Каталог :: Психология

Реферат: Социальная работа с инвалидами

                Российский Государственный Социальный Университет                
                  Факультет интенсивного обучения и экстерната                  
                          Кафедра социальной психологии                          
                                                              Допустить к защите
                                                      «___»______________2005 г.
                                                        ________________________
                                     РЕФЕРАТ                                     
                    на тему: «Социальная работа с инвалидами»                    
                                                                      Выполнила:
                                                            студентка экстерната
                                                            Легат Юлия Сергеевна
                                                                  ______________
                                                           Научный руководитель:
                                                  кандидат психологических наук,
                                                           доцент, Суслова Т. Ф.
                                                                  ______________
                                   Москва 2005                                   
                                      План:                                      
Стр.
     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
     Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с
инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.1. Понятие инвалидности, её виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....8
1.2. Правовые основы социальной защиты инвалидов . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов . . .    19
1.4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах . . . . . . . . . . . . . ....30
     Глава 2. Анализ опыта социальной работы с инвалидами в России. .  32
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .   32
2.2. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и Московской области . . 38
     Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....44
     Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....49
                                    ВВЕДЕНИЕ                                    
     Актуальность проведения исследований проблемы социальной работы с
инвалидами обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня в Российской  Федерации  как минимум  свыше 8 млн. человек
официально  признаны  инвалидами.  В  перспективе  ожидается  даль­нейший
рост  числа  этой  категории   населения,  в  том  числе   и   в   долевом
выражении*.
2. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений,
которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской,
материальной, социальной  и другой помощи. Одной из важнейших проблем
инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как
только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что
негативно сказывается на их материальном положении и психологическом
состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-
Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд другие.
3. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут
разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-
психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта
работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на
конференциях и других научно-практических форумах. Однако, считаем, что  есть
необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как
на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.
4. Инвалид в России сталкивается также с такими проблема как одиночество, так
как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших
родственников, невозможность продолжить обучение и другое.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы,
вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы.
В  соответствии  с  Законом  СССР  «Об  основных  началах  социаль­ной
защищенности  инвалидов  в  СССР»,  принятым  Верховным  Со­ветом  СССР  11
декабря  1990  г.,  инвалидом  является  лицо,  которое  в  связи  с
ограничением  жизнедеятельности,   вследствие  наличия физических  или
умственных  недостатков  нуждается  в  социальной  помощи  и  защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате
им способности осуществлять самообслуживание, передвижение,  ориентацию,
общение,  контроль  за  своим  поведе­нием,  а также  заниматься  трудовой
деятельностью.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвали­дов,
призвано создавать  им  необходимые  условия  для  индивиду­ального
развития,  реализации творческих  и  производственных  воз­можностей  и
способностей  путем  учета  их  потребностей  в  соответ­ствующих
государственных программах, предоставления социаль­ной помощи  в
предусмотренных  законодательством  видах  в  целях  устранения
_________________________
* См.: Преодолевая барьеры инвалидности. – М., 1997. С.56
препятствий  в  реализации  инвалидами  прав  на  охрану здоровья,  труд,
образование  и  профессиональную  подготовку,  жи­лищных и  иных  социально-
экономических  прав.
В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно
конкурировать  на  рынке  труда  полноцен­ными  в  физическом отношении
людьми. В условиях общего роста безработицы  их  участие  в общественном
производстве  существен­но  сокращается.  Лишь  около  650 тыс. инвалидов
заняты  трудовой  деятельностью, как мы уже отмечали это негативно
сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов.  Семьи  и
родственники,  имеющие на своем попече­нии инвалидов, испытывают, как
правило, значительные  матери­альные  и  психологические  трудности.
Наиболее  актуальными  задачами  социальной  политики  в  отно­шении
инвалидов  являются  обеспечение  им равных со всеми дру­гими гражданами
Российской Федерации возможностей в реализа­ции прав и свобод, устранение
ограничений в их жизнедеятельно­сти, создание благоприятных условий,
позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в
экономи­ческой, социальной и политической жизни общества, выполнять свои
гражданские обязанности.
Основной задачей социальной работы с инва­лидами является объединение усилий
как государственных орга­нов, так и общественных и частных инициатив, групп
самопомо­щи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории
населения и самореализации лиц с ограниченными воз­можностями.
     Объектом исследования дипломной работы является  социальная работа с инвалидами.
     Предметом – опыт социальной, медико-социальной и
социально-психологической работы с инвалидами.
     Целью  выпускной квалификационной работы является теоретическое и
эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной,
медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.
     Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт
работы центров социального обслуживания с  инвалидами.
     Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды
учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В.
Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других.
     Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт
работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными
работниками в своей практической деятельности.
                 Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ                 
     СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
                   1.1.        ПОНЯТИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ                   
Термин  «инвалид»  восходит  к  латинскому корню (volid – «действенный,
полноценный,  могущий»)  и  в  буквальном  переводе  может  означать
«непригодный»,  «неполноценный». В российском словоупотреблении,  начиная  со
времен Петра I, такое название получали военнослужащие,   которые  вследствие
заболевания,  ранения  или  увечья были  неспособны  нести  воинскую  службу
и  которых направляли  для дослуживания  на  штатские  должности.
