Каталог :: Психология

Реферат: Современная социальная психология в России

     Содержание.
1. Введение.......................2
2. Социальная психология в 1920-ых годах............2
3.Социальная психология в 1930-х – 1950-х годах......5
4. Социальная психология в конце 1950-х - 1960-х годах ......6
5. Социальная психология в 70-х – 90-х годах. ........7
Заключение.......................8
Литература........................9
     1. Введение
В истории советской социальной психологии можно выделить 2 этапа этой
дискуссии: 1920-е годы и конец 1950-х - начало 1960-х годов. Оба эти этапа
имеют не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять место
социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке
более точного определения ее предмета.
     Особенности развития отечественной социальной психологии:
1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории;
2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;
3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-
психологических явлений;
4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований;
5.Исследование новых социально-психологических явлений;
6.Возрастание роли  прикладных и практических социально-психологических
исследований;
7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в
различных областях профессиональной деятельности людей.
2. Социальная психология в 1920-ых годах.
В 1920-е годы, т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете соц.
психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны сама
жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки
соц-психологической проблематики, с другой - идейная борьба тех лет неизбежно
захватила и область социальной психологии.
Для судьбы соц-психологии особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, 
который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить
психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная
психология, по его мнению, может разрабатываться в рамках марксизма, а
собственно психология должна оставаться эмпирической наукой, не зависимой от
философии. Позиция Челпанова оказалась неприемлемой для тех психологов, которые
понимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включение ее в
систему марксистского знания. Возражения Челпанову приняли различные формы.
Была высказана идея о том, что, поскольку, будучи интерпретирована с точки
зрения марксисткой философии, ВСЯ психология становиться социальной, нет
необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: единая
психология должна делиться на психологию индивида и психологию коллектива. Эта
точка зрения В.А. Артемова. Он так же определил проблемы
соц-психологии, которые е не потеряли свою актуальность и сегодня. К числу
таковых он относил изучение психологии коллективов в широком смысле слова, т.е.
малых и больших общностей людей, исследование психологических закономерностей,
воплощающихся в культуре, анализ поведения людей в театре, кино, на митинге,
собрании, демонстрации. Артемов подметил, что психология, поведение людей
зависит от того, какую общность они составляют. Понимание Артемовым
необходимости сочетания основных подходов к исследованию
общественно-психологических явлений четко обнаружилось и при выяснении им
причин отставания в развитии соц-психологии в нашей стране. Одна из причин, это
отсутствие в соц-психологии эксперимента, который широко представлен в общей
психологии. По его мнению, в соц-психологии возможно использование как
социологических, так и психологических методов.
     Реактологический подход к социальной психологии К.Н. Корнилова. 
Здесь говорилось о сохранении единства психологии, но путем распространения на
поведение человека в коллективе принципа реактологии, т.е. коллектив понимался
как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей соц-психологии
было изменение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.
Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова было предложено П.П.
Блонским, который один из первых поставил вопрос о необходимости анализа
роли социальной среды  при характеристике психики человека. «Социальность»
рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под
такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому
предложение Блонского заключалось в том, что бы включить психологию как
биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и
какой-либо другой психологией здесь так же снималось.
Еще одно возражение Челпанову исходило от выдающегося советского психолога 
В.М. Бехтерева. Он выступал создать особую науку-рефлексологию. Определенную
отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических
проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал «Коллективной рефлексологией» и считал,
что ее предмет- это поведение коллективов, поведение личности в коллективе,
условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности,
взаимоотношения их членов. Для Бехтерава такое понимание коллективное
рефлексологии представлялось преодолением субъективистской социальной
психологии. Это преодоление он видел в том, что все проблемы коллективов
толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и
мимико-соматическими реакциями членов этих коллективов.
Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением
принципов рефлексологии и социологии. В конечном итоге предмет коллективной
рефлексологии следующий: «.изучения возникновения, развития и деятельности
собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как
единое целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них
индивидов». Несмотря на отдельные, имеющие большое значение для развития
социальной психологии находки, в целом концепция Бехтерева была не стала
основой создания целостной системы социально психологического знания.
Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психологов создать
марксистскую социальную психологию, такая задача была не выполнена в 1920-е
годы. Хотя отпор точке зрения Челпанова был дан решительно, ключевые
методологические проблемы психологии не были решены.
Разработка социальной психологией теоретико-методологического аспекта
психологической перестройки, формирования нового мышления, призвана служить
делу лучшей организации социально-психологических исследований, решению
конкретных задач преобразования духовного мира людей, развитию творческого
мышления, более глубокому уяснению специфики социальной психологии как науки.
Выяснение специфики соц. психологии в методологическом плане в значительной
мере связано с использованием определенных научных подходов к анализу
общественно-психологических явлений. Наиболее распространенный при анализе
последних являются психологический и социальный подходы.
При психологическом подходе чувства, настроения, мнения, установки и
т.д. социальных групп рассматриваются как состояния сознания отдельных
индивидов, образующих группу (малую или большую). Этот подход позволяет
экспериментально установить, что переживание индивида в группе ( и его
поведение) несколько иное, чем наедине с собой, но он не позволяет раскрыть
качественно своеобразные психические состояния социальной группы как единого
целого.
При социологическом подходе за исходное берется социальная структура
общества, а общественно-психологические явления рассматриваются как
образования, не сводимые к состояниям сознания отдельных индивидов. К
сожалению, в истории становления социальной психологии как науки сложилось так,
что психологический и социальный подходы не применялись в их сочетании, а
рассматривались как самостоятельные подходы. И это привело к тому, что в
буржуазной психологии во 2ой половине прошлого века сложились два направления
исследования: индивидуально-психологическое и социологическое.
     Индивидуально-психологическое направление во главу угла индивида и
признает решающею роль «психологии».
     Социологическое направление исходит из представления об определяющей роли
социальных факторов в формировании общественной психологии и считает психологию
индивида продуктом общества.
А.И. Горячева и М.Г. Макаров обращают внимание на важность использования в
социальной психологии социологического подхода, широко используемого при
характеристике общественно-психологических явлений в исторических,
этнографических, искусствоведческих и других исследованиях, не являющихся в
строгом смысле исследованиями социально-психологическими. В собственно же
социально-психологических исследованиях он еще не нашел широкого применения,
хотя теоретическое и мировоззренческое значение его несомненно.
Психологический и социальный подходы к анализу общественно-психологических
явлений в качестве основных определились в нашей стране  в 20-30-е годы. Но они
и тогда не были взаимосвязаны, что и положило начало традиции их обособления,
отрицательно сказывающейся до сих пор в социально-психологических
исследованиях. Психологического подхода придерживались П.П Блонский, К.Н.
Корнилов. 
В 20-е и в первой половине 30-х годов происходило интенсивное становление
соц. психологии как науки. Но вскоре « на смену периоду более или менее
бурного развития соц. психологии пришел период частичного или полного
отрицания правомерности постановки вопроса об общественной психологии, ее
изучения».  При этом следует отличать негативное отношение к «общественной
психологии» как категории, выражающей определенную сторону или сферу
общественного сознания, и негативное отношение к социальной психологии как
науке, к правомерности ее существования наряду с общей психологией. Это
отрицательно сказалось на становлении социальной психологии. Наступило
состояние застоя, продолжавшееся до конца 50-х- начала 60-х годов. Причины
такого состояния: падение интереса к социальной психологии в следствии
неоправдавшихся надежд на разработку провозглашенных ею научных проблем, в
частности проблемы социального поведения, которую настойчиво выдвигали
представители рефлексологии; и отсутствие традиций в проведении соц-
психологических исследований; и убеждение в том, что социально-
психологические вопросы могут быть решены в рамках общей психологии.
