Каталог :: Психология

Реферат: Основные функции управленческой деятельности

Министерство Образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет Кафедра менеджмента

Контрольная работа

по управленческой психологии:

Основные функции управленческой деятельности: психологические особенности, функции управления. Основные теории лидерства: теория черт, ситуационная и синтетическая теории. Профессионально важные качества руководителя.

Исполнитель:

Шаньгина А.Н.

Руководитель: Рожкин Е.Н.

Сыктывкар 2003 Содержание:

Содержание....................2

1. Основные функции управленческой деятельности.....3

2. Основные теории лидерства.............5 3. Профессионально важные качества руководителя...6 Список литературы.................8

Основные функции управленческой деятельности: психологические особенности, функции управления. Основные теории лидерства: теория черт, ситуационная и синтетическая теории. Профессионально важные качества руководителя.

1. Основные функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим: § Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии; § Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки; § Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач; § Значительная роль коммуникативной функции; § Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения. Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ. Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей. Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем. Функция организации. Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизненноспособная, эффективная и устойчивая система. Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая: · Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации; · Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами; · Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения; · Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей; · Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.); · Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей. Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие: · Специализация исполнителей; · Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему; · Параллельность действий; · Ритмичность деятельности. После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности. Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов: Ø Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело; Ø Связь стимулов с целями деятельности организации; Ø Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом; Ø Разумное сочетание моральных и материальных стимулов; Ø Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения. В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает: ü наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных; ü сравнение её параметров с заданной программой функционирования; ü количественную и качественную оценки эффективности деятельности; ü выявление отклонений, узких мест в развитии системы; ü выявление причин сложившегося состояния; ü определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы. Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

2. Основные теории лидерства.

«Теория черт». Различные учёные пытались выделить необходимые черты или характеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Первоначально научные поиски нашли своё воплощение в так называемой «теории черт» (харизматическая теория). В соответствии с этой теорией лидером или руководителем не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определённым набором личностных качеств, набором или совокупностью определённых психологических черт. Мнения учёных разделились. Одни считали, что эти качества должны быть врождёнными. Они утверждали, что управление – это не наука, а своеобразное искусство. А деятельность управленца основана на врождённом таланте. Американский психолог Д. Бойд утверждал, что научится руководить не может никто, а искусство руководства идёт от вашего сердца и собственной силы. Но согласится с этим – означает, что все попытки выявить закономерности эффективного управления и качества руководителя были ненужными. Изучение практики показывает определённые закономерности, существование типичных черт. Бихевиористы полагают, что лидерские черты нельзя считать всецело врождёнными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. Начав с нескольких фундаментальных качеств, ряд учёных в процессе исследования довели их количество до двух сотен и более. Наблюдения практики показали немало случаев, когда лица, не обладающие «важнейшими чертами», успешно справлялись со всеми функциями лидера. Это обусловило появление «Ситуационной теории». В ней акцент переместился на анализ ситуации и объекта управления, т. е. лидерство возникает как ответ на требование ситуации. В ранг высшей силы возводятся обстоятельства. Черты рассматриваются лишь как одна из ситуационных переменных. К числу других относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (ожидания), время принятия решений, психологический климат организации и др. в одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других совсем иная. В н6астоящее время в западной психологии доминирующей является «Синтетическая концепция лидерства». Согласно этой теории, лидерство есть процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Эта теория отличается комплексным подходом ко всему процессу управления. На характер осуществления лидерской роли оказывает влияние взаимосвязь трёх переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство. С одной стороны, лидер воздействует на ведомых и ситуацию, с другой – столь же существенны и их воздействия на лидера.

3. Профессионально важные качества руководителя.

На данный момент определение профессионально важных качеств руководителя является актуальной темой, т. к. эти качества обеспечивают эффективность его деятельности Среди многообразия моделей можно выделить две отечественных модели профессиограмм руководителя. В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя: 1. Общие качества:
  • незаурядный интеллект
  • фундаментальные знания
  • достаточный опыт
2. Конкретные качества:
  • идейно-нравственные (мировоззрение, культура)
  • научно-профессиональные (знания, опыт, компетентность)
  • организационные (работа с кадрами)
  • психофизические (здоровье, развитость воображения, память, волевая подготовка)
3. Специфические личностно-деловые качества:
  • коммуникабельность
  • эмпатичность (умение сопереживать)
  • способность к психоанализу (самооценка, самоконтроль)
  • стрессоустойчивость
  • красноречивость
  • визуальность (внешняя привлекательность)
Наиболее удачным можно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя: ü высокий профессионализм (знание сути и особенностей своей специальности) ü ответственность и надёжность ü уверенность в себе, умение влиять на своих подчинённых ü самостоятельность (своя точка зрения в известных пределах) ü способность к творческому решению задач, стремление к достижениям (теоретический и практический интеллект) ü эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (контроль эмоциональных проявлений) ü коммуникабельность, общительность, близость к подчинённым. . Существует множество различных подходов к определению основных качеств. Наиболее часто встречаются следующие качества: · интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем; · инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость; · уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний; · «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте. Список литературы: 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник – М.: Гардарики, 2002. – 528 с. 2. Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР, 2002. – 511 с. 3. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2001. – 640 с. 4. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001. – 304 с.