Реферат: Проблема формирования личности 
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(СТУ)
филиал в г. Смоленске
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.
Преподаватель
Студент гр. ВМ1-97
Вальков К.Г.
СМОЛЕНСК, 1999г.
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества,
вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь
некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю
сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема
стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества
– стремительный рост численности населения, глобальное потепление,
загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые
предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно,
что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование
человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в
понимании себя и других.
1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно
некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и
развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности
представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития,
является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно
назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В
противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают
роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в
понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение
тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в
эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на
этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К
внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума
к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для
каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают
генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание
множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных,
интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой
сложной является проблема развития человека.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в
определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального
опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные
ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы
и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в
данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ
презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и
благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в
знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно,
т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах
и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ,
будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения
до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя
среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В
подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я »
характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в
мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная
социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в
обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не
принимаются, возможны следующие исходы :
· Сохранение своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
· Изменение себя, «стать как все».
· Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период
зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не
только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой
возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального
опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе
выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая
обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.
Таблица 2.1
Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона Социализации | 1 | 2 | 3 | 1. Младенчество (0-1г.) – этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение со взрослыми | А – освоение норм отношения между людьми |
1 | 2 | 3 | 2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» | Предметная деятельность | Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами | 3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы» | Игра | А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми | 4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства» | Учебная деятельность | Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности | 5. Подростковый (11-14 лет) | Общение со сверстниками | А – освоение норм отношений между людьми | 6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | Учебно-профессиональная деятельность | Б – освоение профессиональных знаний, умений. | 7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости» | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений | 8. Этап человеческой зрелости | | |
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего
развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным
психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера
общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» ,
которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в
определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но
постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и
непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс,
включает ряд стадий развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она
кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется
базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и
независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при
выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное
неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания,
формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и
«стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка,
если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он
личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у
ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается
в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует
инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством
игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но
если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то
это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению
пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я
стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь
школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает
технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми
навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к
появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в
свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как
бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием
стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители
лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка
закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия)
формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост,
половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими,
необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот
вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к
подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические
прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,
инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то
подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я»,
признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия
идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и
желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим
реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство
одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого,
что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает ,
появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально
воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к
окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей.
Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной
группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с
другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества,
интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит
и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество.
7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие
идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно
детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии:
личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях,
удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой
работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность,
психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные
симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом
своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы
эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек
переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о
прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба,
которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается
необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный
интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло,
то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь
прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой
стадии приведены на рис.3.
 + окончательная форма эгоидентичности Стадия 8 «принятие себя, жизни», мудрость старость - разочарование в жизни после 50 лет | + творчество, любимая работа, Стадия 7 воспитание детей, забота о детях, зрелость до удовлетворенность жизнью 50 лет - опустошенность, застой, регрессия | + чувство близости, интимности, Стадия 6 единство с людьми, любовь молодость от - изоляция, одиночество 20 до 25 лет | + цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, Стадия 5 признание себя людьми юношеский от - диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность | + уверенность в себе, компетентность Стадия 4 - неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет | + инициативность, целеустремленность, Стадия 3 активность, предприимчивость, дошкольный самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет | + автономия, самостоятельность, Стадия 2 опрятность, воля ранний возраст - сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет других | + базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1 стремление к жизни младенчество - базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает :
«Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на
последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений
ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это
критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных
взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир,
как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход,
остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл
жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство,
негативизм, непослушание, строптивость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г.
2. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ»
Л.Хьелл, Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.
|