Каталог :: Психология

Статья: Общая психология

19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5

1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд) y – кол-во заученного материала х – номер предъявления 1 и 2 Эбингауз 2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования ос.связей между каждыми конкретными элементами. Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке. · Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью эксперементатора · Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд. 3.Парных ассоциаций (Калкинс) Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1 элемент пары – стимул, 2 – ответ. Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2. · Предъявляются вначале 1 или несколько пар Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым подкрепляя его 4.Узнавания элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать. Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д. Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые следует заучить. Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами, можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10 групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать знакомый. Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S или возрастает степень сходства между пр.и нов.S. Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем больше, чем меньше число новых S. Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%. Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных узнаваний. Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S · Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок · Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S · Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В. Формула Портмана – учел 2 этих поправки М Rс= В - — ; Rc – показатель окончательного узнавания n - 1

В – число правильных узнаваний

N – общее число предъявлений 5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения ассоц.связей. Процедура: 2 части 1. первоначальное заучивание 2. повторное -----«------ 1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания 2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала, тем же самым методом. По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2

Расчет: К=

K1 10 проб – 10 проб

Ex. K= Х 100%

10 проб 10 - 15 K = Х 100% = 50% 10 25В. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект Ресторф. 1.Определен объем памяти (кратковременной) Он варьируется в зависимости от материала Средний объем: в 7 элементов – беспам. слои: 8-9 односложные слова Если число элементов превышает объем кратковременной памяти, то результат ухудшается 2.Эффект края лучше запоминаются эл.ряда по краям и хуже в середине ex. Предъявляли 10 3х значных чисел методом антиципации % 100 правильных 17 антиципаций 5 антиципация – ряд слогов 1 подсказывают до тех пор, воспроизведение пока не воспроизведет порядк.N 3х числ. правильно весь ряд 7.Влияние осмысленности материала на запоминание 1ex: 36 бессмысленных слогов для заучивания в целом было необходимо 55 повторений 2ex: заучивали стих Шиллера – 36 слов – понадобилось 6-7 повторений

23В.Проблема распределений упражнений. Закон Йоста

Йост предлагал заучивать ряд из 12 слогов в разных условиях Условия: 1. 3 дня по 8 повторений – А 2. 6 дней по 4 повторения – Б 3. 12 дней по 2 повторения – В 4. ex. Как готовится к экзамену в течение семестра или перед через сутки просили повторить эти 12 слогов
испытуемыйАБВв %
1183953
273155
Лучше понемногу каждый день учиться 24В. Кривая забывания Эбнигауза и ее модификация (Пьерон) Эбнигауз получил этот закон на самом себе Когда мы заучили материал, что у нас оставалось по прошествии времени? · Он использовал 8 рядов из 13 бессмысленных слогов · Вначале методом заучивания, заучивал 1, потом 2 и т.д. · Через разные промежутки времени он повторно заучивал (через час) и вычислял коэффициент относительного сбережения К 100% классическ. кривая забывания Один раз заучил – отметил точку, через день - еще и т.д. Он строил ее в течение 144 часов (между 1 и 2) в. между 1 и 2 заучив. через 144 ч.в памяти остается очень мало, около 20 % Основное забывание происходит в течение 1 дня, самое активное в течение 1 часа Когда мы не вкладываем смысла, запоминаем механически получаются такие результаты. Пьерон критиковал Закон получился таким только потому, что материал был организован специфическим образом, если организовать по-другому – результаты будут другими Он говорит, что Эбингауз наверняка помнит лучше крайние ряды Он предлагал запомнить 1 ряд из 50 цифр, в порядке предъявления

Он использовал метод сбережения

К 100% Он просил заучить через 7, 14, 28, 60 и 120 дней Первые 7 дней испытуемый помнит материал 100% 7 14 28 60 20 t между 1 и 2 Вывод: результаты механического заучивания зависят от организации материала К1 кол-во проб, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2 Расчет: К= X 100%

K1

26В. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы и результаты их исследования Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием др.материала Б, материал Б заучивают в период между заучиванием материала А и его сохранением.

Экспериментальная

группа

Заучивание

мат А.

Заучивание

мат Б.

Воспроизведение и повторное

заучивание А

Контрольная группа

Заучивание

мат А.

