Каталог :: Социология

Реферат: Общество с точки зрения различных наук

              Министерство науки и образований Российской Федерации              
                   Ставропольский Государственный Университет                   
                                     Реферат                                     
                            по дисциплине: Социология                            
                 на тему: Общество с точки зрения различных наук                 
                                                                       Выполнил:
                                                           Студент 3 курса гр. А
                                                                спец. Менеджмент
                                                                    Лапский С.В.
                               Ставрополь, 2004 г.                               
                                   Содержание                                   
                                      стр.                                      
Введение
     
  1. Общество с точки зрения социальной философии.............
  2. Общество с точки зрения социологии..................
  3. Общество с точки зрения психологии..................
  4. Общество с точки зрения политологии.................
  5. Заключение.............................
  6. Список использованной литературы...................
Введение С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. Общество с точки зрения социальной философии Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется "совокупным человеком", человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие вопросы общественной жизни человека: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей и многое другое. Над этими и другими вопросами социальной философии задумывались многие выдающиеся мыслители. Однако на большинство из них пока нет-окончательного ответа. Это вовсе не означает, что философия истории вообще не имеет каких- либо твердых, достаточно верных и общепризнанных высказываний относительно сущности общественной жизни, ее особенностей в сравнении с природой. Философия истории, опираясь на достижения конкретных наук, объектом изучения которых является общество, внесла свой вклад в понимание сущности общественной жизни, поставила и сформулировала целый ряд проблем, общезначимых для всего комплекса общественных наук Социальная философия, как видно из самого ее названия, изучает общество, социум (так еще иногда его именуют в научной литературе), социальную жизнь, социальные, то есть общественные, связи и отношения между людьми. Но общество, как известно, "является объектом изучения многих других общественных наук: истории, целого комплекса экономических и юридических наук, политологии, этики, эстетики, социальной психологии и т. д. Чем же отличается социальная философия от этих многочисленных и разонобразных наук об обществе? Различие между социальной философией и конкретными науками об обществе в принципе то же самое, что и различие между философией и наукой, между философией и отдельными науками, изучающими ту или иную сторону реальной действительности. Об этом подробно было сказано в первой главе. Поэтому ограничимся здесь лишь двумя самыми общими замечаниями о разграничительных линиях социальной философии и других наук об обществе. Первое замечание сводится к тому, что в отличие, от других общественных наук социальная философия изучает не ту или другую сторону общественной жизни, скажем, не экономику, не право и не мораль, являющихся предметом изучения соответствующих наук об экономике, праве и морали, а все общество, как целостную систему, все сферы общественной жизни в их единстве и взаимодействии. Социальная философия стремится отыскать некоторые общие свойства и закономерности, характерные каждой отдельной сфере общества, а значит, и обществу в целом. Другое замечание состоит в том, что социальная философия есть часть философии, один из наиболее существенных ее разделов и потому она, будучи философской дисциплиной, рассматривает общественную жизнь именно с позиций философии, проверяя "законность" и применимость своих общих выводов в такой специфической области, как человеческое общество, уточняя, корректируя, а - иногда и пересматривая эти выводы. Социальная философия по необходимости рассматривает общественную жизнь под углом зрения своих традиционных философских проблем - материального и идеального, причинности и закономерности, сознания и познания, возникновения и развития, целого и части и т. п., используя для этого весь мощный категориальный аппарат-философии, выработанный и наработанный в течение многих столетий. Перейдем теперь к рассмотрению поставленного в 258 заголовке вопроса о том, то такое общество и каковы его основные характеристики. Несмотря на все разнообразие ответов различных авторов на этот вопрос, вызванное мировоззренческими позициями и своеобразием подходов к его решению, они во многом совпадают, по крайней мере в них немало содержится общего. В этом можно легко убедиться, сравнивания определения, которые даются понятию общества-различными философами. Приведем некоторые из них. Немецкий философ Г. Зиммель определяет общество, как взаимодействие индивидов. Другой немецкий философ Л. Гумплович усматривает характерное отличие общества от других материальных систем тоже во взаимодействии людей, но в качестве сторон этого взаимодействия берет не отдельных индивидов, а группы и общности людей. По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, всякий агрегат индивидов, находящихся в