Каталог :: Психология

Курсовая: Особенности изменения личности в период геронтогенеза

Оглавление
Введение.......................................................................3
1.    Особенности изменения личности в период геронтогенеза....5
1.1.  Психофизиологические изменения в пожилом возрасте........5
1.2. Эмоциональное переживание старения как условие          формирования
личностных особенностей................................9
1.3. Основные стратегии совладания в период геронтогенеза....18
2.    Экспериментальное исследование..........................................22
2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и замужних       женщин.......22
2.2. Результаты исследования и их обсуждение.............................24
Заключение....................................................................25
Список литературы.............................................................27
Приложение
Введение
В настоящее время в высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни
людей, удлинился период старости, который занимает около трёх десятилетий.
Однако в психологической науке этот период изучен несравненно меньше, чем
первая треть жизни человека. И всё же за последние два десятилетия психологи
создали значительный материал, выявляющий характеристики психологического
облика пожилого человека.
В словаре С.И.Ожегова “пожилой”- “начинающий стареть”, “старость” - “период
жизни после зрелости, в которой происходит ослабление организма” и, наконец,
“старый” - “достигший старости”. Такие определения наводят на мысль, что где-
то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как
должен выглядеть человек в старческом возрасте.
В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с
преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а
старость - достижение некоторого предела этих изменений. Эти изменения
происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим,
возрастает вероятность смерти;  на социальном уровне - человек  выходит на
пенсию, меняется социальный статус; на психологическом, когда человек
осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.
Целью является изучение эмоциональной сферы и стратегий совладания человека в
трудной  ситуации.
Задачи:
1. Исследование теоретической литературы.
2. Изучение психофизических изменений в период геронтогенеза.
3. Основные деструктивные проявления в эмоциональной сфере пожилого человека.
4. Стратегии отношения и приспособления к старению.
5. Эмпирический подбор методик и опробирование их на женщинах пожилого возраста.
Объектом  является изменение личности  в период геронтогенеза.
Предметом  является стратегии совладания пожилых людей с трудными ситуациями.
Гипотеза :  Пожилые женщины с разным семейным положением могут иметь
различные стратегии совладания.
1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза
1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте
В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни.
Как правило, учёные выделяют группу пожилого возраста - от 60 до 75 лет ,
неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей,
входящих в эту группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня
активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение
социально - психологической адаптации и вызываемыйэтим психологический
дискомфорт.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с
процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение
времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала
старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов
жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций, так и
моторику, восприятие нового, запоминание - всё поведение человека, включая
способность к адаптации в изменяющихся условиях.
Причины психологических изменений (Биррен) :
Первичное старение (внешнее) - это нормальный процесс, не отягощённый
хроническими болезнями.
Вторичное старение (внутреннее) - старение связано с патологическим
ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими
заболеваниями, влияющими на функционирование мозга.  На оба эти процесса
оказывает влияние стиль жизни: стрессы, морально - этические принципы, и т.д.
Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е.
скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение
влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения [11,
147].
Изменения силы и подвижности психических процессов в старости сугубо
индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической
деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти,
интеллекта, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, качества личности,
присущие конкретному человеку.  Это способствует формированию собственных
механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям.
Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением
которого выступает действие процессов старения.
В настоящее время существуют различные определения старения.  Одни из авторов
рассматривают старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт
изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других,
старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и
биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют
старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к
снижению выживания и приспособления.
Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных
возможностей организма. Причиной снижения адаптации стареющего организма
является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.
Процесс старения представляет собой генетически запрограмированный процесс,
сопровождающийся определёнными возрастными изменениями в организме. В период
геронтогенеза происходит постепенное ослабление деятельности организма,
ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего
торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по
сравнению с пищевым. Все изменения в период старения носят индивидуальный
характер [9, 359].
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с
количественными и качественными изменениями перестройки биологических
структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям;
активизируются различные системы организма, что сохраняет его
жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные,
отрицательные) явления старения.
Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях
строения организма.
1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем
визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится
морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост,
ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие
верхние частоты, ихменяется форма грудной клетки.
В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже относится к
целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном
общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными
и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на
мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость,
завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в
молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются,
делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на
его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать
ими всех остальных.
Эти наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную
перестройку его организма.
2) Уровень который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается
жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и
снижают чувствительность все составляющие органы слуха, сокращается объём
необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много
извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы,
отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же
свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и
разрастающимися жировыми клетками.
3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а
это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках
уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость
содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них
химических реакций, жизненно необходимых организму, т.е. ограничивается
производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны.
Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как
“психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с
особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе - с
протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать
биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями [3,
153].
На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих
изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к
возрастным изменениям, себе, окружающим.
1.2. Эмоциональное переживание старения как условие            формирования
личностных особенностей
Одним из основных стрессоров людей пожилого возраста можно считать отсутствие
чёткого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой
деятельности; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого
пространства и многие другие жизненные события и ситуации.     Наиболее
сильным стрессором является одиночество в старости. Существенными оказываются
такие психологические аспекты, как: изоляция, самоизоляция, отражающие
осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих.
Принятие или непринятие одиночества уходит корнями в более ранние периоды
жизни, в старости хе лишь отчётливо проявляются и обостряются отрицательные
черты характера. Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве
осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложнённых в
связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его
материального благополучия [10, 213].
У пожилых людей наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, разрыв с
обществом, знакомыми и близкими людьми сопровождается у них тягостными
переживаниями, с другой - они стремятся отгородиться от окружающих для того,
чтобы защитить свой собственный мир и стабильность от вторжения посторонних.
Зачастую эти противоположные тенденции - тягостное переживание одиночества и
стремление к изоляции - сочетаются, определяя сложные и противоречивые
чувства пожилого человека.
2 типа одиночества:
1. Когда оно не является психологической проблемой, а представляет внешние
условия жизни, к которым надо приспособиться и в которых надо активно жить;
2. Одиночество - отчуждение, выпадение из жизни, с возникновением чувства
ненужности [7, 76].
Многие самостоятельно живущие пожилые и старые люди не испытывают гнетущего
чувства одиночества, им даже нравится, что они свободны и живут одни. Но есть
категория лиц старших возрастов, для которых одинокое проживание - это
трагедия, особенно, когда начинают одолевать болезни. Социальные контакты в
этом случае выступают как источник удовлетворения, а их отсутствие вызывает
упадок духа.
Характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека:
неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной
грусти, слезливости.
Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и
яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть
воспоминаний.
Пять основных позиций пожилых людей:
1. Конструктивная - люди всю жизнь спокойны и довольны всем, старость и
одиночество они переживают благополучно;
2. “Зависимая” - позиция у людей, которые всю жизнь зависели от кого-то, это
пассивные, слабовольные люди, чувствующие себя в старости обиженными и
одинокими;
3. “Защитную” - позицию склонны занимать гордые, независимые люди, они не
принимают ни от кого помощи, но старость ненавидят;
4. Позиция “враждебности к миру” - свойственна гневливым старикам, обличающим
и обвиняющим всех; они цепляются за работу, ищут виноватых в их старости и
болезнях, испытывают чувство отвращения к старости;
5. Позицию “враждебности к себе и своей жизни” - занимают пассивные старики,
склонные к депрессии, они чувствуют себя одинокими и ненужными [4, 70].
Типичным для этого возраста является возрастно - ситуационная депрессия -
равномерное и стойкое понижение настроения. субъективно оно переживается как
чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро
негативного восприятия собственного будущего. Человек всё чаще пребывает в
подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований.
Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные
эмоциональные реакии на те или иные неприятности становятся довольно
затяжными.
Шахматов Н.Ф, выделяет три основных варианта проявления возрастной депрессии:
1. Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях. Человек постоянно
