Каталог :: Психология

Реферат: Невербальные средства общения в речевой деятельности человека

                              
                               Содержание.                               
1.Введение...................................................................
.....................................стр.2.
2. Место невербальных средств в процессе
общения.....................................стр.3.
3.
Мимика.......................................................................
..................................стр.4.
3.1. Схема описания мимических признаков эмоциональ-
ных
состояний....................................................................
..........................стр.5.
3.2.
Маски........................................................................
.............................стр.6.
4.
Жесты........................................................................
....................................стр.7.
4.1. Выражение лица и
этикет......................................................................с
тр.7.
4.2. Твое лицо
говорит......................................................................
...........стр.8.
4.3. Примеры некоторых
жестов..................................................................стр.9
.
4.4. Это
интересно....................................................................
..................стр.10.
5.
Интонация....................................................................
...............................стр.11.
5.1.Таблица, показывающая, чему необходимо учить
младших
школьников...................................................................
..............стр.12.
6. Жесты в языке
глухонемых...................................................................
.....стр.14.
7.
Заключение...................................................................
..............................стр.15.
8. Список используемой
литературы.............................................................стр.16
.
                                Введение.                                
По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное 
(неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое поведение.
“Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте,
мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком
речевого общения.
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и
преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и
поступков называется неречевым поведением.
Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения
тела),пространственным (организация поведения, межличностного общения), к
временным характеристикам взаимодействия.
Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную 
функции в процессе общения.
Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи
информации, а невербальный для “обсуждения” межличностных отношений.
Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения
совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают,
что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение
делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.
Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в
смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его
неречевое поведение.
Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации
общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на
проявление эмоционального облика каждого из участников.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено
импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы
позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу
общения.
“Область чувств - эмоциональная сфера, - пишет П.В.Симонов, - не поддается
прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека,
регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных
двигательных актах - жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях
голоса и речи”.
О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства?
              Место невербальных средств в процессе общения.              
1. Можно начать с того, что невербальные компоненты общения являются частью
ориентировочной основы общения для коммуникатора (говорящего). Иными
словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными и
некоторыми иными визуальными “ключами”, причем в этом звене совершенно
несущественно, какое место невербальные компоненты будут занимать в самом
процесс общения.
2. Однако невербальные компоненты общения могут рассматриваться и с точки зрения 
реципиента как часть ориентировочной основы для его коммуникативной
деятельности. Под этим углом зрения невербальные “ключи” могут быть общими для
коммуникатора и реципиента, а могут быть значимыми лишь для последнего; это
часть таких “ключей”, которая с точки зрения коммуникатора входит в
исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная
для современных исследований невербального общения проблема соотношения
невербального поведения и невербального общения как такового,
т.е. неинтенциональных и интернациональных компонентов коммуникативной
деятельности коммуникатора. Эта проблема в последнее время детально
анализировалась в специальной работе Мортона Винера и его сотрудников, которые
предлагают все “поведенческие процессы” на четыре класса в зависимости от их
места в процессе общения: а) “поисковые процессы” (т.е. собственно
ориентировочные); б) процессы коррекции ; оба эти класса определяют набор кода
общения; в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и
подтверждающие понимание, и сигналы, исходящиие от коммуникатора
“запрашивающие” реципиента о понимании; г) модуляции сообщения, т.е. реакции на
изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные
выше. Уже по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов
общения как ориентировочной основы для коммуникатора распадается на две:
проблема статистических факторов, независимых от динамики процесса
общения в группе (диаде), и проблема динамических факторов, возникающих
в самом процессе общения.
3. Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной
фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь
дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.
4. Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для реципиента, являясь своего
рода издержками собственно коммуникативного поведения.
                                 Мимика.                                 
Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).
Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения
головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения - поворот
головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции,
подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе,
выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания,
поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли
Чаплин и другие актеры немого кино.
     Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.
Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам
сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий
то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд
мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг
на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на
собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника
общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство
в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности
и создает у нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит
в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не
закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо
смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь ваша
очередь”.
По мимике, движениям, вегетативным проявлениям (“покраснел”, “побледнел”,
“покрылся потом”), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях
человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах
(выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).
Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов:
1) любовь, счастье, радость, веселье;
2) удивление;
3) страх, страдание;
4) гнев, решимость;
5) отвращение;
6) презрение.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
- удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики
губ, приоткрытый рот;
- страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые
глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в
стороны, рот может быть открыт;
- гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и
сомкнута с верхней губой;
- печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
- счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.
Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях:
а) сопровождения речевой части сообщения (“...со вздохом ответил: Какое там
хорошо!”);
б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно,
что это не так”).
Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека -
смотрите ему в лицо.
                   Схема описания мимических признаков                    
                         эмоциональных состояний.                         
     
Части и элементы Мимические признаки эмоциональных состояний
лицаГневПрезрениеОтвращениеСтрахУдивлениеРадость
Положение ртаРот открытРот закрытРот закрытРот открытРот закрыт
ГубыУголки губ опущеныУголки губ приподняты
Форма глазГлаза расширены или прищуреныГлаза суженыГлаза широко раскрытыГлаза прищурены или раскрыты
Яркость глазГлаза блестятГлаза тусклыеБлеск глаз не выраженГлаза блестят
Положение бровейБрови сдвинуты к переносицеБрови приподняты вверх
ЛобВертикальные складки на лбу и переносицеГоризонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частейЛицо динамичноеЛицо застывшееЛицо динамичное
Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения: 1) Стремление обратить на себя внимание: Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями. 2) Выражение удивление, недоумение: Его глаза были полны жадного внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше. 3) Мимика, сопровождающая вопрос: - Мам, я сегодня к обеду не приду. (Мать вопросительно подняла брови.) - Мы с Петькой договорились после уроков к нему поехать. 4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему - либо: -Ну, что ему надо, - подумал Мишка и нахмурился. Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции. Маски. Каждый из людей располагает: а) набором масок для “безличной” коммуникации; б) личностью для “межличностной” коммуникации. Маска - это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк - значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. Жесты. Выразительные движения руками называют жестами. Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой. Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием - поклоном. В одних ситуациях речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других - нет. Нельзя, например, кого - то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы. Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный “ синонимический ” ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается “ стилистикой ”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке. Выражение лица и этикет. Стоит посмотреть в витрину магазина и поймать собственное отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно доброжелательно, приятно ли окружающим? Благоприятное выражение собственного лица тоже стоит довести до автоматизма. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь. Мимика и жесты также выражают чувства человека: а) одобрение/неодобрение; б) согласие/несогласие; в) решительность/нерешительность; г) сочувствие/равнодушие; д.) восторг/отчаяние; е) терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос и др.). Иначе говоря, неязыковые средства нашего общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают. Поскольку неязыковые средства - знаки общения, то каждый из нас должен научиться их расшифровывать и выработать для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит - перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами. Следует помнить, что жесты и мимика - лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека. Итак, язык “ внешнего вида ” в устной речи - это одно из средств обратной связи (мимика, интонация, жесты, взгляд). Главное, к чему необходимо стремиться при обучении устной речи в начальной школе, - научить детей вежливо вести себя во время общения: говорить, глядя на слушающих, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом (не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом (а иногда и заменяя жестом некоторые слова). Твое лицо говорит. Иногда ты можешь определить, что человек думает или чувствует, просто взглянув на его лицо. А то, что написано на нашем лице, называют выражением. Мы очень много можем выразить и высказать, не произнеся при этом ни слова. А какие разнообразные движения мы делаем руками. По сути, наше тело собственный язык. Если провести наблюдение за жестовым сопровождением объяснения опытного учителя, то можно сделать вывод об его индивидуальном стиле речевой деятельности. Это можно показать на примере двух учителей разных школ. 1) Школа N625 (Москва), учительница начальных классов П. (стаж 15 лет). Жесты и мимика - естественные элементы ее поведения. Диапазон движений учительницы ограничен: пользуется исключительно рационально. Наряду с указательными и описательными жестами пользуется эмоциональными: вытянутая рука, движения руками и головой. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, они помогают малышам сосредоточивать внимание на тех или иных “ударных” частях объяснения учителя или ответа ученика. Когда ей нравится ответ, она обязательно обращает внимание всех детей, подняв указательный палец вверх, а дети, характеризуя ответ своего товарища, обязательно подчеркивают это место. Движениями рук сверху вниз учительница как бы дирижирует классом, “заражая” его в нужных моментах своей энергией. Жесты учителя всегда вызывают аналогичные скрытые движения у ребят. 2) Школа N46 (Малаховка Московской области), учитель начальных классов Д. Нельзя точно сказать, как учительница пользуется жестикуляцией. Движения хаотичны, часто не вызваны внутренней потребностью. Мы никогда не задумываемся над тем, какое дисгармонирующее чувство могут вызвать жесты. Но, понаблюдав за жестами этого человека, можно понять, как важно продумывать даже такие “мелочи”. Все объяснения сопровождаются почему - то сжатым кулаком, она им пользуется вместо указки. Это производит неприятное впечатление. Примеры некоторых жестов. - Руки скрещены на груди. - Рука у щеки. - Рука у виска. - Руки у висков. - Ладони рук соединены на уровни груди. - Рука поднята кверху, ладонь обращена к аудитории. - Ладони рук на уровне плеч, несколько отведены в стороны. - Движение рук сверху вниз. - Руки опущены вниз ладонями к классу. - Рука, сжатая в кулак, поднята кверху. - Рука опущена книзу. - Руки у щек. - Рука обращена к классу. - Рука обращена к себе. - Рука, производящая движение сверху вниз. - Рука, производящая движение снизу вверх. - Рука, производящая круговое движение. - Движение руки, сжатой в кулак, сверху вниз. - Круговое движение руки, сжатой