Каталог :: Психология

: Неврозы детей. Причины и следствия

                     РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                     
                                 РЕФЕРАТ                                 
                     по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ                     
              на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”              
                             1997 год, Москва                             
                     РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ                     
                                   СОДЕРЖАНИЕ:                                   
1. Введение
2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров
3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?
4. Библиография
1. ВВЕДЕНИЕ
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов
в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей
детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым
поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований
А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины.
Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но
на много глубже.
Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости
(невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей
просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у
своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно
поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает
реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и
психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить
большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если
учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к
школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями,
то можно сделать печальные выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер -
пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко
подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и
отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно
складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали,
что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает
верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает,
что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они
этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого
конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может
справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он
приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные
качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я”
доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит
множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к
повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою
“воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство,
невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.
Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными
личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий
ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”* описывается случай, когда
родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал
убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 -
ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на
поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им,
принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам
грозит “полная невротизация населения”.  Общество состоящее в большинстве
своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может
обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.
·      Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год
Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да,
проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью
своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится
действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить
здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и
стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной,
лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить
новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и
морально, но в первую очередь психически.
Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а
динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи:
уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата
и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” -
пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить и смешение
половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и,
обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания
собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше),
стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс.
Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой
дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для
мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не
подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует
стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно
пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном
обществе.
Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней
семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между
родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества,
нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному
или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и
болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще
тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины,
воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к
современным условиям и вести себя более активно , тоже претендуют на роль
главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж
существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего
они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует
возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.
На мой взгляд, причины  сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а,
в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей,
кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и
отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные
родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о
судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса,
“рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов
семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в
постоянном любви, внимании  и заботе, понимании своих проблем, которых у него
много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше
переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь
тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не
способствует здоровью ребенка во всех
* А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18
отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать
решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:
компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в
родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное
требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях.
Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что
в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается
в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает
их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою
очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве
представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную
программу надо включить предмет “Родительство”, обучая , что называется “с
младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую
нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных
отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания
гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).
______________________
Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат
2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ
По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге
“Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:
1. Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.
“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о
страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте
5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но
только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная
атмосфера... А если ребенок  и прежде был беспокойным , то подобное
беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор
невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня,
болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним:
боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-
то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов
была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.
А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой
особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой
идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя
мамой, мальчики 5-8 лет - отца.
Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский
способ поведения.
2. Неврастения *.
“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не
в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает
себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.
Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким,
каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему
родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют.
Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению,
неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт
родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная
неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких
ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько
замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых
требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).
Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей
на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей
равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в
адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают
несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше
ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая
ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к
младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения
своего рейтинга у родителей.
·      А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61
·                                                             неврастения
- стр.66
3. Истерический невроз*.
“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то
и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо
отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”.
Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та
же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада,
но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не
понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть
таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не
может сделать, это происходит помимо его воли”.
Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине:
непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек
и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала
свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить
“педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне.
Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом.
Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку
поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив
небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала -
невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.
Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой
ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие
такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита
внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену
непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого
буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей
называют “невостребованными”.
На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-
80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и
карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься
домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены
были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние
времени.
4. Невроз навязчивых состояний*.
Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем
школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность
совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе
защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как
тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению
В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения.
Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований,
принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного
подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях
возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых,
выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).
*А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69
                                            Невроз навязчивых состояний - стр.70
3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?
А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных
отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:
родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на
плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так
можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не
задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть
полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам
и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей
относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь,
находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей
жизни.
Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до
рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии
находится сама семья на момент появления ребенка в семье.
Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители,
ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать
своего ребенка?”  На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10
дней”.
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на
ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить
собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание
такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье,
а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным
багажом в жизнь наших внуков.
Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство -
главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”,
родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах,
различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза.
Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не
может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны
полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то
предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность,
которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной
жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к
разделу этики самих родителей.
Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для
воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем
расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.
Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное
понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве
детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей
по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи,
говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной
головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них
самих. Не состоятельность как родителей.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность”
может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила
машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в
раннем детстве.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом  для оправдания
собственной невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не
хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно
сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для
достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания
собственной бездеятельности”.
Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание
получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров
постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но
обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год
2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)
3. В.ЛЕВИ  “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.
4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.