Каталог :: Социология

Курсовая: Мир современной девушки и его отражение в девичьем альбоме

                    Городская научно-практическая конференция                    
                         школьников и учащейся молодежи                         
                        Научное общество учащихся “Поиск”                        
                                НОУ гимназии №115                                
                                    Филология                                    
                 Мир современной девушки и его отражение                 
                            в девичьем альбоме                            
                                                       <Ф.И.> класс/группа
                                                                     место учебы
                                                   Научный руководитель:<>
                                                     <звание руководителя>
                                    Омск-2004                                    
                                Оглавление                                
Введение.....................................3
Глава I. Происхождение и генеалогия девичьих альбомов.......... 5
Глава II. Современное бытование и психологическое значение ...... 8
Глава III. Функции и классификация девичьих альбомов...........11
Заключение...................................14
Список используемой литературы........................16
Приложение.....................................17
                                 Введение                                 
Целью данного исследования является попытка рассмотрения отражения
внутреннего мира девушки в альбоме и выявление специфических психологических
особенностей моей современницы через сопоставление с аналогичным явлением
начала XIX века. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
·        Сбор девичьих альбомов у девушек 12-16 лет;
·        Определение функций девичьих альбомов;
·        Анализ сведений о девичьих альбомах прошлых веков в художественной
литературе;
·        Выявление принадлежности девичьих альбомов к виду фольклорного
творчества;
·        Определение подходов к выбору материалов, включаемых в девичьи альбомы;
·        Выявление бытования девичьих альбомов методом опроса;
·        Опыт классификации;
·        Выявление психологических особенностей девичьего мира в альбоме;
На сегодняшний день общим местом является сетование на бедность духовной жизни
современной молодежи, однако факт наличия и огромной популярности девичьих
альбомов и изучение такого явления в молодежной культуре, как девичи0439 альбом
(“анкеты”, “песенники", “пожелательники”, “гадальники” и т.п.) может
опровергнуть суждение о том, что духовный мир подростков скудеет. Объектом
исследования стал девичий альбом в его современном бытовании и отражение
пристрастий и особенностей психологии подростков в этом альбоме. Такой альбом
является неотъемлемой частью подростковой субкультуры и имеет свою практическую
ценность как вещественное доказательство того, что современная молодежь не
только постоянно тусуется, гуляет, веселится, как принято считать, а имеет свой
особенный внутренний мир. Яковлев П.Л [1] 
писал: “...Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к
литературе...” [2] Были использованы два
метода исследования: описательный и сравнительный.
Тема данной научной работы являлась предметом изучения неоднократно. Такое
явление, как девичий альбом можно рассматривать с точки зрения различных
областей знаний. Например, Лотман Ю.М. в своей книге “Беседы о русской
культуре// Быт и традиции русского дворянства (VXIII – начала XIX века)”
изучал женский мир в социологическом аспекте; в книге Вацуро Б.Э. “С.Д.П. Из
истории литературного быта пушкинской поры” девичий (“тетушкин”) альбом
рассматривается с историко-социологической точки зрения; Орлова Ю. в своей
курсовой работе “Девичий альбом – его структура, особенности бытования и
психологическое значение” анализирует девичьи альбомы с точки зрения
психологии; в своей статье “Пишу на корке, живу на горке, имя и число снегом
занесло” Константинова Н.Л. затрагивает тему девичьего альбома в историко-
хронологическом аспекте; Макова А. в книге  “Современные анкеты школьниц как
своеобразное бытование традиционного девичьего альбома// Дети-собиратели и
исследователи фольклора” проводит лингвистическое исследование девичьего
альбома; в книге “Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От
“вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов” Белоусов А.Ф. рассматривает
девичий альбом в хронологическом и лингвистическом аспектах; даже Пушкин А.С.
счел нужным упомянуть “уездной барышни альбом” в романе в стихах “Евгений
Онегин”, как неотъемлемую часть культуры и быта своего времени.
                                 Глава I                                 
                        Происхождение и генеалогия                        
                            девичьих альбомов                            
Лучше, чем Пушкин, о девичьем альбоме все равно никто не скажет:
     Конечно, вы не раз видали
     Уездной барышни альбом,
     Что все подружки измарали
     С конца, с начала и кругом.
     Сюда, назло правописанью,
     Стихи без меры, по преданью
     В знак дружбы верной внесены,
     Уменьшены, продолжены...
