Каталог :: Социология

Реферат: Структура социальной защиты в Германии

                Самарский государственный медицинский университет                
                     Кафедра иностранных и латинского языков                     
                                 Реферат на тему                                 
                         Структура социальной защиты  и                         
                           здравоохранения в Германии                           
                                                                        Выполнил
                                                                 студент 212 гр.
                                                               Бороденко Евгений
                                                                    Руководитель
                                                           преподаватель кафедры
                                                                 Балабанова Л.И.
                                  Самара, 2001                                  
                                   Содержание                                   
     Введение                                                                3
     Социальная защищенность                                                 3
Пенсионное страхование                                                        4
Пенсия предприятий                                                             5
Страхование на случай болезни                                             6
Страхование от несчастных случаев                                              7
Пособия на детей                                                               8
Пособие по бедности
8       
Здравоохранение                                                                   
9
Структура здравоохранения в Германии                               10
Обеспечение лекарственными средствами                                      11
Профилактика заболеваний                                                    11
Международное сотрудничество                                           13
Расходы на медицинское обслуживание                               15
Страхование по уходу за больными и преста­релыми           15
     Заключение                                                             16
     Список использованной литературы                                17
                                 Введение                                 
После Второй мировой войны экономическая система Германии развивалась в
направлении социальной рыночной экономики. Основной закон гарантирует такие
основные права, как свобода частной инициативы и право на частную
собственность, но подчиняет их социальному аспекту. Важнейшие компоненты
рыночной экономики:
1.         Der Freie Wettbewerb und freie Preisbildung (свобода конкуренции и
ценообразования);
2.         Die Niderlassungs- und Gewerbefreiheit (свобода экономической
инициативы);
3.         Die Geldwertstabilität (денежная стабильность);
4.         Das Privateigentum auf Grund und Boden und auf Produktionsmittel
(частная собственность на землю и средства производства);
5.         Der Freie Auβenhandel (свобода внешней торговли);
6.         Der Freie Wahl des Arbeitsplatzes (свобода выбора рабочего места);
7.         Die Förderung der Bildung und Ausbildung aus Steuermittel
(финансовая поддержка образования из налоговых средств);
8.         Das soziale Netz (система социальной защиты);
9.         Die Steuergerechtigkeit (справедливая налоговая политика).
В нашем реферате мы более подробно рассмотрим вопрос о системе социальной
защиты.
                         Социальная защищенность                         
Система социальной защиты в Германии сложилась за мно­гие годы. Ее высокая
эффективность признается и за гра­ницей. Доля социальных услуг в совокупном
общественном продукте (квота социальных услуг) составляет свыше 30 процентов.
В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок.
Почти треть услуг при­ходится на пенсионное страхование, более 20 проц. - на
предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги,
государство выполняет положение Основного закона. Согласно статье 20, пункт 1
Германия является демократическим и социальным государством. Цель социального
государства - не всесторонее обеспече­ние и обслуживание человека. Наоборот,
оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате
собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных
законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с
несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или
по безработице.
                          Пенсионное страхование                          
Закрепленное зако­ном пенсионное страхование - краеугольный камень
соци­альной защищенности населения Германии. Оно дает гаран­тию, что
работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой
деятельности и смогут поддержи­вать соответствующий уровень жизни.
Всем рабочим и служащим пенсионное страхование по­ложено по закону. Лица,
занимающиеся самостоятельной деятельностью и те, кто из-за своей
принадлежности к опре­деленным группам профессий не имеет обязательного
страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не
подпадает под обязательное страхо­вание, заключает пенсионное страхование
добровольно. Страховые платежи по пенсионному страхованию (в насто­ящее время
18,6 процента общей суммы заработка), не должны превышать верхнего предела
страховых взносов, который сейчас составляет 7.800 марок, и вносятся
соот­ветственно наполовину наемным работником и работодате­лем. По
пенсионному страхованию производятся выплаты пенсий по старости и по
профессиональной нетрудоспособ­ности или просто по неработоспособности. После
смерти застрахованного лица его родственники получают определен­ную часть его
пенсии. Определяющим моментом для получе­ния пенсии является срок ожидания,
то есть установленный минимальный срок, в течение которого необходимо платить
взносы в пенсионный фонд. Пенсия по старости, как правило, выплачивается по
достижении 65-летнего возраста. При определенных условиях она может
выплачиваться и по дости­жении 63 лет или 60 лет.
