Каталог :: Религия и мифология

Реферат: Религия как культурно- исторический феномен

                        СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ                        
                                 РЕФЕРАТ                                 
                       По дисциплине: РЕЛИГОВЕДЕНИЕ                       
            Тема: РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН            
                                        Выполнила: студентка Жданова А.Г.
СМОЛЕНСК 2004
                               Содержание:                               
1.     Структура религии.
2.     С каких позиций изучают религию.
3.     Проблема возникновения религии.
4.     Многообразие и классификация религий.
5.     Роль религии в жизни человека и общества.
                          1. Структура религии.                          
Дать точное и однозначное  определение понятия религия невозможно. В науке
таких определений существует множество.  Они зависят от мировоззрения тех
ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое
религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание , повторное
обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало
привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это
слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и
политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял   религию   другому
термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическое
верование).
Слово ‘’религия ‘’  вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало
, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и  нравственная
система.
Религия может  быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии
человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого
понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания
существования  или  несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. По­пытаемся выделить ее
главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может
быть человек образованный, много знаю­щий, но может быть и не имеющий никакого
образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от
сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и ло­гики! Она
предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера
наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений
(например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет об­щение
людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не
сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в
изоляции от со­общества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и
обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания
мира.
Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в про­цессе общения верующих
людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.
Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия
и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними,
утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных
истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и
священства.
Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело­веческого сознания,
важнейшим способом и мерилом его ду­ховной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существо­вать и более
систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность
принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах
или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и
поведения в обществе (этики и морали), о церковном искус­стве и т.п. Создатели
религиозного учения — специально об­разованные и подготовленные люди, многие из
которых обла­дают особыми (с точки зрения данной религии) способностями
общаться с Богом, получать некую высшую информацию, не­доступную остальным.
Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и 
теологами. В русском языке может при­меняться полный аналог слова «теология»
— богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими
вопро­сами устройства и функционирования божьего мира, то бого­словы излагают и
обосновывают конкретные аспекты данно­го вероучения, изучают и толкуют
священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, 
нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности. 
Миссионеры проповедуют и распрос­траняют свою веру, теологи сочиняют научные
труды, препо­даватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень
религиозной деятельности — это культ (с лат. возделыва­ние, уход,
почитание). Под культом понимается вся совокуп"
ность действии, которые совершают верующие с целью покло­нения Богу, богам
или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы,
проповеди, религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими (от лат.-
чародейство, колдовство, волшеб­ство), т.е. такими, с помощью которых особые
люди или слу­жители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом
воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей, изменить природу и свойства
тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то есть
колдов­стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола.
Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются
большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другая
разновид­ность культовых действий — символические обряды (от гр.
зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак), которые только 
изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью
напоминания о нем.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных действий,
которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения
верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и непо­стижимый
элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом»,
соединиться с ним путем «ра­створения в Боге» собственного сознания. Такие
действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз —
таин­ственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на 
посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы
мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых.
Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых
преобладает мистический элемент, религиоведы так и называ­ют — 
мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм (или
молитвенный дом), церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения
священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в
боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители.
0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу,
например обладать божественной благодатью, как православные и католические
священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут быть и про­сто организаторами и
руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе (см. темы VIII,
XI). Каждая ре­лигия разрабатывает свои правила отправления культа. Один
культ может быть сложным, торжественным, детально утвер­жденным, другой —
простым, дешевым, а возможно и допус­кающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, пред­меты культа, священство
— может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где
культу придается столь малое значение, что он может быть практически
неза­метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели­ка: люди,
осуществляя культ, общаются друг с другом, обме­ниваются эмоциями и
информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи,
слушают молитвен­ную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличи­вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении
высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди
объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо
отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но
в значении цер­ковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия
(не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин 
конфессия (от лат. прилагательного сопГеззюпаПз — церков­ный,
вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения
слово вероисповедание (говорят, на­пример, «человек православного
вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понима­ются и трактуются в
разных религиях. Например, в православ­ном богословии церковь — это
соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е.
пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом
случае церковь выступает в качестве некоего вневре­менного и
внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто
объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы
пове­дения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и
изолированность своих членов от всех окру­жающих, другие, наоборот, открыты и
доступны для всех.
Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура: органы
управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.),
монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия 
(сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения,
готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные
организации и т.п. Хотя все пе­речисленное абсолютно не обязательно для всех
религий.
     Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее
глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях
упорядочены веками, зачас­тую в них имеется деление на священнослужителей и
простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в
основной своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их
религиозная деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается
относительная сво­бода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную
окраску, хотя в буквальном переводе с гре­ческого оно означает всего лишь
учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри
какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос­подствующее,
а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются более узко: как
группы, складывающиеся вокруг
какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью,
строгим контролем за своими членами, рас­пространяющимся не только на их
религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют
права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных
профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Вопрос об
оценке каждого такого религи-
     2. С каких позиций изучают религию.
Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и
учебная дисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»:
этот вопрос не имеет однозначного ответа.
                Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:
1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков­ный,
вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого
подхода, принадлежат к конкрет­ным конфессиям (церквям, религиям), то они,
выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные
ре­лигиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей
религии, доказать ее превосходство над дру­гими. Иногда бывает так, что,
рассматривая историю религий
как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о
«своей» религии, считая, что она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего
течения истории, по осо­бой методологии. Такой подход можно назвать еще 
апологе­тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассмат­ривающий веру
людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное
место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько
сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии. Как
правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое
внимание социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни,
тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже
отвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с
точки зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой
бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее
можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религий
сыграли историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все
исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с
религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их может
интересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то этапах
реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и
прогрессивной , либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать,
что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,
принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные
труды, которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различ­ные вещи: изучение
религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно
изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались
кон­кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у
священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего
свободного выбора, вашей совести.
     3. Проблема возникновения религии.
Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и
философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что
согласуется с библейской версией) должен был
быть создан Богом в результате акта творения*. Религия воз­никла потому, что
существуют Бог и человек, который спосо­бен воспринимать Бога. Сторонники этой
точки зрения гово­рят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о
нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии
снимается: она существует исконно.
2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал
(придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.
Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на­уки,
языком у них появились элементы религиозного мировоз­зрения. Постепенно они
усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала
теория проис­хождения человека и его сознания в процессе биологической 
эволюции. Эта теория (гипотеза**) достаточно стройна, но имеет два «слабых
места»: 1) происхождение человека от обе­зьяноподобных (либо иных
зоологических) предков никак не может считаться окончательно доказанным:
слишком много здесь «темных мест», да и археологические находки останков
древнего обезьяночеловека весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках
древнейших стоянок человека совре­менного типа подтверждают, что он уже имел
некие (не совсем понятные нам) религиозные представления, а
убедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного перио­да» в
истории человечества так и не обнаружено.
Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро­вать, что вопрос о
происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие
дискуссии.
Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например,
библейскому учению, она долж­на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и
Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог пока­рал
человечество за попытку построить Вавилонскую байню «до неба». Он разделил
людей на языки (т. е. отдельные на­роды), которые стали верить в
многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные 
языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от 
единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появ­лением ветхозаветной
религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения
разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они нахо­дят ей
подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и
филологии.
Другие археологи и историки (придерживающиеся нату­ралистического 
взгляда на мир) утверждают, что первона­чально человек обожествлял силы природы,
предметы, живот­ных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично
религиозный путь человека можно выразить так:
от примитивных верований к языческому многобожию (по­литеизму), а затем к
единобожию (монотеизму).
Археология и этнография подтверждают наличие у древ­них людей примитивных
верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов —
камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке на­звание 
фетишизм (от порт. п(.1со — магическая вещь)*. Если люди (племя, род)
поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику,
то это веро­вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от
североамериканских индейцев и буквально оз­начает «его род»). Вера в
существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом 
(от лат. атта — душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе, грозу, дождь,
скалы, реки, источники и многое другое. Воз­можно, что именно из этого родилось
представление о множе­стве богов.
     4. Многообразие и классификация религий.
Как вы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не суще­ствует. Существуют
христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество религий, включая
совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии
мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос:
почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в
непохожих условиях в разных частях зем­ли, по-разному воспринимают окружающее.
Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть
культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии
мира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжеты
мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных
наро­дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи.
Иногда это сходство легко объяснимо заимствова­ниями, иногда оно является
загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и
очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов 
архети­пами. Они возникают в сознании людей, разделенных
тысячеки­лометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. 
Архетипньши являются, например, представления о все­мирном потопе, которые
встречаются у древних китайцев, инду-
сов, египтян, вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколь­ко
архетипных сюжетов сказок.
