Каталог :: Религия и мифология

Доклад: Религия в современном мире

                    Религия в современном мире.                    
Религия является неотъемлемой частью современного ми­ра, по­скольку выполняет
три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют
духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек -
Бог", в воспитании религиозности и гражданствен­ности, в насыщении человека
добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются
религиозным и специаль­ным светским образованием, милосердием и
благотво­рительностью. В-третьих, предста­вители церквей активно уча­ствуют в
общественной деятельности, способствуют нормализа­ции политических,
экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных
отношений, решению глобальных проблем цивилизации.
Своеобразным ключом к пониманию роли религии в про­исходя­щих про­цессах
служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене.
Понятие "религия" происхо­дит от латинского "religare", что означает
"связывать, соеди­нять, объединять". Религия - это пред­ставление человека о
все­общих мировых связях, выражаемое при помощи специфиче­ского поведения.
Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное
представление человека о все­общих мировых связях.
Различают мировые и народностно-национальные рели­гии. К мировым религиям
религиоведы относят буддизм, хри­стианство, мусульман­ство, т. е. такие
религии, которые надна­циональны по характеру и развиваются вне специфики
монона­ционального самосознания определенной этнической группы.
Складывание народностно-национальных религий - иу­даизма, конфуци­анства,
синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более
10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании дан­ной
этнической группы людей национальной исключительно­сти.
Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следую­щую структуру:
1 - вера в Бога; 2 - догматиче­ское богословие; 3 - нравственное богосло­вие
и соответствую­щий ему морально-нравственный императив поведения; 4 -
ис­торическое богословие; 5 - система культо­вой (обрядовой) практики; 6 -
наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.
Систематическим изложением религиозных взглядов, а также толкова­нием
религиозных догматов занимается догмати­ческое богословие. Догматы (от греч.
глагола "думать, полагать, верить") есть несомненно истинные и бесспорные
основополо­жения о Боге и человеке, составляющие символ веры в каждой религии.
Отличительные признаки догматов: 1) умозритель­ность или
созерцательность: они постигаются верой и не тре­буют рациональных
доказательств-, 2) богооткровенность. дог­маты даны человеку
непосредственно Богом, поэтому искренни, непререкаемы и неизменны, однажды и
навсегда записаны в священных писаниях; 3) церковность догматы
признаются всеми церквами данной религиозной системы, именно церкви хранят и
дают толкования догматам как божест­венному откро­вению, убеждают верующих в их
неизменности и истинности, 4) общеобязательность для всех членов церкви, 
все верующие должны безусловно верить в истинность догматов и обязательно
руководство­ваться ими в жизни, иначе следует отлучение от церкви.
В качестве основных отличий религиозных систем выде­ляются особенно­сти
восприятия Бога (Бог как бы «растворен» в буддизме, троичен в христианстве,
един в мусульманстве и т.п.). Каждая из религий в догматическом отношении
решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историче­ском богословии
(т. е.) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе
культовой или обрядовой прак­тики, проявляются в деятельности священников и
мирян.
Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с че­ловеком приводит
к функционированию различных религи­озных систем, характеризующихся
специфической религиозной практикой и самостоятель­ными религиозными
объедине­ниями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем
раз­вития земной цивилизации.
     Структура общества. Социальные отношения.         
Социальная сфера - это область жизнедеятельности чело­веческого обще­ства,
охватывающая систему социальных отно­шений, а также связи общества и личности.
Содержанием соци­альной сферы являются отношения между социальными груп­пами,
индивидами по поводу их положения, места и роли в об­ществе, образа и уклада
жизни.
Важнейшими компонентами социальной сферы являются различные про­блемы
общения, представляющие многоплано­вый процесс установления и развития
человеческих контактов, обу­словленный потребностями современной
деятельности. Об­щение включает в себя обмен инфор­мацией, взаимодействие
людей, их взаимопонимание.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее
направлен­ность, содержание, средства бес­конечно разнообразны.
Социальная деятельность - это деятельность, направлен­ная на удовлетво­рение
общественных потребностей. Конечно, люди занимаются самовоспроизводством,
самоизлечением, са­мообразо­ванием, сами себя кормят и развлекают. Однако
вос­производство, сохранение жизни, стимулиро­вание активности,
непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело,
что общество не может его полностью дове­рить отдельным людям, семье.
Общество вклю­чается в этот процесс через системы образования,
здравоохранения, культур­ного отдыха и быто­вого и социального обслуживания
своих граждан.
