Каталог :: Психология

Курсовая: Психология Личности

                               Содержание:                               
Введение. Понятие личности.
Глава 1. Самооценка
Глава 1.1. Притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Заключение.
Использованная литература.
     Введение. Понятие личности
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств
является личностью.
Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек",
"индивид" и "индиви­дуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они
взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие "человек" —
существо, воплощаю­щее высшую ступень развития жизни, продукт общест­венно-
трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся
в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное при­родное
существо, индивид.
     Индивид — конкретный человек как представитель рода "homo sapiens",
носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность 
— неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и
социально-приобретенных свойств.
В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально
значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и
проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон
личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.
Личность имеет многоуровневую организацию. Выс­ший и ведущий уровень психической
организации лич­ности — ее потребностно-мотивационная сфера — 
на­правленность личности, ее отношение к обществу, от­дельным людям, к себе
и своим общественным и тру­довым обязанностям. Но для личности существенна не
только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит
от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей;
знаний и умений, его эмоционально-волевых и интел­лектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.д.
Эти свойства формиру­ются при жизни человека, но на определенной природ­ной
основе. Наследственная основа человеческого ор­ганизма (генотип) определяет
его анатомо-физиологи­ческие особенности, основные качества нервной систе­мы,
динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе
заложены возмож­ности психического развития. Но человеческое сущест­во
становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих
поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и
духов­ной культуры.
Развитие личности — формирование системы ее со­циально положительных качеств
— требует определен­ных общественных предпосылок, социального запроса. В
становлении индивида как личности существенны процессы личностной
идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми
и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом
необходимости определенной представленности своей личности в
жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной
общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции личностной
рефлексии — своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей
значимости. Личностная рефлексия может соответство­вать реальному Я, но может и
не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных
притяза­ний могут порождать различные внутриличностные конфликты.
     Глава 1. Самооценка
Что такое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение:
«Совокупность психических процессов , по­средством которых индивид осознает
себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его
представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я»
[1].
«Образ «Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе,
а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я»
можно выделить три компо­нента:
1)     познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
2)     эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;
3)      поведенческий — особенности регуляции поведения.
Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычай­но динамичное
образование личности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в
момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное
«Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после
со­ревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно
образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать,
чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к
чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще
су­ществование и фантастического
«Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний,
не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я»
сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать,
если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет
преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастиче­ских представлений о себе не
сопровождается поступками, кото­рые способствовали бы осуществлению
желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека.
Маль­чик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и
наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкреп­ляются занятиями
спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду
очередного несовпадения желаемо­го и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его
аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и
наибо­лее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Са­мооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в
том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к
достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения
личности.[2]
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что че­ловек становится
личностью в результате совместной деятель­ности и общения с другими людьми.
Именно деятельность и об­щение дают ему некоторые важные ориентиры для
поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший
мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест».
Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его
поведения. По подобным ориенти­рам мы
постоянно сверяем то,    что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В
конечном   счете,  все, что человек дела­ет для себя, он вместе с тем делает
и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя.
Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного
сопостав­ления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других
лю­дях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому челове­ку,
сравнивает себя с ним, предпола­гает, что и тот небезразличен к его
качествам, поступкам. Все это вхо­дит в самооценку личности и опре­деляет ее
психологическое самочув­ствие. Другими словами, у личности всегда имеется
круг людей, с которы­ми она считается, среди которых чер­пает свои ценностные
ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значи­мыми, поскольку их
идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым
уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я»,
проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Психолог Джемс вы­вел формулу, которая показывает зависимость самооценки
чело­века от его притязаний.
Самооценка =  ____Успех______
Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может
реализовываться двумя способами. Человек мо­жет или повысить притязания,
чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В
случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет
го­товность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответ­ственно,
снижается. Уровень притязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть
определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается
избегать неудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех,
обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых
однозначно расцени­вается как успех. Они изо всех сил стараются добиться
успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответ­ствующие
средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач.
Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать
неудачи. Все их дейст­вия в первую очередь направлены именно на реализацию
этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неве­рие в
возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая рабо­та, и особенно та,
которая чревата возможностью неудачи, вызы­вает у них отрицательные
эмоциональные переживания. Поэто­му человек не испытывает удовольствия от
своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он
оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют
неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влия­ет на достижение
человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто
предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается
добить­ся успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
[3]
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих
способностях, необходимых для решения зада­чи.   Установлено, что люди,
имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в
случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие
способности у них раз­виты слабо.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и че­ресчур легкими задачами и
целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование
уровня притя­заний определяется не только предвосхищением успеха или
не­удачи, но и прежде всего учетом и оценкой
прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое
завы­шение своих способностей, приписывание себе уникальности, не­похожести
на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя
более умными, чем средний человек; каждый
водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины
полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало  бы
задать  себе  вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же
тогда все-таки они средние и у кого низкие?
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе.
Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с
ок­ружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем
интеллекте, внешности, здоровье, поло­жении в обществе, т. е. формирует
«набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны,
требо­вательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кич­ливы.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без
анализа самооценки конфликтующих людей.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего.
Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в
достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя.
Самоуваже­ние — один из истоков психологической устойчивости, хорошего
настроения. Допустим, человек совершил ошиб­ку, сделал что-то не так. Если
этот человек обладает доста­точно высоким уровнем самооценки, он может
успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное
для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек
успокаивается.
Низкая  самооценка может быть  обусловлена многими причинами. Иногда человек
перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими
личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за
плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является    результатом
неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания
родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки
сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные
проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и
недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о
себе.     С какими же трудностями в общении сталкивается че­ловек с
заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном,
некрасивом, невезучем, несчаст­ном, больном присущи, в основном, людям с
тревож­ным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они
создают пониженный фон настроения, зак­репляют «комплекс неполноценности».
Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависи­мость от
других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость,
замкнутость, даже искаженное вос­приятие окружающих.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие
нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или
популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие
уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников,
отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружаю­щих людей, человек
формирует самооценку, причем лю­бопытно, что человек вначале учится оценивать
других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подро­сток
овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует
достигнутые собственные резуль­
таты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации,
значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и
т. п.) Сложивша­яся у человека самооценка может быть адекватной (чело­век
правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышенной или
неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень
притязаний личнос­ти, который характеризует степень трудности тех це­лей, к
которым стремится человек и достижение которых представляется человеку
привлекательным и возможным.
Глава 1.1.  Притязания личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно
определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени
трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится
к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать
степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с
одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных
успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом
варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и
чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом
уровне собственную самооценку.
Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних
успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой
уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как
будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же
это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние
будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных
задач. К примеру, в процессе ответа на
поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в
правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае
повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть
успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом
примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и
уровень притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является
потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению
возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное
возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к
определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые
механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе
этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная
потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.
Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение
определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих
направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или
иных сенсорных  возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность
внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от
мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет
реагировать на самую  привлекательную  женщину)
Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются
тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для
удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым
объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными,
инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново
созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых
промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано.
Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая
положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности  (включая его в фонд
полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию,
усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности.
Таким образом,  мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения
внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением
внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так,
голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В
человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек
руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого
доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить
удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного
поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам
действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от
мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной
системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.К
мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания,
стремления и влечения.
Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей
ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению
возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой
поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни
потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды
установок
1.     Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность
шейного отдела позвонков к движению головы).
2.     Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого
сигнала из общего звукового фона)
3.     Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально
значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак
криминализованной личности)
4.     Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в
отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании
обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на
второй план)
5.     Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий,
необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и
личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов,
желаний, стремлений и влечений.
Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов
с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные)
по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и
устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так,
например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом
косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы
могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют
человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека
тесно связаны его желания.
Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с
конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть
удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то
направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением.
Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов
действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть –
стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в
котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает
соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются
его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе
объектов – влечениями
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и
принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии
связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его
будущего результата.           Мотив – это довод в пользу избираемого
действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый
элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого
поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.
Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией,
пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной
обусловленности.
Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в объективном
мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении
явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется
предвосхищением будущего результата действия – его цели. Целеобразование –
важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную
потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно
представляет ряд возможных вариантов  поведения для осуществления целей,
достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в
данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно
возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них,
оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается
определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный
человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к
удовлетворению соответствующего побуждения.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее
побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой
побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей,
преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной
целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры
целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с
принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, 
человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным
способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и
средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В
результате зарождается намерение совершить определенное действие
(применительно к преступлению возникает преступный умысел) Человеческое
поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его
потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами.
Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает,
почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих
понятий и представлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении
могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм,
эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д. Однако чувства, являясь общим
побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом
действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными
действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть
сознательных, но безмотивных поступков.  Итак, весь сложный мотив преддействия
основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор
конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений
действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть
мотив действия. Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность
оплаты, уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутренняя
составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее мотивация – это
похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две прогрессивной хотя бы
потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу. Создаётся
впечатление, что советское руководство попыталось достичь вершины, забыв об
основании. Пресловутые почётные грамоты с маленькой премией были плохим
поощрением труда. Как следствие, персоналу не было стимула выкладываться ради
мифической вершины пирамиды при полной не обустроенности быта.
Заключение.
Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения,
которые позволяют выработать собственную  оценку.
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается   к другому   человеку,
сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным
качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и
определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами,  у личности
всегда имеется  референтная группа (реальная или идеальная), с которой она
считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой
являются ее идеалами, интересы — ее интересами.
     

Использованная литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. 2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982. 3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982. 4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 5. Психология личности. Тексты. М., 1982. 6. Психология формирования и развития личности. М, 1981. 7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989. 9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
[1] Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987 [2] Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. [3] Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.