Женщины получают пенсию по старости по достижении 60 лет. Размер пенсии
прежде всего зависит от размеров зар­платы. После реформы пенсионного
обеспечения в 1992 г. у пожилых наемных работников стало больше свободы
выбора при выходе на пенсию. Можно получать часть пенсии и про­должать
работать.
Выплата пенсий - не единственная задача пенсионного страхования. Оно должно
обеспечивать и сохранение, улуч­шение и восстановление трудоспособности
страхователей. Так, им предоставляется курортное лечение и оказывается помощь
в приобретении новой профессии, если это тре­буется по состоянию здоровья.
                            Пенсия предприятий                            
Ценным дополнением являются «пенсии предприятий», которые многие фирмы
до­бровольно платят своим сотрудникам. По закону о пенсиях предприятий от
1974 г. сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной
пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного
возраста при условии, что при уходе им было 35 лет, а срок обязательства для
выплаты пенсии составлял десять лет или не менее трех лет при
двенадцатилетнем стаже работы на этом предприя­тии.
Если работодатель неплатежеспособен, пенсия не теря­ется. Она выплачивается в
этом случае из учрежденного на этот случай фонда.
                      Страхование на случай болезни                      
Почти все на­селение Германии застраховано на случай болезни в обяза­тельном
или добровольном, установленном законом порядке или в рамках частных
страховых агентств. Законом предпи­сано обязательное страхование на случай
болезни для всех рабочих, кроме того - для служащих и других
профессио­нальных групп с определенным доходом. При известных условиях
возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры,
безработные, ученики и студенты. В зависимости от профессии наемные работники
застрахованы через местные, производственные или це­ховые больничные кассы,
морские больничные кассы, феде­ральные кассы горнорабочих,
сельскохозяйственные боль­ничные кассы или эрзац - кассы. У всех
страхователей - сво­бодный выбор врачей и дантистов, допущенных больничными
кассами к обслуживанию пациентов. Страховые взносы лиц по обязательному и
служащих по добровольному страхова­нию производятся наполовину страхователями
и работода­телями. В 1994 г. средний размер взносов в старых землях составил
13,5, в новых землях 12,5 процентов застрахо­ванных доходов.
Больничная касса оплачивает расходы на врачебное и зу­боврачебное
обслуживание, лекарства, лечебные и вспомо­гательные средства и лечение в
больнице. Касса несет рас­ходы полностью или частично и на необходимые курсы
лече­ния. Сюда входят и пособия по материнству, семейные посо­бия и домашний
уход за больными. В случае болезни наемный работник имеет право на получение
зарплаты от ра­ботодателя в течение шести недель. В некоторых коллек­тивных
договорах установлен более длительный срок. По ним больничные кассы
выплачивают пособие по болезни в течение 78 недель. Такое пособие составляет
80 процентов зар­платы.
Услуги касс ежегодно требуют больших затрат. Различные услуги были ограничены
в рамках реформы системы здра­воохранения 1989 г. Была расширена доля участия
и тем самым личная ответственность страхователей.
                    Страхование от несчастных случаев                    
Устано­вленное законом страхование от несчастных случаев предо­ставляет
защиту и помощь при несчастных случаях на произ­водстве и профзаболеваниях. В
Германии все наемные ра­ботники застрахованы от несчастных случаев по закону,
равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры
добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты,
школьники и дети в дет­ских садах.
Страховщики от несчастных случаев - прежде всего про­фессиональные
объединения, охватывающие соответственно все предприятия одного профиля в
определенном районе. Их средства состоят из взносов фирм. Услуги по
страхованию предоставляются при несчастных случаях на производстве, связанных
с травмами или смертью, а также при заболева­ниях и смерти в результате
профессиональной болезни. Сюда относятся несчастные случаи по дороге на
работу и с работы. Если страхователь получил телесное поврежде­ние вследствие
несчастного случая, страховое агентство несет все расходы по изле­чению. Если
он неработоспо­собен, то получает компенса­ционное пособие. Если он остается
нетрудоспособным или умрет вследствие не­счастного случая или
профес­сиональной болезни, стра­ховщик выплачивает пенсию, пособие на
погребение и пенсию оставшимся родственникам. Помощь в рамках стра­хования от
несчастных случаев включает в себя профессио­нальное обучение в целях
восстановления работоспособно­сти и содействие в трудоустройстве.