прислушивается к болезненным симптомам, живо обсуждает их с окружающими.
Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения.
Воспринимая признаки старости как симптомы болезни, человек отрицает
собственное старение.
2. Идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется несправедливым.
Человеку кажется, что все вокруг его притесняют - морально и физически.
Основное чувство - это обида, а мысль - “от меня все хотят избавиться”.
3. Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости.Здесь
пожилой человек стремится рассказывать действительные эпизоды из своей жизни
с преувеличением своего в них участия или целиком выдумывает их [7, 60].
Если старческое беспокойство, эмоциональное отстранение и в какой-то степени
депрессия выполняют своеобразные защитные функции, то чувство ненужности
способствует как психологическому, так и биологическому увяданию. Ему часто
сопутствует чувство незащищённости. К сожалению, эти чувства типичны для
современных пожилых людей. Но при этом следует отметить, что часто они не
соответствуют реальной жизненной ситуации человека. Он может иметь вполне
заботливых родственников или даже с ними, приносить им ту или иную реальную
пользу, но всё равно остро испытывать чувство ненужности.
В этом возрасте человек часто испытывает чувство ненужности. Возможны два
источника этого чувства. Первый - когда человек перестаёт быть нужным самому
себе и проецирует это ощущение на окружающих. Второй - это слабость человека.
Ему необходимо постоянное подтверждение своей нужности, чтобы ощущать своё
существование: “Я нужен - значит, я существую”. Оба источника взаимосвязаны.
Специфика  старости (Б.М.Пухальской) , в целом  уровень страхов в старческом
возрасте повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течении
жизни, с другой - угрозу представляет приближение конца. Понятно, что
основным является страх смерти. Страх смерти представляет собой один из видов
индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта
смерти [11, 151].
Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их
жизненными ценностями, адаптированностью к жизни, состоянием здоровья. Смерти
боятся люди, не принявшие старость как неизбежный этап жихни, не
адаптированные к ней.
Каждый человек подходит к итоговой черте со своим грузом ошибок и
разочарований, но как минимум два аргумента в пользу жизни являются общими
для многих.
Во - первых, жизнь кончается значительно раньше физической смерти человека,
если он перестаёт радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.
Во - вторых, гораздо предпочтительней считать удачи и успехи и постараться не
вспоминать обиды, промахи и удары судьбы.
Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно
приписываемые старым людям: резкие реакции, склонность к размышлениям,
замкнутость, критика окружения, - можно трактовать как способы собственной
борьбы со страхами и беспокойством.
По И.Б.Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти.
Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти. И переживание этого
присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение
одиночества стариков. Действительно, часто одиночество в старости вызвано не
объективным отсутсвием близких людей, но невозможностью разделить с ними
присутствие в их сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх
смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми темы смерти,
либо в постоянном обращении к ней в форме “скорей бы умереть, уже надоело
жить, зажилась и т. п.”. Можно предположить, что именно старость должна
нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т.е. стемление жить
так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер, когда человек
принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам
собой.
Конечно, в различные исторические эпохи отношение к смерти менялось. И с
изменением последнего в истории изменяется отношение к смерти. Ф.Арьес
выделял пять этапов в изменении установок людей по отношению к смерти.
Первый - “все мы умрём”. Это состояние “приученной смерти”, которую люди
трактовали как естественную неизбежность. Уход из жизни не воспринимался как
полный разрыв, так как люди не ощущали пропасти между миром живых и мёртвых.
Второй - “смерть своя” - человек начинает в смерти открывать собственную
индивидуальность, поскольку  представление о страшном суде над родом
человеческим сменяется новым представлением о суде над индивидом, который
происходит в момент его кончины.
Третий - “смерть далёкая и близкая” - характеризуется крахом механизмов
защиты от природы. К смерти возвращается неукрощённая дикая сущность.
Четвёртый - “смерть твоя”. С ослаблением веры в загробные кары меняется
отношение к смерти: её ждут как момента воссоединения с ранее ушедшим любимым
человеком. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство
прекрасного.
Пятый - “смерть перевёрнутая” - переживается только представителями
высокоразвитых государств. Страх смерти в Ххв. развивается до такой степени,
что она вытесняется из коллективного сознания.
Отечественный писатель М.М.Зощенко писал, что “отношение к смерти - это одна
из важнейших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей
жизни. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно.
И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали в
расплох”.
Известные исследователи по проблеме смерти и умирания С.Грофф и К.Грофф
утверждали: “Старость и смерть рассматриваются не как неотъемлемые часи
жизненного процесс, а как поражение, болезненное напоминание об
ограниченности нашей власти над природой. Неизлечимо больной и умирающий
человек в нашей культуре считантся проигравшим, и так же считает он сам” [11,
145].
Отношение смерти по словам К.Дюркхайма : “Стареющий человек живёт в
преддверии смерти. В том, как он это воспринимает, проявляется его зрелость”.
Стадии переживания состояния близости к смерти ( Р.Нойеса ):
1. Сопротивление - происходит осознание опасности, появление чувства страха,
направленность на борьбу с опасностью. В момент осознания тщетности попыток
выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать
спокойствие.
2. Обзор жизни - следует непосредственно за отказом от активного
сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих
друг друга в быстрой последовательности и охватывающих всё прошлое человека.
3. Стадия трансцендентности - логическое следствие происшедшего обзора жизни.
Люди воспринимают своё прошлое со всё большим отдалением. В конце концов они
способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и
вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот
уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает
трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание.
Этапы переживания смерти ( Кюблер-Росс) :
1. Отрицание - человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о
том, что его болезнь смертельна, он уверякт себя, что это ошибка и диагноз
поставлен неправильно.
2. Гнев - человек задаёт вопрос: “Почему именно Я?”. Фрустрация актуализирует
обвинительные реакции, обращённые к врачам, к каким-либо другим людям или к
судьбе вообще.
3. Торг - человек ищет способы преодоления жизни и обещает всё что угодно в
обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить,
другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную
жизнь.
4. Депрессия - умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство
безнадёжности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и
близкими.
5. Принятие - на последней стадии человек смиряется со своей судьбой с
неизбежностью смерти. И хотя человек не становится весёлым, у него в душе
воцаряется мир и спокойное ожидание конца [9, 389].
1.3.   Основные стратегии совладания в период геронтогенеза
Стратегия совладания - реакция людей на стрессовые факторы с целью избегать
их разрушительного действия.
Основные категории:
1. Совладание , сосредоточенное на решении проблем.
2. Когнитивная стратегия совладания - усилия по управлению значимостью
стрессовой ситуацией.
3. Эмоционально - сфокусированное совладание, включающее управление
симптомами стресса [6, 267].
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных
свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого
человека к жизни, к людям, к себе.
Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней,
расстройств, “представление о психическом старении не может оказаться полным
и цельным   без учёта благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо
другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку.  Эти
варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и,
наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими
формами психического старения”.
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк.
Основные типы психического старения (по Ф.Гизе):
1. Старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старения;
2. Старик - экстравертированный, признающий наступление старости через
внешние влияния и путём наблюдений за изменениями;
3. Инровертированный тип, для которогохарактерно острое переживание процесса
старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания
о прошлом, малоподвижен, стремится к покою [2, 60].
Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень
последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в
преклонном возрасте.
Британский психолог Д.Б.Бромлей выделила пять типов присрособления личности к
старости:
1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешан, спокоен,
удовлетворён эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении
самого себя, полон юмора и терпимости в общении с другими. Он принимает
старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически
относится к жизни, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая
отчаяния и сожалений.
2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и
склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких
жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная
Среда обеспечивает им чувство безопасности, даёт ощущение внутренней
гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешанности и
различных стрессов.
3. Защитная установка, которой характерно преувеличенная эмоциональная
сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках,
истремление к “самообеспеченности” и неохотному принятию помощи от других
людей. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать
собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона
жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены
страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиления
внешней деятельности.
4. Установка враждебности к окружающим присуща “разгневанным старикам”,
которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять
массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, обществу в целом. Они
не реалистчны в своём восприятии старости, не могут смириться с неизбежными
возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся
её.
5. Установка враждебности направленная на самого себя, характерна для лиц с
отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых
неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, напротив,
пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенность в любви является
причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединённые с чувством
одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется
как избавление от страданий.
Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия
проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие
индивидуальностей [9. 362].
В осознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного
человек, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не
проявлением “правила общения”.
Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счёт своих “болячек”.
Это не всегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для
решения одной из самых сложных жизненных задач - задачи переживания
возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение
выживать при уменьшении физических ресурсов.
2. Экспериментальное исследование
2.1. Исследование стратегий совладания одиноких и
замужних пожилых женщин
Целью исследования является изучение  и проведение сравнительного анализа
стратегий совладания людей пожилого возраста в зависимости от их семейного
положения.
Объектом являются одинокие и замужние пожилые женщины.
Гипотеза: Замужние и одинокие пожилые женщины могут иметь различные стратегии
совладания.