Период

отдыха

Воспроизведение и повторное

заучивание А

Абсолютная РИ= разница между воспроизведением контрольной и экспериментальной групп. воспр. воспр. контр.групп экспер.гр. Относительная РИ = х 100% воспр. контр.групп РИ – результат соотношения многих переменных. Основные переменные, относящиеся к: А) сходству между 2 заданиями Б) соответствующей степени научения В) объему заучивания материала Исследователи сравнивали результаты изменения сохранения в 2х ситуациях: 1-естественный сон 2-бодрствование с выполнением повседневной работы ex. Двое испытуемых М и М2 не знают цели исследования, заучивают ряды из 10 бес.слогов до первого безошибочного воспроизведения. Через 1,2,4 или 8 часов (или спали или бодрствовали) определяли сохранение. Порядок чередования интервалов случайный. Ночью заучивали между 23-30 и 1ч.ночи Днем между 8 и 10ч. Исключение: 1 раз между 14 и 16ч. Н ----- М Каждый испыт.исследовался 8 раз, при каждом из 8 условий 3 особенности кривых: 1) и при сне и при бодрствовании регистрируется спад сохранения, но гораздо лучше после сна 2) первоначальное резкое ухудшение между 1 и 2 бодрствование часом сильнее выражено в период бодрствования 3) при бодрствовании 2-8 часов продолжается it ухудшение, после сна почти неизменно Сон способствует улучшению памяти, в виду отсутствия деятельности Реминисценция – более точное и полное воспроизведение спустя некоторое время после заучивания того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно. Беллард:испыт.заучивали разный материал (стихи) за время, недостаточное для полного усвоения · Первое воспроизведение сразу после заучивания · Второе через 24ч.до 7 дней Кол-в А Дети 12 лет; 3 вида материала: а –стихи, в-стихи, с воспр. В -вербальн.бессмысл.материал ответов =% С видно, что воспроизведение становится максмимальным через 2-3 дня Беллард вывод: реминисценция – процесс противоположный забыванию, способный оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на память. 23Б. Иконическая память. Эксперименты Cперминга Он впервые описал сенсорные регистры на материале обработки зрит.информации Иконическая память – с.р зрит.модальность Испыт.говорят, что они субъективно овладели большей информации, чем могут воспроизвести Методика частичного отчета 1ex. Сравнивая кол-во воспринимаемой информации по методики полного и частичного отчета. Методика полного от.- испыт.предъявляют № кол-во элементов (букв), нужно воспроизвести, что запомнил. ... матрица; результат 7 I 2 ... . буква ... М. Частичного от. – нужно воспроизвести не всю инф., а ее часть, которая указывается с помощью постстимульной инструкции (звуковой тон разной высоты, после каждой буквы подается сигнал высокий, низкий, средний); ex. – нужно воспроизвести только низкие 1 ряд Или зрительная метка, сразу после предъявления на экране появляется метка, .... .... .... нужно только эту букву · Если испытуемый смог по звуку воспроизвести весь ряд, значит он может воспроизвести все и наоборот Линдсей Норман Результаты постстимульной и: · С меткой из 12 случаев правильно · По тому из 12 –и Какое-то время инф.сохраняется вся целиком в виде сенсорного отпечатка (зрительной картинки), затем она уходит Вывод: 1. объем памяти (сенсорный регистр) не поддается измерению 2. форма зрительная 3. сколько хранится этот след? II ex. – варьировался t интервал между окончанием предъявления и моментом предъявления постстимульной инструкции. %

