Каталог :: Психология

Реферат: Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике

     ПЛАН:                                                                                                                                        
     стр.
     1. Природа межиндивидуальных различий темповых
характеристик у детей 7-8 лет                                                           
2
     2. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина   3
     3. Прогнозирование поведения человека как задача
экспертной психодиагностической системы                                      5
     4. Методика экспресс-диагностики способностей
детей 6-7 лет                                            7
     5. К построению теории измеренной индивидуальности
в психодиагностике                                                                                 
9
     6. Диагностика “личностных факторов” принятия решений       10
     7. Список литературы                                                                                     
11
В данной контрольной работе представлен обзор статей по психодиагностике,
которые были опубликованы в журналах “Вопросы психологии” за 1994 год.
№1. Мешкова Т.А.
     “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет”.
В статье представлены результаты исследования различий индивидуального
темпа(удобного и максимального темпа работы) на узком возрастном контингенте
близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные (35 пар-МЗ) и дизиготные
(29 пар-ДЗ) 7-8 лет и одиночнорожденные того же возраста (29 чел.) - все
первоклассники, все правши.
Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик: простые
автоматизмы -
1. “Темпинг-1” (Т-1) - постукивание карандашом по столу 10 с. Фиксируется
количество ударов.
2. “Темпинг-2” (Т-2) - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем 10
с. Фиксируется число нажатий.
3. “Скалка” (Скл) - катание круглого карандаша ладонью по столу взад и вперед
10 с. Фиксируется число парных движений.
     методики, требующие развитие тонкой моторики пальцев руки и
зрительно-двигательной координации.
4. “Стержни” (Стр) - вставить 16 стержней в гнезда (игра “Сою” фиксируется
время выполнения.
5. “Нанизывание” (Низ). На вставленные стержни (4) надеть 32 круглые шарики
(игра “Реверси”). Фиксируется время.
6. “Фишки” (Фш) - перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время.
7. “Письмо” (Мсм) - пишется ряд диагностических палочек на клетчатой бумаге в
течение 20 с. Фиксируется количество написанных палочек.
8. “Артикуляция (Арт) - порядковый счет в слух от 1 до 50. Фиксируется время.
В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в единообразных
единицах - количестве однотипных движений или действий в минуту.
Эксперимент строился так, что вначале предлагалось все задание выполнить в
удобном темпе, приятном для ребенка. Чтобы избежать ориентировки на включение
секундомера, время фиксировалось незаметно. После давалось задание выполнить
то же самое в максимально возможном темпе при включенном секундомере.
     методики, на измерение сенсорного темпа:
9. “Метроном” - измеряется предпочитаемый ритм звуковых щелчков метронома
(частота ударов от 40 до 220/ мин). Методика была заимствована из работы
Фришайзен-Келлер.
Сравнение группы по средним величинам показало, что значимые различия здесь
отсутствуют. Таким образом, по параметрам темпа близнецы не отличаются от
одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ.
На группе детей 7-8 лет не удалось подтвердить данные Фришайзен-Келлер о
значительном влиянии генотипа на удобный темп темпинга. Отчетливые
наследственные влияния обнаружены только для максимального темпа движений.
Такое расхождение в результатах скорее всего связано с разницей в возрастном
составе испытуемых. В настоящее время известно, что генотип - средовые
отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от возраста, а в работе
Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень широк.
По данным корреляционного анализа, показатели удобного и максимального темпа
выполнения простых двигательных автоматизмов практически не связаны друг с
другом.
В основе удобного и максимального темпа выполнения бо-лее сложных движений,
требующих развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации,
видимо, лежит единый фактор, связанный с уровнем общего двигательного
развития.
№2. Ануфриев А.Ф.
     “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина”
В данной статье обсуждается два направления: 1) теоре-тико-методологический
анализ диагностики как специфического вида познания; 2) выявление
характеристик психодигностики как практический деятельности и научной
дисциплины.
Диагностика в современной методолгической литературе понимается как особый
вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие
от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой.
Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния
единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле
диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между
научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного
явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то
же время не знаем данного предмета своего исследования.
Диагностика - это научно-практическая деятельность распознавания состояния
единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется
на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью
прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального
функционирования.
Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей
диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на
методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах,
исходит из логического следования диагноза из них.
С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому
практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция.
Подавляющая часть исследователей и практических работ-ников, исходит из того,
что она является одновременно и наукой и искусством.
В диагностике как научной дисциплине в большинстве ра-бот применительно к
системам “человек-человек” принято выделять четыре основных неразрывно
связанных друг с другом раздела - семиотический, технический, логический и
деонто-логический.
