Каталог :: Социология

Реферат: Социологический анализ современной городской семьи

     Московский университет
     Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
     
     « Социологический анализ 
                      современной городской семьи. »                      
                                 РЕФЕРАТ                                 
                                 Кафедра                                 
                     Социально-политических дисциплин                     
                                                                 Рядовой милиции
                                                    Курсант ____ учебного взвода
                                              факультета подготовки специалистов
                                                            криминальной милиции
                                                            ____________________
                                   Москва 2002                                   
                            Оглавление                            
                                                                          
1.   Введение________________________________________________ стр. 2
2.   Типы структур семьи______________________________________ стр. 4
3.   Брак____________________________________________________ стр. 6
3.1   История брака_______________________________________ стр. 6
3.2   Влияние социальных факторов на заключение городского брака стр. 6
3.3   История “возраста” брака______________________________ стр.7
3.4   Кодекс о браке и семье________________________________ стр. 8
3.5   Брачность в городе___________________________________ стр. 10
3.6   Гражданский брак в городе_____________________________ стр.12
4.   Взгляды на семью историков и философов прошлого___________стр.16
5.   Социология городской семьи_______________________________ стр. 17
5.1   Функции семьи и их взаимосвязь_________________________стр. 17
5.2   Нравственные устои современной городской семьи__________ стр. 20
5.3   Типы отношений в современной городской семье____________стр. 21
5.4   Пчмхологический климат современной городской семьи______ стр. 21
6.   Лидер в современной городской семье (Заключение)___________ стр. 23
7.   Литература______________________________________________  стр. 26
                        1. Введение                        
                                                                          
                                                                          
                                         Супружество состоит не только из
                                       удовольствий... - оно предполагает
                                     общие склонности, взаимное страстное
                                 влечение, сходство характеров, - вот что
                                      превращает это необходимое обществу
                                        установление в извечную проблему.
                                                                       О.Бальзак
     