                             Пособия на детей                             
Воспитание и обучение детей - огромная нагрузка для каждой семьи. Чтобы снять
часть этой нагрузки, издан закон о пособиях на детей. Ныне тот, кто
воспитывает детей, получает пособие на каждого ребенка до 16 лет, а также на
детей до 27 лет, если они учатся или прио­бретают специальность. Сегодня на
первого ребенка дается ежемесячное пособие в размере 70 марок, на второго -
130, на третьего - 220 и на четвертого и каждого следу­ющего - 240 марок. Для
родителей с более высоким дохо­дом ставки ниже, начиная со второго ребенка.
Наряду с по­собиями на детей в налоговом законодательстве имеются льготы в
виде необлагаемой налогами минимальной суммы (4.104 марки на ребенка). С 1986
г., кроме того, существует пособие матерям и отцам на воспитание, которое
выплач­ивается в первые шесть месяцев и составляет 600 марок в месяц на
ребенка. Затем выплата зависит от размеров дохо­дов. Кроме того, отцы и
матери, намеревающиеся сами ра­стить ребенка, могут взять отпуск на
воспитание сроком до 3 лет. В этот период они в принципе полностью
застрахованы от увольнения.
                           Пособие по бедности                           
Пособие по бедности выдается в Германии лицам, которые не в состоянии себе
по­мочь и не получают помощь от кого-либо. Закон о пособии по бедности дает
право на его получение каждому жителю Гер­мании - немцу или иностранцу. Сюда
входит предоставление средств к жизни или помощь при наличии особых условий
жизни, например, инвалидности, болезни или старости. Это по­собие
выплачивается преимущественно землями и общинами. В 1994 г. расходы на его
выплату составили 48,9 млрд. марок.
                             Здравоохранение                             
В Германии имеется широко разветвленная социальная си­стема здравоохранения.
Забота о здоровье – прежде всего личное дело каждого гражданина. Тем не менее
она является и задачей государства и общества. Все граждане – незави­симо от
их экономического и социального положения – должны иметь равные возможности
для сохранения и восста­новления своего здоровья. Немецкая система
здравоохра­нения имеет децентрализованную структуру и базируется на принципе
плюрализма и самоуправления.
За последние 40 лет средняя продолжительность жизни в стране постоянно
возрастала. В настоящее время она со­ставляет у мужчин 72 года, у женщин - 78
лет. Такая тенден­ция обусловлена в первую очередь развитием лечебной
ме­дицины. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни будет достигаться за
счет вытеснения так называемых «бо­лезней века». С этой целью расширяется
система профилак­тических мер. Сюда входит повышение уровня медицинского
просвещения, регулярные профилактические обследования, а также инициативы,
нацеленные на поощрение здорового образа жизни.
В Германии, как и во всех высокоразвитых индустриальных государствах,
наибольшую опасность для здоровья пред­ставляют «болезни века»: половина всех
смертельных случа­ев приходится на долю сердечных и сердечно-сосудистых
заболеваний, заболеваний системы кровообращения. Вто­рое место по количеству
смертных случаев занимают ра­ковые заболевания. Все больше приходится
сталкиваться с различными видами аллергии, а также с такими типичными
старческими недомоганиями, как заболевания центральной нервной системы.
Благодаря современной медицине не вну­шают былых опасений такие
распространенные прежде инфек­ционные заболевания, как туберкулез, холера,
дифтерия или во­спаление легких. Зато появилась новая опасность - СПИД.
                   Структура здравоохранения в Германии                   
     
Bundesministerium für Gesundheit
Задачи здравоохранения решаются на уровне федерации и земель. На федеральном уровне за вопросы здравоохранения отвечают 4 министерства: министерство труда и социальной защиты, министерство по охране окружающей среды, министерство образования и науки и министерство питания, сельского хозяйства и лесничества. Решением научных и административных проблем здравоохранения занимаются учреждения, подчиненные министерству здравоохранения. Эта структура представлена на схеме 1.
Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte
Robert Koch - Institut
Bundesinstitut für gesundheitlichen Verbraucherschutz und Veterinärmedizin
Схема 1. В 1993 г. в Федеративной Республике насчитывалось около 260.000 профессио­нальных врачей. Поэтому Германия - одна из стран с самым высоким уровнем медицинского обслуживания. Менее поло­вины врачей имеет частную практику. Остальные работают в больницах, административных органах или заняты научными исследованиями. Примерно 2.400 больниц имеют в своем распоряжении свыше 645.000 койко-мест. Кроме них, имеется еще около 1.200 профилактических и реабилитационных учреждений. Больницы находятся в ведении государства, в частности, общин (свыше половины больничных койко-мест), а также общественно-полезных, большей частью церковных, союзов (свыше 40 процентов больничных койко-мест) и, в незначи­тельной мере, частных фирм. Обеспечение лекарственными средствами Безопасности лекарственных средств в Германии придается большое значение. Законом о лекарственных средствах уста­новлено, что в основном потребитель получает лекарства лишь после их проверки на качество, эффективность и на­дежность в рамках государственной процедуры допуска. Чтобы защитить потребителя, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие меры, Федеральное ведомство по вопросам здравоохранения держит лекар­ственные средства под постоянным наблюдением и после их допуска. В законе о лекарственных средствах содержатся подробные инструкции по безопасности при изготовлении ле­карственных средств; в нем определяется, какие средства могут продаваться только в аптеках и какие только по ре­цепту врача. Важные функции по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств выполняют Ин­ститут лекарственных препаратов при Федеральном ве­домстве по вопросам здравоохранения в Берлине и кон­трольные органы земель. Профилактика заболеваний «Предупреждение лучше лечения». Эта древняя мудрость характеризует и за­дачу современной политики в области здравоохранения. В рамках профилактики заболеваний каждый гражданин дол­жен осознавать свою ответственность и научиться беречь свое здоровье, предохраняя себя от возможного вреда и избегая факторов риска. Поэтому во многих областях введены профилактические обследования и обследования с целью ранней диагностики. Многие учреждения на уровне федера­ции и земель и независимые общественно-полезные органи­зации предоставляют разнообразную информацию в области медицинского просвещения, курсов лечения и консультации, главным образом - по профилактическим мероприятиям по охране здоровья во время беременности и родов, в грудном возрасте, в ран­нем детском возрасте и по вопросам медицинского про­свещения в школе – по устранению вредных для здоровья привычек, как, на­пример, злоупотребление алкоголем, курением, медикамен­тами и наркотинами, неправильное и чрезмерное питание, недостаток движения, устранению известных причин сер­дечных и сердечно-сосудистых заболеваний, которые отчасти играют роль при раковых и других распространенных заболе­ваниях - по поддержке хронически больных и инвалидов и их род­ственников с целью облегчить их положение. Во многих областях предлагаются обследования в целях предупреждения и ранней диагностики заболевания, напр., с 1971 г. осуществляется программа ранней диагностики рана у женщин и мужчин. Огромных усилий требует борьба со СПИДом. Правительство Германии совместно со Всемирной организацией здравоохранения и странами ЕС разработало про­грамму борьбы со СПИДом, которая направлена и на преду­преждение заражения, и на широкое консультирование и обслуживание заболевших и инфицированных. Просветитель­ная и информационная работа должна быть также направле­на на то, чтобы не изолировать от общества и не дискримини­ровать тех, кого коснулась болезнь. Пока нет ни вакцины, ни эффективных методов лечения, важнейшими средствами в сдерживании дальнейшего распространения СПИДа оста­ются информационно-просветительная работа и консульта­ции. Они должны помочь каждому воспитать у себя сознатель­ное и ответственное отношение к защите самого себя и других. Больные и их родственники часто нуждаются в помощи, ко­торая выходит за рамки врачебного или больничного меди­цинского обслуживания. Прежде всего речь идет о широких консультациях и обмене опытом с людьми, страдающими той же болезнью. Такую задачу выполняют многочисленные группы самопомощи, которые сложились в виде добро­вольных объединений хронически больных и инвалидов. Се­годня они занимают прочное место в системе здравоохране­ния. Вот некоторые примеры: - Германская организация помощи в борьбе со СПИДом - Германское общество множественного склероза - Германская лига борьбы с ревматизмом - «Женщины помогают себе после рака» - Союз родственников психически больных, например, нар­команов - «Анонимные алкоголики». Закон о структурном изменении системы здравоохранения, вступивший в силу 1 января 1993 г., позволяет страховым кассам поощрять группы самопомощи путем предоставления