     * * *
     Тут непременно вы найдете
     Два сердца, факел и цветки;
     Тут верно клятвы вы прочтете
     В любви до гробовой доски;
     Какой-нибудь пиит армейский
     Тут подмахнул стишок злодейский.
     В такой альбом, мои друзья, 
     Признаться, рад писать и я...
И до сих пор они мало чем отличаются...
Первые девичьи альбомы появились в России в XVIII веке. Пришли они с Запада,
и сначала в царские покои. Свой альбом был даже у Екатерины Великой, не
говоря уже о придворных дамах.
С распространением грамотности альбом начал спускаться по социальной
лестнице. Из дворцов он попал в купеческие хоромы и мещанские избы. Самый
первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того,
чтобы гости по своему желанию и по просьбе хозяйки могли записать туда
сочиненные ими самими стихи или нарисовать что-нибудь на память о себе.
Изначально заложенные именно в этих первых альбомах основные мотивы
впоследствии прослеживаются в альбомных стихотворениях всех будущих эпох:
·        восхищение красотой и умом владелицы альбома;
·        пожелания счастья, любви;
·        клятвы верности и преданности;
·        наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе;
·        воспоминание о детстве – лучшей поре в жизни;
·        куплеты о любви и коварстве мужчин;
·        типичные шутки, эпиграммы [3].
Таким образом, можно говорить о том, что изначально основными функциями
девичьего альбома были: “сувенирная”, эстетическая, коммуникативная.
В конце XIX века девичий альбом из семейной среды стал активно переходить в
среду ученическую – в закрытые пансионы и женские гимназии. Альбом гимназисток
был достаточно строг в своей организации. Он, как правило, начинался с совета
матери, обязательным было наличие аллегорических рисунков, четких символов
цветов и птиц, рисованных игральных карт, кладбищенских сцен. У гимназисток для
альбомов были даже специальные гусиные перья как дань благородной старине, в
быту тогда пользовались уже металлическими. В них цитировались модные в то
время поэты и прозаики. Много места отводилось фортепьянным романсам. Альбомам
этих времен присуща особая лексика: ангел, голубка, душечка, милые щечки и т.п.
[4]
Существовали альбомы в литературных кружках. Альбом такой читательницы – не
только собрание автографов, но указание на существующую между ними связь. Он
имеет четвертое измерение: его можно не только открыть, но и развернуть во
времени.[5]
При этом необходимо отметить, что, если раньше в альбомах барышень любовные
послания, восхищения красотой писались мужчинами, то в гимназических девичьих
альбомах и автором, и адресатом посланий стала девушка. И она стала реже его
кому-нибудь давать почитать или заполнить.[6]  
Быть может, это объясняется тем, что младшим барышням-институткам по неписанным
законам того времени было принято кого-нибудь “обожать”. Чаще всего “предметом”
обожания становились старшие институтки.[7]
Современные девичьи альбомы существенно изменились. Другим стал темп жизни,
сейчас она более “событийная”, а времени подумать, осмыслить происшедшее
стало меньше. Теперь альбом стал читаться и заполняться не только хозяйкой,
но и близкими друзьями (причем и мальчиками, и девочками). Особо бросается в
глаза оформление современного девичьего альбома. Он отчасти сохранил свою
живописную форму – сердечки, цветочки, но они уже потеряли свою знаковую
символику. Если раньше по окраске нарисованных цветов читалось отношение к
хозяйке альбома, то в современном девичьем альбоме цветы и сердечки стали
просто вырезаться из открыток и наклеиваться исключительно для яркого
украшения альбома. Поэтому можно сделать вывод о том, что раньше оформление
играло роль символики, а теперь символизм перешел в эстетизм. Расширилось
содержание альбомов, все также в него записываются стихи и песни о любви и
дружбе, различные пожелания, наставления, напоминания, куплеты, шутки, но
появилось и много нового – того, что продиктовано веяниями новой моды
настоящего времени. Этим новшеством является такое понятие, как анкета.