Характерно,  что в Западной Европе  данное  слово  имело  такой  же  оттенок,
то  есть    относилось  в первую  очередь  к  увеченным  воинам.  Со  второй
половины  ХIХ в. термин  распространяется   и  на  штатских  лиц,  также
ставших  жертвами войны,  -  развитие  вооружений  и  расширение  масштабов
войн  все  более подвергали  мирное  население  всем  опасностям  военных
конфликтов. Наконец,  после  Второй  мировой  войны  в  русле  общего
движения  по формулированию  и защите  прав  человека  в  целом  и  отдельных
категориях  населения  в  частности  происходит  формирование  понятия
«инвалид»,  относящегося  ко всем лицам имеющим физические, психические  или
интеллектуальные  ограничения  жизнедеятельности.
Сегодня   инвалиды   относятся  к  наиболее  социально  незащищённой
категории  населения.  Их  доход  значительно  ниже  среднего, а потребности
в  медицинском  и  социальном  обслуживании  намного  выше.   Они  в  меньшей
степени  имеют  возможности  получить  образование,  не могут  заниматься
трудовой  деятельностью.  Большинство  из  них  не  имеет  семьи  и  не
желает  участвовать  в  общественной  жизни.  Всё  это   говорит  о  том,
что  инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым  и
сегрегированным  меньшинством.
Анализ  истории  развития  проблемы  инвалидности  свидетель­ствует  о  том,
что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных»
членов  общества  до  концепций  при­влечения,  их  к  труду,  человечество
подошло  к  пониманию  необхо­димости  реинтеграции лиц  с  физическими
дефектами,  патофизио­логическими  синдромами, психосоциальными  нарушениями.
В  связи  с  этим  возникает  необходимость  отвергнуть  классичес­кий
подход  к  проблеме  инвалидности  как  к  проблеме «неполно­ценных    людей»
и  представить  ее  как  проблему,  затрагивающую  общество  в  совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема не одного чело­века, и даже не
части общества, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных,
коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия  инвалидов  с
окружающим  миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется соответствую­щим развитием
экономических  возможностей  и  уровнем  социаль­ной  зрелости различных
исторических  эпох.
«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвали­дов в Российской
Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обуслов­ленное заболеванием, последствиями травм или
дефектами, при­водящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее
необ­ходимость его социальной защиты»*.
«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная
или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой
деятельностью»**.
Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или
частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных
отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются
также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают
заболеваниями, не позволяющими им трудиться в ___________________________                 
*, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр.
196.
разно­образных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек,
страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые
физические работы, но умственная деятель­ность ему вполне по силам.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
2. По про­исхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны,
инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и
нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы
(вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах),
инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
4.  По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным,
маломобильным или неподвижным группам.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы
трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды
(способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут
работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство
обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на
дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых из­делий на склад
или потребителю, материально-сырьевое и техни­ческое снабжение, ремонт,
профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида
на работу и с работы и т. д.
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они
не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать
умственно: анализировать общественно-политические, экономические,
экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения,
создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.
Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно
просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые
находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать
заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты,
организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и
в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением
продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные
работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но
подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или
благотвори­тельными организациями работники.
          1.2.                       ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ          
                                    ИНВАЛИДОВ                                    
С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник
обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус
инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие
права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот
несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:
- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;
- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать
возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;
-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное
лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление
здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную
подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на
услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое
значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности
государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).
Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О
научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же
года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки
инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятель­ности».
Этими нормотворческими актами определяются отношения об­щества, государства к
инвалидам и отношения инвалидов с об­ществом, государством. Следует заметить,
что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое
поле жиз­недеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.
В Законе «0 социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов»
сформулированы основные принципы соци­ального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление
государст­венных гарантий в сфере социального обслуживания; равные
воз­можности в получении социальных услуг; преемственность всех видов
социального обслуживания; ориентация социального обслу­живания на
индивидуальные потребности граждан пожилого воз­раста и инвалидов;
ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан,
нуждающихся в социальном обслу­живании и др. (ст. 3 Закона).
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и
инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям и других
обстоятельств (ст. 4 Закона).
Социальное обслуживание осуществляется по решению орга­нов социальной защиты
населения в подведомственных им учреж­дениях либо по договорам, заключенным
органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм
собственности (ст. 5 Закона).
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в
них, особенно когда речь идет о помеще­нии их в стационарные учреждения
социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может
быть орга­низована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.
Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегод­ный оплачиваемый
отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
·              социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское
обслуживание);
·               полустационарное социальное обслуживание в отделениях
дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социаль­ного
обслуживания;
·              стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах,
пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
·           срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не
терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью,
ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
·           социальная, социально-психологическая, медико-социальная
консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень га­рантированных
государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на
условиях частичной или полной оплаты.
Б е с п л а т н о  оказываются следующие социальные услуги:
1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и ин­валидам, получающим
пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родст­венников, но
получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход
которых ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги на уровне  ч а с т и ч н о й   о п л а т ы  ока­зываются
лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родст­венников, членов их семей)
составляет 100-150% прожиточного минимума.
Социальные услуги на условиях  п о л н о й   о п л а т ы  оказы­ваются
гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на
150% прожиточный минимум.
На 1 января 2002 г. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались
все без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды более половины
субъектов Российской Федерации, где оплата труда всего трудоспособного
населения была менее 150% прожиточного минимума. Ниже черты бедности
находятся более 80% населения страны. Особенно высока бедность в таких
регионах, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская,
Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия,
Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Карачаево-
черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва.
Понятно, что администрации этих регионов страны не в состо­янии обеспечить не
только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные
пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством.
Все население этих регионов от мала до велика получает доход ниже
прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на
оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя
федеральные органы.
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов»
система социального обслуживания поделена на два основных сектора —
государственный и негосударственный.
     Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы
социального обслуживания.
     Негосударственный сектор социального обслуживания объеди­няет учреждения,
деятельность которых основана на формах собст­венности, не относящихся к
государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную
деятельность в сфере соци­ального обслуживания. Негосударственными формами
социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе
профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов полу­чили правовую базу в
Законе «О социальной защите инвалидов в российской Федерации». Закон
определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов
Российской Фе­дерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает
права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, кото­рая на
основании комплексного обследования человека устанавли­вает характер и
степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности,
определяет режим труда работающих инва­лидов, разрабатывает индивидуальные и
комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные
заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов,
предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, ока­зываемых инвалидам,
возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с
реабилитационными органами соци­альной защиты инвалидов.
Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций
создавать условия, позволяющие инвалидам сво­бодно и самостоятельно
пользоваться всеми общественными мес­тами, учреждениями, транспортом,
беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных
учреждениях и т. д.
Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья,
соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям,
имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной
платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального
отопления, — со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем
составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное по­лучение
земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, садоводства,
ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).
Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инва­лидов. Закон
предусматривает финансово-кредитные льготы спе­циализированным предприятиям,
применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям
общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу
инвалидов, в частности, организациям независимо от организаци­онно-правовых
форм и форм собственности, численность работ­ников в которых составляет более
30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах
к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные
объеди­нения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал
которых состоит из вклада общественного объединения инвали­дов, освобождаются
от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Закон определяет правовые нормы для решения таких сущест­венных вопросов
занятости инвалидов, как оборудование специ­альных рабочих мест, условия
труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в
обеспечении занятости инвали­дов, порядок и условия признания инвалида
безработным, госу­дарственное стимулирование участия предприятий и
организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и
социально-бытового обслуживания инвалидов, Предусматриваются существенные
льготы и скидки за оплату ком­мунальных услуг, за приобретение инвалидных
приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за
пользование общественным транспортом, приобретение, техни­ческий уход за
личным автотранспортом и т. д.
Помимо федеральных законов социальным работникам необ­ходимо знать
ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения
тех или иных законов или их отдельных статей.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные
законодательством или решенные, но не реализуемые в практической
деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» не допускает произ­водства транспортных средств, не имеющих
приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами
транс­порта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмот­рены
приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15
Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России,
оборудованных специальными подъ­емниками, с помощью которых инвалиды,
передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус
или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются
жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно
выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по
пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения
Закона ‹‹0 со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту
игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для
нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства
на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам
детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки
толкают их на любую работу, в том числе и «на работу», которую обсуживает
криминал – попрошайничество, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный
всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.
Но даже если решены финансовые проблемы, полностью пере­устроена среда
жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными
благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые
аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для
чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная
промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие
предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют
разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами
инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и
менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в экс­плуатации.
       1.3.        СОЦИАЛЬНЫЕ, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ и управленческие АСПЕКТЫ       
                                ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ                                
Выше было отмечено, что инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия
«инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о
трудоуст­ройстве и быте человека с ограниченными возможностями значи­тельное
место отводится медико-социальному направлению.
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой
деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием
или травмой, что и приводит к ограничению жизнедеятельности.
По данным Ж.П. Дашковской и В.А. Якобашвили (1981), пере­несенные
заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности,
занимают второе место среди других при­чин инвалидности. В анамнезе
значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский
церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и
периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата,
на­рушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это
свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в
комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду по­мощь по целому ряду
вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно,
социального и медико-социального характера.
