Каталог :: Социология

Курсовая: История социальной работы

                                 Ввдение                                 
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом
познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной
части социальной политики связана с прагматическими задачами. Историческое
прошлое социальной работы - это не только многовековая коллективная память
законодательных и политических доктрин, но формы и методы работы с общностями
и индивидами в социокультурной среде с учётом российской ментальности.
Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в
начале 19-го века. Характерно, что процесс помощи и поддержки не был
определён термилогически, его описание происходило в двух культурно-
исторических парадигмах: общественное призрение, христианская
благотворительность. Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи
и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшими из них:
идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение
государства к проблемам социальной поддержки разработанность проблемы
христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и
неразработанность её в светской историографии. Такие историки, как Н.
Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьёв используют к раннему периоду княжеской
помощи христианские понятия « нищелюбие», « милосердие», а дали светское
понятие социальной помощи в России, история направлений социальной помощи
(приходской, земской, городской и т. Д.), история благотворительных
учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте
российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии.
После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам
помощи и поддержки в 80-90х годах начинают проводиться исследования, «
благотворительность».
В 19 веке общественное призрение и христианская благотворительность
существовали как две самостоятельные парадигмы, а к началу 20го века они уже
рассматриваются в единстве, как общественная помощь.
Одним из первых светских подходов к истории российского опыта социальной
помощи в России дан в работе А. Стога « Об общественном призрении». На
протяжении первой половины 19-го столетия она явилась единственным
историческим исследованием, посвященным данному вопросу.
На рубеже 19-20 в.в. складываются определенные области исторического познания
общественной и частой помощи - история отдельных этапов посвященные истории
земского, волостного и крестьянского призрения.
Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано
с осмыслением исторической практики благотворительности. В 70-х годах
начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства
учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьёй). Издано большое
количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности
представителей различных сословий в 17-19  век.
Дальнейшие изучения исторического опыта социальной помощи и защиты происходит
уже в первые годы советской власти. Многие вопросы самостоятельных проблем
истории России находят свое отражение. В работах М. Тихомирова, Б.Рыбакова  и
других историков.
Первые шаги осмысления исторического прошлого социальной помощи были сделаны
в работах, посвящённых феномену российского мещанства и благотворительности,
П.Власова, Н.Думовой и другие.
В конце 20–го века в России в связи с введением новой общественной профессии
- социальная работа-появляется потребность в изучении её истории.
История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс,
имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап
изменения парадигмы помощи и взаимно помощи связан с изменением субъекта и
объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного
языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с
разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием
глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов,
массового голода.
Таким образом, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:
1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и  взаимопомощи у славян до
10-го века
2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с 10 по 13 в.в.
3. Период церковно-государственной помощи с 14-го в. По вторую половину 17 в.
4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй
половины 19 в.
5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.
6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
7. Период социальной работы с начала 90-х по настоящее время.
Данная периодизация позволяет проследить схему исторического процесса,
увидеть её в контексте глобальных исторических факторов.
                 СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО                 
                                 РАЗВИТИЯ                                 
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что
социальная политика государства должна быть направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим
важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного
минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки
семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие
социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных
гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и
др.).
Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа
хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии
сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами
для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического
существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание
отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который
ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.
Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни
населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев, наблюдается разрыв
социальных связей, деградация социальной инфраструктуры и появление реальной
угрозы человеческому потенциалу страны.
Среди множества разнообразных черт, определяющих соотношения и тенденции
развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых
трудно переоценить.
Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в
официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е.
при определении приоритетов развития все более и более учитываются
потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми
строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой
деятельности любого цивилизованного общества становится создание и
совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты,
основной целью которой является всестороннее оказание разовой и/или
постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию,
с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.
Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением
множества социальных проблем, порожденных не только реформированием
экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности.
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной
работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества
задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации
существующих общественных отношений и обеспечения условий для его
всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных
факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
Социальная работа как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей
сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной
нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм,
которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые
обществом.
Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения
социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо
выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением,
разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации
и проведения социальной работы.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности
социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни
социальная политика государства. Специалисты в этой области широко
используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов,
принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с
проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни
друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются
люди особой профессии – социальные работники. Затянувшееся кризисное
состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние
аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей
и отсутствие внятной новой общепринятой системы, – все это приводит к тому,
что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение
структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных
актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу,
усиливают потребность в правовом консультировании. Нужда в поддержке в
условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и
самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой
области. Все это позволяет сделать вывод, что в условиях России потребность в
социальной работе является особенно острой и всеобщей.
Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в
их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном
плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного
воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам,
больным СПИДом, семьям из групп «риска», лицам с девиантным поведением и др.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают
помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности,
религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в
этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться
с жизненным затруднением.
Термин С.р. тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку
достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не
создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере,
возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на
протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты
социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник» 
относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как
государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной
проблемой в области С.р. является признание ее как важнейшей деятельности,
подтверждающей степень социальной защищенности личности, 
соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. В жизни, к
сожалению, случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне
благополучного человека, семью, социальную группу вытеснить в число
неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы,
дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут
возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального
положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются
практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие
нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что
социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые
нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально.
Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной
мере отражает краткую, но насыщенную историю развития этого вида
деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть
направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную
общность — каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет
право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально
социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало
ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко
оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное
окружение, на ближайшую социальную сеть, в которую они вовлечены. Это привело
к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью
невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и
самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности
внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То
же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения
трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях
конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь
требует разрешения проблем более широкого окружения — всего населения того
пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное
понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной,
социальной работе.
Вероятно, бедность — неизбежный спутник современного общества, так как ее
причины вызваны не только недостатками здоровья, личности, характера,
интеллекта и психики, не только несовременной прокреативной ориентацией,
обусловливающей многодетность, не только эгоистической позицией работодателей
(включая государство), но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе.
Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с
целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не
стала наследственной для семьи данного клиента: оказать содействие в
обеспечении полноценным питанием; помочь получить образование и вместе с тем
шансы на успешный социальный старт детям бедняков, родители которых не могут
предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям из
обеспеченных или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую
очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем, которые
социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но не
могут разрешить их целиком и полностью.
Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является
семья.
В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей.
По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные
трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40
тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты
алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку
государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс.
семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с
родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие
детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная
категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями — это
многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в
настоящее время 2,3 млн.
Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними
детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.
В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они
являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).
Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны
быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным
Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось
200,2 тыс. таких семей.
Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных,
имеющие несовершеннолетних детей.
Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,
наркоманов, правонарушителей и др.
Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но
и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для
выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию
демографического и социально-экономического положения в России. Особое
значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы
риска, молодежи Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет
будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы
обречены на вымирание. Молодежь — это особая социально-демографическая
группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение
которой определено социально-экономическим, состоянием общества.
                      СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ                      
Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального
положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно
считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях
принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет
будущее общества.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса
как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной
стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды
опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества,
что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения,
так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны,
факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют
на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих
программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике
молодёжи.
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными
формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую
группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её
объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются
специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства
социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и
преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие
внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических
молодёжных проблем.
Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется
также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон
конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества
молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется
закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного
сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует
побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства
возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их
отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития
переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её
социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
Давайте ещё раз обратимся к нашей истории.
Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата
Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего
покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная
и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как
частное лицо, он был, тем не менее, первым человеком в государстве, да и
тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые платили русские
труженики. Так что здесь мы видим государственную и частную
благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта
традиция долго продолжалась в России – руководствуясь христианскими
заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную,
но на деньги из казны, которые они считали своими. Все же и такая
благотворительность характеризует их только с положительной стороны, ведь они
могли потратить деньги и на свои личные нужды.
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300
человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России.
Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного
русского свода законов – «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37
глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной
направленности, что было необычно для молодых государств Европы.
Так, в XXXI главе мы видим пример заботы о подрастающем поколении. Касаясь,
раздела наследства, Ярослав говорит: «Двор отцовский всегда без раздела
принадлежит младшему сыну», имея в виду, что младший сын всегда более старших
братьев не защищен в социальном плане. И если раньше, до написания и
вступления в силу «Русской Правды», старшие братья могли решить спор силой,
то теперь младшие сыновья были защищены законом. Это было простое и мудрое
решение. В тоже время в Западной Европе столь важный социальный вопрос решен
не был, в результате чего во многих европейских странах сформировался особый
класс рыцарей-разбойников, состоящий почти целиком из младших дворянских
сыновей, которые в юном возрасте были изгнаны из дома своими старшими
братьями, забравшими себе все наследство.
Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны
для тех времен: в них заложены главнейшие по своей проблемности вопросы.
Например, глава XXXII определяет отношения при разделе наследства между
детьми одного отца, но разных жен. Был также решен вопрос о наследстве детям
в случаях, когда нерадивая мать «проедала» это наследство. Здесь же едва ли
не в первые проявляется забота и о самой женщине: «Но дети не могут согнать
вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом».
Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав велел передавать
детей ближайшим родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это
было не совсем справедливо по отношению к матери, но, думается, являлось
своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.
«Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие
социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует
тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской
защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов, так или
иначе, определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды
законов во многом строились по образцу и подобию «Русской Правды», так что в
русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы
социальной политики.
Внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого Владимир Мономах создал
первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению.
Оно наполнено искренностью и христианской человечностью. «О дети мои! Хвалите
бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет
вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое
достояние есть божие и поручено вам только на время.. Будьте отцами сирот;
вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни
правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной
простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские
заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в
важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись
непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для
себя невозможным.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению
нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не
устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций
развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология
молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее
социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования
молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни,
формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных
ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно
построить работу.
Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период
становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие
изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-
экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая
зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора
учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической
самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи,
рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения
ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У
молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ
насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность
молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи:
увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В
народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди
занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих
промышленности , строительства и транспорта. В связи со структурными
изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в
непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее
трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в
сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды
безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла ( по официальным
данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38%
всех безработных - молодые люди до 30 лет. Одной из главных проблем молодых
рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов
экономической активности людей, формирование готовности и способности
молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к
труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых
людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в
трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75%
опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости. Ощущать
устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои
способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности
оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров
"Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия,
отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих
друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в
школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на
отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной
близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим
статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на
чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость
подчиняться старшим.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание
уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;
ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;
увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем
образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих
звеньев образования на " поточное" воспроизводство рабочих, служащих и
специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров
высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;
усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от
нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского
корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из
многих вузов и из страны.
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних
катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и
характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все
происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и
государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не
только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, но и потому,
что мы не знаем современной молодёжи, некоторые ещё живут старыми мерками. А
молодёжь уже не та!
                  СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ                  
                                 СИТУАЦИЯ                                 
Очевидным является  тот  факт, что  молодое поколение России переживает
кризисную социально-психологическую  ситуацию. Разрушены прежние  устаревшие
стереотипы  поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых
происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает
ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков,
которые  позволили  бы  сохранить свою индивидуальность  и сформировать
здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к
необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя,
самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно
очевидно, что  подростки, находясь  под воздействием   хронических,
непрерывно возрастающих  интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования
социальной  среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального
напряжения, лавинообразное увеличение форм  саморазрушающего поведения, на
первое  место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные
виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков  и  современных  социально   адаптивных стратегий
поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, -не позволяет им
оказывать необходимое воспитательное  воздействие, психологическую и
социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны
в связи с утраченными связями со старшим  поколением.
Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и  подростками  - учителя,
школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются в выработке
совершенно нового подхода к взаимодействию со своими  подопечными. Для  того
чтобы  обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую
личность, способную самостоятельно, эффективно  и  ответственно строить свою
жизнь, требуется, во-первых,  самим обладать необходимыми для этого
качествами и демонстрировать их в процессе  профессионального взаимодействия
с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения
способности  эффективно  преодолевать жизненные проблемы, развивать
стереотипы здорового поведения.
Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда
становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции,
как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995г.
число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в
квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на
75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного
оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у
несовершеннолетних являются кражи, число которых в 1995г. составило 2203
(47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%).
Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у
правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской
преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для
несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их
часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150
случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не
нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Мы все забыли мудрость предков и в погоне за самыми современными
телевизорами, музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем
несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных
детях...
Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать! 
- пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать
уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов,
сотрудников ИДН и КДН, да и просто вести пропаганду здорового образа жизни,
труда и т.д. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все
нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания.
Поэтому ненужно думать, что ваш сын никогда не начнет колоться или воровать и
если (не дай бог) это уже случилось, то не следует от него отворачиваться, а
просто помогите ему выкарабкаться из этого. Поймите, что дети ваши хотят быть
понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались. Они хотят быть
взрослыми - так помогите им...
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных
ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на
социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило
личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед
необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них
включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал
определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными
обстоятельствами.
                    ЗЕЛЕНОГОРСК - МОЛОДЁЖЬ У НАС ЕСТЬ.                    
                       А МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ - НЕТ                       
К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не
учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе
общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к
социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев
работы с молодым  поколением. А что же происходит в нашем городе? Одно из
заседаний постоянной  депутатской комиссии по социальным вопросам и
молодёжной политике было посвящено молодежи. Хроническим проблемам,
неразрывно связанным с существованием этого поколения. Начали  депутаты с
рассмотрения проекта городской программы « Профилактика безнадзорности и
правонарушений, несовершеннолетних в городе на 2002- 2004 годы». Статистика,
приведенная в докладе главного специалиста комиссии по делам
несовершеннолетних, смотрелась удручающе. В последние два года стремительно
росло число правонорушений и преступлений, совершенных подростками: в 2000
году - на 48% по сравнению с 1999-м, 2001-м - ещё на 27 процентов. Только на
лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в комиссию приходит до
600 материалов в год. Основными причинами сложившего положения назывались
материальное и морально- нравственное неблагополучие в семьях - отсюда
подростковое пьянства и наркомания - и не возможность молодым устроиться на
работу. Иллюстрировали справедливость вышесказанного следующие цифры. У
половины малолетних нарушителей родители нигде не работают, ещё у 30
процентов - работают ( правильнее сказать – числятся) на заводе « Сибволокно»
В 1999 году родительских прав были лишены 14 человек, в 2001 году- уже 29 и
это в нашем маленьком и как говорят благополучном городе.
Теперь о трудоустройстве. В среднем за год нуждающимися в нём оказываются
250-300 выпускников школ и ПТУ. Постановлением главы города квотируются
вакансии для подростков, но только на муниципальных предприятиях. Это всего
20-25 мест - капля в море. Ещё 40-50 мест имеется в кругло годичных бригадах
при мастерских УПК. Но тамвременная работа и совершенно мизерная зарплата, и
поэтому молодёжь идёт туда не охотно. «Спасением» были летние трудовые
лагеря, где за сезон работали до полутора тысяч подростков и что
примечательно подростковая преступность летом уменьшалась. А вот в нынешнем
году в связи с бюджетной напряженностью попасть туда смогут далеко не все
желающие. Может ли власть как-то подвигнуть городских работодателей принимать
на работу подростков? Выяснилось, что волевыми методами проблему решить не
удастся. Единственный путь - сделать так, чтобы предприятиям это было выгодно
экономически. Стоит ли говорить, что в нынешних условиях это - чистой воды
теория. В целом же программа, в реализации которой задействованы Управления
образования, ОВД, УСЗН, Центр занятости населения и другие структуры,
признана «дееспособной» и рекомендована к принятию городским Советом. Правда,
всплыл один нюансик в плане денежного обеспечения. Дело в том, что принимать
программу будут в условиях, когда бюджет уже сверстан, стало быть, о прямом
её финансировании - во всяком случае, на текущий год - речи быть не может.
Далее - в развитие той же темы - заведующий отделом по делам молодёжи
администрации города знакомил депутатов с программой « Молодежь
Зеленогорска». Именно знакомил, поскольку этот документ исполнительная власть
так и не нашла времени рассмотреть. Соответственно, программа не была
представлена на одобрение Совету, не нашла отражения в бюджете- 2002 и,
следовательно, осталась непрофинансированной. Это означает, что, как и в
прошлые годы, традиционные « молодёжные» мероприятия - будут финансироваться
по другим разделам, и конечно по жестокому лимиту. Ну, а с нововведениями и
задумками, особенно требующими денежных влияний, придётся пока погодить.