Воспр.букв

100 в течение 100 милли сек.инф. сохраняется полностью

50 50% - в районе 500 мил.сек время хранения не более 500 мл.сек
100 200 300 400 500 та инф., на которую мы успели обратить внимание попадает в кратковременную память 28В. Эхоическая память Эффект модальности. Эффект приставки Морей использовал частичный отчет I ex. Перед испыт. было 4 репродуктора, из которых одновременно звучал набор из 4 цифр. Перед испытуемым установка с 4 лампочками, одна из них зажигалась, т.о. нужно было воспроизвести инф.того репродуктора, чья лампочка зажигалась. Результаты: какое-то время в памяти сохраняется акустическ.инф. в виде слухового образа, время хранения ~2сек. Э.м. – различие во времени хранения Э.п. и И.п. (можно показать на ex.свободного припоминания) слух если слова предъявлять на слух, то рез-ты ex. будут зрение выше если зрительно – меньше чем выше скорость предъявления, тем различия становятся более ясными особенности процессов забывания в Э.п. и И.п. · в Ик.п – инф.изучает после того, как предъявляется новая (стирание) · в Эх.память – интерференция следов, т.е. новая инф.не стирает предыдущую, а лишь ослабляет старые следы Специфика забывания в Эх.п описывается с помощью эф.приставки Ex. испыт.на слух дают ряд (8) цифр последовательно, их нужно отдать в том же порядке % с приставкой II вариант: 9 цифр, последняя всегда известна, это «0», ее воспроизводить не нужно Результат: с «0» - следы становятся менее прочными и отчетливыми без № цифры 29В. Кратковременная память Особенности К.П. 1)Объем: 7 I 2 единицы (буквы, слоги, слова) Единицы между дробными или крупными. Процесс укрупнения ед. – структурирование 2)Время хранения: 20-30сек – время хр.без повторения ex. Петерсонов · испыт.дают 3 буквы или 3 слова (зачитывают), просят воспроизвести через разное время · просит считать обратно ex. Семерками · теперь воспроизведите все, что запомнили через 18 сек. 20% испытуемых смогли воспроизвести правильно % правильн. воспроизв.

3 6 9 12 15 18 t (cei) 3) Форма хранения

Инф.в К.П. хранится в акустической форме

Для человека важен сигнал воспринимаемой инф., которая представлена в речи, с этим связано перекодирование информации в акустическую 30В. Сканирование памяти и зрительная К.П. ex. Стернберга Стернберг пытался выяснить каким образом происходит извлечение инф.из КП: воспринимается она целиком, сканируется или считывается? · Испыт. зрительно давали ряды цифр от 1 до 5 · Последняя цифра всегда было тестовой · Была ли последняя тестовая цифра ранее в предъявляемой последовательности · Если была, нажать на ключ правой рукой, если нет, левой рукой. Гипотезы: 1.если опознание цифры происходит в результате параллельной обработки инф., то время реакции опознания не будет зависеть от длины предъявляемого ряда ВР независимо от того, сколько цифр в ряду, время реакции должно быть одно и то же 1 2 3 4 5 длина ряда 3. ---«---- последовательно, то ВД будет зависеть от длины ряда результаты свидетельствуют в пользу второй реакции независимо от того, была текстовая цифра или нет, результаты одинаковы 31B. Ex. Познера по сравнению букв Инф.в кратковременной памяти может сохраняться и в зрительной форме тоже Ex. 1 часть – испыт.предлагают сравнить разные юуквы 1)Полное совпадение АА – по начертанию и названию 2)Совпадение названий Аа – только по названию 3)Отрицательная проба АБ – ни так, ни так · как только он принимает решение, он должен нажать на ключ · измеряют время формирования ответа · время реакции Время реакции: В 1) на 100 милли сек. меньше, чем в 02 и 3, потому что в 1) идет сравнение только по зрительному подобию 2 часть Испыт.дают 1) и 2) через определенный интервал времени (1 или 2 сек) · первая буква должна попасть в К.П., изменится ее форма хранения или нет? · если изменится, то различия между временем реакции в 1) и 2) не будет · если не изменится, то в1) будет меньше Вывод: хотя бы какое-то короткое время инф. в К.П. сохраняется в зрительной форме 32B 17. Ex.на свободное припоминание. Позиционные эффекты и их объяснение. В ex.испыт.дают большой список слов, намного превышающий объем К.П. (15- 30слов), через интервал в 1сек. сразу просят воспроизвести слова % 2 сек. Результат: Д.П К.П Воспр.слов Эффект начала и эффект конца, лучше всего запоминаются начало и конец посл.5слов IV слова обратный счет тройками Э.начала возникает, потому что первые слова наход.в более трудном положении для запоминания (испыт.может большее кол-во раз повторить эти слова) Э.начала связан с Э.А.П. Э.конца – они еще пока находятся в К.П. и мы успеваем их извлечь пока они еще там находятся Если увеличить интервал предъявления · испыт.может дольше повторять слова и перевести их в Д.П. (2сек) – первые элементы лучше запоминаются · если с информацией, находящейся в К.П. ничего не делать, она забывается · после запоминания слов испыт.предлагают напр.вести обратный счет тройками – Э.конца изучает 25Б. Структура Д.П. ex. Брауна и М.Нейка. Макроструктура памяти
процедурная

