Каталог :: Социология

Шпора: Шпора по социологии СПГУВК

     1. ПРЕДМЕТ,СТРУКТУРА И ФУН-ИИ СОЦИОЛОГ.СООТНОШ И ВЗ
Социология - учение об общ-ве, наука, кот изучает современное общ-во через
призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют. Объект -
современн общ-во и информац о нем, полученн другими науками. Предмет изучен -
закономерности функционир развития общ-ва и взаимодействие общностей разного
типа. Соц общности - все разновидности соц образован, кот связаны общими
интересами. Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его
структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), 
теории средн уровня (распределен ролей в соц институте), микросоциол 
(взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются).
Парадигма – совокупн основн теоретич положений и принципов, лежащ в основе
теории или ряда теорий. 3 группы: структурн (рассматрив организац,
функционир и развитие общ-ва как един системн целого, в основном на
макроуровне), интерпретивн (основн – изучен и интерпретац чел
поведения, его мотивов в основном на макроуровне), интегральн и объединит 
(анализ соц реалий с точки зрения единства объективного и субъективного,
структуры и индивида).
Функции социологии:
1.познавательно– исследовательская (проявляется в освоении данных, добытых
другими).
2.Практическая. (в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу
изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).
3.Оценочно-регулятивная. Надо ориентировать поведение людей на определённый
образ жизни, выбор профессии. Она показывает реальное состояние отношений
общества,  негативное изменение.
4.Прогностическая (прогноз на выборы)
5.Идеологическая. Но наука не должна иметь идеологической окраски. Науку
делают люди и у каждого есть своё мнение, свои пристрастия, тчо иногда
проявляется в его выводах. Наука же должна быть беспристрастной, должна
стремиться к истине.
Взамод-ие: 1)соц и история: история для соц-гии фактич материал, эмпирич
база. 2)соц и политология: соц-гия изучает как общ-во влияет на политику, на
гос-во, а полит-гия – как власть влияет на общ-во. 3)соц и эк теория: соц-ия
указ-ет что эк-ка сущ-ет не в безвозмездном простр-ве. 4) соц и
юриспруденция: юристы счит-т, что обществ-он развитие и соц поведение регул-
ся законодат влиянием власти. Соц указ-ет что обществе-ое поведение
невозможно.  5)соц и филос-ия: соц философия явл методологич аппаратом не
только для соц-гии, но и для всего соц-гум знания.
     2.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:ОГЮСТ КОНТ И СПЕНСЕР
французский философ Огюст Конт - основатель социологии. Разрабатывая
классификацию наук, Огюст Конт опирался на их объективные признаки. Прежде
всего он разделил науки на абстрактные и конкретные
. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в
частных областях. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а
медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии.
Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию,
биологию и социологию. При этом "энциклопедическая лестница" Конта
создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых
соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью
и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что
социология возникает относительно поздно. При характеристике наук Конт
использует идею "позитивности", то есть научного положительного знания.
Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического,
опытного знания об обществе. Первейшие среди этих методов - наблюдение,
эксперимент и сравнение. Именно наблюдение выводит социологию на уровень
науки. Оно должно осуществляться планомерно, под руководством теории. Что
касается эксперимента, то Конт выделяет два его основных вида:
непосредственный и опосредованный. Непосредственный эксперимент состоит в
наблюдении за изменением явлений, а опосредованный - в исследовании
патологических отклонений в обществе. Метод сравнения связан с сопоставлением
жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара, и
направлен на установление общих законов существования и развития обществ.
Как и некоторые его современники и последователи, Конт прибегал к так
называемой "органической аналогии", утверждая, что подобно живому миру
общество становится более дифференцированным (то есть более сложным,
состоящим из разнообразных подсистем и внутренних образований) в результате
разделения труда. Общества эволюционируют, проходя путь от простого к
сложному через три стадии - примитивную, промежуточную и научную. Согласно
Конту, само мышление людей также развивается прогрессивно, проходя
телеологическую стадию, затем метафизическую (философскую) и, наконец,
достигая стадии позитивной.
     Спенсер
Спенсер также, как и Конт, отдавал должное органической аналогии, рассматривая
общество как систему, развивающуюся на основе принципа естественного отбора..
Спенсер считал, что общества движутся от простого к сложному и что при этом
важную роль играет "выживание наиболее приспособленных". Вместе с тем он
полагал, что на более поздних стадиях развития (в индустриальную эпоху) в
обществе начинают преобладать сотрудничество и альтруизм, а не агрессия и
конфликт. Среди его основных трудов - "Социальная статика" (1850) и 
"Принципы социологии" (1896).
Спенсер сделал многое для того, чтобы доказать, что социология может
существовать как наука. На его взгляд, это зависело, во-первых, от
существования закона "естественной причинности", который действует в обществе
в той же степени, что и в природе, и, во-вторых, от существования
закономерной связи элементов в структуре любого явления. Одна из важных
задач, которую взялся решить Спенсер, заключалась в разделении социологии и
истории. Социология должна опираться на исторические факты, однако
методологически она оказывается ближе к биологии.
