Каталог :: Социология

Контрольная: Социальный контроль

                 Тема № 14 : Социальный контроль .                 
                                 План :                                  
     1. Понятие социального контроля . 
     2. Элементы социального контроля .
     3. Механизм действия социального контроля . 
     4. Самоконтроль .
                             Введение.                             
Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить законы ,
по которым он живет и развивается , социология не может не интересоваться и
отношением , существующим между обществом и индивидом . И вполне можно
утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы
, из которых оно состоит , стремится определить так же отношения общества и
индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности
общества .
Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или
рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “  общества .
Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два
отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные
отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем
человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться
изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека , но и
человек существует только в обществе . Отношение между  обществом и человеком
является сложным . Эта сложность воздействие человека на общество и общества
на человека  проистекает из того , что человек как отдельный индивид
появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в
обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и
через развитие которых индивид становится личностью. Личность , как единство
особенностей , свойств , формируется в результате взаимодействия организма и
общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая
способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так
же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает
включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой
природы ) , субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и
целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми
психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное
единство поведения в различных ситуациях ) . Люди устанавливают
взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в
этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие ,
как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как личности ,
индивидуальность имеет большое значение для характера отношений , которые они
устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через
социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на
формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения
биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией .
Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия
общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает
потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида
определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды
оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В
таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и
нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может
воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных
видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные
способности , готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить
себя как существо , способное производить .
                 1. Понятие социального контроля .                 
Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но
он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они
не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов
поведения . Если контроль  осуществляется отдельным человеком , то он носит
индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей
, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер
и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той
или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же
время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости ,
способности распознавать отклонения  от социальных норм деятельности :
дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития
, которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях ,
привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это
старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом
старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые
составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных
отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место
народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы
, традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи ,
является одним из основных факторов социального контроля и установление
порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений ,
подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной
жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое
принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным ,
незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть
внутреннего контроля личности за своим поведением .
                    2. Элементы социального контроля.                    
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и
представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и
включает два главных элемента — нормы и санкции .
Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в
обществе .
Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие людей
соблюдать социальные нормы .
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют
только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи ,
спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в больших группах
или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “ групповыми
привычками “ . К “общим  правилам “ относятся обычаи , традиции , нравы ,
законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной
группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько
строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень
слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За
нарушение других норм следуют  очень сильные санкции — изгнание из страны ,
смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и
юридических законов ( например , убийство человека , разглашение
государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек  ,
в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную
дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко
и за нарушение которых следуют строгие санкции .
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом
подобное происходит ?  Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от
соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного
поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто
идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,
организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения
и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия ,
которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание
, оценку и средства .
Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того ,
в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения ( обязанности ,
правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей ) .
Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность
каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения .
Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи ,
надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены  .
Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?
Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из важнейших
ценностей человеческого общества с древнейших времен . А обществом ценится то
, что способствует его стабильности и процветанию . Семья — основная ячейка
общества , и забота о ней — его первейшая обязанность .
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей .
Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что ценится группой
или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы —
правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро ,
зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .
Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то
, почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон — со
стороны ценностей и со стороны санкций .
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм
, то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :  позитивные и
негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа сочетаний ,
которые можно изобразить в виде логического квадрата .
     
ПозитивныеНегативные
ФормальныеФ +Ф -
НеформальныеН +Н -
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее . Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты , аплодисменты , улыбка и так далее . Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест , увольнение , штраф , конфискация имущества . Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка , злая шутка , пренебрежение и так далее . 3. Механизм действия социального контроля. В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление — тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за ним санкцию . Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом , воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля . Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства , на основании которого выносится решение суда . Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем . 4. Самоконтроль . В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним . Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди , нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля . Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он основывается на волевом усилии . Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая характеристика человека . Источником , из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том , каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания . В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом . Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами , обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости . Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам , государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому , что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным нормам . Литература. 1. “ Основа социологии “ С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г. 2. “ Введение в социологию “ А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г. 3. “ Теория социологии “ Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г. 4. “ Социология. Основы общей теории “ г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г. 5. “ Социология “ Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г. 6. “ Основы социологии “ Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г. 7. “ Современная социология права “ Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.