в кулак. - Рука согнута в локте. - Указательный палец поднят кверху. - Указательный палец обращен к себе. - Движение указательного пальца снизу вверх. - Грозит пальцем. - Изображение руками ширины, масштаба. - Пальцы собраны в щепоть. - Г-образное движение руками. - Счет на пальцах. - Кивок - знак согласия. - Мимика. - Указательный палец опущен книзу. - Указательный палец обращен к классу. - Движение указательного пальца сверху вниз. - Два пальца подняты кверху. - Изображение объема движением рук сверху вниз. - Волнообразные движения руки. - Изображения броска в сторону от себя. - Пантомима. - Жест обращения - качает головой. В педагогической практике существует правило: учитель не должен создавать избыточную общеэмоциональную атмосферу на уроке - она мешает восприятию. Эмоциональные жесты количественно должны уступать жестам других групп. Жестовые сопровождение объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителем обуславливается той задачей, которую они ставят перед детьми. Главное назначение жестов - обеспечить понимание учащимся учебного материала. Это интересно. 700000 жестов. (Сколько разных движений можно сделать руками). У нас 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждая рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще более разных положений. Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700000! Интонация. Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи. О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом. Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др. Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса: Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание. Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре. Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”. Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость. Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего. Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения. М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”. Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников. ______________________________________________________________________ Понятия Формируемые умения ______________________________________________________________________ 1. Ритмико-интонационная структура текс- 1. Умение строить высказывание, при- та - совокупность совместно действующих спосабливаясь к условиям общения. компонентов звучащей речи. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точ- ку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными воз- можностями в собственной устной речи. 2. Движение тона (восходящий, нисходящий, 2. Умение определять основной тон ровный). высказывания и замечать дополни- тельные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения. 3.Тон (спокойный, взволнованный, равно- 3. Умение выражать вопрос, утвержде- душный, заинтересованный, неуверенный и ние, незаконченность. т.п.). 4. Громкость (нормальная, слишком тихая, 4. Умение характеризовать громкость слишком громкая). речи в соответствии с условиями об- щения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи. 5. Логическое ударение (усиление или ослаб- 5. Умение распознавать выделенные ление голоса, произнесение слова по слогам; логическим ударением слова. удлинение ударного гласного). 6. Паузы (реальные или нереальные, созна- 6. Умение определять уместность и тельные или несознательные). характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз. 7. Ритм (плавный, ровный или неровный, 7. Умение описывать ритм речи. “рваный”). Умение пользоваться ритмом для эффективности общения. 8. Темп (быстрый, слишком быстрый, мед- 8. Умение определять свойства тем- ленный, слишком медленный, нормальный). па в соответствии с условиями обще- ния. Умение ускорять или замедлять речь для придания ей выразительнос- ти. 9. Невербальные средства общения и рече- 9. Умение выражать эмоции извест- вой этикет. ными интонационными средствами. ______________________________________________________________________ Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями. Жесты в языке глухонемых. Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков - жестовые и буквенные. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый - чистить - чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить - молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться - баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых. Известно, что испытывая потребность в общении с окружающими, глухонемые прибегают к мимико-жестикуляторным средствам. В определенной мере эти средства служат глухонемому также для закрепления и обобщения образов внешнего мира. Однако под влиянием “нового учения о языке” Н.Я.Марра некоторые сурдопедагоги явно переоценивали роль мимико- жестикуляторных средств глухонемого, приравнивая их к словесной речи. В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов. Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: “Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.” Это образное сравнение, характеризующее соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми. Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной “речи” глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с которыми она может быть использована, - все это свидетельствует о несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить его на одну доску с языком слов. Также некоторые исследователи связывают жесты с типами пиктограмм (письмо рисунками). Однако мнение о том, что пиктография и жесты в определенный период заменяли язык, лишено всякого основания, и жесты и пиктография были только у говорящих людей и не могли заменить языка. Заключение. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого. Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях. Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком. Список используемой литературы. 1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.,1999. 2. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,1998. 3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.,1999. 4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1992. 5. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,1998. 6. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992. 7. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М: Знание,1980.