Каталог :: Психология

Реферат: Проблема формирования личности

         МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     ОБРАЗОВАНИЯ          
                    МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ                    
                                  (СТУ)                                  
                          филиал в г. Смоленске                          
                          РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ                          
         НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.          
                                                                   Преподаватель
                                                              Студент гр. ВМ1-97
                                                                    Вальков К.Г.
СМОЛЕНСК, 1999г.
                                   ПЛАН                                   
                             1.     ВВЕДЕНИЕ                             
                         2.     РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ                         
         3.     СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ         
       4.     СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ       
                            5.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                            
                                    ВВЕДЕНИЕ.                                    
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества,
вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь
некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю
сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема
стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества
– стремительный рост численности населения, глобальное потепление,
загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые
предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно,
что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование
человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в
понимании себя и других.
                           1.      РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.                           
Личностное развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно
некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и
развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности
представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития,
является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно
назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В
противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают
роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в
понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение
тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в
эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на
этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К
внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума
к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для
каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают
генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание
множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных,
интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой
сложной является проблема развития человека.
            2.      СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.            
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в
определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального
опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные
ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы
и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в
данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ
презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и
благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в
знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно,
т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах
и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ,
будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
1.      Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения
до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.      Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя
среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В
подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я »
характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в
мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная
социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3.      Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в
обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не
принимаются, возможны следующие исходы :
·             Сохранение своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
·             Изменение себя, «стать как все».
·             Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4.      Трудовая стадия социализации охватывает весь период
зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не
только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою деятельность.
5.      Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой
возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального
опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе
выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая
обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.
                                                                     Таблица 2.1
     
ПериодВедущая деятельность

Ведущая сторона

Социализации

123

1. Младенчество

(0-1г.) – этап «доверия к миру»

Эмоциональное общение со взрослымиА – освоение норм отношения между людьми
123
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» Предметная деятельностьБ – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»ИграА – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»Учебная деятельностьБ – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14 лет)Общение со сверстникамиА – освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я»Учебно-профессиональная деятельностьБ – освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»Трудовая деятельность, профессиональная учебаА,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений
8. Этап человеческой зрелости
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается. На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития. После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

+ окончательная форма эгоидентичности Стадия 8

«принятие себя, жизни», мудрость старость

- разочарование в жизни после 50 лет

+ творчество, любимая работа, Стадия 7

воспитание детей, забота о детях, зрелость до

удовлетворенность жизнью 50 лет

- опустошенность, застой, регрессия

+ чувство близости, интимности, Стадия 6

единство с людьми, любовь молодость от

- изоляция, одиночество 20 до 25 лет

+ цельная форма эгоидентичности,

находит свое «Я», верность себе, Стадия 5

признание себя людьми юношеский от

- диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет

одиночество, инфантилизм, не нашел

свое «Я», непризнание людьми,

«путаница ролей», враждебность

+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4

- неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет

+ инициативность, целеустремленность, Стадия 3

активность, предприимчивость, дошкольный

самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет

+ автономия, самостоятельность, Стадия 2

опрятность, воля ранний возраст

- сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет

других

+ базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1

стремление к жизни младенчество

- базальное недоверие к миру, пессимизм,

стремление к смерти

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г. 2. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл, Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.