Помимо Конта и Спенсера выделяют ряд других имен и направлений в рамках
начального периода развития социологии. Следует помнить, что во второй половине
XIX в. колоссальным влиянием пользовалась эволюционная теория Чарльза Дарвина,
и сравнение общества с живыми системами и отдельными организмами стало общим
местом, поэтому эволюционизм был представлен более чем двумя именами в
социологии. В это же время в первую очередь благодаря деятельности выдающегося
британского исследователя Эдварда Тайлора формируется еще одна общественная
наука - социальная антропология. И, наконец, во второй половине
XIX в. складывается современная дисциплина психологии.
     3.РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМОМ.СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ 
Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в
социологии. Основные принципы классической методологии:
1.Соц. явления подчиняются законам, общим для всей действ-ти,
2.социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,
3.метод соц. исследования д.б. точным и строгим. Соц. явления д.б. описаны
количественно,
4.важным критерием научности явл-ся объективность (социология не должна
содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов).
Четко эти принципы формулировал в работе «Правила социологического метода». В
этой работе он излагает основные требования к социальным фактам:
1.«рассматривать социальные факты как вещь» (т.е. соц: а) внешни для
индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у
фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы
функционирования общества)
2.социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и
предрассудкам, которыми обладают индивиды.
3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями (а)
источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении
индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не
сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида).
Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального
реализма.
Типология обществ базируется на закономерности структурной организации
общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения
простых обществ. Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он
выделял следующие признаки болезни общ-ва:
1.аномию, т.е. такое состояние общества, при кот. отсутствует четкая
моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),
2.социальное нер-во,
3.неадекватное разделение труда.
причины кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития
экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов
общ-ва. Концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но
не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.
     4.КАРЛ МАРКС КАК СОЦИОЛОГ.ПОЗИТ И НЕГАТИВ СТОР ЕГО УЧЕН
1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение
общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический
фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения
в обществе.
2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими
классами существует непримиримые противоречия.
3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы,
которая является движущей силой развития общества.
4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство,
может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой
перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.
5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство
невозможно устранить, его можно только сгладить.
Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и
развивается, проходя определенные исторические стадии. Основными можно
считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и
цивилизационный. Маркс представлял историю как смену общественно-исторических
формаций.Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским.
Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно
сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или
социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется
способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон.
ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления,
которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные,
семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной
жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное
общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная
ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем,
согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по
сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации:
первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство,
феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Им была разработана
классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда;
материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете
экон. факторов в развитии общества —исторический материализм).
     5.УНИВЕРСАЛИЗМ МАКСА ВЕБЕРА
Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс
Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о
принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно
признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о
природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). В качестве
предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д.
Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их
объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий.
Государство по Веберу бывает нескольких видов:
1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными
соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс
встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым
типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии,
Франции, США.
2.Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному
поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть
господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные
господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и
сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии,
вторая — в феодальных государствах Западной Европы.
3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые
способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые
выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда,
Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно
велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право,
рациональность, велика роль случайности.
     6.СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИИ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ.
Социология в России — это часть общемировой социологии. История развития
российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было
обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.)
как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных
только для России. К сожалению, до революции социология в нашей стране так и
не стала академической дисциплиной и была в чрезвычайно малой степени
институционализирована.
До 20-х годов в России существовало много направлений и школ социологии, то
же свойственно было и Западу. Но после принятия в России (в конце 30-х) точки
зрения, что социология это философская наука, после проведения ряда дискуссий
в последующие годы, “запрет” на выдвижение отличных от официальной точек
зрения привело к тому, что в стране осталось существовать только одно
направление. На Западе как существовали, так и продолжают мирно существовать
разные точки зрения на социологию. Возрождение социологии как науки
начинается в конце-50-х -начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В
этот период были проведены масштабные социологические исследования по изуче-
нию влияния научно-технического прогресса на социальную и профес-сиональную
структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило
«социальное планирование», составление планов социального и экономического
развития промышленных пред-приятий, колхозов и совхозов и даже некоторых
городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал;
отработаны методики социологического исследования. В России, как отмечает
А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в
социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов:
1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься
молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3)
углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в
нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии,
около 10 журналов .Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много
традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят
трудно и для этого необходимо длительное время. В настоящее время в
российской социологии складывается толерантность и плюрализм идей. Началось
осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил
Н.И.Кареев: “Социология будущего явится синтезом тех частных истин, какие
содержатся в отдельных направлениях социологии” [95. С. XIV].
     7. ПИТИРИМ СОРОКИН
Человеч личность формир под воздейств ряда факторов – космич, биологич,
соц-психологич – но прежде всего социокультурн. Эти хар-ки не врожденн,
а приобретенн. Интегральн прир человеч личности формир в процессе интеракц люд
друг с другом. Вся окруж действительность: 1) эмперически-чувственн форма
(постиг с помощью органов чувств) 2) рациональн- умственн (разумом через
логику) 3) сверхчувственно-сверхрац (гениальн творен). Чел - не только эмпирич
наблюдатель, но и творец. Истина, красота, добро – 3 составляющ интегральн 
суперсист. На базе этих элементов идет развитие человечества. Сущ также
идейн и чувственн суперсист, сменяющ друг друга на протяжении всей цивилизац.