декларативная

Знания об окружающем мире о том, как что-то можно сделать

автобиографическая

эпизодическая
семантическая
Семантическая – знания об окруж.мире представлены в знаковой форме, они никак не связаны с конкретным событием в жизни человека (учебные знания, словарь) Эпизодическая – знания о конкретных событиях, которые происходят в жизни человека в конкретном месте и в конкр.время (есть некоторое представление о том, что было когда-то и где-то) – память духа (Бержар) Автобиографическая – часть эпизодической (окончание школы, свадьба) Семантическая п. Устройство – это организованное образование (сети) Семантические сети – в каком виде сохраняется наш словарный запас, как запоминаются акустические образы слов вместе с их значением · отдельные образы слов вместе с их значением вступают в определенные связи с др.образами слов и их значениями узлы связи Связи между элементами словаря могут быть ассоциативные, смысловые, структурные и т.д. Ex: испыт.предлагают различные определения значений слов, они должны назвать это слово (ex. решение кроссворда) 3 типа реакции: 1) слово сразу же называется 2) уверенно говорит – не знал и не знаю 3) слово вертится на языке 3.Он может сказать сколько в слове слогов, где ударение, может назвать слова, которые не подходят, но связаны по смыслу, т.е. он знает очень много инф.об этом слове, но не может вспомнить. Активируются многочисл.связи, с которыми связано слово, но оно не вспоминается. Определение и виды в Добрынин В – направленность и сосредоточенность псих.деятельности на объекте Направленность – выбор объекта деятельности Сосредоточенность – степень углубленности субъекта в выполняемую деят-сть В – связано с внутр.активностью человека Внутр.активность – критерий различений Источники внутр.акт.могут быть разными и степень активности тоже м.б.разной Классификация видов внимания: (по источникам и степени внутр.акт.) Источники внутр.активности появляются в опред.порядке очередности в антогенезе. Это уровневая классификация 1.вынужденное в. – наименее активная форма в. причины обращения внимания на объекты – свойства самих объектов Свойства: 1) Интенсивность раздражения 2) Экстенсивность ---«--- (объект занимает большие участки поля зрения) 3) Движение объекта (в движении привлекает внимание) 4) Прерывистость действия раздражителя (будильник звонит прерывисто:ex) Общее свойство – наличие контраста 2.Аффективное в. – привлекается раздражителями, соответствующим н.эмоц. состояниям и потребностям. Этот вид более актиный нежели 1. 3.Внимание – привычка – является результатом воспитания человеком привычки обращать в. на те или иные объекты (смотреть на светофор) Все эти виды в. обладают общей хар-кой – непроизвольностью, в. обращается без участия воли человека 4.волевое вним. – источник активности человека в в. связано с выполнением непривлекательных действий 5.послепроизвольное в. – находится между волевым и непроизвольным в. по происхождению – в.в по след.хар-кам – непроизвольное (ex: подготовка к экзамену – требуется усилие воли, но в ходе работы появляется дополнительная мотивация и предмет, который был непривлекат., становится привлекательнее. 29Б. Внимание – как функция умственного контроля (Гальперин) Общая проблема в.: есть внимание как некая самостоятельная ψf или это сторона любого ψ процесса. Внимание не является самостоятельной ψf – т.з. многих исследователей, потому что в. не имеет собственного продукта (Гальперин не согласен) Вундт – продукт в. – повышение ясности и отчетливости Гальперин продукт в. – контроль за выполняемой деятельностью (умственный и сокрашенный ) В – умственный и сокращенный контроль за выполняемой деят-стью. Для успешного выполнения деятельности нужно ее контролировать. Не всякий контроль есть внимание, не всякое внимание есть контроль. Контроль, который не явл-ся вниманием – контроль за действием, которое выполняется во внешнем плане; контроль развернутый ( пошаговый ) Внешний развернутый контроль – это контроль, который сам со себе требует в. Любое внутреннее умственное действие это всегда интерифицированное внешнее действие. Все виды умственной деятельности формируются прижизненно в результате интерифициации деятельности, выполняемой во внешней деятельности. В.формируется вместе с этими умственными действиями, в виде контроля за выполнением этих действий. Ценность этой теории – она практична. Ex. В школе невнимательным детям давали писать диктанты, а затем просили осуществить проверку в соответствии с опред-ым алгоритмом. Результат – у детей удалось сформировать грамотное письмо, они уже не проверяли в такой развернутой форме, а писали правильно.