постоянном соприкосновении и составляет общество. Французский социальный философ и социальный психолог Г. Тард рассматривает общество как "интерментальный процесс", то есть взаимное общение людей в форме подражания, противоположения и приспособления. Знаменитый немецкий юрист и социолог Р. Штаммлер определяет общество, как внешним образом урегулированную совместную жизнь людей. Марксизм рассматривает общество как такое взаимодействие людей, в основе которого лежат материальные, производственные отношения. Современный американский исследователь общественной жизни Ч. Эллвуд определяет общество как группу индивидов, ведущих коллективную жизнь посредством умственного" взаимодействия. Как видно, все приведенные высказывания крупнейших социальных философов прошлого и нынешнего века сходятся в одном: общество есть совокупность взаимодействующих - людей. Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным, животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми. Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость материальная. Среди духовных потребностей на первое место надо поставить религиозные стремления и интересы, которые создают мощное духовно- психологическое поле, стягивающие людей к единому центру, собирающие их вместе, наполняющие чувством общности. К духовным целям, объединяющим людей в общество, относятся и цели познания окружающего мира, своей внутренней природы и своих собственных отношений. К этим целям их приводит не праздное любопытство, а необходимость понять смысл своей жизни, жизни природы, желание облегчить свой труд, усовершенствовать жизнь. Познание есть естественная потребность человека, она коренится в его природе. Эта потребность может быть осуществлена только в условиях совместного проживания людей, в условиях общества. Что касается целей регулирования человеческих отношений, то они столь же объективны и столь же важны для человека, как и первые. Если эти цели по какой-либо причине не осуществляются, общество распадается. Подобно целям, связанным с продолжением рода, поддержанием и сохранением жизни, они никогда не исчерпываются и должны постоянно возобновляться. Нужда в регулировании межчеловеческих отношений никогда не исчезнет пока существует общество. Поэтому высказанное в свое время Марксом положение, что при коммунизме управление людьми заменится управлением вещами, нужно рассматривать как простое недоразумение. Больше того, задача управления взаимоотношениями людей в обществе не только не упрощается, а становится все более сложной. Любая цель предполагает и соответствующие средства ее осуществления. Удовлетворение материальных потребностей в пище, одежде,- жилище и т. п. осуществляется с помощью орудий труда в процессе хозяйственно-экономической деятельности. Удовлетворение духовных потребностей происходит своими особыми средствами, в специфических формах и учреждениях. Воспроизводящая и воспитательная деятельность людей протекает главным образом в семье и школе. Для управления и регулирования человеческих взаимоотношений в обществе имеются уникальнейшие и сложнейшие формы и средства, к числу которых надо в первую очередь отнести государство. "Сущность государства,- писал великий русский философ и государствовед И. А. Ильин,- состоит в том, что все граждане имеют и признают,- помимо своих различных и частных интересов и целей,- еще единый интерес и единую цель, а именно общий интерес и общую цель, ибо государство есть некоторая духовная община". К числу наиболее действенных форм и средств регулирования и управления относятся право и мораль. Конечно, поведение людей в обществе регулируется не только с помощью указанных средств. Общество с точки зрения социологии Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Общество - это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Понятие «общество». В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д. Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. "Толпа" - подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу. У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей - живых "клеточек" общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) - это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения. Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами. Социальный институт - это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров. В обществе существуют социальные статусы - социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена. Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они выглядят мягко. В закрытых обществах такая лестница работает жестко и даже внешне выглядит выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий. Естественно, статус - это не схема, нарисованная на бумаге. Он должен действовать. Для этого существует роль. Социальная роль - это набор правил, которые вы должны исполнять. При хорошем исполнении общество будет вас поощрять или, по крайней мере, не обращать на вас внимание. При плохом исполнении или отказе исполнять, как правило, реакция будет незамедлительной. Например, зайдя в трамвай, вы сразу автоматически надеваете на себя статус нормального пассажира. Первая роль - это своевременно оплачивать проезд. Вторая роль - вести себя культурно. Третья роль - спокойно доехать до нужной остановки. Это лёгкий пример. Попробуйте сами посчитать, сколько ролей надо исполнять современной женщине в статусе матери, жены, хозяйки. У одного статуса может быть несколько ролей и наоборот, одна роль может повторяться у ряда статусов. Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей. Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Ячейки - страты. Страты, образно говоря, это объединения статусов. Страты по размерам очень большие. Это классы (рабочие, крестьяне ...), слои населения (богатые, средние...), этносы (казахи, русские, японцы...), конфессии, профессиональные отряды. Стратификация - это система этажей общества. Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры. Культура - совокупность материальных памятников и духовных ценностей - нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков. Социальная структура - костяк общества, культура - его плоть. Культуры бывают разные. Допустим, авангардная молодежная культура, закрытая тюремная псевдокультура, национальная уйгурская культура. Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени. Вместе с нормами усваиваются социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа. Человеческое общество постоянно изменяется. Оно развивается от простого к сложному. На одной и той же территории менялись этносы и типы экономики, религии и политические режимы. Так, на территории Казахстана древних саков сменили кочевники-тюрки, затем пришла исламская культура. Прошли века и степной край стал окраиной Российской империи, потом пришли большевики, и наконец в 1991 году начался современный этап. Общество в различных ипостасях Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл - общество вообще - понятие философское. Второй смысл - это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету. В третьем варианте общество - это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия. Страна - часть территории, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство - политическая организация страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент). Общество в этом случае - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего. В четвертом варианте общество - это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей...). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Общество с точки зрения психологии Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. Психология и подведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народами, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми про профессиональным, экономически, религиозным, культурным, образовательным возрастным, половым и другим всевозможным признака. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей и приятели и т.п. Малую группу характеризуют психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно независимым социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних ( например соседи) до достаточно глубоких, внутренних ( члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития Малые группы могут быть разным по величине, характеру и структуре отношений, существующих между членами, по индивидуальному составу, особенностям, ценностям, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структура межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией называют каналами коммуникации, нравственно- эмоциональный тон межличностных отношений называется психологическим климатом группы. Общее правило поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Каждый человек является представителем общества, в котором он существует. В дальнейшем в ходе рассуждений мы будем рассматривать человека как человека внутри общества. (Варианты бобылей-сектантов из тайги не рассматриваются как нетипичные и являющиеся теми исключениями из правил, которые только дополняют сами правила). Каждый человек, являясь лишь безликим составляющим общества (как социальной категории), или - в другом случае - представителем общества как какой-либо из определенных групп людей (из которых в свою очередь, и складывается общество как социальная категория в целом), является также индивидуумом - как в своем самосознании, так и в законах, принятых обществом, и закрепленных как юридически в жизнедеятельности общества, так и индивидуально - в сознании его представителей. Как следствие, каждый индивидуум, существуя в обществе, признает он это или нет, подчиняется экономическим законам, нормам отношений, которые приняты в данном обществе. Согласие общества может быть дано как законодательно - утвердительно либо ограничительно, но - “по умолчанию”, - т.е. в соответствии с тем, что закреплено обществом ранее, так и социальным путем, в соответствии с общественной моралью и сложившимися к этому времени отношениями между индивидуумами как выражателями мнения какой-либо части. Общество, как социальная категория, является и истоком, и целью действий в нем отдельных его представителей (индивидуумов). С одной стороны, индивидуум с момента рождения, то есть с момента существования его самого в обществе, попадает под влияние существующих в этом обществе экономических и юридических законов и правил, исходящих из морали, принятой обществом. С другой стороны, как только он начинает какие-либо сознательные (либо не до конца им осознанные) действия, он уже сам дополняет ими существующие в обществе отношения, внося свою деятельность в общий процесс развития, и, таким образом, сосуществует внутри общества вместе со всеми остальными. Общество одновременно является средой существования и сферой жизнедеятельности его представителей - индивидуумов, а, следовательно, является сферой приложения действий этих индивидуумов. Общество с точки зрения политологии Общество Каждый учебный курс включает фундаментальные понятия, знание которых есть условие и предпосылка его изучения. В курсе правоведения такими понятиями являются понятия "общество", "власть", "государство" (а также "право", "личность, "человек", которые рассматриваются несколько позже). Они представляют своего рода его "каркас", "несущую конструкцию". Ни право, ни государство не могут существовать вне общества. В свою очередь, общество есть неким образом организованные люди, а власть выступает важным фактором их организации и интеграции в единое целое. Общество без власти утрачивает такие важнейшие качества, как урегулированность и порядок. С другой стороны, различные типы и формы власти должны рассматриваться сквозь призму общества, в условиях которого они сформировались. Поэтому общество и власть присутствуют как бы "за кадром" во всех разделах нашего курса. Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д. Вопрос о типологии и классификации человеческих обществ является в науке предметом острых дискуссий. Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие гражданское общество общественные организации и объединения возникают спонтанно. Без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в других, в частности в бывшем СССР, его не было многие десятилетия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости ? Ведь есть государство, призванное управлять обществом, заботиться о его экономической и политической стабильности, росте благосостояния и о многом другом. Изучая гражданское общество, следует рассмотреть проблему политических режимов. Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемократические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других. Конкретизируя данное определение, отметим следующее : - эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в некоторых странах сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак высоко развитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии) ; - объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов ; специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существует автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов ; - составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет ; - гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его политической власти. Из всего сказанного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности. Также следует отметить, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки: правоведение, экономическая теория, история, философия, социология и другие. Правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского права и как субъект правового регулирования. Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их функционировании. История описывает конкретные национальные формы гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни. Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. Можно привести многочисленные примеры организаций гражданского общества, среди которых объединения актеров, научных работников, литераторов. В России в последние годы также возникли организации гражданского общества в духовной сфере. Назовем некоторые из них. Гражданское общество в духовной сфере включает также многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Общество и государство Государство есть продукт общества на известной ступени его развития. Оно возникает в процессе общественного разделения труда, когда, наряду с ремесленниками, скотоводами, торговцами, выделяются в обособленную группу люди, профессия которых - управление. Вырастая из власти родового строя, государство сохраняет поначалу черты его слитной природы (соединение власти и собственности в феодальном обществе, государства и религии на мусульманском Востоке и т.д.). Общесоциальные функции власти родового строя государство все более дополняет функциями политическими, поскольку является орудием политического господства тех классов, которые господствуют в обществе экономически. Соотношение классовых и общесоциальных функций в деятельности государства исторически изменчиво. В рабовладельческом, феодальном обществе, а также на известных стадиях капитализма преобладают классовые функции. В наши дни в наиболее развитых странах мира на первый план выходят общесоциальные функции. Будучи продуктом общества, государство в каждую эпоху отражает его природу. Вместе с тем, государство обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и даже к правящим классам, стоящим у власти. Это объясняется тем, что, представляя общество, государство не совпадает с обществом. Интересы чиновников как обособленной (и обычно привилегированной) группы лиц не всегда совпадают с интересами общества. Поэтому, представляя общество, государство не забывает о собственных интересах. Кроме того, возводимая в закон воля правящего класса нередко подвергается корректировке в силу того, что структуры государства выражают интересы и других классов и социальных групп. В переходные периоды истории государство приобретает исключительную самостоятельность по отношению к обществу. Обычно это происходит потому, что оно утрачивает свою социальную опору в лице класса-собственника основных средств производства. На формирование новой социальной опоры необходимо время. Поэтому государство становится как бы надклассовым. Оно балансирует над классами, используя их борьбу в своих интересах, не будучи непосредственно орудием ни одного из них. При исключительной самостоятельности государства на первый план могут выйти интересы самого государства. Такая ситуация существовала в абсолютных монархиях в Европе XVII -XVIII в.в., в Германии времен Бисмарка, имеет место в современной России и т.