Революц и, как правило, войны, ускоряют дезинтеграц чувственно общ-ва. Ценности
и идеалы, как правило, иллюзорны. Культивац вражды, злобы. Исход зависит от
того, победят ли эти негативн силы или часть люд, кот рев побужд к моральн
самосовершенств и религии.
     Соц стратификац – дифференциац люд на классы и слои, что выраж в
неравномерн распредел прав и привилегий. Бывает эконом, пол и профессион. Она
все время измен.
     8. ОБЬЕКТ И ПРЕДМ В СОЦИОЛОГИИ.СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ.
Социология - учение об общ-ве. Объект соц-гии - современное общ-во и инф-ция
о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии явл-ся
закономерности функционирования развития общ-ва и взаимод-ие общностей
разного типа. Соц общности - это все разновидности соц образований, кот
связаны общими интересами. Социология - это наука, кот изучает соврем общ-во
через призму интересов и потребностей тех соц групп, кот его составляют.
     Социум: Общ-во — это означает все человечество. Кроме того, общ-во
— обозначает какой-либо народ (русский, америк). В этом случае под общ-вом
понимается территориально-гос образ-ие, кот отличается от других
территориально-гос образ-ий различ хар-ками. Эти 2 смысла равнозначны понятию
«социум». В этом смысле общ-во — это такое объединение людей, в кот происх-т
пост-ое и устойчивое взаимодей-е и взаимообуславливание м/у людьми в
исторически сложившихся формах.
Существуют обязательные условия продолжительного существования и развития
социума:
·      общность территории. Как правило общ-во формируется тогда, когда
исторически сложиться и обозначится граница, в рамках которой общество
функционирует
·      целостность и устойчивость;
·      самовоспроизводство и саморегулируемость. Причем самовоспр-во - не
только биологическое воспр-во, но и способность к созданию, сохранению и
развитию общих черт жизни, быта, культуры, сознания. Саморегулируемость
обесп-ся прежде всего гос структурами, законами, а также нормами религии и
морали;
·      такой уровень развития культуры, который выр-ся в выработке норм
поведения и ценностей общих для данного общ-ва и отличающих их от других.
Без категорий невозможно развитие ни одного научного направления,
осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и
профессиональной теоретической деятельности. 
     Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия 
социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном
виде, в ее становлении, развитии и утверждении.
1)“общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении
(“социальная система”, “социальное развитие” и др.);
2)собственно социологические категории (“стратификация”, “институт”,
“организация”, “статус”, “роль”, “нормы”, “ценности” и др.);
3)категории дисциплин, пограничных с социологией (“личность”, “семья”,
“культура” и др.).
     Соц закон — это выражение сущ-ой, всеобщей и необх-ой связи соц
явлений и процессов. Сущ-т общие и специфические законы в соц-гии. Общие з-ны
соц-гии — предмет изучения философии. Специфические з-ны соц-гии изуч-ся именно
соц-гией и составляющие ее методологическую основу.
В соц-гии выд-т 5 категорий соц з-ов:
— з-ны, констатирующие сосущ-ие соц явлений. Согласно таким законам, если
есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и
урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве
населения.
— з-ны, устан-щие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры
соц объекта, переход от 1го порядка взаимоотношений к другому. Изменение хар-
ра производ-ных сил требует изм-ия отнош пр-ва.
— з-ны, устан-щие связь м/у соц явл-ями. З-ны функциональные. Они выр-т связь
м/у осн эл-ми соц объекта, что опр-ет хар-ер его функционирования.
— з-ны, фиксирующие причинную связь м/у соц явл-ми. Важнейшим и необх-м
условием соц интеграции выступает рацион-е сочетание общест-ных и личных
интересов.
— з-ны, утвержд-щие возможность или вер-сть связи м/у соц явл-ми. Уровень
бракоразводов в разл странах пов-ся и колеблется вместе с эк циклами.
     9. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И АБСОЛЮТНАЯ 
Общество представляет собой системную организацию соц взаимодействия и соц
связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей,
стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую. Общество взаимодействует
с такими соц орга-циями, как гос-во и население.
Социальная структура предполагает:
1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые
взаимозависимости, корреляции;
2)регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;
3) наличие уровней, "этажей", согласно значимости элементов, входящих в
структуру;
4)регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов.
Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и
поддержании всего общества и его составных частей.
Таким образом, под социальной структурой понимается совокупность устойчивых
связей и отношений
между элементами, составляющими систему, которые определяют ее качественное
своеобразие и строение.
Признаки: 1)имя, кот часто, но не всегда становится названием гос-ва;
2)история, кот хранится в памяти общ-ва и может сущ-но отличаться от того,
что описывают историки; 3)собственная культура, кот позволяет общ-ву
сформировать нормы и ценности, лежащие в основе соц связей; 4)общ-во явл-ся
максимальной ед. соц реальности, т.е. не входит в качестве составной части в
более крупное общ-во; 5)общ-во воспроизводит само себя, в основном за счет
детей от браков м/у признанными членами общ-ва; 6)общ-во явл-ся саморегул-щей
и относит-но самодостаточной си-мой; 7)формы взамоде-ия людей в рамках общ-ва
устойчивы и целостны; 8)опред-ая территория, на кот живет население (субъект
общ-ва); 9)важным, но не обязательным признаком явл-ся наличие гос-ва;
10)общ-во хар-ся соц дифференциацией, кот представляет собой важнейший
механизм его развития.
