Каталог :: Социология

: Феминизм

Казалось  бы,  почему современным россиянкам не брать пример со  своих
матерей,  покорявших  космос, поднимавших целину, и не приступить к освоению
целины отечественного бизнеса? Почему бы им не возглавить крупнейшие
трастовые компании, торговые и рекламные  фирмы?
Этого,   однако,  не  наблюдается.  Для  успешной  карьеры в государственном
учреждении  или  частной  фирме  женщине  необходимо   быть  более
высококвалифицированным  специалистом,  чем коллеги-мужчины  -  ведь  при
прочих  равных предпочтение всегда отдается  сильному  полу.  По статистике
работающие женщины более образованны,  чем  мужчины,  но  заработная  плата у
них почти на треть ниже.
Так  что  сегодня  представительницы слабого пола чаще всего либо
безработные,   либо  работают  на  самых  малооплачиваемых должностях.
Общественное  мнение  90-х  годов предлагает женщине единственную
альтернативу    стать    женой    преуспевающего бизнесмена. Верхом  женской
самостоятельности  можно считать  карьеру  в  модельном  бизнесе,  но  опять
же только до счастливого замужества.
Начало  постсоветскому  возрождению  домостроя было положено
еще при Михаиле Горбачеве, который первый заговорил о возвращении женщин  к
"домашнему  очагу"  и  "идеалу  материнства". Вроде бы вполне  благое
намерение:  женщина  действительно  должна  иметь возможность  уделять больше
времени детям, мужу и дому. Однако на практике  это  привело к почти полному
вытеснению слабого пола из деловой и общественной жизни.
Подобная  ситуация  могла  обрадовать  только  тех советских женщин
среднего  поколения,  которые  давно  махнули  рукой  на  работу.    Или
вообще    не    начинали   всерьез   заниматься профессиональной  карьерой.
Помните распространенный тип сорока- летней  плановички  в  растянутой
кофте,  с  тяжелой  авоськой и варикозным расширением вен на ногах?
После  тяжелого  и  смутного  начала 90-х годов горбачевский идеал  оформился
окончательно: богатый муж - вот панацея от всех невзгод!  Между  тем,
насаждая при помощи масс-медиа образ мужа - "источника   всех   благ",
мужчины   не   в  последнюю  очередь руководствовались  таким  немаловажным
соображением: не допустить женщин  к  перераспределению  финансов,  власти  и
собственности! Галантные  кавалеры  оказались  не  очень добросовестными,
хотя и более удачливыми конкурентами своих прекрасных дам.
Операция по отлучению слабого пола от наиболее доходных сфер
экономики   была   проведена   быстро   и   безболезненно.  Этому
способствовал  еще  один  идеологический стереотип, сложившийся в нашем
обществе  задолго  до  перестройки.  Это  -  отрицательный образ деловой
женщины.
Помните  "Служебный  роман" Эльдара Рязанова? Лишь после того, как деловая
мымра влюбилась и забыла о карьере, из нее "вылупилась"  прекрасная
женщина... Советский кинематограф создал целую  галерею  таких  мымр  - в
роговых очках, с зализанными назад волосами  и без малейшего намека на
женственность. Считалось,  что "начальница"  обязательно  в  чем-то  ущербна,
а в личной жизни - несчастлива.   Встречу   с  женщиной,  занимающей  более
высокое общественное    положение,    наши   мужчины   воспринимают   как
катастрофу. Недаром обаятельнейший герой фильма "Москва слезам не верит"
просто  запил  от  такого  горя.  И сегодня женщины часто сталкиваются   с
тем,  что  их  деловые  успехи  рассматриваются мужчинами как личное
оскорбление.
В  1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении
женщин  на  государственные  посты. Однако фактически он  не  был  выполнен.
Женщин в правительстве, ни в президентской администрации   не   прибавилось.