Любое исследование или изучение начинается с классифи­кации изучаемых
объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику
изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению
их на три группы:
1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень
глубокой древности, но не исчезли в созна­нии человека, а сохранились и бытуют
среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия 
(суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют
много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть
признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам,'и они
не со­ставляют целостного мировоззрения человека.
2. Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу
религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или
иудаизм у еврейско­го народа).
3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие
огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых
религий три: христиан­ство, буддизм и ислам.
Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические 
(от гр. топоз — один, единствен­ный и Аеоз — бог), т.е. признающие существование
единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — бог),
поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите­изм» иногда используется
его русский аналог — многобожие.
               5. Роль религии в жизни человека и общества.               
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших
факторов человеческой истории. Можно, в за­висимости от ваших взглядов,
утверждать, что человек без ре­лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже
существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее
че­ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че­ловеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу­дарств неодинакова.
Достаточно сравнить двух человек: одно­го — живущего по законам какой-либо
строгой и изолирован­ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и
абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными
обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим,
ислама), другие предла­гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и
во­обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели­гия может
находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же
стране может менять­ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не
одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих
правилах поведения и кодексах морали. Ре­лигии могут объединять людей либо
разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к
бездей­ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и
развитию искусства и в то же время ограничи­вать какие-либо сферы культуры,
накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии
все­гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре­лигии в
данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для
отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой­ственно выполнять по
отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,
взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира,
определяет его место в этом мире, ука­зывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду,
духовное удовлетворение, опору. Совер­шенно не случайно люди чаще всего
обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне
меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и
справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не
обра­щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко­нечно, доброе
начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому
пути религиозные авторите­ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к
идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека че­рез свою систему
ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на
большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии.
Конеч­но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда
удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от
безнравственности и преступности. Это печаль­ное обстоятельство есть
следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы
последователи мно­гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций,
образованию и укреплению госу­дарств (например, когда Русь переживала период
феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале­ких
предков объединяла не столько национальная, сколько ре­лигиозная идея — «все
мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к
разделению, распа­ду государств и обществ, когда большие массы людей
начина­ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На­пряженность и
противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется
новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с
протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).
Среди последователей разных религий периодически воз­никают крайние течения,
члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно
исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими ме­тодами,
не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм 
(от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно
распространенным и опасным явлением — источником общественной напряжен­ности.
В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю­щим фактором духовной жизни
общества. Она сберегает об­щественное культурное наследие, подчас буквально
преграж­дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно
воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или
в чужую страну, вы навер­няка одним из первых мест посетите храм, который вам с
гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово 
«культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний
спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью
культуры (сре­ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совер­шенно
очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе
многих сторон творческой деятель­ности людей, вдохновляли художников. Конечно,
в мире су­ществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда
искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков­ное начала в художественном
творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали
самовыражению. Фор­мально это так, но, если проникнуть в глубину столь
непрос­того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и
второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его
самовыражению.
Философы предлагают четко различать два понятия: куль­тура и 
цивилизация, относя к последней все достижения на­уки, техники, расширяющие
возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный
образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож­но употребить во
благо, а можно превратить в средство убий­ства: в зависимости от того, в чьих
руках оно находится. Куль­тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из
древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с
цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — 
один из главных факторов, который предохра­няет человека и человечество от
распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то
есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.
Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в
конце IX в.
Христианская культура с многовековыми традициями утвер­дилась и расцвела
тогда в нашем Отечестве, буквально пре­образив его.
Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из
человеческой истории можно извлечь и совершен­но противоположные примеры. Вы,
вероятно, знаете, что пос­ле утверждения христианства государственной
религией Рим­ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было
разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и
закреплению определенных обще­ственных порядков, традиций и законов жизни. Так
как рели­гия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в
большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.
(Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните
из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение 
консерватизма, у его истоков стояли деятели церк­ви. Религиозные партии
находятся, как правило, в правой ох­ранительной части политического
спектра. Их роль в каче­стве противовеса бесконечным радикальным и подчас
неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и
стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...
                    Список использованной литературы:                    
Кулаков А. Е.
“Религии мира”. Учебное пособие.
Тальберг Н.
“История христианской церви.”
Пишель Р.
“Будда, его жизнь и учение.”
Мень А.
“Истроия религии: в поисках Пути, Истины и Жизни.”