Каталог :: Социология

: Социальные институты. Семья

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
                                                                    СЕМЬЯ
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении
объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за
воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение
включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной
Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в
израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном
обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6
параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору
партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования
имущества.
     Форма семьи. Термин “родство” означает совакупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические
связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и
т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной
структуры:
     Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
     Расширенная семья  (в отличие от первого типа семейной структуры)
включает нуклеарную семью  и многих родственников, например дедушку и бабушку,
внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а м.б., и основным
социальным объединением.
     Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и
членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о 
моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о
нескольких других формах. Полигамией  называется  брак между одним и
несколькими другими  индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими  женщинами называется полигинией;
брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии
.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и
несколькими женщинами.
Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве обществ отдается
предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и неск. женщинами). Поскольку в
большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно
1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где
они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин
значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака?
Некоторые ученые подчеркивали значение эк-х факторов в определенных
обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по
наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые
слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе
используют эту землю и имеют общую жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например,
полигиния выгодна дл женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
     Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные
семьи считаются нормой яляются патриархальными. Этот термин обозначает
власть мужчин над другими членами семьи.  Такой тип власти считается
общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране,Бразилии и
др. При матриархальной семейной системе власть  по праву принадлежит
жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной 
семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих
женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и
власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
     Предпочитаемый партнер.  Правила, регулирующие браки вне определенных
групп(например, семей или кланов), являются правилими экзогамии. Наряду
с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака
внутри определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы,
сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет
кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами,
которые считаются близкими кровными родственниками.
     Правило выбора местожительства.  В США большинство молодоженов
предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут
отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является 
патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье
мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является 
матрилокальное местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
     Родословная и наследование имущества. Сущестует 3 типа систем определения
родословной и правил наследованя собственности. Наиболеее распространнной
является родословная по мужской линии, где основные родственные связи
существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство
определяется по женской линии. Речь идет о системах определения
родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и
основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем общ-ве нашла
распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной
. Она явл-ся общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при
определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны
отца и матери.
Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и
теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или
социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные
изменения функций семьи связаны с ее разрушением как  кооперативного
трудового объединения, а также с ограничением  возможности передавать статус
семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить
социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере
возникновения и развития промышленного общ-ва и гос-ва всеобщего
благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению
благосостояния ее членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти
внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере
владеющие  материальными ср-вами, имеют большую власть. По мнению  Маркса и
Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в
совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой
концепции семья явл-ся местом, где осуществляется эк-кое пр-во и
перераспределение материальных ср-в; при этом  возникают конфликт между
интересами каждого члена семьи и др-х ее членов, а также общества в целом.