Заведующего по делам молодёжи назвали даже « полководцем без армии», но, тем
не менее, долго пытали его на предмет роли отдела в становлении молодежной
политики в городе. И, в конце концов, пришли к выводу, что « молодёжной
политики как таковой в городе нет». Возникает вопрос всё таки кому нужна
молодёжь? А получается что только сама себе. Хотелось бы закончить тезисом
«Духовный аспект» из лекции, которая проходила на базе семинара Социальной
академии Российского Благотворительного Фонда  «Нет алкоголизма и
Наркомании». Мне кажется всё здесь коротко и ясно, хотелось бы конечно, чтобы
было и ясно тем людям, которые за это отвечают.
     

Духовный аспект

I. Духовные потребности:

Ø потребность веры в чудо, в существование непознанного, в наличие высшего разума Ø потребность в единении и причастности к чему-то большему Ø потребность следовать голосу совести Ø потребность в наличии смысла жизни и определяющих его ценностях Ø потребность в нравственных нормах Ø потребность в бескорыстии Ø потребность в творческой деятельности Ø потребность в красоте Духовный голод, как и любой другой требует утоления II. Суррогаты, которыми заполняется духовный вакуум: Ø наркотики, алкоголь, психоактивные вещества Ø еда (компульсивное переедание) Ø секс Ø азартные и компьютерные игры Ø деньги и вещи Ø власть, престиж, амбиции Ø отношения (созависимость) Ø деятельность (трудоголизм) III. Разрушения, наступающие в результате химической зависимости: Ø отсутствие жизненных целей Ø разрушение нравственно-моральных норм Ø духовный голод Ø «замораживание чувств» Ø отсутствие веры Ø пропадание смысла жизни Ø замещение ценностей ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи. Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества. Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой 1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике. 2. Государственное регулирование молодежной политики. 3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики. Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: - общереспубликанском; - региональном; И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала. Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы: - занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих; - включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; - формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; - профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; - поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; - участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков. Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства. Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики. Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально- правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально- технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны. Социальные службы в решении молодежных проблем Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого- педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты. С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением. Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр. Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и взрослой трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник. Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством. В системе психологического консультирования различают: - возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка); - семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем); - психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей; - консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении. Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск- группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д. Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия". При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар. В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия. Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт. Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию. Эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента. В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но, прежде всего — в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее — в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми. Важнейший путь овладения педагогическим тактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни. Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально- педагогический эксперимент. Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности. По утверждению ученых, социальная педагогика – это “отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных” (А.В. Мудрик). Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики. - дошкольную педагогику, - педагогику школы, - педагогику профессионального образования, - воспитания в закрытых учреждениях, - детских и юношеских организациях, - педагогику клубной работы, - педагогику среды, - военную педагогику, - производственную педагогику, - педагогику временных объединений, - педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление. Социальная педагогика “вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления”. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного социального самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного социального самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений. «Социальное воспитание» - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Это значит – научить человека найти новый путь в своей жизни и перестроиться в новой жизненной ситуации. Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы человека, его знаний, опыта интереса. Чтобы добиться успеха в этой области необходимо изучать человека еще ребенком уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние на него окружающей среды. Термин « социальное воспитание » означает процесс, помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д. Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение. «Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды». ( В.Д. Семенов). Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя. Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания. Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми. Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях- сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности. Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Особенно проявились отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. Среди детей распространяется алкоголизм и наркомания. Ежегодно 900 тыс. детей совершают преступления, 50 тыс. уходят из семей. Повальное пьянство влияет на здоровье детей. Установлено, что 50% детей дошкольного возраста пробовали алкоголь, 65% детей – курят. Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди молодежи. В 1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. – 20. Одно из социально-психологических противоречий, нежелание выпускников средней школы идти на производство, как этого требовало экономическое развитие страны. Среди части молодежи наблюдались иждивенческие настроения, преклонение перед материальными благами, антиобщественное поведение, преступления. Воспитательная деятельность общества отставала от социальных и экономических процессов. Несостоятельность школы в умении и возможности дойти до каждого ребенка не могла воспитывать такие качества, как самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность действовать в нестандартных ситуациях В современных условиях в работе различных социальных структур, определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это: - оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия, льготы, помощь в быту). - организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта) - влияние на человека. Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. По причине ограниченности материальных ресурсов, распада довольно мощной сферы соцкульбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику, имела и позитивные стороны организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.