Типология: 1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (первобытные
племена) 2)сложные – сущ-т иерархия соц слоев , несколько уровней управ-ия
(для гос-ва).
А)Дописьменные и письменные (владение алфавитом).
     Маркс: 1)первобытно-общинное 2)рабовладельческое 3)феодальное
4)капиталистическое 5)коммунистич.  Г. Ленски: 1)общ-во охотников и
собирателей 2)садоводческие 3)аграрные 4)промышленные. Теннис Ф.:
1)допромышл (сельская община) 2)пром-городские.  Д.Белл и А.Турен:
1)доиндустриальные (традиционные) – сел хоз-во, церковь, армия, закрытое общ-во
2)индестриальные – развитая промышл-сть, свободные, открытые общ-ва
3)постиндустриал – инф-ция, достижения научно-техн революции.
По полит. приз-м: 1)демократич. (гражданское общ-во) 2)тоталитарное (гос-во
подавляет личность) 3)авторитарное.
Также сущ-ют общ-ва на основе их религии (напр. мусульмансоке или христианс.)
     10.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦ МОБИЛЬНОСТЬ
Соц стратификация - совокупность расположенн в вертикальном порядке соц
слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц
группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по
наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые).
Современн общ-во основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ
воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают
в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол
положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права
и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал
характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус
чел, выделяющий его от других  - главн статус. Статус чел, в кот он рожден -
приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение
характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный
диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац
современн общ-ва: высший слой - элитарное меньшинство, средний слой  
и низший слой - люмпенизированный слой соц аутсайдеров. Социальная
мобильность - изменнеие социального положения людей. Различают:
· демографическую, географическую и социальную м.
· индивидуальную и групповую с.м.
· внутри поколеннную и межпоколенную с.м.
· вертикальную и горизонтальную с.м.
· восходящую и низходящую с.м.
     11. ЛИЧНОСТЬ:ЕЁ ОПРЕДЕЛЕН И ФУНКЦИИ
Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые
социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для
него самого и для окружающих.
В каждой личности проявляется 3 уровня св-в:
1)То общее, что проявляется у каждого члена общества на данном этапе развития.
2)Особенно связано с соц. группами, с которыми общается личность(общности -
этнические, профес. деятельность человека, территориальные)
3)единичное, индивидуальное, то что связано с личными опытом, каждый из нас
уникален.
При формировании личности в социологии принято учитывать ряд важных фактов:
1.биологическая наследственность 2.физическая среда обитания 3.культурная
среда 4.групповой опыт человека 5.уникальный индивидуальный опыт
Функциями считается те действия которые конструктивны, обеспечивают
жизнеспособность общественного организма. Социальные дисфункции –это те
действия, которые разрушают стабильность, в обществе, его результатом
является деструктивная деятельность, которая разрушает, а не созидает.
В социологии сущ-т такие понятия как:1)открытые ф-ии. Проявляются тогда,
когда известен субъект действия 2)патентные ф-ии. Могут проявляться на одном
их этих ур-й.
Р. Мертон внес значительный вклад в разработку системы функционализма:
1.Разные ф-ии могут вести к одному и тому же результату 2.Одни и те же
действия в определенных условиях могут вести к разным результатам (напр. хим.
р-ии с разл t)
Соц. статус –это набор, совокупность соц. ф-ий, осущ-х в рамках прав и
ведущих к социально значимому ожидаемому результату.
Разновидности соц. статусов. 1) Генеральный (всеобщий) статус (напр. статус
гражданина -если мы его имеем, то можно получить и др. статусы) 2)
Аскритивные достигаются без ваших усилий (дочь.) 3) Достигаемые, зависят от
наших усилий (студент.) 4) Формализованные статусы, официально удостоверяют
статус (директор) 5) Неофициальный подруги невесты.)
Соц. роль –это поведенческая характеристика, она предопределяет поведение
человека, обладающего данным статусом. Статус –это функции, права и
обязанности.
Социальная роль –это набор целесообразных действий и норм поведения. Есть
главные и второстепенные социальные роли, социальные роли могут оцениваться
по-разному.
Парсонс выделяет 5 осн черт любой роли: 1) эмоциональность – одни роли
требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности, 2)способ
получения – одни предписывают, др завоевывают, 3)масштабность – часть ролей
сформулирована и строго ограничена, другая размыта, 4)формализация – действие
в строго установленных правилах либо произвольно, 5)мотивация – на общее
благо, на личную прибыль.
     12. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей,
правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы: 1)
сист образования; 2) среда сверстников; 3) произведения искусства, литературы;
4) СМИ; 5) Пол институты; 6) Экон и пол события; etc. Социализац - не
однонаправленн процесс. Осуществл-ся через деятельность, общение и развитие
самосознания. Двоякий процесс: постепенн раскрытие в индивиде прир качеств и
внешн воздействие (целенаправленн и ненаправленн воспитание). Каждый этап
социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации 
- это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Фактор социализац – соц среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья),
обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Осн объект соц с
т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив,
спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности.
