Каталог :: Социология

Реферат: Роль и влияние высокостатусных групп на развитие общества

                                      План                                      
     Введение. 2
     Раздел 1. Социальные группы и исторические типы стратификации. 3
     Раздел 2. Аспекты статуса. 7
     Раздел 3. Социодинамика: классовая борьба или циркуляция элит?. 11
     Заключение. 22
     Литература: 23
     
      

Введение

С укреплением новых рыночных отношений в России, возникли и развиваются высокостатусные группы, социологически интерес к которым не ослабевает, является актуальным. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. Изучение высокостатусных групп и их влияние на развитее общества — основная цель работы.

Раздел 1. Социальные группы и исторические типы стратификации

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей: люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как члены этих групп (таким образом, группа обладает не только внутреннюю идентичностью, но также идентичностью с точки зрения посторонних). Таким образом, первая существенная черта групп - определенный способ взаимодействия между их членами, характерные образцы деятельности и взаимодействия, которые определяют структуру групп. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп. Вторая важная черта групп - членство, чувство принадлежности к данной группе, способы идентификации индивида с групповым стереотипом поведения. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Они невелики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается неличностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. В течение последних двухсот лет теоретики социальных наук отмечают ослабление роли первичных групп в обществе. Они считают, что промышленная революция, развитие городов и возникновение корпораций привели к созданию культурно обезличенной бюрократии. Для характеристики этих тенденций были введены такие понятия, как "массовое общество" и "упадок общины". Межгрупповую организацию общества описывает понятие соцальной стратификации. Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. В социологии он подразумевает описание таких феноменов, как социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В сложно дифференцированных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Иторически типы социальной стратификации менялись: в одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально- экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации. Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным. Первая развитая форма социальной стратификации связна с кастовым или сословной организацией общества. Кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Менее жесткой, нежели кастовая система стратификации, является сосоловная стратификация, которая существовала в феодлаьных обществах. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X- XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно- феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В так называемом "открытом" обществе дело обстоит иначе: государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно. Для примера можно привести классификацию социальных статусов Л. Уорнера: 1. Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли изнаиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города. 2. Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему – высшему классу, но не включал старые родовые семьи. 3. Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двухверхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизнигорода и проживали в довольно благоустроенных районах. 4. Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. 5. Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке. 6. Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест.

