Каталог :: Психология

Реферат: Неформальные движения в России

По предмету: Социальная психология На тему: Неформальные движения России. Студента факультета «Педагогики и психологии» Алексеева Всеволода. Nobody like Us, but
We dont care It!
МГОПУ
20(00-03)г.
Вступление. Возраст 11-12-15-16лет мы называем подростковым. Это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависимы от особенностей физического развития подростков. Но этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением. В этот период ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот период и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях. Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой – социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами. Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск или неосознавание смысла существования (Н. Кофырин). Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так: " Молодежь приходит, взрослея,уже не в тот мир,к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ". В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры). Причины участия подростков в неформальных группах – это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А. Невский). В своей работе над неформальными движениями России я решил отталкиваться в первую очередь не от научно-публицистических изданий (т.к. там либо практически нет информации непосредственно о неформалах, либо она есть, но представляет собой скудно изложенный минимум, при ближайшем рассмотрении не претендующий на объективность), а от непосредственной литературы неформалов и общения с участниками неформальных молодежных течений, коих в нашей стране наблюдается немалое количество. Кроме того я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря это государство в государстве требующее очень глубокого изучения. Зарождение неформальных движений в странах Европы. Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют. "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления. Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в странах Европы, как неприятие молодежью общественных и экономических систем в их странах, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования. Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно что то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры. В конце 40-х – начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с особенными прическами и одеждой. Их жесты, их язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание. Это были – битники, обитавшие в подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни. В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы. Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого цвета кожи (неким их аналогом в современной России стали быдланы). Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в группу Tods. Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным дням. Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символом движения были – цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности, индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества. Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, старомодное пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии – внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи – это своеобразный вызов современному обществу. В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно- денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что приводило к разорению. Это была попытка создать коммуны, как протест существующему обществу. У хиппи была своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб мог вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В этот период из движения хиппи отделяется группа Йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Америки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование. Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к проникновению в их движение идей сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров. В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты как более мирные протесты обществу: движение «зеленых», группы новой демократии, группа защиты прав женщин и безработных. В развитых странах появляются байкеры (от слова bike – мотоцикл) – молодые люди из рабочих семей, учащиеся с мотоциклами. Они носились на большой скорости, оглушали ночные города, испытывая при этом чувство свободы. В ФРГ возникло движение фашистского толка наци рокеров. В настоящие время массовое распространение приобрели спортивные фанаты, куда активно внедряются бритоголовые нацисты. Группа попперов выступала против протестующего поколения отцов, предлагая не обращать внимание на отрицательное в жизни, а наслаждаться существующими благами, находить их в своем окружении. Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя брошенным обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: ярко расписывают лица, наголо бреют голову, или делают «ирокезы»; ходят в рваной одежде с ошейниками в шипах или цепями от унитаза на шее. Существуют так же люди, увлеченные компьютером. Они делятся на геймеров и хакеров. Геймеры – люди, профессионально занимающиеся прохождением компьютерных игр, а хакеры – люди, занимающиеся взломом различных компьютерных систем. В последнее время огромную популярность приобрели рэпперы, рейверы и роллеры. Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих это поиск оригинального образа жизни. Российские неформалы. В России неформальные группы молодежи появились также после ВОВ. В период перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику. Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом (А.П.Файн). Панки, металлисты, рокеры, гранжи, байкеры знают друг друга. 1) Волна 60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги). 2) Волна. 1986 год. Существование неформальных групп было признано официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Причины возникновения. 1) Вызов обществу, протест. 2) Вызов семье, непонимание в семье. 3) Нежелание быть как все. 4) Желание утвердится в новой среде. 5) Привлечь к себе внимание. 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране. 7) Копирование западных структур, течений, культуры. 8) Религиозные идейные убеждения. 9) Дань моде. 10) Отсутствие цели в жизни. 11) Влияние криминальных структур, хулиганство. 12) Возрастные увлечения. Хиппи. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но к 80-т гг. снова наблюдается интерес к движению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13-36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что дает свободное время днем. Система делится на «пионеров» и «олдов», или «мамонтов». «Пионеры» - это недавно вступившие в клуб, «олдовые» - старые члены клуба, серьезно вникающие в политику, религию, мистику, искусство. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы. Но главнейшим классом неформальных движений являются музыкальные неформалы. Панки. Распространено в России движение панков. Они, помимо своеобразного стиля одежды, отличаются грубым жаргоном и вызывающим поведением. Многие носят кожаные пиджаки или «косухи», с продетыми в нее шипами или заклепками, рваные джинсы. Они устанавливают связи между городами. Нередко занимаются драками и грабежами. Слушают они панк–музыку, именуют себя отбросами общества, анархистами. Байкеры. На мотоциклах без глушителей на больной скорости, группами, по ночам иногда угоняют чужие мотоциклы, некоторые не имеют водительских прав, многие вступают в связь с уголовными элементами. Сейчас настоящими байкерами являются уже обеспеченные люди зрелого возраста (за 25) на дорогостоящих мотоциклах (например, марки Harley Davidson). В музыкальных пристрастиях они схожи с рокерами (любителями муз. стиля Rock, Hard Rock) и металлистами. Движение считается очень престижным т.к. на все это требуется много финансов. Одеваются байкеры так же, как и металлисты: куртки «косухи», кожаные жилетки, некоторые носят кожаные штаны, ботинки «казаки» с узкими носами. На свою одежду помещают флаг рабовладельческой конфедерации, на руках носят обилие металлических перстней. Носят длинные волосы, некоторые даже отращивают бороды. У них есть свои места тусовок и даже проводятся свои ежегодные фестивали (« Bike Show» например), где участвуют многие российские рок коллективы. Многие из них байкеры считают своими, например «Монгол Шуудан», «Черный обелиск ».

