Каталог :: Религия и мифология

Доклад: Религия и человек

     Структура религии.
Дать точное и однозначное  определение понятия религия невозможно. В науке
таких определений существует множество.  Они зависят от мировоззрения тех
ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое
религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное
обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало
привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это
слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и
политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял   религию   другому
термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическое
верование).
Слово ‘’религия ‘’  вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало,
что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и  нравственная
система.
Религия может  быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии
человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого
понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания
существования  или  несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. По­пытаемся выделить ее
главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть
человек образованный, много знаю­щий, но может быть и не имеющий никакого
образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от
сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и ло­гики! Она
предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера
наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений
(например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет об­щение
людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не
сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в
изоляции от со­общества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста
и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания
мира.
Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в про­цессе общения верующих
людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.
Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия
и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними,
утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных
истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и
священства.
Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело­веческого сознания,
важнейшим способом и мерилом его ду­ховной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существо­вать и более
систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность
принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или
Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и
поведения в обществе (этики и морали), о церковном искус­стве и т.п.
Создатели религиозного учения — специально об­разованные и подготовленные
люди, многие из которых обла­дают особыми (с точки зрения данной религии)
способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,
не­доступную остальным. Религиозное вероучение создается философами
(религиозная философия) и теологами. В русском языке может при­меняться
полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы
занимаются наиболее общими вопро­сами устройства и функционирования божьего
мира, то бого­словы излагают и обосновывают конкретные аспекты данно­го
вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая
наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности.
Миссионеры проповедуют и распрос­траняют свою веру, теологи сочиняют научные
труды, препо­даватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень
религиозной деятельности — это культ (с лат. возделыва­ние, уход, почитание).
Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие
с целью покло­нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это
обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими (от лат.-
чародейство, колдовство, волшеб­ство), т.е. такими, с помощью которых особые
люди или слу­жители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом
воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей, изменить природу и
свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии,
то есть колдов­стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил
дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются
большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы».
Другая разновид­ность культовых действий — символические обряды (от гр.
зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак), которые только
изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью напоминания о
нем.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных
действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки
зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и
непо­стижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в
себе самом», соединиться с ним путем «ра­створения в Боге» собственного
сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз —
таин­ственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только
на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы
мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых.
Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых
преобладает мистический элемент, религиоведы так и называ­ют — мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм (или
молитвенный дом), церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения
священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в
боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители.
0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу,
например обладать божественной благодатью, как православные и католические
священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут быть и про­сто организаторами и
руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе (см. темы VIII,
XI). Каждая ре­лигия разрабатывает свои правила отправления культа. Один
культ может быть сложным, торжественным, детально утвер­жденным, другой —
простым, дешевым, а возможно и допус­кающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, пред­меты культа, священство
— может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где
культу придается столь малое значение, что он может быть практически
неза­метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели­ка: люди,
осуществляя культ, общаются друг с другом, обме­ниваются эмоциями и
информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи,
слушают молитвен­ную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличи­вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении
высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди
объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо
отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в
значении цер­ковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не
религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат.
прилагательного сопГеззюпаПз — церков­ный, вероисповедальный). В русском
языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят,
на­пример, «человек православного вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понима­ются и трактуются в
разных религиях. Например, в православ­ном богословии церковь — это
соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е.
пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом
случае церковь выступает в качестве некоего вневре­менного и
внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто
объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы
пове­дения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и
изолированность своих членов от всех окру­жающих, другие, наоборот, открыты и
доступны для всех.
Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура:
органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия
и т.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия
(сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения,
готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные
организации и т.п. Хотя все пе­речисленное абсолютно не обязательно для всех
религий.
Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие
духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены
веками, зачас­тую в них имеется деление на священнослужителей и простых
мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной
своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная
деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается
относительная сво­бода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную
окраску, хотя в буквальном переводе с гре­ческого оно означает всего лишь
учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение
внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в
гос­подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются
более узко: как группы, складывающиеся вокруг
какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью,
строгим контролем за своими членами, рас­пространяющимся не только на их
религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют
права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных
профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты.
                     С каких позиций изучают религию.                     
Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и
учебная дисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»:
этот вопрос не имеет однозначного ответа.
        Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:        
1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков­ный, вероисповедальный),
т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода,
принадлежат к конкрет­ным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая
картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре­лигиозные учения,
имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее
превосходство над дру­гими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю
религий
как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о
«своей» религии, считая, что она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего
течения истории, по осо­бой методологии. Такой подход можно назвать еще
апологе­тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассмат­ривающий веру людей в Бога
как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное место в
истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама
религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии. Как правило,
исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание
социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости
же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже
отвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки
зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия
или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее
можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религий
сыграли историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все
исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с
религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их может
интересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то
этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и
прогрессивной , либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать,
что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,
принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные
труды, которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различ­ные вещи: изучение
религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение
религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались
кон­кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у
священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего
свободного выбора, вашей совести.
                Роль религии в жизни человека и общества.                
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших
факторов человеческой истории. Можно, в за­висимости от ваших взглядов,
утверждать, что человек без ре­лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже
существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее
че­ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че­ловеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу­дарств неодинакова.
Достаточно сравнить двух человек: одно­го — живущего по законам какой-либо
строгой и изолирован­ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и
абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными
обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим,
ислама), другие предла­гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и
во­обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели­гия может
находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же
стране может менять­ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не
одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих
правилах поведения и кодексах морали. Ре­лигии могут объединять людей либо
разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к
бездей­ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и
развитию искусства и в то же время ограничи­вать какие-либо сферы культуры,
накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии
все­гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре­лигии в данном
обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной
группы людей или для конкретного человека может быть различна.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой­ственно выполнять по
отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,
взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира,
определяет его место в этом мире, ука­зывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду,
духовное удовлетворение, опору. Совер­шенно не случайно люди чаще всего
обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне
меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и
справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не
обра­щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко­нечно, доброе
начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому
пути религиозные авторите­ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к
идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека че­рез свою систему
ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на
большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии.
Конеч­но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда
удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от
безнравственности и преступности. Это печаль­ное обстоятельство есть
следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы
последователи мно­гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций,
образованию и укреплению госу­дарств (например, когда Русь переживала период
феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале­ких
предков объединяла не столько национальная, сколько ре­лигиозная идея — «все
мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к
разделению, распа­ду государств и обществ, когда большие массы людей
начина­ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На­пряженность и
противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется
новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с
протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).
Среди последователей разных религий периодически воз­никают крайние течения,
члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно
исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими
ме­тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный
экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в.
довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной
напряжен­ности.
В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю­щим фактором духовной
жизни общества. Она сберегает об­щественное культурное наследие, подчас
буквально преграж­дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно
неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой
город или в чужую страну, вы навер­няка одним из первых мест посетите храм,
который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само
слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний
спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью
культуры (сре­ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но
совер­шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности
лежали в основе многих сторон творческой деятель­ности людей, вдохновляли
художников. Конечно, в мире су­ществует и светское (внецерковное, мирское)
искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков­ное
начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны
(правила) мешали самовыражению. Фор­мально это так, но, если проникнуть в
глубину столь непрос­того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее
и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его
самовыражению.
Философы предлагают четко различать два понятия: куль­тура и цивилизация,
относя к последней все достижения на­уки, техники, расширяющие возможности
человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ
жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож­но употребить во
благо, а можно превратить в средство убий­ства: в зависимости от того, в чьих
руках оно находится. Куль­тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из
древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с
цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из
главных факторов, который предохра­няет человека и человечество от распада,
деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть
всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.
Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в
конце IX в.
Христианская культура с многовековыми традициями утвер­дилась и расцвела
тогда в нашем Отечестве, буквально пре­образив его.
Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из
человеческой истории можно извлечь и совершен­но противоположные примеры. Вы,
вероятно, знаете, что пос­ле утверждения христианства государственной
религией Рим­ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было
разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению
и закреплению определенных обще­ственных порядков, традиций и законов жизни.
Так как рели­гия более консервативна, чем любой другой общественный институт,
она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и
покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы
помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение
консерватизма, у его истоков стояли деятели церк­ви. Религиозные партии
находятся, как правило, в правой ох­ранительной части политического спектра.
Их роль в каче­стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным
преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность
очень нужны сейчас и нашему Отечеству...