Раздел 2. Аспекты статуса

Основанием стратификации и наделения индивида социальным статусом следует признать капитал (в смысле П. Бурдье). Обладающие капиталом занимают в социуме самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. К среднему классу в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования. Высокостатусные группы отправляют властные функции. Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себярусло, чего лишены другие классы. Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами, или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д.). Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, определяющей стоимость всего того, чем владеет человек: дом, машина, яхта, коллекция картин, акции, страховые полисы и т. д. Они ликвидны - их можно всегда продать. Богатые называются так потому, что они владеют максимально ликвидными ценностями, будь то нефтяные компании, коммерческие банки, супермаркеты, издательства, замки, острова, роскошные отели или коллекции картин. Человек, обладающий всем этим, считается богатым. Богатство - это то, что накапливается за многие годы и передается по наследству, что позволяет жить безбедно не работая. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. В США богатство распределяется следующим образом: 1) 0,5% супербогачей владеют ценностями на сумму 2,5 млн дол. и более; 2) 0,5% очень богатых владеют от 1,4 до 2,5 млн дол.; 3) 9% богатых - от 206 тыс. дол. до 1,4 млн дол.; 4) 90% принадлежащих к классу богатых владеют менее 206 тыс. дол. Всего в США 1 млн человек владеют активами на сумму более 1 млн дол. В их число входят «старые богатые» и «новые богатые». Первые накапливали состояние десятилетиями и даже столетиями, передавая его из поколения в поколение. Вторые создали свое благополучие в считанные годы. К ним, в частности, относятся профессиональные спортсмены. Известно, что средний годовой доход баскетболиста НБА равен 1,2 млн дол. Они еще не успели стать наследственной знатью, и неизвестно, будут ли ею. Они могут распылить свое состояние между множеством наследников, каждый из которых получит незначительную часть и, следовательно, не будет отнесен к классу богачей. Они могут разориться либо потерять свое богатство иным способом. Таким образом, «новые богатые» - это те, кто не успел проверить прочность своего состояния временем. Напротив, у «старых богатых» деньги вложены в корпорации, банки, недвижимость, приносящие надежную прибыль. Они не распыляются, а приумножаются усилиями десятков и сотен таких же богатых людей. Взаимные браки между ними создают клановую сеть, страхующую каждого в отдельности от возможного разорения. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Питирим Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1. Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые тратят на продовольствие всего 5-7% своего семейного бюджета, а бедные - 50-70%. Чем беднее индивид, тем больше у него тратится на питание, и наоборот. Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж. Сущность экономического неравенства в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения. Последние могут распределяться по-разному. В США в 1992 г. наименьшие доходы, как и наибольшие, получает меньшинство населения, а средние - большинство. В России в 1992 г., когда резко обвалился курс рубля и у подавляющей части населения инфляция поглотила все рублевые запасы, наименьшие доходы получало большинство, средние доходы - относительно небольшая группа, а наивысшие -меньшинство населения. Соответственно пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами - неравенство, в первом случае можно изобразить в виде ромба, а во втором - конуса. В итоге мы получим профиль стратификации, или профиль неравенства. Для описания социальной динамики высокостатусных групп небесполезно обратиться к теории элит В. Парето. Термин «элита» в интерпретации Парето не имеет морального или почетного подтекста. Он указывает всего лишь на класс людей, имеющих наивысшие достижения в какой-то сфере деятельности. Парето считает, что «было бы полезно разделить элиту на два класса: правящую элиту, включающую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и неправящую элиту, включающую остальных». Сначала он сосредотачивается в основном на правящей элите, а затем использует наработанную методологию для исследования особенностей экономической, научной, артистической и т. д. элиты общества. Базовая аксиоматика теории элит Парето строится на том, что люди не равны по своим физическим качествам, так же как по моральным и интеллектуальным. Как в обществе в целом, так и в его отдельных стратах, некоторые люди более одарены, чем другие. Это те, кто имеют наилучшие способности в любой из этих групп и являются их элитой. Есть одна основная неопределенность у Парето в обращении с понятием элиты. В некоторых пассажах у него говорится, что те, кто оказался в элите, являются наиболее квалифицированными людьми в своей сфере деятельности. Но в то же время Парето замечает, что многие оказываются в элите лишь благодаря мужеству так себя называть. То есть люди, занявшие места в элите, могут и не иметь необходимых способностей, в то же время другие, не поднявшиеся так высоко, вполне могут владеть ими.

Раздел 3. Социодинамика: классовая борьба или циркуляция элит?

