Каталог :: Психология

: Психология бюрократии

                        Московский Государственный                        
                          Социальный Университет                          
                           Институт Социологии                           
                            Контрольная работа                            
                    Кафедра « Социальная психология »                    
                          Психология бюрократии.                          
                                  Студента 2 курса факультета  социологии
                                                          Иванова Михаила
                            Москва - 1997 год.                            
Прежде всего сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению
психологии групп. Однако, изучив литературу по данному вопросу, я прихожу к
выводу, что бюрократия не является ни группой, ни тем более классом, в том
смысле, какой психология вкладывает в это слово.
Бюрократия как таковая не тождественна организации и организованности вообще
Бюрократия ( фран. bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от франц. -
бюро, канцелярия и греч - сила. власть, господство ), специфическая форма
социальных организации в обществе существо которой  заключается в отрыве
центров исполнительной власти от воли и решении  большинства членов этой
организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении
правил и задач функционирования организации целям ее сохранения
Проблемами положения бюрократии в обществе занимались многие виднейшие
социологи, среди которых и Карл Маркс, и  Макс Ведер, и  Вильгельм Вундт.
Среди ученых были совершенно различные взгляды на бюрократию и ее роль в
обществе, а так же ее психологические характеристики.
Так, по Веберу  «Бюрократия — это типичный пример
легального господства. Она основыва
ется на следующих принципах:
1) существование определе
нных служб, а стало быть, компетенций, строго опр
еделенных законами и пра
вилами таким образом, что их (функции ч
етко разграничены, как и власть принимать р
ешения в целях выполнения соот
ветствующих задач:
2) защита служащих в выполнении их (функций в соотв
етствии с тем или иным положени
ем (несменяемость
судей, например). Как пра­вило, служащим становятся 
на всю жизнь, и государственная служба
становится основной прогресси
ей, а не второстепенным 
за­нятием, дополняющим другую работу;
3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает
четкую административную 
структуру, разграничивающую управленческие по­
сты и подчиненные
подразделения с возможностью обраще
ния высших руководящих инстанций к низшим:
обычно в такой струк­туре 
соблюдается единоначалие, а не колл
егиальное руководство и налицо тенденция к
максимальной це
нтрализации власти:
4) подбор кадров производится на конкурсной основе
по прохождении экзаменов или по предпочтению
дипломов, что требует от кан­дидатов наличия 
соответствующего специализированного образо
­вания. Как правило, функционер назнача
ется (реже избирается) на основе свободного
отбора на контрактной основе;
5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксиро
ванной зара­ботной платы и выплаты пенсии при уходе с 
государственной службы; размеры оплаты устанавливаются в соответствии со
штат­ным расписанием, учитывающим внутреннюю
административную
иерархию и уровень ответственности слу
жащего:
6) право контроля со стороны администрации за
работой подчинен­ных (скаже
м, путем создания контрольно-д
исциплинарной комис­сии);
7) возможность продвижения по службе на основе
оценки по объек
тивным критериям,  “ не по усмотрению адм
инистрации ” полное
отделение выполняемой
функции от личности слу
жащего. поскольку никакой служа
щий не может быть собственником св
оего поста или средств управления. 
Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности,
главными психологическими и моральными чертами которой является политический,
моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных
обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.
Когда мы говорим бюрократ, то представляем себе человека в нарукавниках со
строгим, несколько отсутствующим видом. У нас подсознательно складывается
довольно нелицеприятное отношение к нему. Бюрократ выполняет свои
профессиональные обязанности, обособленные от его личности.  Имея дело с
кассиром банка, сидящем возле своего окошка, мы обращаемся не к личности, а к
безымянному исполнителю какой-либо функции. Нас даже несколько шокирует, если
какая - либо канцелярская служащая захочет обменяться со своей соседкой
замечаниями личного характера. Административный служащий должен исполнять
свои профессиональные обязанности, не имеющие никакого отношения, например, к
детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической
природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в
соответствии с абстрактными положениями жесткого порядка.
Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм
устройства общества. Она характерна не только для западного обества, но и для
восточного. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская
католическая церковь, европейские государства - все они имели свою бюрократию
на подобие той, какая сохраняется на крупнейших современных капиталистических
предприятиях.
В нашей стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и
поэтому люди представляют бюрократию, как один из главных бичей общественного
развития, что совершенно неверно. Бюрократия же представляет собой часть
государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Но, в связи со
своими специфическими функциями, бюрократия не может иметь некую
психологическую форму и признаки.