Человек осознает себя, наблюдая за другими чл группы, сопоставляя себя с
ними.
     Общественные условия социализации:
1.Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые
интерьеры; планировка и архитектура поселений).
2.Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
Социально значимая информация (характер повседневных, производственных,
научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и
освоенных им).
Этапы соц-ции:
1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением
общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере
взаимоотношений людей.
2. Вторичная социализация:
- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных
знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре.
включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь
предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также
принадлежность к иным субкультурам.
- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа
жизни в связи с исключением из среды производства.
     13.ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение. Девиантное
поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, т.е. это то поведение, кот
не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом общ-
ве. Можно считать дев. поведением героизм, сверхтрудолюбие, гениальность
(т.е. отклонение со знаком «+»), но  и отриц проявления (от мелких краж до
тяжелых преступлений). Социологическое объяснение девиации учитывает
социальные и культурные факторы. Этой проблеме уделяли внимание Конт,
Спенсер, Лиминфельд, Дюркгейм, Мертюн. Возникновение девиации: появляется
цель, кот достичь нормальными путями соц объекту не удается. Возникает соц
напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. Если решения нет, объекты
вступают в борьбу для достижения цели – конфликтная девиация.
Важно учитывать то, что является нормальным для одной группы людей, м.б.
отклонением для другой.
Деликвентное поведение – серьезные нарушения, противоправные действия, кот
нарушают общепринятые юридические нормы, т.е. то поведение, за кот несут
наказание все.
Поведение, кот начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам наз-
ся соц аномией (деформация общ-ва). Оно обусловлено кризисами, войнами,
переворотами. 2 способа выхода из этого состояния: 1)быстрый, решительный –
навязывание опр-ой системы ценностей; 2)длительный – выработка новых соц
норм, ценностей (хар-но сегодня).
Чтобы как-то отрегулировать общественные отнош-ия, устранить эл-ты
дезорганизации, сущ-ет соц контроль, кот проявляется через систему санкций.
     14.КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГ ПОЗНАНИЯ. ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают
специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов,
форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования,
которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых
структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в
социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов
и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется
как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в
своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с
другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование,
имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях,
направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов,
идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в
различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования
являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и
способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и
изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные
факторы и механизмы.
     Основные элементы культуры.
     Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный,
знаково-символический элемент. Язык- это объективная форма аккумуляции,
хранение и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов,
наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения
в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для
получения, хранения, преобразования и передачи информации о них.
     Вторым, не менее важным, компонентом культуры является
ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного
общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив
деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную
деятельность.
Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в
виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные
общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов,
социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную
необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с
объективными условиями.
Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи,
традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных
действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления,
нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай-
воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение
людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе
и является причиной для его членов
Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из
поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной
группе в течении длительного времени.
Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых
устойчивых идей,убеждений,норм передаваемых из поколения в поколения.
     15.ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Субкультура-совокупность символов,ценностей и обрядов поведения,отличающих то
или иное сообщество или какую либо социальную группу.В современном обществе
субкультурные различия определяются национальностью ,религией,родом
занятий,возрастом и др различиями.
Контркультура-совокупность символов,ценностей и образцов поведения
,противостоящих доминирующей культуре.( также сущ-ет этноцентризм и
релятивизм.)
Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит преждевсего в
том, что культура выступает средством аккумуляции,хранения и передачи
человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций.
1) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура
делает человека человеком. Индивид становит­ся человеком, членом общества,
личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов,
ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и
всего человече­ства. Уровень культуры личности определяется ее
социализирован-ностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью
развития индивидуальных способностей. Культура личности обыч­но ассоциируется
с развитыми творческими способностями, эруди­цией, пониманием произведений
искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью,
вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это
достигает­ся в процессе воспитания и образования.
2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое
внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму,
освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство
общности, при­надлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.
Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечи­вает
целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе ка­кой-либо субкультуры,
она противопоставляет их другим, разъе­диняет более широкие сообщества и
общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать
культурные кон­фликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет
дез­интегрирующую функцию.
3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ра­нее: в ходе процесса
социализации ценности, идеалы, нормы и образ­цы поведения становятся частью
самосознания личности. Они фор­мируют и регулируют ее поведение. Можно
сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен
действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе,
на произвстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему пред­писаний и
запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие
определённые санкции,которые установлены сообществом и поддерживаются силой
общественного мнения и различных форм институционального принуждения.
     16.МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭМПИРИЧ 
     Теоретическая и эмпирическая интерпретация
понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он
поз­воляет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоре­тических
понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность
вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым
обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3)
Обеспе­чить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью
коли­чественных, статистических показателей.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется че­рез ряд
последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной
ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем
этапе каждое понятие этой фор­мулировки раскладывается на такие операционные
составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.
Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования,
необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему
его связей с внешними объектами и вну­тренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые
доступны учету и регистрации. Понятия, обозна­чающие такие элементарные
фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При
этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого
пред­мета в понятиях-индикаторах.
