Каталог :: Социология

Контрольная: Социальная мобильность

                      Тема: Социальная мобильность.                      
                1.     Понятие социальной мобильности и её виды.                
2.     Каналы, фильтры, принципы мобильности.
3.     Трудности формирования среднего класса в России.
                                Ответ №1:                                
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором
он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются,
например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной
религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида
в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако
существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только
окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение
положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением
возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие
изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении,
системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и
ориентациях.
В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения
индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов
мобильности.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и
социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,
можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро
поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.
Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу
индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров
возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами,
готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой
субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи
представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет
усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином
или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве
крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не
только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем.
Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального
класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у
сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких
должностных статусов. Поэтому официальная общепринятая точка зрения,
состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только
трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение
происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее
существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на
другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс
мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью
понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности,
созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной
позиции к другой».
П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и
вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или
социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же
уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому
он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является
вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,
способствующих переходу индивида или социального объекта их одного
социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,
существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный
слой, на другой уровень власти.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И
это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны
вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.
В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные
мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения
профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух
основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их
низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением
групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.
Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания
отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и
понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей
мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров,
которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или
снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному
выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с
корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту».
Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как
происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный
индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься
вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более
высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной
степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться
успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива
порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению
высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не
скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в
частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих
при реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами
и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.
Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе
с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или
слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет
определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и
расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более
низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу,
находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть барьеры перед
высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если
сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы
отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний
слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда.
Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса
следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из
многих факторов, в том числе их личностных отношений индивидов.
Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов
мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной
мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная
дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических,
которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный
промежуток времени» [1, с.230]. Например, некоему индивиду в течение трех лет
после окончания института и начала работы по специальности удается занять
должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с
ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у
первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше
статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате
сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного
положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая
скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих
социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за
определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной
общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей
численности, данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет,
разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной
интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если
мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к
численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об
относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения
взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется
совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем
можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком
из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс
может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или
политической области деятельности.
                                Ответ №2:                                
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и
от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного
значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных
ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не
подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах
амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них
канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может
воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути
достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или
социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за
индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.
Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто
возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким
статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями
новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения
существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в
процессе социальной мобильности.
1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие
деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями
более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему
необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.
Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно
соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура
- это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более
высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из
моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других
компонентов культуры немного значит.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную
мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый
слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы
следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты,
проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно
стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят
специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-
классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все
аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в
результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия
могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого
социального слоя.
3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании
контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который
социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой
является положение? когда индивид полностью окружен представителями того
слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень
быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то,
что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в
пользу новичка.
4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой
брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути
социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени
способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-
вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя
несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или
представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает
проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего
статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые
трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные
слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из
более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов
поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не
может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак
ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут
считать индивида "своим".
                                Ответ № 3:                                
«Размывание» среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов,
чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в условиях
либерализации цен и падения производства основной массы населения России
резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на
первый план требований люмпенской части населения, которая, как показывает,
опыт несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном, на
перераспределение, а не на созидание национального богатства.
Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во
многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных
моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся
хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время
очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство
приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и
возможности. Жестко заданные и органические типы социально-экономического
поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену
прямому и  непосредственному властному хозяйственному и идеологическому
контролю приходят такие универсальные регуляторы как деньги и правовые
нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными
источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми
нравственными нормами, ни правовыми санкциями.
Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только
при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование – квалификация -
доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления, обеспечивающую
формирование и развитие среднего класса.  Образование не гарантирует
получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата
у представителей одной профессии в частном и государственном секторах
различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие
источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства,
несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в
правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников
обращать внимание не только на их профессиональные и деловые качества,
сколько на факторы, подтверждающие их безусловную « надежность».
Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в одной
группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на вопрос:
« Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит
продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число
респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.
Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их доля в
наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных интервью, в
качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный потенциал,
указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков. Респонденты
считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое
изменение принципов финансовой политики. Отсутствие доверия к власти и ее
финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить
долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть
возможных накоплений в сферу потребления
В целом приведенные в литературе данные свидетельствуют об ограниченности
масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе
адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50 –
летних, т.е. люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и благодаря
опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями.
В этой группе респондентов нарастает или разочарование в реформах или
укрепляется их неприятие. Это поколение, которое обычно составляет сердцевину
среднего класса – слой социальной стабильности, - не стало таковым, а,
напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую группу.
Слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный
статус как средний, что, прежде всего, свидетельствует о нереализованности
образовательного и профессионального – квалификационного потенциала в
процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не
подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов.
Для « группы успеха», скорее, характерно занижение социального статуса (около
10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже среднего).
На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь
является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода,
формирующего » достойное материальное положение») не престижны  по меркам,
ранее принятым в обществе.
Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность
взаимосвязи статусно - ролевых позиций и социальной идентичности, что
«выливается» в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность
реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,
повышения или хотя бы поддержание социального статуса будет блокировать
продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное
напряжение.
Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального
среднего класса, которая в принципе должна отражать  его ориентацию на
стабильность политической ситуации. Политическая  самоидентификация
заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме
электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных
политических партий и движений, индивид должен сделать «осознанный выбор» в
пользу политической организации, в наибольшей степени выражающий его
интересы. В условиях, когда не «работает» традиционная политическая шкала
западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен
институционально, встает задача поиска «работающего» индикатора политической
идентификации.
Результаты наших исследований с определенность свидетельствуют о наличии
социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые обладают
рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не
столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия
стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по
которым значительная часть населения уже научилась жить.
Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии
непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних
факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности,
четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию,
формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу
внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и
способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует
понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость
действий власти.
Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового демократического
общества с рыночным механизмом во многом зависит от возможностей формирования
среднего класса. По некоторым данным, сегодня около 15% занятого в народном
хозяйстве населения  может быть отнесено к этой социальной категории, но,
вероятно, что его социальное созревание до « критической массы» потребует
немало времени. Уже сейчас наметилась тенденция формирования отдельных
социальных слоев, относимых к среднему классу – бизнесмены, предприниматели,
менеджеры, отдельные категории научно-технической интеллигенции,
высококвалифицированные рабочие, которые заинтересованы в осуществлении
реформ. Однако эта тенденция весьма противоречива, т.к. общие социально-
политические интересы различных социальных слоев, потенциально образующих
средний класс, не подкрепляются процессами сближения их по такому важному
критерию как уровень доходов и престиж профессий.
                        Использованная литература:                        
1.      Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.
2.      Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.
3.      Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. –
М.: Наука, 1994.
4.      Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,
1995.
5.   Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Наука, 1994.
6.   Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных
вузов.М.:                                  Интерпракс,1995. – 344с.