Каталог :: Социология

Реферат: Формы социальной коммуникации

     Коммуникация- 1. Передача или обмен информацией. Коммуникация может быть
вербальной или не вербальной ( звуковой-незвуковой ), преднамеренной или
непреднамеренной. 2. Сообщение или единица информации. 3. (Мн.) «Средства
коммуникации», например средства массовой коммуникации.
[1]        
Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является
гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться
во времени и пространстве черезвычайно расширилась в последнее  время с
приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона,
радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта.
Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно
очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные
расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь
увеличение способности современного государства осуществлять социальный
контроль.
То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку
становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как
известно,  именно он обеспечивает  связь между людьми и их общностями. Он
делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу
социального  опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью
выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством
коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление
ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и
реализуется власть в обществе.
Учитывая широту и многогранность сферы коммуникации, некоторые авторы
предлагают сузить ее толкование в рамках социологии, отбросив , с одной
стороны, коммуникацию как межличностный процесс, а с другой стороны-
коммуникацию как систему физических средств. Оставшееся  «твердое ядро»-
социальная коммуникация- охватывает главным образом циркуляцию информации
(сообщений) между группами, а также между личностью и группой.
Хотя проблемы коммуникации интересовали мыслителей со времен античности
(Аристотель), о заявке на ее общую теорию стало возможным говорить только с
появлением кибернетики в 40-х годах ХХ века. В работах Н. Винера, К. Шеннона,
А. Колмогорова дана количественная интерпретация информации как уменьшаемой,
снижаемой неопределенности (элтропии) в результате получения сообщения, были
раскрыты универсальные закономерности управления и организации любых систем в
процессе обмена информации. Теория, созданная математиками, объясняла не
только движения информации в физических, биологических, искусственных
системах, их функционирование и развитие, но и давала новое, коммуникационное
видение систем социальных объектов. Получила распространение «идеология
коммуникации».
Таким образом коммуникация представляет собой сложный процесс. Основными
компонентами которого являются:
1) субъекты коммуникационного процесса- отправитель и получатель сообщения
(коммуникатор и реципиент);
2) средства коммуникации- код, используемый для передачи информации в
знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым
передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио,
телеграф и т.д.);
3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его
сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4) эффект коммуникации- последствия коммуникации, выраженные в изменении
внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их
взаимоотношениях или в их действиях.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных
взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а
последних- в единую и целую систему общества;
2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей,
социальных организаций и институтов;
3) отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от
друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому
осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им
функций.
Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она
может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания 
этих процессов они подразделяются на:
- информативные;
- управленческие;
- акустические;
- оптические;
- тактильные;
- эмотивные;
По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их 
направленности они различаются следующим образом:
- сообщение побудительно-информационного порядка;
- экспрессивно-эмоциональные взаимодействия;
В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации
подразделяют на следующие типы:
- традиционная;
- функционально-ролевая;
- межличностная;
- групповая;
- массовая;
По средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
- символически-знаковые и предметно-знаковые;
- паралингвистические;
- гипносуггестивные;
По формам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
- вербальные;
- невербальные;
                            Вербальная коммуникация.                            
Язык позволил человеческим существам, единственным из всех животных,
переступить границы биологической эволюции. Если биологическая эволюция
осуществляется только посредством генов, то культурная эволюция происходит
путем вербальной передачи информации.
В течение многих лет представители общественных наук утверждали, что младенцы
появляются на свет без врожденных способностей к использованию речи. Но затем
лингвисты начали прослеживать черты сходства в различных языках. По-видимому,
во всех языках мира есть существительные и глаголы, во всех языках люди могут
задавать вопросы, отдавать команды и отрицать утверждения. Более того, дети
осваивают свой язык практически без труда, хотя им приходится выучивать целый
свод чрезвычайно сложных и абстрактных правил, с помощью которых и происходит
смысловое преобразование звуковых цепочек. Даже у глухих детей наблюдается
сильное тяготение к общению с помощью языковых средств. Люди также способны
понимать и воспроизводить бесчисленное множество предложений, даже таких,
какие они никогда не слышали и не произносили.
В 1957 г. Прославленный лингвист Ноэм Хомский суммировал все эти наблюдения и
выдвинул предположение о том, что человеческие существа обладают врожденным
речевым механизмом, который Хомский определил как приемы усвоения языка
. По мнению Хомского, базовая структура языка имеет биологические каналы; они
образуют нечто вроде врожденной «заполоняющей» системы, отвечающей за
упорядочивание слов и фраз, из которых состоит человеческий язык. Ребенку
остается только усвоить особенности языка, принятого в его обществе.