     Семиотический - содержит описание признаков, характе-ризующих нормальное
состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов,
признаков болезней. В техническом дается характеристика методов
(методик) и средств обследования объекта диагностики. В логическом 
разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении
отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам
(симптомам) внутренних состояний объекта диагностики. В деонтологическом 
- принципы общения с больным и врачебная практика.
Психодиагностика как деятельность есть процесс распо-знавания актуального
состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей
как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия
норме. Процесс распознавания осуществляется на основе из-вестной диагносту
системы понятий как поведение отдельного обследуемого (человека или группы)
под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей,
реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для
обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта.
Структуру психодиагностики как научной дисциплины об-разует совокупность
четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки
психодиагностических методик,  взаимодействия диагноста с обследуемым,
постановки психологического диагноза.
№3. Трофимова И.Н.
     “Прогнозирование поведения человека как задача экспертной
психодиагностической системы”.
Настоящая статья посвящена необходимости и проблемам разработки экспертной
системы в области психодиагностики и прогнозирования поведения человека.
В настоящее время создано большое количество разно-образных диагностических
инструментов, способных зарегистри-ровать фактически любое описанное
заказчиком свойство чело-века, однако даже получив результаты диагностики
относи-тельно интересующих его свойств, как диагност, так и заказ-чик
зачастую плохо представляют себе, какого поведения сле-дует ожидать от
обследуемого, в чем проявляется или не про-является эти его свойства.
Постановка большинства практи-ческих задач предполагает “на выходе” не просто
описательную характеристику особенностей обследуемых “здесь и теперь”, но и
прогноз поведения этих людей в различных ситуациях, желательно на длительный
срок.
Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате
создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень
развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к вы-
полнению деятельности, которой он будет заниматься непосред-ственно после
диагностики (при массовом наборе в армию, поз-же - при приеме на работу, на
учебу). Подобная “аттеста-ционная” диагностика так же необходима на практике,
как и долгосрочная у многих фирм нет времени на ожидание “вхож-дения”
кандидата в должность и возможности фактического финансирования его обучения
на рабочем месте в период аттестации.
Основное внимание уделяется анализу поведения, резуль-татов, полученных в
момент испытаний, и очень слабо исполь-зуется информация о прошлом опыте
человека: биографический метод, анализ документов, продуктов деятельности
обсле-дуемого. Это увлечение только наличным состоянием человека не случайно:
оно связанно с неспособностью психологов использовать получаемую информацию,
с трудностями ее формализации, интерпретации и сравнительного анализа.
Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на этапе
интерпретации результатов и составления заключения и рекомендации.
Соответственно, на этом этапе важна как психологическая компетентность, так и
глубина теоретического анализа результатов, что по определению будет
различаться и различается у разных специалистов.
Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы
можно разделить на пять стадий:
1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется задача,
определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов,
методики). Данная статья является одним из итогов этого этапа.
2. Концептуализация - на этой стадии формируется структура полученных
знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения
между понятиями, структура инфор-мации на входе и выходе, стратегии логических
рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача ста-дии
концептуализации - разработка неформального описания знаний о предметной
области в виде “карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают
основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.
3. Формализация - строится формализованное представление концепций
предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний;
обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном
инструментальном средстве - логические методы (исчисление предикатов 1-го
порядка), продукционные модели (с прямым, обратным и смешанным методами
вывода), семантические сети, фреймы, объективно-ориентированные языки,
основанные на иерархии классов объектов и др.
4. Реализация - для построения экспертной подготовленной и
формализированной базы знаний: необходимо наличие также специального продукта,
инструментального средства - оболочки экспертной системы. Задача этой стадии -
разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального
средства.
5. Тестирование - оценивается и проверяется работа созданной экспертной
системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей;
система анализируется на удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода,
эффек-тивность реализованной стратегии управления решением задачи, корректность
базы знаний - ее полноту и непротиворечивость; главная задача стадии -
выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.
№4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.
     “Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет”.
В статье обсуждается проблема диагностики уровня ин-теллектуального развития
детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой проблемы часто бывает
произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования. Для
ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику,
которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта
условий:
1. Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать
субъективности в подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности.
2. Оценка разных сторон интеллекта, что уменьшит влияние его “натасканности”.
3. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте
применения и небольших затратах времени.
Цель работы авторов состояла в разработке и апробации методики экспресс-
диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет, поступающих
в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществлялась на основе
известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT 1-3 K. Хеллера
с сотрудниками.
Показателями сложности заданий служило количество правильных ответов на них,
полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее 100
человек. МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности и
содержанию формах А и Б.
Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей
сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное
выполнение выполнение двух заданий, аналогичных тестовым.
Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в виде рисунков, что
позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.