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в
статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и
инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию,
обеспечение лекарст­вами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями,
средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональ­ную
подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на
бесплатную медико-социальную помощь в учреж­дениях государственной или
муниципальной системы здравоохра­нения, на уход на дому, а в случае
неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в
учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении
официального статуса инвалида и потому со­циальный работник должен знать
порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако,
часто стано­вится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности,
степень утраты трудоспособности граждан, опреде­ляет виды, объем и сроки их
реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому
устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки
стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в
социальной защите: при оче­видном неблагоприятном клиническом и трудовом
прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более
4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продол­жающейся
нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния
после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения
вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности;
работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения
клиничес­кого и трудового прогноза.
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится соци­альному работнику в
учреждениях здравоохранения.
В задачу медико-социального специалиста, обладающего зна­ниями
психофизиологических особенностей инвалидов соответст­венно причине,
приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности
его участия в трудовой деятель­ности, помощи в адаптации к новым условиям,
определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социаль­ный работник
руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и
полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и
пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое
значение имеет заинте­ресованность самого инвалида в проведении социальных
программ.
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности
инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в
условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей
стране. Социаль­ный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует
неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов
практического здравоохранения и тем самым создает опре­деленное равновесие в
вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы
врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента,
способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям,
имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида,
но и проанализировать соци­альную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются
в постоян­ном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для
родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жиз­ненных
потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
В обязанности социального работника входит организация ме­дицинской помощи
инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками
территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь
при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на
дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, спо­собствует
приобретению необходимых тренажеров, средств пере­движения, корригирующих
аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию
родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим
питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и
другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью
которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен
родного дома. Здесь они обретают определенные соци­альные гарантии и
защищенность.
Инвалидам, проживающим в стационарных учреж­дениях социального обслуживания,
предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по
организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-
медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их
физических и умственных возможностей и способностей, услуги, свя­занные с
социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, со­действие в организации
ритуальных услуг.
Дополнительные услуги, оказываются и специализированны­ми отделениями помощи
на дому создаваемыми в муниципаль­ных ЦСО или при органах социальной защиты
населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием
здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицин­ских процедур
(перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-
гигиенических услуг, кормление ос­лабленных больных, проведение санитарно-
просветительской работы.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное
социальное обслуживание предусматривает ока­зание разовых услуг остро
нуждающимся в социальной поддерж­ке): обеспечение одеждой, обувью и другими
предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в
предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бес­платным горячим
питанием или продуктовыми наборами, органи­зация экстренной медико-
психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических
и иных консультаций.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отде­лениях дневного
(ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места
жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-
медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в
соответствии с их физичес­кими и психическими способностями, правовые услуги.
Целью деятельности ЦСО является осуществление социально­го обслуживания
инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит
эффективность и каче­ственность выполнения поставленной цели, а именно:
-  выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального
обслуживания;
-  оказание социально-бытовой, медицинской, психологичес­кой, консультативной
и иной помощи гражданам;
-  содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых цент­ром, возможности
реализации своих потребностей;
-  обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преиму­ществ, установленных
действующим законодательством;
-  анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка
перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения,
внедрение в прак­тику новых видов и форм помощи в зависимости от характе­ра
нуждаемости граждан и местных условий;
-  привлечение различных государственных и негосударствен­ных структур к
решению вопросов оказания социально-бы­товой помощи нуждающимся слоям
населения и координа­ция их деятельности в этом направлении.
Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо
аппарата входят следующие подразделения: от­деление социального обслуживания
на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального
обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО со­здается для
временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично
утратившим способность к самооб­служиванию и нуждающимся в посторонней
поддержке, социаль­но-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО
на­правлена на максимально возможное продление пребывания граж­дан в
привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и
физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем
предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-
бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных
государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не
входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и
120, проживающих в домах со всеми удоб­ствами. Обслуживание граждан
осуществляется социальными ра­ботниками, медсестрами, состоящими в штабе
центра.
Должность  социального  работника  вводится  из  расчета  обслу­живания
4 граждан  сельской  местности  и 8 — в  благоустроенном  городском  секторе.
Заведующий    отделения социального обслуживания     устанавливает     для
социаль­ного      работника    зону обслуживания    периодичность   (3  раза
в  не­делю)    и   графики     посещения
каждого  обслуживаемого  с учетом степени и характера нуждаемости граждан
в  помощи,  компактно­сти   их   проживания,   транспортных   связей,   наличия
предприятий   торговли,  общественного  питания  и  бытового  обслуживания.
Должность    патронажной   медсестры    вводится   из   расчета  1  ставка
на  2
отделения     социальной    помощи    на    дому.   График    работы   медсестры
утверждается  заведующим  отделением  при  условии  посе­щения  ежедневно 3
граждан    в   сельской   местности.    Заведующий    ОСО    посещает    каждого
обслуживаемого  не   реже  1  раза  в  квартал.