Следует отметить, что все названные виды социальной деятельности всегда
взаимосвя­заны, пере­крещиваются и взаимопроникают друг в друга. Таким
образом, социальная сфера реально сущест­вует и проявляется в обществе именно
в много­образной и сложной человеческой деятельности. В этом её важ­нейшие
особенности. Поэтому неверно было бы представлять общественную жизнь так, что
в ней где-то в одном измерении существуют социальные общности, их связи, а в
другом - мно­гообразная деятельность миллионов. Нет, вся социальная сфера -
это и есть не что иное, как грань, сторона, часть деятельности людей.
Социальная сфера общества очень сложна и многопланова. Это обуслов­лено,
прежде всего, тем, что отношения между людьми, группами, обществами весьма
различны в силу деле­ния людей по природным признакам - расы, нации,
народно­сти, этнические группы, а также половозрастные группы. Люди
различаются по социальным, политическим, территориальным, религиозным и
гра­жданским признакам, обусловли­вающим принадлежность к каким-либо группам.
Имеется масса и других признаков, ибо самое непознанное, пожалуй, сам
человек, нахо­дящийся на стыке двух ми­ров - природ­ного и социального
Сказанное позволяет выделить следующее значение соци­альной сферы: это такая
среда, где реализуются межчеловече­ские отношения. Формируются различные
направления дея­тельности и потребности самых разных социальных общностей.
Социальная сфера охватывает всё простран­ство жизни челове­ка, группы,
общностей и общества в целом: от условий их труда и быта, здоро­вья и досуга
до социально-классовых, националь­ных и общечеловеческих ценностей и
отношений.
Основой (скелетом, каркасом) общества является его со­циальная струк­тура.
Структура - это совокупность частей, компонентов, эле­ментов какого-либо
объекта, а также связей между ними, обес­печивающих устойчивость этого
объекта.
Социальная структура чрезвычайно сложна. Её компонен­тами являются социальные
общности, т.е. группы людей, объе­диненных по какому-либо признаку, которые
охватывают все возможные состояния и формы бытия человека. Из этого следует,
что социальная общность - понятие чрезвы­чайно сложное. В настоящем пособии
под социальной общностью понимается любое достаточно устойчивое объединение
людей на основе различных связей, например, территория проживания,
деятель­ность, культура, владение материальными ценностями и др.
Современное общество - это совокупность социальных общностей различного
уровня. Глобаль­ный уровень общества - это всё человечество в целом.
Человечество может быть разде­лено по раз­личным признакам, например, на
классы по призна­ку отношения к собственности, на социальные слои и группы
Сущность понятий "социальные организа­ции", "слои" и "группы" будут
рассмот­рены далее. Здесь же важно понять, что любые общности: классы, нации,
социальные организа­ции, слои и группы могут выступать в качестве компонентов
соци­альной структуры.
Для понимания сущности связей между компонентами социальной структуры
общества введем понятие социальных отношений. Социальные отношения - это
специфический вид общественных отношений, выражающихся в форме и характере
взаимодействия социальных субъектов по поводу их положения в обществе и их
роли в общественной жизни. При этом понятие "социальные отно­шения" и
"общественные отношения" - это не одно и то же. Известно, что общественные
отноше­ния склады­ваются между социальными субъектами по поводу того или
иного материального или духовного объекта. Если эти отноше­ния по поводу
средств производства - это экономические от­но­шения, по поводу власти -
политические отношения, по поводу юридических норм - правовые отношения.
Социальные отно­шения складываются по поводу реализации собственно
соци­ального взаимодействия, возникающего между различными со­циальными
общностями, классами, слоями, группами и инди­видами. Социальные отношения
всегда выражают положение людей и их общно­стей в обществе, потому что это
всегда отно­шения равенства или неравенства, равноправия или неравно­правия,
справедливости или несправедливости
Социальные отношения реализуются в форме:
— социальных ролей и их особенностей (люди с высоким уровнем обра­зования
выполняют преимущественно умственную работу, с низким уровнем -
преимуще­ственно физическую ра­боту, живущие в городах - в основном в
промышленности, жи­вущие в сельской местности - заняты пре­имущественно в
сель­ском хозяйстве и т.д.);
— социальных статусов, определяющих положение инди­видов в общно­сти, в
группе (токарь, начальник цеха, директор и т.д.);
— социальных норм (законов, традиций, обычаев и т.д., регламентирую­щих
поведение лю­дей в обществе).
Перечисленные формы социальных отношений являются основными ви­дами связей в
соци­альной структуре общества.