Гипотеза Хомского вызвала как интерес, так и возражения. Социологи указывали,
что биологическая предрасположенность людей к освоению языка должна
корениться в человеческом мозге, но это еще не означает, что факторы
окружения человека не играют никакой роли в процессе освоения речи. К
примеру, не похоже, что дети могут выучиться языку, просто слушая, как кто-то
говорит на этом языке. Следующие два примера иллюстрируют это утверждение.
     Мальчика с нормальным слухом, но родившегося от глухих родителей, которые
общались с помощью американского языка жестов, ежедневно оставляли играть рядом
с включенным телевизором в надежде на то, что таким образом он научиться
говорить по-английски. У ребенка была астма, поэтому он был вынужден постоянно
сидеть дома, где его общение ограничивалось людьми, объяснявшимися с ним и
между собой на языке жестов. К трем годам ребенок хорошо освоил язык жестов, но
так и не научился ни понимать английский, ни говорить на нем (Московичи, 1978).
     Еще один пример. Ребенок, родившийся с нефункционирующей иммунной системой, в
течении первых четырех лет жизни содержался в стерильных условиях специального
изолятора. Когда мальчику было четыре года, вживленный ему трансплантат
костного мозга обеспечил ему нормальную иммунную систему и дал возможность
вернуться домой. В годы вынужденной изоляции ребенок общался с внешним миром
посредством жестов. Сменив больничную обстановку на домашнюю среду, мальчик
испытал значительные трудности с речевым общением и редко начинал разговор
первым. Хотя в период госпитализации в мальчике пытались поощрять желание
говорить, его изолированная жизнь не располагала его к использованию языка
(Холланд, 1983)
Описанные случаи позволяют предположить: для того чтобы научиться языку, дети
должны иметь возможность общаться с другими людьми на этом языке. В общем,
приобретение языковых навыков невозможно понять, если генетические факторы и
процессы обучения в отрыве друг от друга. Биохимические процессы, факторы
созревания, стратегии обучения и социальная среда находятся в постоянном
сложном и динамическом взаимодействии. Ни один аспект сам по себе не  в
состоянии сделать так, что человек начнет говорить на своем родном языке.
Хотя младенцы обладают генетически заложенным в них исходным планом,
направляющим их к языку и речи, эта способность может быть приобретена только
в социальном контексте.
                           Невербальная коммуникация.                           
В жизни мы получаем огромное количество невербальных сообщений и
«вчитываемся» в них, не всегда даже осознавая это. На базе своих
экспериментов психолог Альберт Мерабян сделал вывод о том, что общее
воздействие от сообщения на 7% состоит из речевых сигналов, на 38% - из
голосовых и на 55% из мимических. Другой специалист, Реймонд Л. Бердуистелл
(Bridwhistell), предположил, что «не более 30 – 35% социального значения
разговора или взаимодействия передается с помощью слов». Невербальную
коммуникацию очень часто можно наблюдать на вечеринке или в баре, где
устраиваются встречи для одиноких людей.
     Например, если, блуждая взглядом по комнате, мужчина ил женщина заметят друг
друга и проявят взаимный интерес, они сигнализируют друг другу об этом глазами.
К примеру, мужчина задержит взгляд на женщине, потом отведет глаза, а после
этого кинет на нее еще несколько быстрых взглядов. Если женщина проявит
ответный интерес, эти двое смогут как бы невзначай подойти достаточно близко
друг к другу, чтобы завязать разговор. Женщина тоже может послать «флиртующий»
сигнал – это внезапная улыбка или легкий наклон головы вниз или вбок.
Если вы устанавливаете и удерживаете зрительный контакт с незнакомым
человеком на эскалаторе метрополитена, это рассматривается как знак угрозы. В
русской культуре подобным образом смотреть человеку прямо в лицо принято
только при разговоре. Вы можете установить зрительный контакт с людьми,
находящимися на достаточно большом расстоянии от вас, но при приближении к
ним вы отводите взгляд в сторону.
Существует множество невербальных коммуникативных систем. Представим их.
Язык телодвижений. Телодвижения и жесты выполняют роль сигналов. Хорошим
примером может служить «прихорашивающееся поведение», сопровождающее
ухаживание. Женщины часто взбивают волосы, проверяют макияж, поправляют
одежду или откидывают волосы с лица. Мужчины могут приглаживать волосы,
поправлять галстук, отдергивать одежду или подтягивать носки. Все эти сигналы
говорят: «Вы мне нравитесь. Обратите на меня внимание. Я привлекательный
человек».