     
     
                                 Глава II                                 
             Современное бытование и психологическое значение             
На сегодняшний день трудно найти девушку-подростка, которая, если и не
обзавелась, то, по крайней мере, сталкивалась с таким явлением, как девичий
альбом. Современные девичьи альбомы часто бытуют в форме анкеты, причем подбор
вопросов в анкетах напрямую зависит от возраста хозяйки. Например, сравнив
анкеты девочек помладше и моих ровесниц, я обнаружила, что вопросы в анкетах
первых направлены по большей части на внешний мир, тогда как анкеты девушек в
возрасте 14-16 лет - на внутренний. С психологической точки зрения анкета
положительно влияет на свою обладательницу; во-первых, она организует отношения
между подругами, во-вторых, именно благодаря анкете хозяйка узнает о друзьях
что-то новое, а о знакомых какую-либо информацию, благодаря которой она могла
бы найти новых друзей. Часто анкету называют “дневником дружбы”.
[8]
Анкеты бытуют в школьной или лагерной среде, даются для заполнения и чтения
девушкам и юношам, независимо от степени близости отношений с хозяйкой анкеты.
“Цитатник”, “песенник” и “стихошник” заводятся для себя лично и редко даются
кому-то для чтения или переписывания. “Шутки”
[9], “анекдоты”, “гадалки”, “чихалки”, “икалки” – все они заводятся не
только для себя, но и для других, чаще в школах, лагерях или каких-то поездках.
Выглядят они примерно так:
·        Чихнешь во вторник до обеда – к поцелую (“чихалка”);
·        Чихнешь в воскресенье с 901 до 1101 – жди удачи (“чихалка”);
·        Икаешь перед сном с пятницы на субботу – к большой любви (“икалка”);  
·        Икаешь во вторник с 1530 до 1659 
– к знакомству через пять дней (“икалка”). 
Девичьи альбомы принадлежат к редкому виду письменного фольклора, ведь, как бы
то ни было, его содержание является народным творчеством и передается от одного
альбома к другому. Девичий альбом, процветавший еще в пушкинские времена,
видоизменялся с течением лет, по крайней мере, дважды: из тетради со стихами,
пожеланиями и рисунками примерно во второй половине ХХ века она
трансформируется в “песенник”, основное содержание которого составляют тексты
песен, проиллюстрированные вырезками из журналов и даже этикетками. В конце же
ХХ века “песенники” превращаются в “анкеты”. При этом резко усиливается их
коммуникативная функция, а сам альбом под руководством хозяйки становится
плодом коллективного (преимущественно девичьего) детского творчества.
Многочисленные “опросники”, гадания, гороскопы, в него входящие, оформляются
фотографиями друзей, артистов, наклейками и т.п. 
[10]
Каждый альбом создается со своей определенной целью. А цели бывают самые
разнообразные. Например, одни создают их с целью общения и знакомства с
новыми людьми (может быть, вследствие нехватки общения или потребности в
большем количестве знакомых), тогда, если в них присутствуют анкеты, они чаще
всего содержат в начале вопросы о паспортных данных (дата рождения, телефон,
ФИО, адрес). Далее идут вопросы о личностных характеристиках, которые
выявляют принадлежность заполняющих к какой-либо субкультуре. Во многих
анкетах в роли первой заполняющей выступает сама хозяйка, она, отвечая на
свои же вопросы и во многом “задает” форму ответа. Получается, что вопросы
задает культура, а культуру ответов – владелица. А в конце хозяйка, как
правило, просит своих “гостей” оставить автограф, поставить дату заполнения,
задать свой вопрос, признаться в честности ответов и т.п.
Также бывает, что альбомы создаются с целью собрания памятных моментов и
событий “лучшей поры жизни”, то есть, в альбом вклеиваются фотографии с
комментариями, пожелания или просто небольшие заметки друзей (как правило,
самых близких), ведется небольшой “событийный” календарь. Также заполняющими
оставляются автографы.
Бывают, однако, и альбомы, созданные с целью показать, как много у тебя
знакомых и в каких хороших отношениях вы находитесь. Они имеют характер
хвастовства, в них много позы и неестественности. Неотъемлемой частью
подобных альбомов часто бывают записи, как правило, личного характера, более
подходящие для “дневников”, обилие цитат о любви и дружбе (В.Гюго: “Самое
большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят.”; А.А. Блок:
“Только влюбленный имеет право на звание человека.”; “Дружба – это дверь, в
которую третьему вход строго воспрещен!”), “знаменательные” даты (25.06.97 –
первая любовь), выборочные фрагменты из песен и свои собственные стихи.
Кроме того, часто случается, что ведение альбома очень определенно, хотя в
большинстве случаев и не осознаваемо для самих девочек, создает ощущение
причастности к престижной традиции. Альбом в девичьих обществах выступает,
таким образом, как своего рода “модный фольклор”.
