Каталог :: Социология

Реферат: Социология

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус
самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и
разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы
догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но,
несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.
Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе”
или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший
французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях — “Курс
позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал
рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.
То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько
явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и
концепций , получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,
характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к
происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и
региональное их звучание.
В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются:
социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура,
участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение,
межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и
социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ
на потребности общественного развития.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко  рассматриваются
как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их
неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется  понятие “формирование личности” , то имеется в виду
единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления
и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей  совокупности
общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов,
общественных  организаций и самого человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения с
обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов:
ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1)
стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр,
на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду,
личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый
стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на
основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный оценочный
элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом “развертывания”
врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления
этих трех составляющих элементов личности.  В этом процессе Фрейд выделяет 4
стадии, каждая из которых  связанна с определенными участками тела, так
называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой
зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-
моторная  ( от  рождения  до 2  лет),  операциональная    ( от 2
до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций (
с 12  до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как
социализация  детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых
рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки,
социализация в детстве  в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в
котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы
социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией 
называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.
Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. 
Идентификация — способ осознания принадлежности  к той или иной общности.
Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей,
соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими
людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой,
контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс,  с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”.  Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено
внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое
время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание
будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на
школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи
принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые
впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-
социальной  жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым
человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер
последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится
понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об
обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и
поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности,
почему школа выпускает в жизнь индивидов , отличающихся не просто своими
взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо
противостоят друг другу ?                   Мощным  инструментам
социализации  личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование.
При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и
разрушительных задач.
И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях
личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и
образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным  типам
личности.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к
духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых,
тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и
духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным,
высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь.
Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований,
может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует
постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех
общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько
взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а
также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему
формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества,
представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой
и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в
структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных
особенностей оказывается решающим фактором, который во многом  определяет
облик общественных и политических движений. Феномен национального в процессе
социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более
глубокого понимания социально-психологических мотивов признания его особого
места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и
каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и
т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и
поведении людей.
На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные
формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных формах
реально функционирующего сознания.
Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных коров”,
которые были неприкосновенны и  неоспоримы: требовалось только их неустанное
восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения , как
“загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное равенство” и
“дружба народов”, а также    такие   перлы,   как    “экономика    должна
быть
экономной” , “единодушная признательность “ , “долгие, продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-
ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес разочарование
и утрату той перспективы, которая питала людей в их стремлении         к
благополучию   и     счастью.
Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось
стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” . работе. И чем больше
бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость
работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не
доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.
В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного сознания,
не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной
жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и бесперспективности
повседневной жизни.
Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно
знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации,
пути к подлинной социализации человека.
Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как
пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех организаций,
причастных к его осуществлению.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни
критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в
настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных
обвинений и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние
растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две
альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться
удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути ,
отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом из создавшегося
положения — она лишь  усложняет его, создает серьезные помехи на пути
социализации человека.
В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и
взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает качественную
определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее
цель, направленность развития духовных процессов и явлений.
Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с
субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой,
ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и
сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
В социологии накоплен большой опыт проведения социологических исследований по
проблемам воспитания. Некоторые из них, например по трудовому ,
политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни наименований.
Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им —
даже самым лучшим — была присущна ориентация на должное, а не на сущее , а
это неминуемо рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность
и действительность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя,
однобокая ориентация только на официальные установки, монополизм в
определении ее ориентиров со стороны КПСС .
Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и
воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного
образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях
становления и развития личности.
Процесс социализации достигает определенной степени  завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением
личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации
возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации является 
отклоняющееся  (дивиантное) поведение. Этим термином  в социологии чаще
всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных
пороков, отступление от принци пов, норм морали и права. К основным формам
отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая
преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное  поведение
— чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных
невзгод и проблем, преодолеть состояние неувуренности и напряжения через
определенные компенсаторные формы.Однако дивиантное поведение не всегда носит
негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому,
передовому, попыткой определить консервативное , мешающее двигаться вперед.
Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах
предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается неизменным.
На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для
новых направлений, которые определяют ее движение вперед.