Каталог :: Психология

Реферат: Малая группа

     Федеральное Агентство по образованию
     Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
                                образования                                 
           Российский Государственный Гуманитарный Университет           
                             Гаврина Мария Сергеевна                             
                   «Малая группа; классификация, формирование                   
                             и развитие малых групп»                             
                               Контрольная работа                               
                           3 курс (заочное отделение)                           
                                   Психология                                   
                              Социальная психология                              
                                                           Научный руководитель:
                                                 Ст. преподаватель Смирнова Т.Ю.
                              Железнодорожный 2005г                              
                                   Содержание:                                   
1.  Введение
2.  Понятия и виды малых групп
3.  Формирование малой группы
4.  Этапы развития малой группы
5.  Психологические механизмы развития малой группы
6.  Список литературы
                                 Введение                                 
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности,
- важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между
социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и
принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует
вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые
возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения
социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной,
возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных
науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».*
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных
ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения
(группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной
системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается
реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены
одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в
какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают
свою принадлежность к этому образованию.
                        Понятие и виды малых групп                        
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных
непосредственным взаимодействием.
Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на
малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека
протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и
трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в
малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества,
поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются
связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на
личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит
группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом
определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические
феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.
Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись
основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных
экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп,
групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия,
совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп
традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов
социальной психологии в практике.
Малые группы выступают объектами исследования не только социальной
психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении
предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает
малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков,
обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа
рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его
психических процессов и состояний. Социальная психология изучает
психологические явления, которые возникают в процессе общения и
взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных
индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между
индивидами и группой и саму малую группу как целое.
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от
больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей)
предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.
Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются
качественными признаками малой группы, основными из которых являются: 
контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с
другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией,
взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и
психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать
их как единое целое.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три
человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые
социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница
малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает
20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой
совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по
размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы
большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в
рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято
выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее
не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой
единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной
психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или
лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и 
естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.
Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких
условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и
закономерности и в какой степени приложимы знания, полученные в искусственных
условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими
явлениями и поведением в естественных социальных группах.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп
формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы —
группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный
характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.
Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы
подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и
институциональные малые группы представляют собой элементы социальной
структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.
Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения
индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является
совместная деятельность,
     Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе
внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности,
понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются
дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные
объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их
образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая
классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно
условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках
формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном
этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых
объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой
дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное
постоянство существования которых определяется их предназначением и
долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в
ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы
делятся на открытые и закрытые.
Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства,
общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей,
ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия
сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе
психологических) своей группы от других выступает основой идентификации 
индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе,
своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой
идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к
более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более
позитивной оценке ее членов.
Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-
психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих
отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность,
социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только
группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности,
могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым
может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов,
характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и
дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной
психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.
     Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок
для индивида. Основными функциям» референтной группы являются:
сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности
соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки
зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-
психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы,
специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения,
взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством
практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).
Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов
предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые
должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и
как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев,
Е.В. Шорохова, 1988).
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной
характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и
структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных
особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор
параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется
конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются
соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование,
национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки
чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы,
например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские,
юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим
характеристикам.
                        Формирование малой группы.                        
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп
исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано
с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в
естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу.
Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным
классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах,
семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все
советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне
идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития
группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к
которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в
условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики
жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается
актуальной проблемой социальной психологии.
Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп
могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет
речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами
социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи
с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной
конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах
вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу.
К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной
конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную
формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не
связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с
данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между
группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения),
исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование
неформальных групп внутри формальных организаций.
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей
индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении
большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности,
психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных
психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и
формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в
процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация. 
Учет социально-психологических факторов при формировании первичных
коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования
В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности
на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными
подразделениями производственных организаций, могут складываться
принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы
добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или
по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная
деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности
к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных
тенденций вплоть до распада группы.
                       Этапы развития малой группы.                       
Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным
этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который
предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и
свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной
психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная
смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во
внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ
А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых
коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного
синтеза или интегрирования.
В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как
последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической
интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными
признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность
(содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность,
подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная,
эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. 
Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность,
микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая
активность.
Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает
коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством
направленности, организованности, подготовленности и психологической
коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет
группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа
людей, у которых отсутствуют все эти параметры,
В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития
группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. 
Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере
эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется
преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. 
Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых,
так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация
активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию 
группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива 
является его интеграция с другими группами на основе направленности на более
широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет
собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням,
так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его
снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией,
эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами
проявления дезинтеграции.
В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979),
развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень
опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности
и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы
можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей,
не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп,
межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной
деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы
с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы
характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что
предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение
социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и
дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих
групп по предложенным параметрам.
В западной социальной психологии существует большое количество моделей
развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных
этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия
или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским
психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений
групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи,
и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой
активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:
     
  • ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,
  • эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,
  • открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,
  • принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:
  • «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,
  • «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
  • «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
  • «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития. Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
  • Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
  • «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
  • «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Список использованной литературы: 1. Социальная психология под редакцией А.П.Журавлева. 2. Андреева Г.М., Социальная психология 2000г