Каталог :: Психология

Доклад: Природа способностей

Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические
особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и
легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и
навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое
приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в
деятельности и общении определяется не одной, а системой различных
способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них,
наиболее значимую:
1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их 
базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей);
2) Специфические человеческие способности, имеющие
об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в
социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в
основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь
подразде­ляются на:
Ø     общие, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые
память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные
, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения,
где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные
и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга,
но каждая из них имеет собственную структуру;
Ø     теоретические, определяющие склонность человека
к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в
основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих
способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
Ø     учебные, которые влияют на успешность
педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков,
форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с
успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых
идей, открытий, изобретений.
Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, 
а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — 
талантом;
Ø     способности к общению, взаимодействию с людьми, 
а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки
людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,
вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и
Ø     предметно-деятельностные способ­ности, связанные
со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает
общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей,
обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и
своеобразие деятельности и общения.
Способности и индивидуальные различия людей
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретен­ные. 
Первые иногда называют природными, а вторые социальны­ми. Всякие
способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы
некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,
необходимо, что­бы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уров­не.
Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде
своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую
математику, надо обя­зательно знать элементарную, и эти знания по отношению к
высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание
задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные
особенности процесса формирова­ния способностей, его конечного результата.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у
одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда
берутся индивидуальные пси­хологические различия людей? Как они возникают? Один
из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивиду­альные различия
порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью
индивида и его сре­дой... Наследственность допускает очень широкие границы
по­ведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его
внешней среды».
Человек с рожде­ния обладает многими такими свойствами, которые впоследст­вии
сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять
формирование у него других личностных свойств.
Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать
влияние среды на психиче­ское и поведенческое развитие индивида более
сильным, чем воздействие его наследственности.
При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с
решением задач (мышле­нием), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь
формаль­но-динамические характеристики психической активности че­ловека
детерминируются преимущественно (но тоже не исклю­чительно!) биологическими
факторами.
Таким образом, свойства нервной системы не предопреде­ляют психические
качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как
задатки к развитию способ­ностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они
«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее —
другие».
Поскольку основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, то
практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий
заключается не в по­иске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого
типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной
системы.
Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын вы­сказал мысль о
том, что особое сочетание основных свойств нер­вной системы, т.е. каждый ее
тип, имеет свои достоинства и не­достатки. В условиях, например, монотонной
работы лучшие ре­зультаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а
при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,
напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологи­ческих свойств его
нервной системы в первую очередь опреде­ляет темперамент, от которого далее
зависит индивидуальный стиль деятельности.
В результатах исследований, которые были направлены на выявление
наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних
случаях связь интеллектуальных спо­собностей с наследственностью
обнаруживается, в других — нет.
Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью мож­но было бы
считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик,
которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп
работы чело­века, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особен­но
большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых
физиологических показателей, к примеру, электро­энцефалограммы.
Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной
системы не является исключительно зависи­мым от генотипа, поскольку на него
самого в определенной степени оказывает влияние среда.
Приведенные данные позволяют сделать вполне определен­ный вывод об отсутствии
выраженной биологической и о нали­чии отчетливой социальной обусловленности
задатков, в дан­ном случае основных свойств нервной системы человека, но не
снимают другой важный вопрос и предполагают его специаль­ное обсуждение. Это
вопрос о генотипической обусловленно­сти межполовых психологических и
поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени
обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.
Что касается личностных черт, то каких-либо заметных раз­личий у детей
разного пола в дошкольном возрасте не наблюда­ется. Межполовые различия на
ранних стадиях онтогенеза про­являются только в связи с одной чертой —
внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у
девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является
результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием
биологических факторов.
Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не
подтверждается и в отношении межпо­ловых различий. Они напрямую за­висят от
обучения и воспитания, которые в условиях большин­ства существующих на Земле
культур с самого рождения ребен­ка и в течение всего его детства являются
совершенно различ­ными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать
удивление то общее, что есть в психологии и поведении муж­чин и женщин, а не
их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной
деятельности некоторые межполовые разли­чия могут возрастать. Данные
проведенных исследований пока­зывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые
физически­ми видами труда, могут превосходить женщин по координации движений,
ориентации в пространстве, пониманию механиче­ских технических соединений,
математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в
отноше­нии ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, бегло­сти речи и
других способностей, включающих владение речью.
Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что
занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами
профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности,
характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулиниза­ции
женщин и феминизации мужчин. Такое предположение под­тверждается фактами лишь
частично. Действительно, виды де­ятельности, традиционно свойственные людям
противополож­ного пола, способствуют формированию и развитию черт, свя­занных
с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально
обусловленные черты, а не те, которые мож­но было бы считать связанными с
полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия,
как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контро­лируемых
экспериментальных условиях, дают основание для вы­вода о том, что социально-
культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них
гораздо более силь­ное влияние, чем биологические. Средние различия между
груп­пами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего на­много больше
тех, которые имеются между людьми разного пола.
     

Заключение

Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии. Список литературы: 1. Р. С. Немов, «Психология и педагогика». 2. А. Анастази «Дифференциальная психология». 3. Б. М. Теплов «Способности и одарённость».