субсидий. Международное сотрудничество Германия ак­тивно участвует в международном сотрудничестве в области здравоохранения. Никакая страна в мире не может в оди­ночку решить такие крупные проблемы, как «болезни века», инфекционные болезни, например, СПИД, или причиняемый здоровью вред вследствие загрязнения окружающей среды. Изучить эти болезни, их причины и бороться с ними можно только в рамках международного сотрудничества. К тому же Германия считает, что она обязана оказывать финансо­вую и экспертно-консультативную помощь развивающимся странам в создании и расширении их системы здравоохра­нения. Будучи членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Германия представлена во многих ее важных руко­водящих органах. Ежегодно ВОЗ и Германия организуют свыше 35 международных конференций по актуальным во­просам сотрудничества. Более 30 научных учреждений объявлены центрами со­трудничества с этой организацией. Германия занимает 4-ое место в мире по объему взносов в ВОЗ. В рамках Европейского Союза Германия активно сотруд­ничает в проведении общей политики в области здравоохра­нения. Выдающейся заслугой ЕС является высокий уровень охраны здоровья, достигнутый в настоящее время в стра­нах-участницах. Примерами европейского сотрудничества являются научно-медицинская исследовательская програм­ма «Европа против рака», Европейский медицинский пас­порт на случай оказания неотложной помощи, программа мероприятий по токсикологии с обменом информацией между центральными службами дезинтоксикации и сотруд­ничество в борьбе со СПИДом, алкоголизмом и наркома­нией. Передача дополнительных компетенции ЕС в рам­ках Европейского политического союза послужит новым импульсом для интенсификации европейского сотрудни­чества. Расходы на медицинское обслуживание После создания эффективной системы здравоохранения в новых землях необходимо решить труд­ную долгосрочную задачу по созданию экономически целе­сообразной и социально оправданной системы финансиро­вания медицинских услуг на всей территории Федеративной Республики. Основополагающая стабилизация расходов на здравоохранение была достигнута в результате реформы системы здравоохранения в 1989 г. и прежде всего благо­даря закону о структурной перестройке системы здравоохра­нения, вступившему в силу в 1993 г. Значительно повышена экономическая эффективность предписанного законом стра­хования на случай болезни, которым охвачено 90 процентов населения. Только за счет этой формы страхования в 1993 г. была покрыта почти половина всех расходов на здравоохра­нение, общая сумма которых составила примерно 210 млрд, марок. Страхование по уходу за больными и преста­релыми С 1 января 1995 г. вступил в силу новый вид стра­хования, по которому оплачиваются услуги по уходу за больными и престарелыми. Наряду со страхованием на случай болезни, безработицы, от несчастного случая и пенси­онным страхованием он является одним из «пяти столпов», на которых держится система социального страхования в Гер­мании. Страхование по уходу за больными и престарелыми распространяется на всех тех, кто застрахован на случай бо­лезни, и в три этапа вводится в действие «кассами по уходу за больными и престарелыми», созданными при страховых обществах. С 1 января 1995 г. начато взимание взносов для первоначального финансирования, с 1 апреля 1995 г. нача­лось оказание услуг в амбулаторных условиях. С 1 июля 1996 г. услуги будут оказываться и в стационарном режиме. Работодатели и наемные работники платят взносы пополам. Для облегчения положения работодателей был отменен один праздничный день; только в Саксонии работодатели платят взнос в полной мере. Закон о страховании по уходу за больными и престарелыми помогает прежде всего 1,65 млн. германских граждан, нуждающимся в таком уходе. В то же время он идет на пользу и тем, кто на добровольных началах ухаживает за больными и престарелыми, получая при этом соответствующее пособие по уходу и обретая социальную защищенность. В зимнем семестре 1993/94 гг. в специали­зированном вузе во Франкфурте-на-Майне начал читаться курс лекций по новому предмету «Наука по уходу за больными и престарелыми». Заключение Соответственно цели нашего реферата – знакомство с проблемами отдельного человека в условиях рыночной экономики - мы рассмотрели социальный аспект этих проблем и пришли к тому выводу, что в Германии указанные проблемы решаются достаточно успешно. Каждый гражданин этой страны может быть уверен в том, что о нем позаботится государство, создавшее такую структуру социальной защищенности, которая обеспечивает соответствующие права человека. Список использованной литературы 1. Германия. Факты. Под ред. А.Капплера. – Берлин.,1995. – 492 с. 2. H.Seehofer. Gesundheit in Deutschland. – Coburg. – 1997. – 72 s. Видеоматериалы 1. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Markwirtschaft. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996. 2. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Politik. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996.