Каталог :: Психология

Реферат: Воля и ее значение в жизни человека

                    Министерство образования и науки Украины                    
       Национальный аэрокосмический университет им Н. Е. Жуковского «ХАИ»       
                               Кафедра психологии                               
                                     Реферат                                     
                   По курсу: «Основы педагогики и психологии»                   
                 На тему: «Воля и ее значение в жизни человека»                 
Выполнил:
студент 335 группы
Павлюченко А. Н.
Проверил:
преподаватель
Евлахова Л. И.
                                  Харьков 2004                                  
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать,
человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая,
что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько
минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не
предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже
остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями,
придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью
интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при
столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие
действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью
психики как воля.
     Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и
деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности
при совершении целенаправленных действий и поступков.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция
нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для
нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей
деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное
действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью
волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли,
энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как
первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют
поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше
свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,
уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько
позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве
с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как
характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека,
связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это —
ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К
этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в
которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду:
деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются
только к подростковому возрасту.
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является
усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции
действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к
действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его
человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при
определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути
осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт
связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать,
осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед
собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса
свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,
хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие
фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс
осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени
удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек,
поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции
практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия,
воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных
процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого
контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости,
с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость
придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в
регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл,
повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает
найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой
деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с
процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться
научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с
учением.
Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с
актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает
сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые
действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с
сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее
осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее
выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля
исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент
осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно
отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и
реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе
действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного
способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и
старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля
исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя
тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и
желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой
регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого
контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и
до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация,
связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в
один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и
мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут
дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более
сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически
это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с
высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо
большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между
этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.
СЛ.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает
тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может
так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над
своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как
субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор
между ними».
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких
направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических
процессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своим
поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы
онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает
речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и
поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления
происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс
и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри
познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой
регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом
аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных
частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами
движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В
области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить
как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым
качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек
сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все
более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в
течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом
возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности,
к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно
он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным
видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода
способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие
известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей,
не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной
работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их
мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более
высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов,
управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную
сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у
детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится
сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается
на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень
занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение
человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности
может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими
нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная
на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим
интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной
рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего
психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо
воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств
могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям
выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой,
специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные
предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка,
способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.
Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых
качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще
одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние
годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе,
наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных
процессов.
Использованная литература:
     
  1. Р. С. Немов «Психология» Москва-Владос