     Отделение Дневного пребывания (ОД П)
ОДП  является  полустационарным  структурным  подразделени­ем центра
и обслуживания  граждан,  сохранивших  способ­ность  к  самообслуживанию  и
активному   передвижению,   организа­ции   их   питания,   общения   и   отдыха,
привлечения  к  посильной  трудовой   деятельности,   поддержания   активного
образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по
труду, заведующего, психолога, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП
создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность
обслуживания в отделении устанавливается исходя из очередности граждан на
обслуживание, но не менее 2 недель. Правда необходимо отметить, что пожилой
человек, инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность
повторно через год (в каждом регионе устанавливаются свой регламент) пройти
обслуживание в отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания  выделяются помещения для кабинетов
доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-тру­довых
мастерских, комнаты психологической разгрузки, медицинских кабинетов (чаще
всего это кабинет стоматолога) и т. д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с
медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в
специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных
хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по
труду и под наблюдением медицинского работника.
     Отделение срочного социального обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается для оказания престарелым гражданам и инвалидам, остро
нуждающимся в социальной поддержке, помо­щи разового или краткосрочного
характера, направленной на под­держание их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности специалиста по социальной работе, заведующего,
медицинского работника, а также психоло­га и юриста. Работниками ОССО
осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и
иных видах помо­щи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно
рас­полагать минимальным набором лекарственных препаратов и пе­ревязочных
средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится
на сотрудничестве с различными го­сударственными учреждениями, общественными,
благотворитель­ными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а
также отдельными гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:
* услуги по организации питания, быта, досуга;
     * социально-медицинские услуги;
     *социальные;
     * социально-психологические;
     * правовые услуги.
Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб,
оказывающих помощь инвалидам, является создание усло­вий для поддержания
здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном
положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям
можно отнести пре­доставление дополнительных рабочих мест для людей с
ограни­ченными возможностями, организацию для них производства на дому и т.
д.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невоз­можна без
управленческих органов. Они существуют на всех уров­нях государственного
управления. В Государственной Думе Фе­дерального Собрания Российской
Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере
занимаются про­блемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике,
комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам
женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Феде­рального Собрания России
также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций
которого является социаль­ная защита населения. Составная часть этого
комитета — управле­ние по делам инвалидов. В республиках, краях, областях
страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным
органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы,
управления по делам инвалидов.
Ещё один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Сейчас
можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках,
открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль
творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти
мероприятия совершаются не сами собой. Они – результат больших
организаторских усилий. Проведение таких мероприятий – поле приложения труда
социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации,
помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу,
организовать продажу изделий и т.д. и т.п.  Можно встретить немало примеров
продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи
инвалидам.
     Выводы по первой главе:  Таким образом, анализ литературы позволил нам
сделать следующие выводы:
Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Статус инвалида определяется правовыми и ведомственными документами, такими
как Декларация ООН « О правах инвалидов» и другими документами.
В работе с инвалидами можно выделить следующие направления: медико-социальная
помощь; медико-социальная экспертиза; медико-социальные услуги, оказываемые
специальными отделениями помощи на дому и ЦСО; услуги, предоставляемые
отделениями срочной социальной помощи; социально-бытовая, медицинская,
психологическая консультация и др.
     Глава 2. Анализ опыта социальной работы с  
     инвалидами в России.
     2.1. Региональный опыт работы центров социального 
     обслуживания с инвалидами
В последние годы в России сформировались основные направления в социальной
политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в
общество и реализацию их общественных прав.
Реализация государственной политики в отношении инвалидов  осуществляется
через государственные структуры, неправительст­венные организации и
общественные объединения.
Одним из эффективных механизмов реализации государствен­ной политики в отношении
инвалидов являются федеральные и ре­гиональные программы, выполнение
которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и
реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам
относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для
обеспечения инвалидов», "Социальная поддержка инвалидов», «Дети России»,
                             «Дети-инвалиды›› и др.                             
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) ор­ганизованы 
комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста
осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные
медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и
престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают
напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т. п.
Помимо государственных органов управления имеются и ве­домственные
управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих
поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей
главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на
представле­ние граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во
всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные
экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об
инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы
(справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.
В системе социального обеспечения действуют управ­ления, отделы, сектора,
которые назначают пенсию по инвалид­ности, следят за ее индексацией,
перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в
почтовые отде­ления связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это —
окруж­ные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно об­ращаются
сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в
социальном обеспечении и поддержке.
Управленческие функции по делам инвалидов выполняют так­же органы министерств
обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют
всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые
правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до
специализированных предприятий.
Есть необходимость рассмотреть опыт работы с инвалидами в Калужской области,
где разработана специальная Программа профессиональ­ной реабилитации и
содействия занятости инвалидов. В программе представлен анализ и намечаются
пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;
безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения
инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной
работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.