С

емья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, имеющих общий быт и несущих взаимную ответственность за воспитание детей. Специфический социальный институт со своей системой норм, санкций, прав и обязанностей, функцией которого является регуляция отношений между супругами, родителями и детьми. Семьи бывают нуклеарными, расширенными и эгалитарными. Нуклеарная семья – структура семьи, в которой центральное место отводится мужу, жене и живущим с ними детям, не состоящим в браке; кровные родственные связи играют функционально маргинальную и периферическую роль. Расширенной семьей считается семья, которая включает в себя помимо нуклеарной семьи других родственников, например, бабушек, их сестер и братьев, внуков, двоюродных родственников. Эгалитарная семья – это структура, в которой муж и жена занимают равноправное положение, т.е. власть и авторитет равномерно распределяются между супругами. В наше время семейно-бытовые отношения современной городской семьи нуждаются в большом внимании. Не потому, что положение в этой сфере обстоит, как говорится, из рук вон. А потому, что в современных условиях города все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, нравственные, мировоззренческие качества. Поэтому от нравственного здоровья городской семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о месте и роли семьи занимали значительное место в творчестве основоположников марксизма. Будучи подверженной влиянию общества, как в зеркале отражая самые существенные процессы его развития — экономические, социальные, демографические, культурные,— его достижения и нерешенные проблемы, семья в свою очередь строем своих отношений, укладом и структурой обладает способностью влиять на ход развития общества. То есть, будучи продуктом социальной среды, семья может играть весьма активную роль в познании и преобразовании этой среды. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, говорил выдающийся педагог А. С. Макаренко, является прежде всего большим делом, имеющим большое государственное значение. 2. Типы структур семьи Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. 2.1 Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры: Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным социальным объединением. 2.2 Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией ; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. 2.3 Типы властных структур. Большенство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой яляются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. 2.4 Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилими экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. 2.5 Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них. 2.6 Родословная и наследование имущества. Сущестует три типа систем определения родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее распространнной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем городском обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 - ка процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. 3. Брак 3.1 История брака Рассмотрим брак как неотъемлемый компонент современной городской семьи. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Первой формой общественного регулирования половых отношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). Т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу. В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака. Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, даёт начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается. 3.2 Влияние социальных факторов на заключение городского брака Заключение браков и выбор брачного партнёра происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов. В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан; резко осуждались брачные связи свободных с рабынями. В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи приводит к усложнению порядка заключения брака, которому предшествует договорённость о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнёра становятся функциями главы семьи. 3.3 История возраста брака Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака: 1. процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком; 2. заключение брака упрощается, облегчается процедура развода; 3. рост общего и специального образования повышает брачный возраст. Растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак; увеличивается число добрачных связей и незаконнорождённых детей. В России, с 1939 по 1959гг., наблюдалось заметное повышение среднего возраста вступления в брак, что выразилось, прежде всего, в снижении доли состоящих в браке мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Этот процесс в значительной мере был вызван: · продлением сроков обучения; · резким увеличением доли студентов и других учащихся среди лиц этих возрастов; · существенным увеличением удельного веса городских жителей, которые, как правило, вступают в брак в более старших возрастах, чем сельское население. Но уже в 60-е годы этот возраст начал снижаться. Вероятно, заметное воздействие на этот процесс оказала акселерация умственного и физического развития молодёжи, либерализация половой морали, которая связанна с более широким распространением добрачных связей, приводящих в условиях низкой культуры контрацепции к незапланированной беременности у незамужних женщин, что ведёт к рождению детей в условиях стимулированного брака. Эволюция брака и семьи вызывает ряд явлений, таких, как рост частоты разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, и т.п. 3.4 Кодекс о браке и семье Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение брак - разводимости и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс. По российскому праву брак регламентируется кодексом о браке и семье. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке (в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества (в ряде стран предусматривается заключение специального брачного договора или брачного контракта). Брачное состояние – это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения. Учёт распределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимости данных из различных источников. Для понимания термина брачности необходимо иметь представления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брачный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависит брачность.) «Брачный рынок» - это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении в данной территории, его возрастной – половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численности полов, возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций. Перепись 1959 г. зафиксировала резкие нарушения численности бракоспособных контингентов. Массовая гибель в Великой Отечественной войне в возрастах старше 35-ти лет и частично 30-34-ёх лет уменьшило вероятность вступления в брак для женщин, не вступивших в него до войны или потерявших на ней мужей, и, наоборот, повысило её для соответствующих поколений мужчин. Для сельского населения диспропорция численности бракоспособных контингентов усугублялась миграцией мужчин из сёл в города, развернувшейся с конца 1940-х гг. Неблагоприятная ситуация на «брачном рынке» влияет на процессы как брачности, так и разводимости. Брачный круг- это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар. В условиях моногамного брака в брачные круги не входят лица, состоящие в браке, однако при свободе развода некоторая часть супружеских пар подбирается из числа лиц данной категории брачного состояния. В качестве потенциальных брачных партнёров не могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями. В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными, кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст данного лица. На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола. Брачный выбор - это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнёров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе (когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи. 3.5 Брачность в городе Охарактеризовав понятия «брачного рынка», брачного круга и брачного выбора можно перейти к рассмотрению понятия брачности. Брачность: – это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брак определяет воспроизводство брачной структуры населения. – это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и др. аспекты. 3.5.1 Демографическое значение брачности: 1. тесно связана с воспроизводством населения; 2. важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения. 3.5.2 Основные количественные характеристики процесса брачности: 1. доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие); 2. возраст вступления в первый брак; 3. доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимости и овдовения); 4. интервал между разводом (овдовением) и повторным браком. 3.5.3 Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, показывающие интенсивность вступления в брак во всём населении (общие коэфф. брачности) и в отдельных группах бракоспособного населения (специальные коэффициенты брачности), а также характеристики брачной структуры населения в определённый момент времени. Эти показатели описывают брачность лишь косвенно; прямое измерение возможно с помощью таблиц брачности. Комплексно все процессы формирования и прекращения браков отражаются в воспроизводстве брачной структуры населения. На уровень брачности влияют: 1. господствующие ценности данного общества; 2. юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет) 3. допустимость разводов и их процессуальная сложность. 4. религиозные нормы. Например, серьёзные последствия может иметь целибат (обязательство безбрачие католического духовенства), степень его распространённости. 3.5.4 Источниками информации о брачности служат: - результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, - данные переписей населения и специальные обследований. ( Информация о брачном состоянии человека при переписях и обследованиях получается на основе принципа самоопределения и может не совпадать с отражением этих событий в юридических документах.) Первоначально система показателей брачности в значительной мере основывалась на совместном использовании различных статистических источников, которые по европейским странам были сопоставимы. По мере расширения информации о брачности в странах с другими социальными и культурными нормами анализ брачности всё больше ориентируется на показатели, использующие один источник - преимущественно переписи и обследования. Социально-культурные различия между странами, а иногда и внутри одной страны между группами населения затрудняют сравнения. 3.6 Гражданский брак в городе В наше время все больше и больше семей связываются узами гражданского брака. Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности? Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца. В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере. Гражданский брак - проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. С точки зрения юридической гражданский брак - бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто. Может, вам поискать партнера получше? Генеральная репетиция Итак, в каких случаях гражданский брак - безусловное благо? Самый распространенный вариант - неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в загс! Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы терпеть его храп, а он - вашу привычку по вечерам лежать полтора часа в ванной. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь. Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия, - всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию "молодой человек" подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются. Гражданский брак может быть временной формой личной жизни - на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в стабильно семейные - они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека. Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена семейного статуса связана с ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой- френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе. "Новые русские", которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все матценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то, что до очередного развода - до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя. Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая - его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди. В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни - такими, к примеру, как "женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик", "бюджет должен быть общим", "ни шагу налево", "нужно понравиться всем родственникам супруга". Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она - добытчик, он - домохозяйка. В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: "В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой". Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка. Издержки свободы За свободу, как известно, нужно платить. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Так что, если хотите ходить к теще на блины, лучше оформите брак с ее дочерью вполне официально. Основной враг гражданских браков - общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован вашими врагами как орудие шантажа. Еще раз повторю: неофициальные семейные отношения - это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит. Здесь совет один (если вы ни в какую не хотите стать законными мужем и женой): научите ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие - это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство. Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное - чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично. Один исторический пример - история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из многочисленных гражданских жен художника. Они познакомились в 1943-м: она - начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, двое детей - сын Клод и дочь Палома,- казалось, навечно скрепили их союз. И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны - ей надоели его диктаторские замашки, мания величия, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Надо ли говорить, что ни она, ни дети не получили ни копейки из его миллионов: художник не любил строптивых родственников. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать Клоду и Паломе его фамилию. Он выдвинул условие: Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним, Пикассо. Скрепя сердце, она согласилась. Узнав о ее разводе, Пабло, стремясь мелко досадить бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Франсуаза в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о нем. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий. Для женщины брак - форма закабаления. Большинство из нас добровольно идет в это рабство, так как мы не видели других отношений. К счастью, современные российские женщины начинают относиться к себе со все большим и большим уважением и выбирают гражданский брак. Он дает им необходимую свободу". 4. Взгляды на семью историков и философов прошлого. К определению природы и сущности .семьи мыслители прошлого подходили по- разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» — государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель — это подобие отца, народ — детей...». Философы античности:, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и" «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые- убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. 5. Социология городской семьи Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего , тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. 5.1 Функции семьи и их взаимосвязь Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Репродуктивная функция городской семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством;' влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. 5.2 Нравственные устои городской семьи Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно- нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления. Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя по результатам многих исследований) особенно, ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также такие внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей. 5.3 Типы отношений в городской семье 5.3.1 Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей. 5.3.2 Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей. Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для них характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к точке зрения психолога А. В. Петровского: «...было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все в конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений». 5.4 Психологический климат городской семьи Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как общность идейно- нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя н, принципиальность, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов. 6. Лидер в современной городской семье (Заключение) И так из вышеизложенного можно видеть, что Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и женщина — это разные психологические «системы». У них, как у представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из супругов вступает в брак, имея собственный «багаж» привычек, взглядов, убеждений. В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии человека, охваченного страстным чувством, органически присущи «сверхинтуиция» и «сверхпластичность». Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору взлета связавшего их чувства. Вначале — несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе вообще. Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для главенства качествами — такими, как ум, сильный характер и чувство ответственности за дело, то ответ ясен — он и будет лидером. А если, как это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а присущи — каждое в отдельности — трем разным членам данного коллектива? Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном «сверху», а о фактическом, неформальном. Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива. Коллектив — это объединение людей, сплоченных единой общественно значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело — главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на жертвы, поступиться соображениями любого плана ради идеи коллектива выражены в наибольшей степени. Этот член коллектива «пересилит» и более умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера компенсируется одержимостью. Семья — тоже коллектив. Какое же «дело» или какая идея лежит в основе семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви — продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка — «идея» семейного коллектива. Кто же в большей мере — муж или жена — живет заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве случаев — женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы... Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего. Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет отношение к ребенку. Ребенок — определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство женщины в семье. Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она — хозяйка в доме. Порядок, чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, — обычно ее «монополия». А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция. В патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не было авторитарным. Мужчина занимал более важное социальное положение: от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних. Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была эмоциональным лидером, муж — лидером в социальном плане. Наверное, редко случалось, что обе «главы» были равны, то есть супруги играли бы одинаковую роль в делах семьи; чаще кто-то из двоих «перевешивал». Соотношение семейного статуса мужа и жены зависело от многих причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень сильный характер одного из супругов; большая разница в возрасте; утрата чувства (тот, кто больше любит, попадает в зависимое положение)... Комбинация этих и многих других, часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и определяла, кто из супругов имел больший психологический «вес»; бывало, разумеется, что лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все же главенство одного из супругов не могло быть общим правилом для основной массы браков, поскольку роль каждого была по-своему весомой. Представление о семье при патриархате как о союзе мужчины и женщины, в котором муж обладал решающим правом голоса (так думает большинство людей), основано на том, что жены в то время материально зависели от супругов. Но думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его главой семьи, означает смотреть на брак с позиций вульгарного материализма. Ошибка в таком подходе заключается в игнорировании эмоционального плана, в уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы. Между тем именно примат эмоционального отличает институт семьи от других социальных институтов, где факторами, определяющими положение члена коллектива, могут быть административная власть или материальная зависимость. Во многих произведениях классической литературы, в которых показана жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи. 7. Литература 1. Арон Раимон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993 3. Афанасьева Т.М. Семья. — М.: Просвещение, 1985. 4. Белов Г.Г. Семья — не частное дело. — М.: Сов. Россия, 1984. 5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991. 6. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990. 7. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988. 8. Переведенцев В.И. Молодая семья сегодня. — М., 1987. 9. Харчев А.Г. Брак и семья. — М., 1979.