Видимо, перечисленные причины действительно имели место. Но нас, в данном
случае интересует, как сказались на кризисе становления социальной психологии
недостаточная разработанность таких методологических вопросов, как понимание
структуры общественно сознания и необходимость сочетания психологического и
социального подходов в социально-психологических исследованиях, какое место
занимает социальная психология в системе наук.
     3.Социальная психология в 1930-х – 1950-х годах. 
Социальная психология в СССР, начиная с 30х годов, была связана с научной
разработкой проблем общей, педагогической, военной, спортивной психологии и
психологии труда. Она как бы растворилась в системе психологических наук, а
так же в социологии, педагогике, истории, этнографии и в других науках, не
выступая относительно самостоятельной отраслью знания.
Психологическая наука в своем развитии в 30-50-х годах достигла определенных
успехов и тем самым подготовила почву для социальной психологии. Предпосылки
создавались и на методологическом уровне. Философы, социологи стали выделять
общественную психологию как категорию исторического материализма; появились
работы по общественному сознанию, в которых общественная психология
рассматривалась, как важнейший компонент общественного сознания и выяснялись
ее специфические особенности; социологический подход вновь стал
обосновываться как один из необходимых в исследовании общественно-
психологических явлений.
     4. Социальная психология в конце 1950-х - 1960-х годах.
Здесь можно выделить 2 обстоятельства:
1)     Все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических,
социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать
психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное
обратное воздействие психологических процессов на ход объективного развития
особенно значимо в условиях усиления роли «человеческого фактора». Механизмы
конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть
исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом
уровне.
2)     К моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены
жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической
науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе
марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину,
располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной
практикой экспериментальных исследований. Значительно выросла квалификация
исследований как в содержательном, так и в методологическом плане. К этому же
времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, связанные с
некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью», что
позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной
науки», а по существу. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные
предпосылки для возрождения полемики о  социальной психологии, о ее предмете,
задачах, методе, а так же место в системе наук.
Новая дискуссия началась в 1959 году статей А.Г. Ковалева, 
опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на Втором
Всесоюзном съезде психологов в 1963г., а так же на страницах журнала «Вопросы
философии». Основная полемика качалась двух вопросов: 1) понимание предмета
соц. психологии и круга ее задач; 2) соотношение социальной психологии с
психологией и с социологией. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения,
все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Так по вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода. 
Первый подход понимал соц. психологию как науку о «массовидных явлений
психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяют разные явления.
1)Изучение психологии классов. 2)Изучение формирования общественного мнения
(мода) 3)Изучение коллективов.
     Второй подход видит главным  предметом исследования соц. психологии
личность. Оттенки здесь проявляются лишь в том, в каком контексте
предполагалось исследование личности. 1)Акцент на психологические черты,
особенности личности, типологию людей. 2)Акцент на положение личности в группе,
межличностные отношения, всю систему общения.
     Третий подход в какой-то мере синтезировал два предыдущих подхода.
Социальная психология изучает и массовые психические процессы и положение
личности в группе. Были предложены схемы изучаемых проблем в рамках
этого подхода: Б.Д. Парыгин: 1)социальная психология личности. 2)соц.
психологию общностей и общения 3)социальные отношения 4)формы духовной
деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1)изменения психологической деятельности людей в группе под влиянием
взаимодействия; 2)особенности групп;3)психическую сторону процессов общества.
Нужно сказать, что относительно самостоятельно дискутируется вопрос о
«границах» социальной психологии. Здесь можно выделить три позиции:
1)социальная психология есть часть социологии; 2)социальная психология есть
часть психологии 3)социальная психология есть наука «на стыке» психологии и
социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а)соц. психология отторгает
определенную часть психологии и определенную часть социологии; б)она
захватывает «ничью землю»- область, не принадлежащую ни к социологии, ни к
психологии.