«Параязык». Невербальные звуковые сигналы, оформляющие речь, - тональность,
громкость голоса, темп речи, паузы и вздохи – являются богатым источником
информации.  «Параязык» имеет отношение не к тому, что именно сказано, а к
тому, как это сказано. Наименее очевидным типом «параязыка» является
молчание. С помощю молчания люди способны передавать такие чувства, как
презрение, враждебность, вызов и строгость, но также уважение и доброе
отношение.
Размещение. То, как мы используем социальное и личное пространство, тоже
является своего рода сообщением. Например, студенты, рассаживающиеся в первых
рядах аудитории, как правило считаются самыми заинтересованными в занятиях;
сидящие в задних рядах – более склонны к всяческим проделкам и нарушению
порядка; студенты, которые садятся близко к проходу, воспринимаются
преподавателем как желающие потихоньку уйти до конца лекции.
Прикосновения. Путем физического контакта, например прикосновений,
поглаживаний, похлопываний и рукопожатий, мы передаем свои чувства к другим
людям. Однако прикосновение может быть нарушением прав личности или стать
символом власти, когда люди хотят подчеркнуть различия в статусе. Например,
персона высокого ранга имеет право покровительственно похлопать подчиненного
по спине или плечу, но подчиненный не может позволить себе ничего подобного.
Артефакты. Нам  свойственно использовать предметы, в том числе некоторые виды
одежды, косметику, парики, монокли, украшения, духи  и драгоценности, чтобы
дать окружающим представление о своем поле, ранге, статусе и о своих вкусах.
Например, в баре для одиноких людей одежда и прически могут рассказать
потенциальным партнерам о том, каковы мы, и подать сигнал «обрати на меня
внимание» или «не подходи ко мне».
Некоторые аспекты невербальной коммуникации, например многие жесты, особенно
подвержены влиянию культуры. Американский жест, обозначающий «о’кей» и
состоящий из согнутых в кружек большого и указательного пальцев, в разных
культурах имеют совершенно различные значения: если в Америке – это дружеский
жест, то во Франции и Бельгии он имеет оскорбительную коннотацию: «Ты просто
ноль!», в южной части Италии он означает «ты тупица», а в Греции и Турции
является оскорблением или вульгарным сексуальным приглашением.
Однако некоторые выражения лица имеют универсальное значение. Например, в
ситуациях угрозы и запугивания люди часто используют взгляды, очень
напоминающий пристальный угрожающий взгляд, типичный для поведения обезьян. С
целью исследовать этот аспект Пол Экман со своими сотрудниками отобрал серию
фотографий людей, на лицах которых были написаны такие чувства, как
удивление, отвращение, страх, гнев, грусть и счастье. Эти фотографии он
показывал людям, принадлежавшим к пяти различным культурам, и спрашивал у
них, какие чувства испытывают люди, запечатленные на каждой из фотографий.
Подавляющее большинство испытуемых идентифицировали эмоции совершенно
одинаково. Даже форе – коренные жители отдаленных районов Новой Гвинеи, у
которых почти не бывает контактов с иностранцами и которые практически не
сталкиваются со средствами массовой информации, определили отраженные на
фотографиях эмоции так же, как и представители прочих культур.
Таким образом, способы выражения и интерпретации определенных чувств могут
быть универсальными, что предполагает наличие сильного биологического
компонента. Но в каждой культуре существуют собственные «правила выражения
чувств», определяющие, каким образом и когда подобает выражать те или иные
эмоции и к каким последствиям это приведет.
Так как человеческим существам приходится приспосабливаться к своей
окружающей среде, им необходима способность к общению друг с другом. И
действительно, любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию.
Коммуникация – это процесс, с помощью которого люди передают друг другу
информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те
вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и
принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт
в собственном частном мирке. Коммуникация позволяет нам установить «общность»
друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это
неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей.
Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и
является выражением институциональной жизни.
                                   Содержание:                                   
Введение...........................3
1.1   Понятие, задачи, компоненты...............4
1.2 Типологизация коммуникационных взаимодействий........5
2.1 Вербальная коммуникация...................7
2.2 Невербальная коммуникация................10
Заключение.........................14
Список литературы.....................15
                               Список литературы:                               
Социология. Под редакцией проф. Ешукова А.Н. Минск, «Тетра Системс» 2000г.
Социология.  Экзаменационные ответы. Ростов на Дону «Феникс» 2001г.
     
[1] Большой толковый социологический словарь. Под ред. Девида и Джулии Джерри. Том 1 (А-О). Москва 1999г, 544стр.