В исследовании принимало участие 15 человек, из которых 7-замужних и 8-
одиноких пожилых женщин в возрасте от 60 до 75 лет. Для данного исследования
была отобрана методика копинг-тест (Лазарус) включающая в себя 8 шкал (
копингов), из которых 2 направлены на решение проблем (решение проблем и
поиск социальной поддержки), 6 шкал нацелены на эмоции.
Данная методика представляет собой один вопрос:          (“Оказавшись в
трудной ситуации, Я”), и пятьдесят ситуаций, которые возможно с ним
происходили. Испытуемым предлагалось выбрать один из вариантов ответов:
никогда, редко, иногда, либо часто. К каждому варианту ответов присуждался
балл, который подсчитывался и переводился в проценты.
Первая шкала - конфронтативный копинг - агрессивные усилия  по изменению
ситуации, предполагает определённую степень враждебности и готовности к
риску.
Вторая шкала - дистанцирование, т.е. когнитивные усилия по отделению от
ситуации и уменьшению её значимости.
Третья шкала - соконтроль - усиливание по регулированию своих чувств и действий.
Четвёртая шкала - поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной,
действенной и эмоциональной поддержки.
Пятая шкала - принятие ответственности.  Признание своей роли в проблеме,
сопутсвующей темой попыток её решения.
Шестая шкала - бегство - избегание. Мысленные и поведенческие усилия
напрвленные на бегство или избегание проблемы.
Седьмая шкала - планирование решения проблемы. Производятся проблемно -
фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход
к решению проблемы.
Восьмая шкала - положительная переоценка. Усилия по созданию положительного
значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также
религиозные аспекты.
Если больше 60% - повышенный копинг;
Если меньше 40% - дефицит.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Данные по копинг-тесту (Лазарус), показывают, что у замужних пожилых женщин
повышенный копинг наблюдается по шкалам: поиск социальной поддержки,
положительная переоценка и планирование решения проблемы, а дефицит копинга
наблюдается по шкале: избегание ( см.Приложение 1).      Для них очень важно
ощущать себя компетентными людьми при общении, социальная поддержка является
важным фактором, содействующим адаптации. Общение с людьми  повышают
самооценку и облегчают их социализацию вне группы. Значительное влияние
оказывает на соц. поддержку супруг, он помогает предотвратить психическое
расстройство и помогает противостоять стрессу.
По результатам теста у одиноких пожилых женщин повышенный копинг наблюдается
по шкалам: положительная переоценка , поиск социальной поддержки,
планирование решения проблемы и самоконтроль, а дефицит наблюдается по шкале:
избегание (см.Приложение 1).
Для одиноких женщин наиболее значимым является создание положительного
значения с фокусированием на росте собственной личности, они большое внимание
удиляют религии. Вера в Бога даёт надежду на то, что с окончанием физического
существования души не прекратится, а приобретает какую-то новую форму. Важным
является и социальная поддержка, общение с соседями или родственниками просто
необходимо для пожилого человека.
Заключение
Народная мудрость утверждает, что “старость - не радость”. Категоричность
афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и
многогранности явления. Это скорее мнение , и как таковому ему может быть
противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться
человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного
взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это -
стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности
за собственную личность и своё психическое развитие, о котором не следует
забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в
определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении
новые ценности и качества.
Старость не должна быть процессом упадка, мастерство  преклонного возраста
состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.
У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения : это -
мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему
достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и
фактором развития общества.
Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный  живой
интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других
средств и способов мышления, которыми обладают люди науки.
Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им
ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность
пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способности
обеспечить улучшение условий их жизни.
Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к
позднему периоду жизни.
Список литературы
1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный
портрет.- М.: 1998.-197с.
2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности
поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6. 60-
71с.
3.   Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная
психология: личность от молодости до старости.-М.: 1990.- 254с.
4. Гехт И.А. Одинокая старость и одиночество в старости // Психология
старости и старения. 2001. № 3. 68-75с.
5.  Крайг Г. Психология развития.- Спб.: 2000. -
6.  Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: 2002. -
288с.
7.  Малкина - Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. - М.: 2005. - 368с.
8.  От рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. - М.: 2003. - 416с.
9.  Психология развития / Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: 2001. - 352с.
10.Тульчинский М.М. Психология позднего возраста. - М.: 1993. - 324с.
11.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.:
2002. - 208с.
12. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М.: 1989. - 203с.
13.  Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1998. - 183с.
                                                                    Приложение 1
Таблица 1:     Стратегии совладания
     
ШкалыЗамужние пожилые женщиныОдинокие пожилые женщины
конфронтативный

53,1%

50,6%

дистанцирование

49,2%

54,8%

самоконтроль

50,3%

61,8%

поиск социальной поддержки

73,7%

70,1%

принятие ответственности

46,4%

42,7%

избегание

36,8%

32,8%

планирование решения проблемы

70,6%

65,2%

положительная переоценка

71,4%

73,8%