1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, из
словарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметить
названный экспериментатором (“ботинок” Þ  “статуя”).
2 субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и
качественных соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше, выше-
ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, в
последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего.
3 субтест выявляет уровень логического мышления, ана-литико-синтетической
деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются
как изображения конкрет-ных предметов, так и фигуры с различным количеством
элементов.
4 субтест направлен на диагностику математических спо-собностей. В него
включены математические задания на сообра-зительность, в которых использован
различный материал: ариф-метические задачи, задачи на пространственное
мышление, на определение закономерностей и т.д. Для выполнения ребенок должен
уметь считать до 10 и производить сложение и вычи-тание.
МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Следует
учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне
неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся
от новой обстановки и т.д. В таких случаях рекомендуется повторить
тестирование с помощью другой формы теста или заполнить его индивидуальным
психолого-педагогическим обследованием. При планировании тестирования важно
учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий, но и
время для раздачи и объяснения материала. Общее время выполнения теста
составляет 20-30 минут.
Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими
показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей,
показателями интересов ребенка и т.д.
Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более высокий
уровень обобщения понятий, более развитую речь, большую осведомленность и
т.д. Однако уровень творческого мышления, как и следовало ожидать, был в
меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития. Поэтому при
использовании МЭДИС рекомендуется отбирать детей не только с высокими, но и
со средними для данного возраста показателями и обязательно дополнять
тестирование собеседованием с ребенком.
№5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.
     “К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике.”
Авторы статьи оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня в психодиагностике, как
кризисную. Методическое обеспечение психодиагностических исследование
продолжает существенно опережать их практический уровень. Происходит это в
условиях полного отсутствия нормативно-правовой основы деятельности, а
следовательно, профессионально-этического контроля за этим процессом.
Психодиагностический метод позволяет выделить специ-фические мотивы,
определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, специфику
ситуации - как социальную (взаимодействие психолога и обследуемого), так и
стимульную (например, с разной степенью структурированности) и т.д.
Психодигностический метод, кроме того включает и специфический измерительный
инструментарий, обладающий собственными характеристиками, заданной теорией
измерения психических явлений (психометрией).
Необходимо отделить создание и развитие проективных техник диагностики
личности от попыток интерпретации получаемых данных с различных теоретических
позиций. Следует исходить из того факта, что разные средства познания с
неизбежностью приводят к различным описаниям одного и того же объекта Þ
к формированию относительно независимых предметов познания.
Теория измеренной индивидуальности занимает промежу-точное положение между
глобальными психологическими теориями (психоанализ, теория деятельности и
пр.) и рабочими “микротеориями”. Тем самым теория измеренной индиви-
дуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системе
психологического познания.
№6. Корнилова Т.В.
     “Диагностика “личностных факторов” принятия решений”
Целью данной статьи является представление результатов разработки методики,
направленной на диагностику “готовности к риску” и “рациональности” как
личностных регуляторов принятия решений. Методика оформлена в разных
процедурных видах под общим названием ЛФР - личностные факторы решений.
Диагностика факторов личностной и ситуационной тревож-ности осуществлялась с
помощью методики Спилберга. Как и предполагалось, факторы личностной
тревожности и нерешительности оказались значительно связаны.
Высоким показателем “готовности к риску” соответствуют такие личностные
черты, как склонность к авантюре, социальная смелость, решительность, тяга к
сильным ощущениям (высокая сила Супер-эго); одновременно совестливость,
упорство, чувство ответственности, моралистичность, волевой самоконтроль,
высокая интеграция чувства Я; при этом отсутствуют сензитивность (в
противовес реалистичности и жесткости мышления); открытость и легкость в
общении, эмоциональная устойчивость и неуступчивость; активность; беспечность
и воодушевленность.
Высоким показателем “рациональности” - соответствует высокий уровень
интеллекта, подозрительность, развитое воображение, проницательность,
расчетливость (хитрость, искушенность), озабоченность, склонность к чувству
вины; радикализм (свобода мысли), самодостаточность (ориентировка на
собственные решения).
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
      
1. Мешкова Т.А. “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у
детей 7-8 лет” / “Вопросы психологии”, 1994,   №1.
2. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” /
“Вопросы психологии”, 1994, №2.
3. Трофимова И.Н. “Прогнозирование поведения человека как задача экспертной
психодиагностической системы” / “Вопросы психологии”, 1994, №3.
4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. “Методика экспресс-диагностики
способностей детей 6-7 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №4.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. “К построению теории измеренной
индивидуальности в психодиагностике” / “Вопросы психологии”, 1994, №5.
6. Корнилова Т.В. “Диагностика “личностных факторов” принятия решений” /
“Вопросы психологии”, 1994, №6.