние творческие силы, активную жизненную пози­цию. Система
поощрения по мере нравственного созрева­ния общества развивается от
преимущественно материаль­ных стимулов к преимущественно моральным. Интересен
опыт поощрения добровольных помощников различных социальных служб в США.
Поощрение может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка,
но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые
способствуют созданию особого мик­роклимата в группах добровольных помощников.
Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных моти­вах деятельности и
направленности личности.
     Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования,
представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной
деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения
прови­нившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает
сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию
самоторможе­ния, внутреннего самоконтроля, способности нравственного
переживания общественного осуждения. Реакция на на­казание проявляет
особенности поведения человека в кри­тических ситуациях, что сможет помочь в
выборе средств взаимодействия с ним.
     Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной
работы. Как утверждает А.С.Мака­ренко: «Истинным смыслом человеческой жизни
является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и
далекой. Близкая перспектива составляет ту зав­трашнюю радость, без которой не
может быть оптимисти­ческого настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в
ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу
обстоятельств оказались в изоля­ции (инвалиды, престарелые и др.). Средняя
перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая
перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.
     Отдельную группу составляют методы организации де­ятельности и
поведения индивидов. К ним можно отнес­ти поручения, задания,
упражнения, приучения, созда­ние специальных воспитывающих ситуаций.
     Упражнение как метод воспитания обеспечивает вов­лечение человека в
систематическую, специально органи­зованную деятельность, которая способствует
выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной де­ятельности.
Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию
устойчивого размерен­ного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют
положительные качества характера и волю. Упражнения организуются, как активные,
ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы
отрепетиро­ванного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное
нравственное сознание, действия и поступки.
Выбор того или иного метода педагогического воздей­ствия зависит от специфики
конкретной ситуации. Эффек­тивность достигается через определенные сочетания
мето­дов, так как для развития личности, ее совершенствова­ния необходимо
влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.
     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная работа. Под об. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 2. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М.: Академический Проект, 2000. 3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра- М, 2002.