Также существуют множество альбомов, созданных для повышения настроения
хозяйки, то есть, хозяйка сама просит своих заполняющих написать ей что-то
приятное, временами сами того не осознавая, они рассчитывают на то, что их
альбом заполнится одами в их честь и множеством лестных отзывов. Такие
альбомы даются не всем (недруги обычно в них не пишут). Из просмотренных мною
альбомов такое назначение имели 3 из 8. Например:
     “Солнышко мое, сложно найти более милого и доброго   человечка...”;
     “Ты – мой лучик света...”;
     “Ареал твоих светлых
волос и божественная улыбка указывают на то, что ты – АНГЕЛ...”
     Встречается и такой шутливый вариант:
     "Учи подруга химию, она тебе нужна. 
     При поцелуе с мальчиком реакция нужна!"
     И даже:
                             “Будь умна и стройна, как у Путина жена!”
                                Глава III                                
                Функции и классификация девичьих альбомов                
Функции девичьих альбомов в основном зависят от цели их создания. Если
хозяйка хочет обрести новых знакомых или поближе узнать своих, то девичий
альбом выполняет коммуникативную функцию. К сожалению, сегодня есть угроза
того, что сетевое общение сменит девичий альбом на этом посту. Однако время
покажет.
Если альбом изобилует цитатами, строками из стихотворений, песен и
философскими вопросами (“Что для тебя дружба?”, “Любовь – это...” и т.п.), на
которые зачастую отвечает и сама хозяйка, то такой альбом, скорее всего,
носит функцию самопознания. Чаще такие альбомы встречаются у девушек 14-16
лет.
Также подобный девичий альбом может быть средством вхождения в социальную
структуру подросткового коллектива. Это, как правило, определяется наличием
вопросов о вкусовых пристрастиях в музыке, моде, литературе. Часто
выписываются цитаты из самых “модных” книг и слова из песен-хитов
современности. Волей-неволей, обнаружив цитаты из одних и тех же книг в
нескольких альбомах, осознаешь необходимость их прочтения, чтобы
соответствовать интеллектуальному уровню коллектива. Это, безусловно,
положительный момент в ведении подобных альбомов.
Кроме того, функции могут быть и эстетическими, и развлекательными. Альбомы
могут даже носить назидательный характер, вмещать в себя большое количество
поучительных афоризмов и советов от самой хозяйки и от “гостей”.
     Итак, под общим названием
“девичий альбом” мы понимаем его разнообразные формы, зависящие от его функций:
1.      Альбом – “гостевая книга”;
2.      альбом – “пожелательник”;
3.      альбом – стилизация;
4.      альбом – “анкета”;
5.      альбом – “песенник”;
6.      альбом – “цитатник”;
7.      альбом – “дневник”;
8.      альбом – “игра”;
9.      альбом, сочетающий в себе всего понемногу;
Первый, альбом – “гостевая книга” - это альбом начала XIX века, со всей его
строгостью содержания, спецификой построения и символизмом. Такие альбомы
можно встретить и сегодня, но это будут альбомы – стилизации, принадлежащие,
по всей видимости, эстетам, тонко чувствующим культуру и быт того времени.
Альбом – “пожелательник”, наверное, наиболее распространен сегодня (как и
собственно в XIX веке). Здесь пишут самые приятные, временами поучительные,
пожелания или стихотворения собственного сочинения. Они могут носить и
шутливый характер:
“Желаю с лестницы свалиться,
      Желаю выпрыгнуть в окно,
      Желаю в мальчика влюбиться,
     Но только, чур, не в моего!”
Или:
“Пишу тебе в альбом.
                          Стукнись о стенку лбом.
                          И от этой боли
                          Вспомнишь меня поневоле!”
Пожелания не имеют возраста – они могут быть старинные, лишь бы не
повторялись одному адресату, а также не имеют ограничений к возрасту адресата
– их можно желать как ровеснику, так и взрослому человеку. Основными
функциями такого альбома являются коммуникативная и передача культуры.
Альбом – “анкета” широко распространен среди девушек 12-14 лет. Анкеты часто
встречаются в лагерях, школах, они могут носить как серьезный, так и
ироничный характер.
“Песенник”, “цитатник” и “дневник” – это наиболее личные формы девичьего
альбома. Они крайне редко даются кому-либо для прочтения, в случае, если это
дневник – это вообще исключено.
