Каталог :: Психология

Реферат: Проблемы психологического консультирования

     Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные
морально-этические требования, без следования которым работа не может быть
успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к следующим положениям.
По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы
консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от
формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не
должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать
самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента
дополнительной психологической нагрузки.
Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-
консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность
профессиональной деятельности, но и является залогом успешности
психологического воздействия. Остановимся здесь подробнее на некоторых
этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является
особенно важным.
     Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За формулировкой
скрывается целый комплекс профессионального повед­­ения, направленного на то,
чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.
Доброжелательное отношение подразу­мевает не просто следование общепринятым
нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую
психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому,
кто обращается за помощью.
     Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что
психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые
нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых
является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему
ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта ­может привести к
тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может б­ыть искренним и
открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся
практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая
им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они
являются препятствием      Запрет давать советы.  Основания для
этого достаточно широки и многообразны.  Прежде всего, к­ак­ов бы ни был
жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому
невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема. К тому же, советуя,
консульт­ант берет на себя полностью ответственность за пр­оисходящее, что не
способствует развитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к
действител­ьности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что
реально вредит консультированию­ приводит к тому, что у клиента  вместо
активного стремления разобраться в с­воей жизни  и изменить ее, формируется
массивное и поверхностное отношение к происходящему­. При этом любые неудачи в
реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет
авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в
происходящ­их событиях.
­            Анонимность. Важнейшим условием психологического
консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация,
сообщенная клиентом - психологу­ не может быть передана без его согласия ни в
какие общественные или государственные­ организации, частным лицам­ в том числе
родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (­о которых
клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во
многих странах. В нашей стране таким исключением, ­ пожалуй, можно считать
­ситуацию,­ когда психолог узнает во время приема ­ ­о чем-либо, что является
серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его
действия должны быть максимально осторожными и ­соотноситься  с интересами
клиента.
     Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало
очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку,
переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать
профессиональную помощь своим друзьям и  ближайшим родственникам. Этот путь
таит в себе немало опасностей  и не только потому, что, как известно, в своем
Отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко
обесцениваются, но и по многим другим причинам, о некоторых из которых будет
сказано ниже.
В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение
для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента переносить
и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со
значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) «контрперенос», то есть
склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и
основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти
понятия, введенные в психоанализ 3 . Фрейдом , на сегодняшний день широко
используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд З., 1989).
Эти понятия означают, что любые человеческие отношения и даже такие
специальные отношения, которые, складываются  в рамках психотерапии,
находятся под влиянием внутренних потребностей и желаний человека, которые он
чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто
оказывается обезоружен контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать,
упр­авлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как,
впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для на­чинающего
психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего
собственного анализа и долгой работы с супервизором.
В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования.
Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной
подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими явлениями. Для
консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента
во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у
него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как
личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом
приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или
иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить
объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения
проблем клиента.
Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно
дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента и
консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе сексуальные
отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии.
Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти
дискуссии, один: по возможности  личных отношений лучше избегать, а если что-
то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться
дейс­твовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать
процесс консультирования или психотерапии.
     Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы процесс
консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать
себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что
обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить такую включенность,
психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента
логичным и понятным, а также, чтобы человек не просто внимал специалисту, а ему
было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и
интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей
ситуации, переживать и анализировать ее.
Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме,
устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой
ситуации не стоит нагнетать атмосферу, настаив­ать, пыт­аться выяснить все до
конца. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит
обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу
консультирования и обеспечит  продуктивность психологического воздействия.
Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических требований
возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие позволяет
эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая позицию
“сверху”, не привязывая себя к клиенту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994