В  Совете  Федерации,  который представляет  собой  верхний  срез
региональной  элиты, лишь две женщины  (из  178 членов палаты). В
Государственной Думе - женщин всего  10,2%  (в Думе предыдущего созыва их
было 13,5%). При этом по-настоящему  влиятельных  политиков  среди  женщин
почти  нет: Хакамада,  Старовойтова... Есть еще Валерия Новодворская - яркий,
скандальный   персонаж   политической   жизни,   идейный  борец с
коммунизмом. Все остальные - не столько женщины-политики, сколько "женщины в
политике".
То же самое в крупном и среднем бизнесе. Мужчины, захватив "командные
высоты",  если  и  берут женщин в дело, то даже не на вторые  и  третьи,  а
лишь на технические, подсобные роли. Чему находятся   соответствующие
"логические"  обоснования.  Так,  по мнению мужчин-бизнесменов, женщины -
плохие стратеги и привыкли доверять  чувствам, а не трезвому разуму. В
приватной беседе один из  руководителей московской торговой сети заметил, что
поскольку многие  бизнесмены любят обсуждать дела и заключать сделки в "до-
верительной  обстановке" - в бане или за выпивкой, женщины для него - не
слишком  желательные  партнеры.  Лишь немногие мои собеседники  соглашались
признать,  что  главным препятствием, преграждающим  женщинам  дорогу  в
бизнес,  является его сильная криминализация, а не особенности женской
психологии.
Если  же  кому-то  из  представительниц слабого пола удастся добиться  хоть
какого-то  успеха  в  делах,  для  начала  ее непременно  заподозрят  во
всех  смертных грехах. Мужчины искренне уверены,  что  путь  в бизнес для
женщин открывается только через "постель".   И   по-прежнему   преуспевающим
деловым   женщинам отказывают   в  праве  на  женственность,  считая  их
существами "среднего пола".
Возможно,   в   бизнесе   у  женщин  действительно  портится характер:  они
становятся жестче, прагматичнее. Однако и мужчины меняются не в лучшую
сторону. Многие превращаются в беспринципных циников, и, кстати, гораздо
чаще, чем женщины, не сдерживают себя в  эмоциях.  Но  это  никого  не
возмущает  -  скорее,  вызывает сочувствие.   Таким   образом,  на  женщину
оказывается  двойное давление.  Если  она  расслабляется  и  дает  волю
чувствам,  ее обвиняют  в  непрофессиональном,  слишком "женском" стиле
работы. Вынужденная  жесткость  также становится предметом нареканий.
Как же   свое   положение   оценивают   сами   женщины,  занимающиеся
бизнесом?   По   мнению   Татьяны   Лифантьевой,  вице-президента корпорации
LВL,  сегодня  обычной  женщине  -  с  чисто  женским характером,  в  бизнесе
не  выжить.  "Западным  коллегам гораздо легче, - говорит Татьяна. - Условия
российского бизнеса совсем не для  женщин.  Мне  кажется,  что  во  мне
сочетаются и женские, и мужские  черты.  Хотя  успеха  я  добилась  во
многом  благодаря именно своим женским качествам. Но мне повезло с
компаньоном".Она  считает, что ей удается ограничивать  свою  работу  стенами
офиса  и  не  переносить руководящие  замашки  в  личную  жизнь.  Тем  не
менее,  общаясь с мужчинами  вне офиса она, как правило, не рассказывает им о
своей работе.  Не  хочет  травмировать  "нежную"  мужскую  психику:  ей
прекрасно  известно,  что большинство мужчин не переносят женщин,
зарабатывающих  больше,  чем  они.  Хотя  сама Татьяна совершенно спокойно
относится  к  ситуации, когда главный заработок в семью приносит женщина.
Что  же  касается общего положения, то, по ее мнению, сейчас проявляются  две
тенденции.  С  одной  стороны,  женщинам все же удается  проникать  в
деловые  сферы, а с другой, - возник целый слой  женщин,  которые  не только
живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем
занимаются их мужчины.
Что  ж,  благодаря  жесткому  отбору  женский истеблишмент формируется из
самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская  элита  появится
лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес
- непременное условие того, чтобы  эти  сферы  общественной деятельности
приобрели наконец более цивилизованный характер.