д. Отношения между обществом и государством могут строиться как по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае государство как бы возвышается над обществом. В основе этого возвышения могут лежать разные причины. Так, в раннеклассовую эпоху оно охраняет божественный "мировой порядок" и в силу этого находится ближе к Богу, чем остальное общество. В современных обществах такая модель взаимодействия общества и государства складывается в условиях антидемократических режимов, где государство как бы стоит над обществом, контролируя все сферы его жизни, ограничивая свободу человека и т.д. Горизонтальные отношения общества и государства складываются там, где они строятся на принципах партнерства. Государство уподобляется здесь приказчику, которого общество нанимает для управления своими собственными делами. Государство, выступающее в таком качестве, должно соответствовать неким демократическим и гуманистическим стандартам, которые в своей совокупности называются правовым государством. В свою очередь, общество, строящее свои отношения с государством на началах партнерства, также предполагает определенный уровень социально-экономического развития, правовой и политической культуры и т.д. и называется "гражданское общество". Сам термин "правовое государство" может иметь различные значения. Так, к числу правовых можно отнести и полицейское государство, если в обществе, где оно функционирует, отождествляются право и закон, и формально соблюдается иерархия источников права. Некоторые исламские авторы утверждают, что концепция правового государства, исходящая из связанности государства надгосударственным божественным правом, утвердилась в исламе за много веков до того, как она сформировалась в Европе. Социалистическая теория государства и права отрицала идею правового государства, аргументируя это тем, что у государства и права одна и та же основа - экономический базис, как совокупность производственных отношений данного общества. Поэтому само понятие правового государства как государства, основанного на праве, представлялось противоречащим логике. По сути "правовое государство" (англо-американский эквивалент - "господство права") есть некая модель взаимодействия между обществом и государством, в условиях которой права человека обеспечены и защищены в максимальной степени. Она может сложиться лишь в условиях гражданского общества, предполагающего весьма высокий уровень социально-экономического и культурного развития. Основная его особенность состоит в том, что в отношениях с государством оно выступает как самостоятельный и независимый субъект. Гражданское общество в известном смысле противостоит государству, поскольку имеет самостоятельную экономическую основу в виде частной собственности и представляет социальную сферу, регулируемую частным правом, где присутствие государства является минимальным. Субъекты общественных отношений выступают здесь как свободные, равноправные, независимые, строящие отношения с партнерами на основе своего добровольного выбора. С другой стороны, гражданское общество имеет рычаги воздействия на государство через свободные средства массовой информации, политические партии, институт лоббирования, наконец, через выборы и референдум. В условиях правового государства и гражданского общества высшей ценностью являются права и свободы человека. Поэтому сама "конструкция" правового государства должна в максимальной степени обеспечивать их реализацию и защиту. По сути правовое государство и представляет такую оптимальную "конструкцию". Она предполагает верховенство закона, институт конституционного контроля, разделение властей, независимый суд, наличие правовых процедур разрешения социальных конфликтов и защиты прав человека, включая международную их защиту и т.д. В Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством (ч.1 ст.). Декларируется высшая ценность прав человека, идеологический и политический плюрализм, а также разнообразие форм собственности, независимость суда, верховенство Конституции, соответствующей международным стандартам в области прав человека и т.д. Вместе с тем эти важные конституционные положения нередко "не работают", поскольку для построения правового государства в России не хватает ряда принципиальных условий. Это, прежде всего, лишь формирующееся гражданское общество. Большую часть ХХ в. страна прожила без частной собственности, которая, как известно, и является причиной возникновения права. Не создан средний класс как социальная основа правового государства, не преодолены пережитки тоталитарной политической и правовой культуры. Незавершенными остаются структура государства, политическая и правовая системы общества. Построение правового государства - задача исторического масштаба. Ее реализация потребует многих десятилетий. Заключение Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Городецкая И. Консьюмеристское движение на Западе //МЭ и МО. 1993. N5. 3. Городецкая И. Благотворительные и другие добровольческие организации Великобритании // МЭ и МО. 1994. N4. 4. Кумар К. Гражданское общество. М., 1994. 5. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000. 6. Общая теория права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1999. 7. Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю.Мягкова; М.: «Флинта»; 2003; 8. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994; 9. Данило Ж. Маркович; Общая социология; "Владос", М., 1998. 10. Проблемы исследования систем и структур. Материалы к конференции. М., 1965 11. В. Шляпентох Социология для всех. «Советская Россия», М.,–1970 12. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат. 1980.–386 с. 13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.–М., 1992