В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе
Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по
учебно-педагогической работе, направ­ленной на помощь детям-инвалидам и их
родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в
следу­ющие блоки:
- информационный блок — создание благоприятной информационно-методической
среды для обеспечения выживания, зашиты и развития детей-инвалидов и их
семей;
-  учебно-педагоги­ческий блок, ориентированный на тезис ребенка-инвалида:
«По­моги мне сделать все самому»;
- блок прагматической школы — предпрофессиональное обучение по конкурентным
специальностям, обучение надомному труду;
- блок медицинского оздоровления — создание оздоровительных кабинетов
традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского
оздоровления детей-инвалидов, восстановление и компенсация нарушенных или
утра­ченных функций организма; блок духовного развития.
В Курской области со­здан центр медико-социальной реабилитации для детей,
страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-
двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр
оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной
реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг
вопросов, включая обследование и уточнение диаг­ноза, разработку
индивидуальных программ реабилитации; прове­дение психокоррекции с установкой
на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками
самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.
В Санкт-Петербурге создана программа социальной реабилитации детей для детей-
инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными
конечностями (опорники), слабо­видящих и слабослышащих, слепых и глухих.
Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-
инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических,
педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной
программы «Город и техника — детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи
инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных
организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста
действуют сов­местно в интересах инвалидов в ряде регионов России
(Калуж­ская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и ре­ализация социальных
программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и
семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной
формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, со­здание
комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное
обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но
и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального
обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский
социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера
(перевязки, рекомендации и т.д.).
В Ростовской области создано 22 дома-интерната, из них — 9 общего типа, 10 —
психоневрологических, 3 — детских.
В  последние  годы  в  Ростовской  области  введены  в  эксплуата­цию  4
интерната:  в  г. Волгодонске  на  130  мест,   в  с. Новый  Егорлык
Сальского района,  в  Миллеровском  и  Кашарском  районах  на  50  мест
каждый.
В стационарных социальных учреждениях области проживает около 5 тысяч
престарелых и инвалидов.
Комитет труда и социального развития и администрации стационарных учреждений
Ростовской области принимают все меры, чтобы условия проживания в интернатах
были приближены к домашним. Преста­релые и инвалиды обеспечены
благоустроенным жильем, необхо­димой мебелью, питанием (в том числе детским),
постельными  принадлежностями, одеждой, обувью.
92 врача, 645 человек среднего и 1630 человек младшего меди­цинского
персонала оказывают проживающим повседневную ме­дицинскую помощь. Ежегодно
проводятся профилактические ос­мотры врачами узких специализаций; по
заключению медицинс­ких работников нуждающиеся своевременно госпитализируются
в стационарные лечебно-профилактические учреждения.
Системой в работе домов-интернатов стало проведение активи­рующей терапии,
комплекса мероприятий по социально-трудовой реабилитации с целью поддержания
личностного и социального статуса престарелых и инвалидов.
В результате комплекса проводимых терапевтических и психо­логических
мероприятий отмечается положительная динамика в самочувствии проживающих,
активизация физической и умствен­ной деятельности.
Созданные 59 отделений милосердия, 2 геронтологических от­деления позволили
улучшить уход за тяжелобольными.
Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах направле­ны на сохранение и
восстановление физического, психологическо­го статуса, восстановление
потребности трудиться, укрепление психологической приспособляемости
проживающих. Во многом этому способствует введение в штат интернатов
психологов, вос­питателей и социальных работников.
В лечебно-трудовых мастерских, созданных в домах интерна­тах, трудотерапией
заняты около 20% проживающих, кому по ме­дицинским показаниям рекомендован
труд, 80% привлекаются к участию в различных трудовых процессах на
предприятиях и в организациях, а также на подсобных работах в домах-
интернатах.
Социальной адаптации способствует привлечение к участию в различных
творческих объединениях, в проводимых смотрах, кон­курсах, посещение
культурно-зрелищных мероприятий.
             2.2. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДОВ В МОСКВЕ И              
                            МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                            
В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального
обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной
защиты населения строят в соответст­вии с ежегодно утверждаемой
правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая
включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан,
нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом
реальных возможностей города.
Источниками финансирования социальных программ являются средства местного
бюджета, отделения Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации по г. Москве,
городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных
организаций и др.
Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам
включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального
обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной
социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес
имеет работа именно с инвалидами.
Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий
граждан с низкой степенью самообслуживания. В настоящее время, в Москве
действует свыше 700 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживали
90721 человека. Для сравнения — в 1990г. такую помощь получали 30085 человек.
Центры социального обслужи­вания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки
данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицин­скую,
социально-бытовую, консультативную, социально-психологическую помощь, берут
на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов.
В Москве функционируют два реабилитационных центра для инвалидов, в которых
осуществляется психологическая реабилитация. В структуре центров социального
обслуживания населения, центров социальной помощи семье создано 40 отделений
социальной реабилитации инвалидов, в них работают 30 психологов, ежегодно они
проводят психологическую реабилитацию более 5 тыс. инвалидов. Они
детализируют и конкретизируют индивидуальные программы реабилитации
инвалидов, уточняют психологический компонент реабилитационного потенциала,
осуществляют динамический контроль над процессом реабилитации.