Линию водораздела в вопросе о роли высокостатусных групп в развитии общества образует чисто теоретический конфликт в аксиоматиках социологических дискурсов. рубо говоря, это конфликт межд марксизмом и функционализмом. Между представлением об истоорическом процессе как пргоизводом классовой борьба со своей телеологией, которую засекает исторический материализм, и функционалистским представлением о циркуляции элит. Марксизм связывает динамику высокостатусных групп в контексте общественного развития с естественно-историческим процессом смены общественно-экономических формаций. как известно, марксизм поределяет классы как большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по ихотношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Таким образом, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе– городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально- слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов. Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной мобильности, связанная с понятием циркуляции элит. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны. Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений. Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. Г. Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством. Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую – «рабочую аристократию» и низшую, низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими. Близко по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером, о которой мы уже упоминали. Он провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность – выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть, могущество; 2) доход или богатство; 3) образования или знания; 4) религиозная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6)этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность – это изменение индивидов или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П.А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества, Но общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества. Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп. Так, В. Парето пытался показать, что при обычных обстоятельствах в обществе доминируют консервативные настроения, что делает массы послушными. Правящая элита, однако, если она является эффективной, должна быть крепкой смесью представителей как низших, так и высших классов. Идеальный правящий класс является разумной смесью львов и лис, он состоит из людей, способных к решительным действиям а также тех, кто наделен богатым воображением и способен к инновациям. Когда несовершенство в циркуляции элит мешает появлению такой богатой смеси, режимы либо дегенерируют в закостенелую бюрократию, неспособную к обновлению и адаптации, либо в слабые режимы, погрязшие в мелких склоках и пустопорожней болтовне. Когда такое случается, у новых элит появляются шансы опрокинуть старых правителей и установить новый, более эффективный режим. Что применимо к политическим режимам, применимо и к экономическим реалиям. В этой сфере «спекулянты» сродни лисам, а «рантье» – львам. «Спекулянты» и «рантье» не имеют разных интересов, но обладают разным темпераментом и жизненной силой. Нет ничего хорошего в применении силы для свержения старой элиты, но в противном случае они сами окажутся противоборствующими классами. В. Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой. Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной эли- ты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты. «В группе «спекулянтов» доминируют люди из низших слоев общества, в группе «рантье» – из высших. Обе эти группы осуществляют в обществе разные функции. Группа «спекулянтов» в основном ответственна за перемены в обществе, за экономический и социальный прогресс. Группа «рантье», напротив, является мощной силой в защиту социальной стабильности, и во многих случаях предотвращает опасности, возникающие из-за некоторых авантюристов из среды «спекулянтов». Общество, в котором доминируют рантье, становится стационарным, и, как уже случалось, кристаллизируется, каменеет. Общество, в котором доминируют спекулянты, страдает из-за недостатка стабильности, а его шаткое равновесие может быть нарушено даже легким вмешательством как изнутри, так и извне». В правящей элите дела идут лучшим образом, когда в ней представлены лучшие силы как низших, так и высших слоев общества. Точно так же и в экономической сфере достигается максимум эффективности, когда есть равновесие между «спекулянтами» и «рантье». Тем самым, по убеждению Парето, именно разумное соотношение в составе элит лучших людей как из низших, так и высших слоев общества, создает наиболее стабильную экономическую структуру и наиболее устойчивый политический режим. Казалось бы, Парето убежден, что только в открытых обществах с совершенной социальной мобильностью место человека в элите непосредственно связано с его отличными способностями. Только при таких условиях правящая элита состояла бы из людей, наиболее способных к управлению. Однако социальные реалии таковы, что препятствия, созданные наследованием богатства, семейными связями и прочим мешают свободному продвижению по социальной лестнице. Описывая расхождение между так называемой «элитой» и теми, кто в действительности имеет наибольшие достижения и способности, Парето остается преданным защитником социальной мобильности и возможностей карьерного роста, открытых для всех и каждого. Однако он видит опасность того, что места в элите, уготовленные талантливым людям, будут время от времени захватываться людьми, которые лишены высоких достоинств. Партео пишет, что изначально военная, религиозная и коммерческая аристократия и плутократия должна была составлять определенную часть правящей элиты, а временами и заполнять ее всю. Победоносные воины, процветающие коммерсанты, богатые плутократы входили в элиту, то есть явно возвышались над обычными средними людьми. Место в элите реально соответствовало проявленным способностям. Однако со временем разрыв между способностями человека и его местом в элите все больше нарастал. Аристократия не продержалась долго. История – это кладбище аристократов. Их не только становилось меньше. Качество их тоже снижалось, в том смысле что они теряли свою силу и законность своего положения, все меньше становилось в них той беспокойной жизненной силы, которая дала им возможность придти к власти и удерживать ее. Правящий класс укрепляется не только количественно, но и качественно теми людьми, которые пришли в него с самого низа, принеся с собой способности и жизненную силу, благодаря которой они удерживаются у власти.

Заключение

Важнейшая причина нарушения баланса сил в обществе это нарастание количества людей с превосходными способностями в низших классах, а в высших классах – худших элементов. Когда правящие или не правящие элиты пытаются отгородиться от притока новых способных людей из нижних слоев общества, когда циркуляция элит затруднена, социальное равновесие расстроено, то и общественный порядок будет нарушаться. Парето доказывает, что если правящие элиты «не находят способов ассимилировать одаренных личностей, которые выдвинулись в низших классах», в обществе и в политике создается дисбаланс, который до тех пор не будет выправлен, пока не будут открыты новые каналы социальной мобильности, либо через насильственное свержение старой, неэффективной правящей элиты новой, более способной к управлению, элитой.

Литература:

Смелзер Н Социология. М., 1994. Дюмон Л. Опыт описания системы каст. СПб., 2001. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 2000. Бурдье П. Начала. М., 1994.