Альбом – “игра” – это довольно редкое явление. Так можно назвать девичий
альбом, который создавался, возможно, несколькими барышнями без особого
назначения, носящий функцию развлекательную, который после выполнения задачи
(собственно его составления) больше не ведется.
А вот альбомы, встречающиеся сегодня чаще всего, относятся к последнему виду,
иными словами, они сочетают в себе и элементы “пожелательника”, и “анкеты”, и
“песенника”, и “цитатника”, и ежедневника, и “стихошника”, и “гадалки”, и
“шутки” и т.п. и т.д. Что ж, можно отметить, что после проведения опроса
среди обладательниц девичьих альбомов 12-16 лет оказалось, что до 14 лет
девушки преимущественно заводят “анкеты”, “гадалки”, “шутки” и
“пожелательники”. А девушки постарше являются хозяйками “песенников”,
“цитатников”, но чаще всего альбомов, вмещающих всего понемногу.
     
                                               Заключение
После проведенного сравнения девичьих альбомов XIX столетия и нашего времени
я пришла к выводу, что внутренний мир девушек, их переживания, отношения к
любви и дружбе, в общем-то, не очень изменились, поменялись окружающие
реалии, связанные с условиями быта, уровнем образованности и степенью
информированности.
В современном мире подростку сложно оставаться самим собой, постоянно
оправдывая ожидания окружающих (родителей, учителей и т.д.). Психологически
подросток нуждается в создании своего мира, в котором нет необходимости быть
лучше, чем он есть на самом деле. Начиная вести подобные альбомы, мы (сначала
неосознанно) конструируем свой внутренний духовный мир. Первоначально мы
создаем альбомы, а затем уже они частично формируют нас. Девушки творят в
своих девичьих альбомах такой мир, в котором им комфортно.
Были рассмотрены различные функции девичьих альбомов. Оказалось, что девичьи
альбомы играют большую роль в жизни современной девушки, являясь надежным
хранителем девичьих тайн и надежд, средством доверительного общения. Также
девичий альбом является частью молодежной культуры. Девушки заводят подобные
альбомы с разными целями, от чего собственно и зависит их содержание, которое
в свою очередь определяет форму девичьего альбома (“анкета”, “песенник”,
“пожелательник” и т.п.).
Так как фольклор – устное народное творчество, то девичий альбом – это то же
самое народное творчество, только в письменном виде, поэтому девичий альбом
относят к виду письменного фольклора. Его содержание путешествует из одного
альбома в другой, и нередко из одного поколения в другое. Так что, бывает, что
девичий альбом выполняет функцию передачи культурного наследия. При этом нужно
отметить замечательную устойчивость основных тем и жанров, равно как и завидную
живучесть отдельных текстов. Некоторым из таких долгожителей перевалило уже за
двести. Так, известный в нескольких вариантах альбомный стишок “Журнал любви”
восходит к оригиналу 1790 года [11] 
(см. приложение  1).
Девичьи альбомы в различных формах бытуют чаще всего в школьной среде, летних
лагерях или каких-либо поездках. Обладательницами девичьих альбомов чаще
всего являются девушки 12-16 лет. Их наличие и содержание, можно сказать,
определяет негласное положение этих девушек в подростковой среде.
“Я видел альбомы, - писал П.Л. Яковлев, - которые драгоценнее всех
диссертаций, коими похвалиться может счастливая Россия со времен
Третьяковского до наших дней, - я видел альбомы, в которые писали лучшие из
наших авторов, в которых рисовали лучшие артисты наши! Что может быть
приятнее такой книжки для милой ее владетельницы? – Что может быть полезнее
такой книжки для молодых людей?
<.>И как драгоценна становится со временем эта книжка! Перебирая листки
ее, мы переносимся в прошедшее – вспоминаем о людях, которые тут писали...
Многие состарились – иные... разделены от нас вечностию – другие морями...
Воспоминание, то приятное, то печальное или забавное, занимает нас, и мы
дорожим своим альбомом, свидетелем прошедших лет, прошедших знакомств...”
[12]
Первоначально девичий альбом представляет ценность только для барышни,
которая его заполняет и украшает. Со временем такой альбом становится
бесценным объектом исследования в различных областях знаний.