В Московской области в городах и районах создано 25 реабилитационных
учреждений для инвалидов, социально- психологическая реабилитация в них
ведётся весьма активно, в ней задействованы 42 профессиональных психолога.
В Москве действует 65 отделений срочной социальной помощи, комнаты медико-
социальной помощи, социально-психологической помощи. Ежегодно в этих
отделениях оказывается различная помощь до 88 000 нуждающимся.
В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр «Преодоление»,
который не только оказывает мораль­ную, учебную, организационную помощь, но и
наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу,
прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски.
Этот пример свидетельствует о том, что среди инвалидов есть много талантливых
мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы — найти этих людей,
содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем
самым помочь многим.
В Москве в службе медико-социальной экспертизы также работает более 30
психологов, число психологических консультаций за последний год увеличилось
на 16%. Это свидетельствует о возрастающей роли психологического исследования
в формировании экспертного решения и определения нуждаемости в реабилитации.
Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной
нормы проживания», осуществляется доплата к пенсии из городского
бюджета.
Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеет санаторное
лечение. Престарелые граждане, включая инва­лидов Великой Отечественной
войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на
инвалидность, по рос­сийскому законодательству имеют право на получение один
раз в два года бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение. В течение
2002 г. в Москве этим правом воспользовались свыше 20 тыс. человек.
В Москве полностью решены все вопросы, связанные с проте­зированием и
обеспечением инвалидов креслами-колясками.
Если учесть все расходы, связанные с оказанием социальной поддержки
нуждающимся категориям населения, включая инва­лидов, то в 1995 г. из
городского бюджета на эти цели был направ­лен 1 трлн. рублей. Это
существенная добавка к государственным пособиям.
Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание со­циальной помощи
нуждающимся москвичам, должны обеспечить власти. Однако данные
социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г.
Институт социологи­ческих и маркетинговых исследований провел опрос 1207
жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муни­ципальными
структурами управления социальных программ».
Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инва­лидов ощутили
социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное
питание, обслуживание на дому получили только 8,8% инвалидов, а 91,2% дали
ответ, что эти мероприятия их не коснулись. Санаторно-курортное лечение
получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.
Объяснение этому найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое
количество пенсионеров и инвалидов, нужда­ющихся в социальной поддержке, то
персонально каждому доста­ется не так уж и много.
Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнения, нужна. Но только тем,
кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на
увечье или слабое здоровье, способен удовлетворить свои насущные потребности,
нужны не столько денежные пособия, сколько возможность получить работу. Но в
этом направлении правительство Москвы делает не много. Можно говорить даже об
ущемлении прав престарелых и инвали­дов. Количество работающих инвалидов в
Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом
увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен.
Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правитель­ства столицы.
К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инва­лидов относятся так
называемые поезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа
работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают
медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных
разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или рай­онных центров.
Помощь оказывается медицинского, социального, бытового,
социально-психологического и другого характера. Одновременно оказывается и
мате­риальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с
медикаментами и др.).
Основные сферы жизнедеятельности человека — труд и быт. Здоровый человек
приспосабливается к среде. Инвалидам же надо помочь в адаптации: чтобы они
свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные
операции; могли сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить
магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и
переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Необходимо,
чтобы они чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома,
и в общественных местах. Это и называется соци­альной помощью инвалидам,
людям престарелого возраста — всем тем, кто неполноценен физически или
психически.
     Выводы по второй главе: Анализ специальной литературы и документов,
обобщающих опыт работы учреждений социальной защиты позволяет нам сделать
вывод, что в Москве и других регионах России накоплен большой опыт работы с
инвалидами. Основными документами, которыми руководствуются цетры социального
обслуживания, социально-реабилитацуионные центры являются федеральные и
региональные программы: -
- «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения
инвалидов»;
- «Дети России»;
-«Дети-инвалиды;
- Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов.
В учреждениях социальной защиты используются различные формы работы,
направленные на социальное, социально-психологическое и физическое состояние
инвалидов:
                                   Заключение.                                   
В Российской Федерации в конце XX в начале ХХI века, как и во всём мире,
наблюдался рост числа инвалидов. С 1994 по 2001 годы дет­ская инвалидность в
России выросла на 45%. Среди причин, спо­собствующих возникновению
инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки,
неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской
инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и
культуры здорового образа жизни, высокий уро­вень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный,
противоречи­вый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности
родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую,
экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассмат­ривают ее
влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества
в той или иной мере затро­нула все слои населения. Инвалид и его семья,
нуждается в постоянном повы­шенном внимании и защите со стороны общества.
Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения
инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер,
предла­гаемых для реализации им конкретной помощи.