     Формирование гипотезы — заключительная часть теорети­ческой подготовки
эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования —
это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального
явления или о характере связей между его компонентами.
     Способы анализа и интерпретации
, данных, получение эмпирически обоснованных
обобщений, выводов и рекомендаций
Заключительный этап эмпирического социологического исследова­ния предполагает
обработку, анализ и интерпретацию данных, по­лучение эмпирически обоснованных
обобщений, выводов и реко­мендаций.
     Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование
и кодирование информации.2) Создание пе­ременных. 3) Статистический анализ.
В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение
различных приемов обработки и анализа дан­ных. Тради
ционный анализ 
основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания
документов в соответствии с целью исследования. 
Формализованный анализ документальных источников рассчитан на извлечение
социологических информаций из больших массивов
документальных источников, 
недоступных тради­ционному интуитивному анализу.
При обработке и анализу данных, полученных методом
опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, кор­реляции и др.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, 
предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить
конкретный, реа­листический характер, иметь необходимые обоснования в
мате­риалах исследования, подтверждаться документальными и ста­тистическими
данными.
     17.СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬН ИНСТИТУТ
Семья как соц институт возникла в недрах первобытно-общинного строя.
Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное
общностью быта и взаимной ответственностью. Она проходит ряд этапов в своем
развитии – жизненный цикл семьи: 1)вступление в брак – образование семьи 2)
начало деторождения (рожд-ие 1ого ребенка) 3)окончание деторождения (рожд-ие
посл ребенка) 4)»пустое гнездо» (родители остаются одни) 5)прекращение
существования семьи.
Семьи делятся на: 1)по типу супружества: моногамные (1м+1ж), полигенные,
многобрачные; 2) по престижу и власти: патриархальные (власть у отца),
матриархальные (у матери), эгалитарные (равноправие); 3) по наследованию
фамилии, имущества, соц. положения: патрилинельные (по линии отца),
матрилинельные (матери); 4) по месту проживания супругов: патрилокальные
(молодая семья проживает в доме родителей мужа), матрилокальные (у родителей
жены), нуклерные  отдельно от родителей).
Ф-ции: 1)поддержание биологической непрерывности общества (репродуктивная),
2)Хоз-эк. (добывание ср-в к сущ-ию, ведение дом хоз-ва, орг-ция потребления),
3)Осуществление культурной непр-ти общ-ва, т.е. воспитание детей,
4)удовлетворение сексуальных потребностей, 5)взаимная забота о членах семьи и
престарелых, 6)обеспечение соц контроля.
     18. БРАК-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Брак – первооснова семейных отношений. Брак – исторически меняющаяся соц
форма отношений м/у мужчиной и женщиной, посредством кот общ-во упорядочивает
их жизнь.
Тенденции развития семейно-брачных отнош: 1)перемещение центра тяжести в
семье из имущественно-хоз интересов в область нравственно-психологич, т.е.
главными семейных отнош становятся психологич атмосфера, взаимопонимание,
духовная близость, любовь и т.д. 2)эголитаризация семьи – власть семейная,
семейные заботы распределяются равномерно м/у супругами, 3)рост нуклерных
семей, 4)сознательно ограничение числа детей, низшая граница воспроизводства
– семьи должны иметь min 2 ребенка. Сейчас же 1.3 ребенка в среднем на семью.
Факторы влияющие на уровень смертности (раса, возраст, пол, доход, тип общества,
образование, постоянный рост числа разводов). Причины разводов:
1)неподготовленность молодежи к семейной жизни, 2) материальное положение
молодой семьи, 3)аморальное поведение супругов, 4)отсутствие взглядов и
интересов (общих), несоответствие характеров, 5)заметное распространение
внебрачных альтернативных форм семей.
Альтернативные формы семьи: 1)последовательная полигамия (неоднократное
вступление в брак), 2)молодежные союзы (сожительство), 3)годвин-брак
(раздельное проживание муж и жен и встреча их по обоюдному согласию),
4)бигамные браки (женатый муж имеет любовницу постоянную на стороне, может и
ребенка). Вывод: 1)осн форма семейных отношений – моногамная семья,
2)развитию семейных отношений присущи серьезные противоречия, 3)силы, кот
способны скрепить новую семью (любовь, духовная близость, ответственность)
далеко не всегда успевают заполнить вакуум, кот возникает в рез-те разрушения
патриархальных сем отнош.
     19.ЮНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.МЕСТО МОЛОДЁЖИ В СОЦ СТРУКТУРЕ ОБЩ-ВА.
Каждый говорит, что ваша юность - вероятно наилучшее время молодой жизни. Но
это - также самое трудное время, потому что Вы должны делать некоторые очень
важные решения, которые будут влиять на всю вашу будущую жизнь.
Вещи не легки в настоящее время даже для взрослых, но для возрастов
подростка, кто должен найти их собственное место в обществе, это очень
трудно. Это необходимо не только приспособиться к вашему обществу, но также и
быть уверенным о вашем положении(позиции). Для вашего будущего существенно
иметь хорошую работу. Каждая девочка или мальчик, оставляющий среднюю школу
должны выбрать учреждение высшего образования, или если он или она не хотят
учиться больше, выбирать работу прямой путь.