Хотелось бы выразить благодарность Лотману Ю.М., чья книга “Беседы о русской
культуре// Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)”
вызвала безумный интерес и оказалась ценнейшим источником материала для моего
исследования. Также хочется отметить необычайную легкость изложения в книге
Вацуро Б.Э. “С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры”, к которой
я часто обращалась в процессе работы. Кроме того, эта книга доставила
огромное удовольствие. Особую роль в написании работы сыграла статья Алешиной
Т. “Уездной барышни альбом” в еженедельной газете “Комок”, которая собственно
и послужила музой в ходе данного исследования. Именно благодаря этой статье
возникло желание написать научную работу о девичьих альбомах.
И, конечно, моя работа не состоялась бы без помощи некоторых барышень из
нашей школы, которые позволили заглянуть в свои девичьи альбомы. Большое им
спасибо!
                      Список используемой литературы                      
     
  1. Алешина Т. “Уездной барышни альбом”// Статья в газете “Комок”, №41, 2003.
  2. Вацуро Б.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., “Книга”, 1989.
  3. Константинова Н.Л. Научно-популярная статья “Пишу на корке, живу на горке, имя и число снегом занесло”// “Забайкалье”,№11, 1995.
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре// Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Санкт-Петербург, “Искусство - СПБ”, 1994.
  5. Макова А. Современные анкеты школьниц как своеобразное бытование традиционного девичьего альбома// Дети-собиратели и исследователи фольклора. Сост. Балашова О. Б. М., 1996.
  6. Орлова Ю. Курсовая работа по филологии// Девичий альбом - его структура, особенности бытования и психологическое значение. Воронеж, 1997.
  7. Пушкин А.С. Евгений Онегин// Роман в стихах. Саранск, Типография “Красный Октябрь”, 1995.
  8. Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф., М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 В первоначальном тексте герой только на двенадцатый день (!) добивается первого свидания. В мещанском альбоме 1895 года читаем: В понедельник, день несчастный, Я красотку увидал, И в нее влюбился страстно, И весь вторник прострадал. В среду не было терпенья! Я к красотке покатил, И без всякого вступленья, Руку с сердцем предложил. Весь четверг я протомился. От тоски не ел, не пил. Но потом развеселился, Как согласье получил. В пятницу я обвенчался В нашей церкви приходской, А в субботу наслаждался Тихим счастьем я с женой. В воскресенье же к кузену Я жену приревновал И, чтоб не было измены, Потасовку ей задал. А спустя еще сто лет на страницах школьного альбома можно было уже встретить такую версию развития отношений: В понедельник я влюбился, А во вторник я страдал, В среду я в любви открылся И целый день ответа ждал, А в четверг мы поженились, В пятницу мы подрались, Мы в субботу в суд подали, В воскресенье развелись. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 <собственно альбомы>
[1]Яковлев Павел Лукьянович – литератор, сатирик, фельетонист, художник, музыкант; старший брат лицейского друга Пушкина А.С. Яковлева М.Л.; приехав на службу в Петербург в 1818, начинает в 1820 г. от имени сентиментального путешественника печатать в “Благонамеренном” свои очерки. [2] Вацуро В.Э., С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры, М., “Книга”, 1989, с.45. [3] Белоусов А.Ф., Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов, М., 1998, с.31. [4] Орлова Ю., Девичий альбом – его структура, особенности бытования и психологическое значение, Курсовая работа по филологии, Воронеж, 1997. [5] Вацуро В.Э., С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры, М., “Книга”, 1989, с.6. [6] Белоусов А.Ф., Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов, М., 1998, с.43. [7] Лотман Ю.М., Беседы о русской культуре// Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века), Санкт-Петербург, “Искусство-СПБ”, 1994, с.83. [8] Белоусов А.Ф., Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов, М., 1998, с.45. [9] “Шутка” – это, как правило, свернутый уголком листок, который разворачивать не полагается, а внутри - нарисованный кукиш или надпись: “много будешь знать – скоро состаришься”. [10] Мысль о том, что девичьи альбомы принадлежат к виду письменного фольклора, нашла отражение в статье “Пишу на корке, живу на горке, имя и число снегом занесло” Константиновой Н.Л. в журнале “Забайкалье”, №11, 1995 год, и я не вижу причин не согласиться с этим. [11] Константинова Н.Л., “Пишу на корке, живу на горке, имя и число снегом занесло”// “Забайкалье”, №11, 1995. [12] Вацуро В.Э., С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры, М., “Книга”, 1989, с.45-46.