В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на
организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры
по безбарьер­ному доступу в различные структуры и обеспечению инфор­мацией.
Для людей с ограниченными возможностями здоро­вья предусматриваются
дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства
будет недо­статочно, если не проводить целенаправленную социальную работу с
самими инвалидами и их семьями, имея в виду воз­можную активизацию их
жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.
Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной
работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит
от того, в каком возрасте получена инвалид­ность. Разные возрастные периоды
обусловливают специфи­ку инвалидов и соответственно во многом определяют
на­правления и средства деятельности по их активизации.
Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, использу­ются все методы
социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь
вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидом
и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая
представляет собой систему и процесс восста­новления способности к
самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности . Социальная
реабили­тация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-
бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в
работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются
инфор­мирование и консультирование инвалида и его семьи; адап­тационное
обучение; формирование у инвалида навыков са­мообслуживания, обеспечения
персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств
реа­билитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям
инвалида.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-
психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности
инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопро­филактическую и
психогигиеническую работу, психоло­гические тренинги, привлечение инвалидов к
участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по
телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут
быть отне­сены формирование социальной независимости, навыков общения,
проведения досуга и отдыха, занятия физкуль­турой и спортом, предоставление
помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.
Учитывая проблемы с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты
считаем необходимым в условиях становления службы медико-социальной
реабилитации, социальной помощи, социально-психологической поддержки
инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях следующее:
1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников,
медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в
федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации
социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.
2. Регулярно проводить научно-практические семинары и конференции по
социальным, медико-социальным и психологическим проблемам экспертизы и
реабилитации.
3. Усовершенствовать систему научно-методического консультирования
социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную
должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и
реабилитации.
4. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение
деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в
подведомственных учреждениях.
5. Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-
социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных
учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи
(нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).
6. Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации
инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в
учреждениях социального обслуживания  и реабилитации.
7. Стимулировать становление и развитие социальной, медико-социальной и
психологической службы в подведомственных учреждениях в регионах.
8. Сформировать координационный совет психологов, социальных и медико-
социальных работников для обеспечения деятельности социальной, медико-
социальной и психологической службы экспертизы и реабилитации инвалидов.
                                  Библиография:                                  
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика,
1991.
2. Астапов В. М., Лебединская О.И„ Шапиро Б.Ю. Теоретико-методоло­гические
аспекты подготовки специалистов социально-педагогичес­кой сферы для работы с
детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.,1995.
3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное
образование, 2001, №1.
4. Васин С.А., Сороко Е.Л., Богоявленский Д.Д. социальный портрет инвалидности и
социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики.
http// www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin.shtml
5. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных
обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.
6. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Фе­дерации». —
М., 1995.
7. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-
инвалидов. –М., 1992.
8. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. –
М., 1995.
9. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-
психологическая интеграция// Социс. 1991. №5.
10. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое
меньшиство?// Социс. 1992. №5.
11. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы
инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.
Кукушина. Ростов н/Д., 2000.
12. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы
инвалидности// Социологические исследования. – 1988. - № 4.
13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни­ков в
обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.
14. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической
конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М., 2002.
15. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.
16. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова. –
Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1994.
17. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в
формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной
России. — Ч. 2. — М., 1992.
18. Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй: Научно-
методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.: Государственный НИИ
семьи и воспитания, 2001.
19.  Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и
инвалидам//Социальная работа. – 1992. –  Вып. 1.
20. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред.
Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996.
21. Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004.
22. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов /
Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. - М., 1996.
23. Профессионализация социальной работы / Отв. ред. Л.С. Малик. –
Архангельск: Прморсеий госуниверситет, 2001.  26. Социальная работа: теория и
практика: Учеб. пособие. М., 2004.
24. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб для инвалидов//Социальное
обеспечение. - 1993. - № 2.
25. Социальная защита инвалидов. Норм, акты и док-ты /Под ред. П.М. Маргиева.
— М., 1994.
26. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы:
Учеб. пособие.; Изд. 4-е, доп. И перераб.од ред. В.С. Кукушина. – М.-Ростов-
на-Дону, 2004.
27. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда / Биб­лиотечка
«Российской газеты». — М., 1995.
28. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
29. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста/Под ред.
Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих. — М.: Ин-т социальной работы, 1996.
30. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. – Минсоцзащиты,
1992. - Вып. 4.
31. Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая
конференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С.
Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.
32. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имею­щих детей с
ограниченными возможностями / Под общ. ред. В.М. Астапова. – М., 1996.
33. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М.,
2000.
34. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. по­собие. —
М., 1996.
35. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. –
3-е изд. -  М., 2004.
36. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности //
Социологические исследования. 1999. №4.
Приложение
Таблица 1
     
Показатели Типы учреждений
ОбщиеПсихоневрологические Детские
Общая совместимость домов-интернатов 1810 2420 610
Фактически проживает 1819 2381 586
% от плановой вместимости 100,2 98,3 96,0