Важными вехами становления социальной психологии в 60-х годах явились
дискуссии о предмете соц. психологии, ее месте с системе наук на страницах
журнала «Вопросы психологии», на II и III съездах советских психологов (1963,
1968 гг.), на которых высказывались разные точки зрения, отстаивались разные
подходы к исследованию, но главным было общее стремление разработать
социально-психологические проблемы. Дискуссии привлекли внимание и вызвали
интерес научной общественности к социальной психологии, вышел в свет ряд
специальных работ.
     5. Социальная психология в 70-х – 90-х годах.
В 70-е годы продолжалось более или менее спокойное завоевание и отстаивание
социальной психологией своих позиций. Для ее самоутверждения необходима была
широкая организация социально-психологических исследований, которые стали
проводится в различных районах страны. И в этот период, как и в 20-е годы,
вновь остро встал вопрос о сочетании психологического и социологического
подходов в исследовании общественного сознания. Обусловлено это было тем, что
превалирование одного из них приводит к односторонности при определении
предмета социальной психологии, ограничению ее проблематики, противоречивым
суждениям относительно ее места в системе наук и присущей ей структуры.
В настоящее время актуален вопрос о широком использовании комплексного
подхода в исследовании общественно-психологических явлений., для чего
необходимо органично увязать важнейшие психологические и социологические
требования. Такая увязка позволит говорить о становлении единого 
подхода-социолого-психологического. Суть этого подхода будет сводиться к
анализу общественной психологии как духовно-практической сферы
жизнедеятельности общества в целом и различных социальных групп.
Нужно сказать о принципе социального детерминизма. Он является важным и
ведущим, т.к. позволяет материалистически объяснить происхождение
общественно-психологических явлений, их производность от общественного бытия,
обусловленность потребностями и интересами, деятельностью и общественными
отношениями людей. Принцип социального детерминизма ориентирует исследователей
на выяснение причинной обусловленности общественно-психологических явлений., их
производность от материальной жизни, а так же особенности психического
отражения.
     Задачи социальной психологии:
1). Корректное отношение к зарубежной социальной психологии, прежде всего к
содержанию ее теоритических позиций, а так же методов и результатов
исследования.
2). Тщательная обработка проблемы прикладного исследования в социальной
психологии. Исследование, проводимые в различных звеньях общественного
организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и
гражданской ответсвенности исследователя.
     Заключение.
Социальная психология-это важный компонент подсистемы наук о духовной жизни
общества. Духовная сфера общественной жизни, связанная с производством
общественного сознания, его распространением, усвоением духовных ценностей,
обуславливает потребность в познании такого компонента сознания общества, как
общественная психология, в выявлении общественных механизмов всей духовной
сферы, а следовательно, и в разработке социальной психологии как науки.
Тенденцией развития социальной психологии обусловлено всевозрастающей ролью
духовной сферы в жизни общества. По мере развития всех областей духовной
жизни будет  развиваться и соответствующая  система обществознания, в том
числе и социальная психология.
     Б.Ф. Поршнев был прав, отстаивая идею о том, что социальная психология не
является психологией «второго порядка», что социальной психологии принадлежит
большое будущее!
Тенденция развития социальной психологии связана с расширением и углублением
присущих ей функций, в особенности идеологической.
Социальная психология, встав на путь самостоятельного развития, интенсивно
разрабатывает прикладные отрасли: политическую психологию, экономическую,
психологию управления, психологию пропаганды и др. Разработка прикладных
отраслей является в современных условиях одной из тенденций развития
социальной психологии и важным средством ее утверждения как социально-
психологической науки, одной и фундаментальных наук в системе современного
обществознания.
     Литература.
1.         Уледов А.К., Журавлев В.В., Котельников Г.А. «Теоретическая и
прикладная социальная психология», Москва, 1988
2.          Андреева Г.М.  «Социальная психология» учебник для вузов, Москва
2002
3.         Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории», Москва 1971
4.         Шибутани Т. «Социальная психология», Москва, 1999