Эмоциональные проблемы для молодых людей могут быть намного более трудны чем
финансовые. Типичная проблема подростка - привычка препарата.(наркотики).
Некоторые из них не могут остановить это, и они становятся зависящий от
наркотиков(лекарств). И они совершают различные серьезные преступления,
потому что они нуждаются в небольшом количестве денег, чтобы покупать
наркотики(лекарства).
Молодежь(Юнец) - также время, чтобы встретить(выполнить) вашу первую любовь.
Это, конечно, замечательно, но, поскольку широко известно, что сначала любят,
часто имеет несчастный конец, это также увеличивает проблемы молодых людей.
Другая типичная проблема для большинства возрастов подростка - проблема с их
родителями.
     Молодежь как социальная группа
В оценке молодежи и ее места в обществе выделяют три основных подхода:
     - критический: молодежь характеризуют в таких понятиях, как «рассеянная»,
«равнодушная», «потерянная»; формула –  «не та молодежь = хуже»;
     - оптимистический:  молодежь  стала  лучше  (новый  «революционный
класс»);  формула –  «не та молодежь = лучше»:
     - объективистский:  учитывает  и  положительную  роль молодежи, и те
нега­тивные тенденции, которые реально существуют в молодежной среде; формула –  
«не та молодежь = другая». 
     Социальный статус молодежи. А.И. Ковалева выделяет следующие харак­терные
особенности социального статуса молодежи :
1) предписанность, 2) динамичность, 3) 
неравенство статуса младшей и старшей возрастных групп; для молодежи
разного возраста обнаруживается различная степень обретения прав и
обязанностей.
     Пути приобретения социального статуса. Статус работника молодые люди чаще
«приобретают» по знакомству, реже – в результате самостоятельного поис­ка
работы (участие в конкурсе на замещение вакантных должностей, создание
собственного рабочего места, «обладание» востребованной специальностью);
трудоустройство через службы занятости еще не получило достаточного
рас­пространения.
     20.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ.ГОСУД ПОЛИТИКА.
Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы
молодежи, исследует молодежь как социальную общность.Проблемы:курение
,употребление спиртных напитков,употреб наркотиков,микросоциальное
окружение,проблемы сжильём.
К числу основных проблем современного этапа развития, на наш взгляд, следует
отнести проблемы материальной обеспеченности, социальной защищенности,
получения образования, начала трудовой деятельности, формирования семьи,
профессионального роста молодежи.
     Государственная молодежная политика - это деятельность государства по
созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий
для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной
реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Система становления и реализации государственной молодежной политики
представляет собой
1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.
2. Государственное регулирование молодежной политики.
3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется
на двух  уровнях:- общереспубликанском;- региональном;
И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи
условий для реализации трудового потенциала.
Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных
организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве
России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе
администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В
поле их деятельности находятся проблемы:
- занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и
демобилизованных военнослужащих;
- включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе
предпринимательство и фермерство;
- формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с
подростками и молодежью;
- профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
- поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;
- участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего
отдыха детей и подростков.
     21.МЕТОДЫ СБОРА ,АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ИН-ИИ.
Важная часть методического раздела программы — обоснова­ние методов сбора
эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует
указать, какие документальные ис­точники будут изучаться (какие статистические
формы, планы, от­четы и т. д.), а также какие
методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов
опроса требуется описа­ние его техники, организационной структуры и содержания,
где про­водится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной
поликлинике и т. д., какая разновидность
анкетирования применяется, каково содержание
анкеты.
При определении методов сбора информации социолог дол­жен принять во внимание
ряд моментов: 1) оперативность и эконо­мичность исследования не должны
обеспечиваться в ущерб качест­ву данных; 2) ни один метод не является
универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. 3)
надежность метода обеспечивается не только его обоснованно­стью, но и
соблюдением правил его применения.
     Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование
и кодирование информации. Основное назначе­ние этого шага состоит в унификации
и формализации той инфор­мации, которая была получена в ходе исследования. 2)
Создание пе­ременных. Собранная на основании анкет информация в ряде слу­чаев
прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании.
3) Статистический анализ.
В ходе статистического анализа выявляются некоторые
ста­тистические закономерности и зависимости, к
оторые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выв
оды.
2 осн. мето­да анализа: неформализован
ный (традиционный) и фор­мализованный 
(контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии,
понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью
иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (
контент-анализ — анализ со­держания) рассчитан на извлечение
социологических информаций из больших массивов документальных источников,
недоступных тради­ционному интуитивному анализу. Он основан 
на выявлении некото­рых количественных статистических хар-к текстов (или
со­общений)
Формализованный анализ документов основан на стандарти­зации процедур поиска,
определения в содержании документа еди­ниц счета, которыми могут быть отдельные
слова (термины, геогра­фические названия, имена политических деятелей и т. 
д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и
т. д., а также различные виды публ
икаций (по жанру, типу авторов, те­мам и т. п.). 
Единицы счета определяются в зависимости от целей со­циологического
исследования.
     22.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ.
На сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от
исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой
вырождения человеческой расы. Наиболее важные проблемы:Загрязнение
воздуха.Это связано с развитием фабрик,заводов.Многие люди нуждаются в новом
жилье,тем самым приходится сокращать кол-во деревьев и тем самым в воздух
поступает меньше кислорода.Машиностроение.в связи с увеличивается кол-во
машин,происходит выброс вредных веществ-ухудшается воздух.Люди сами портят то
что их окружает,выбрасывая мусор.
1)Зазеленение.
Для улучшения охраны зеленых зон и лесапарковых территорий необходимо
определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них
места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и
своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение
работ по расширению в горадах и пригородных зонах площади зеленых насаждений,
создание новых парков, садов, скверов.
     23.СОЦИОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов трудовой
деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В
средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном
понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с
ремесленной организацией производства.
     Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением
научных знаний в технической практике. Она формируется, начиная с эпохи
Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно
связаны с ценностями ремесленной технической практики .
Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они
формируются в среде ученых, обратившихся к технике, приобщившихся к науке.
Решая технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за
помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы
для проведения инженерных расчетов.
С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной
профессии в массовую в XVIII-XIX веках возникает необходимость и
систематического научного образования инженеров. Именно появление высших
технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной
деятельности.
Инженерное образование с тех пор стало играть существенную роль в развитии
техники.
К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный
комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская,
проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживает разнообразные
сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д.).
Сегодня один человек просто не сможет выполнить все разнообразные работы,
необходимые для выпуска какого-либо сложного изделия, как это делал,
например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительных заводов его
владелец Генри Модсли. Сам он был механиком-самоучкой, одновременно и
изобретателем. Он изобрел, в частности, суппорт токарного станка, причем сам
же разрабатывал новую конструкцию изделия, и технологическое оборудование, и
технологию его изготовления. В конце прошлого века в Лейпциге еще существовал
завод, на котором все инженерные работы (от замысла до рабочих чертежей)
выполнял один человек - его владелец Р. Зак. Там не было ни технического
бюро, ни чертежников. Уже в те времена его "многосторонняя" деятельность
представлялась курьезом.
Для современной инженерной деятельности характерна глубокая дифференциация по
различным отраслям и функциям, которая привела к разделению ее на целый ряд
взаимосвязанных видов деятельности. На первых этапах своего профессионального
развития инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний
естественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включала в
себя изобретательство, конструирование опытного образца и 
разработку технологии изготовления новой технической системы. Инженерная
деятельность, первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и
технологами, тесно связана с технической деятельностью (ее выполняют на
производстве техники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской по
отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами
деятельности осуществляется с помощью чертежей.
Однако с течением времени структура инженерной деятельности усложняется.
Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство,
конструирование и организацию изготовления (производства) технических систем,
а также инженерные исследования и проектирование.
Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению
его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во
вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к
использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к
повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и
проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и
четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и
требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения
инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать
враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на
Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему
этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом
и отдельными людьми.
     24.РОЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАУЧНО ТЕХНИЧ ПРОГРЕССА.
Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов трудовой
деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В
средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном
понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с
ремесленной организацией производства.
     Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением
научных знаний в технической практике. Она формируется, начиная с эпохи
Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно
связаны с ценностями ремесленной технической практики .
Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они
формируются в среде ученых, обратившихся к технике, приобщившихся к науке.
Решая технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за
помощью к математике и механике, из которых они заимствовали знания и методы
для проведения инженерных расчетов.
С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной
профессии в массовую в XVIII-XIX веках возникает необходимость и
систематического научного образования инженеров. Именно появление высших
технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной
деятельности.
Инженерное образование с тех пор стало играть существенную роль в развитии
техники.
К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный
комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская,
проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживает разнообразные
сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д.).
Сегодня один человек просто не сможет выполнить все разнообразные работы,
необходимые для выпуска какого-либо сложного изделия. как это делал,
например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительных заводов его
владелец Генри Модсли. Сам он был механиком-самоучкой, одновременно и
изобретателем. Он изобрел, в частности, суппорт токарного станка, причем сам
же разрабатывал новую конструкцию изделия, и технологическое оборудование, и
технологию его изготовления. В конце прошлого века в Лейпциге еще существовал
завод, на котором все инженерные работы (от замысла до рабочих чертежей)
выполнял один человек - его владелец Р. Зак. Там не было ни технического
бюро, ни чертежников. Уже в те времена его "многосторонняя" деятельность
представлялась курьёзом.
     25 .СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.
Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э.
Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и
К. Маркс.
Маркс: религия - объективный фактор, внешним и принудительн образом
воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту
(функциональн метод исследован религии). Религия больше обусловливаемый общ
отношениями, нежели обусловливающ их фактор. Ее общественн ф-ция
интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц ф-ция: или
оправдывает и узаконивает существующ порядки, или осуждает, отказывая в праве
на существован. Может выполн ф-цию интеграц общ-ва, может действовать
дезинтегрирующе (конфл на религиозн почве).
Э. Дюркгейм: религ - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер
исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие
экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он
иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац,
системы "церковь-секта". К кон XIX -  нач XX в. социолог религии складывается
как самостоятельн дисциплина.
Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в
сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на
эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы:
1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и
явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия
- вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн
существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3)
Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.