Каталог :: Психология

Реферат: Пубертатный кризис

     Кризис 13 – 17 лет.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,
сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и
способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм
взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается из
дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в
группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные
совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от
совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Во все эти новые отношения с людьми подросток  вступает уже будучи
интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые
позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со
сверстниками.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности
к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой
жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и
психологически, и социально. Он объек­тивно не может включиться во взрослую
жизнь, но стре­мится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая
позиция проявляется в разных сферах, чаще все­го — во внешнем облике, в
манерах/. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфлик­тов в семье . Подросток стремится внешне ничем
не отличаться от сверстников. Желание слиться с груп­пой, ничем не
выделяться, отвечающее потребности в эмо­циональной безопасности, психологи
рассматривают как механизм психологической защиты и называют социаль­ной
мимикрией.
Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по
линии развлечений, ро­мантических отношений. Независимо от содержания этих
отношений копируется «взрослая» форма: свидания, за­писки, дискотеки и т.п.
Одновременно с внешними, объективными проявлени­ями взрослости возникает и 
чувство взрослости — отно­шение подростка к себе как к взрослому,
ощущение и осоз­нание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта 
субъек­тивная сторона взрослости считается центральным ново­образованием
младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).
Чувство взрослости, являясь особой формой самосозна­ния, не жестко связано с
процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не
становится ос­новным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что
высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его
маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и
тре­бует от окружающих признания этого факта.
Как проявляется чувство взрослости подростка? Преж­де всего, в желании, чтобы
все — и взрослые, и сверстни­ки — относились к нему не как к маленькому, а
как к взрос­лому. Он претендует на равноправие в отношениях со стар­шими и
идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости
проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые
сторо­ны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается вопросов
внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае
отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних
зада­ний и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные
вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром
отстаивает их (будь то при­страстие к какому-то направлению в современной
музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на нео­добрение
окружающих. Поскольку в подростковом возрас­те все нестабильно, взгляды могут
измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения
ре­бенок будет столь же эмоционально.
Чувство взрослости связано с этическими нормами по­ведения, которые усваиваются
детьми в это время. Появля­ется моральный «кодекс», предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских отношениях со свер­стниками Чувство
взрослости становится центральным новообра­зованием младшего подросткового
возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг
в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности
у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных
представлений а себе, образов «Я».
Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем
происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток
открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные
с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им
пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и
представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в
которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и
взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают
и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести
именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой 
по своему об­щему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно
наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток
чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно
незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что
усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость
час­то сочетается с грубостью.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны — они
отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о
собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способно­стях
в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах,
соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного
(познавательного) компонен­та «Я-концепции». С ним связаны еще два —
оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, ка­кой он
есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.
Оценка своих качеств зави­сит от системы ценностей, сложившейся главным
образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подрост­ки поэтому по-
разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической
силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определен­ный
стиль поведения. Девочка, считающая себя очарова­тельной, держится совсем
иначе, чем ее сверстница, кото­рая находит себя некрасивой, но очень умной.
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдель­ные его черты обычно
диссонируют, сочетание разных об­разов «Я» негармонично. Неустойчивость,
подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового воз­раста
приводит к изменчивости представлений о себе. Иног­да случайная фраза,
комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же
образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или
поступок самого подростка ему противоречит, час­то включаются механизмы
психологической защиты. Допу­стим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.
Рассог­ласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать
такие болезненные переживания, что, из­бавляясь от них, он начинает убеждать
всех, и прежде все­го себя, что этот поступок был разумным, его требовали
обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (меха­низм рационализации);
или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели — трусы, каждый
поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При
высоком уровне притязаний и недоста­точном осознании своих возможностей
идеальное «Я» мо­жет слишком сильно отличаться от реального. Тогда
пере­живаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим
положением приводит к неуверен­ности в себе, что внешне может выражаться в
обидчивос­ти, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ пред­ставляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том,
какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе
жела­тельные качества.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у
подростка развивается саморегуля­ция. Разумеется, далеко не все они способны
проявить на­стойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно про­двигаться к
созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская
надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг
нокау­тирует первого в классе силача и нахала, а троечник блес­тяще напишет
контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в
мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о
себе стабилизируются и обра­зуют целостную систему — «Я-концепцию». У части
детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте.
Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. Подросток
обладает сильными, иногда гипертрофиро­ванными потребностями в
самостоятельности и в обще­нии со сверстниками. Подростковая
самостоятельность вы­ражается в основном в стремлении к эмансипации от
взрос­лых, освобождении от их опеки, контроля, а также в раз­нообразных
увлечениях — неучебных занятиях. Эти потреб­ности так ярко проявляются в
поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
     Увлечения  сильные, часто сменяющие друг друга, иногда
«запойные» — характерны для подросткового воз­раста. Считается, что
подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе
занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельно­сти, и
познавательную потребность, и некоторые другие.
Именно в этот период появляется потребность в серьез­ной самостоятельной
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного
обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к
переходу учебной деятельности на более вы­сокий уровень. Учение может
приобрести новый личност­ный смысл стать деятельностью по самообразованию и
са­мосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с интенсив­ным
становлением в данном возрасте типа характера. Общение со сверстниками  - у
подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю
жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и
на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится 
интимно-личност­ное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение
возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба — сложное, часто
противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и
лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и
принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Отношения со взрослыми
прежде всего с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков.
Влияние родителей уже ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в
младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение
сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками
и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой,
современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им
соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую
очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в пра­вах. То,
как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным
образом от стиля воспи­тания, сложившегося в семье, и возможностей родителей
перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная
нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения,
аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабилъностии, связанной с
процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.
Но личностная нестабильность — это больше, чем ко­лебания эмоционального
фона. Для подростка характер­на нравственная неустойчивость. Нормам, правилам
поведе­ния большинство подростков следует для того, чтобы оп­равдать ожидания
значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их
одобрение. Ориен­тация на оправдание ожиданий, одобрение или на автори­тет и
определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних
влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди
сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних ста­новится
определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети
совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых
поз­же могут жалеть.
Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их
самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела
на перемене девочка — и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше.
О личностной нестабильности подростка судят и по ре­альному проявлению у него
совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости 
его характе­ра и устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка
стремление быть признанным и уважаемым дру­гими сочетается с показной
независимостью и бравирова­нием своими недостатками, застенчивость — с
развязнос­тью, сентиментальность — с черствостью, чувственное фантазирование —
с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким же, как все, и пытается
выделиться, отличиться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми
правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров.
     Список Литературы.
     1.     Р.С. Немов – Психология обазования.
     2.     Л.С. Выготский – Психолгия.