Металлисты.

Сейчас наиболее распространенная группа – поклонники металлического рока, или металлисты. Они слушают несколько стилей металла: «Heavy Mеtal» (тяжелый металл), «Power Metal» (сильный металл), «Speed Metal» (скоростной металл), «Thrash» (трэш), «Black Metal» (черный металл), «Doom Metal» и др. Металл – атеистическое направление рока, хотя есть и верующие люди, как и группы сатанинского толка. Это поклонники «Black Metal». Они агрессивны, проповедуют культ сатаны. Носят на груди либо перевернутый крест, либо пентаграмму. Есть в металле и группы, откровенно пропагандирующие расизм и шовинизм. Многие подростки тянутся к ним т.к. их привлекает такой внешний вид. Однако, в основном, металлисты – ценители металлического рока, увлеченные музыкой, воспринимающие атрибуты металлического рока (черепа, кровь, зло.), как мрачные примочки, относясь к ним с юмором, иногда черным. Есть и агрессивные т.к. металлическая музыка является по своей сути антисоциальной и агрессивной, но есть и миролюбивые, состоящие в контакте с официальными организациями. Можно осуждать металлическую музыку за то, что в ней обычно зло побеждает добро, но на самом деле часто так и происходит. Конечно люди, слушающие металл обладают довольно мрачным мировосприятием, но, как они сами говорят, они часто бывают подготовленными к всевозможным «ударам жизни», нежели те люди, которые пребывают в иллюзорном мире, созданным их родителями и неготовыми осознать «суровою реальность». Гранжи. Гранжи вообще почти не отличаются от металлистов, только слушают «Grange». Могут носить джинсовую одежду. Прическами многие напоминают их кумира, солиста группы Nirvana Курта Кобейна (кстати, создавшего этот стиль). Вообще – то все выше названные группы, тесно контактирующие между собой, являются дружественными. Но их недостатком является большой процент наркоманов в этих движениях. Многие являются не в состоянии справиться с проблемами, либо достичь гармонии другим способом, нежели употреблением наркотиков. Рэпперы. Они слушают уже электронную музыку: «Hip-Hop», «Trip-Hop», «Brake beat», «Soul» и другие стили афро-американской музыки. Они носят ужасно широкие штаны «трубы» (правда, сейчас это стало уже просто модным среди молодежи), причем нередко их приспускают, носят балахоны, «клубняки» (клубные дутые куртки) или пуховики. На головах носят банданы, бейсболки, кепки «Cangol» или шапки-чулки. Реперы делятся на кланы, подражая американским реперским гангстерским бандам гетто East side и West side, враждующие между собой. В Америке реп – что в России – шансон, музыка уголовных элементов. В России среди реперов таковых «элементов» практически нет. У нас реп – это, скорее, просто ультрамодный образ «крутых по понятиям». По мнению МК (от 27.04 2000 года) «Реперами являются далеко не все, кто слушает реп, а скорее самая безмозглая часть этой категории населения». Конечно, с этим можно не согласиться, но иногда так и может показаться. Они не особо отягощают себя моральными принципами и жизненными ориентирами. Жизненные идеалы реперов сильно варьируются от тусовки к тусовке. Среди реперов широко практикуется «кидалово» (изъятие каких-либо предметов одежды или дорогих вещей под угрозой физической расправы) более «идейно непросвещенных» реперов или просто людей, далеких от Hip-Hop культуры. По мнению самих же реперов, их главными врагами являются бритоголовые НС. Так White Smoke Clan быстро заработал репутацию среди реперов тем, что сделал своими задачами защиту Hip-Hop движения от агрессии неонацистов. Это, пожалуй, единственная реперская банда, реально копирующая стиль жизни афро-американских гангстеров. Но вскоре быть «Вайт Смоком» стало просто модно, и появились так называемые 2-е,3-е и даже 4-е поколения «Вайт Смоков», правда, резко отличающихся от реальной банды не в лучшую сторону и по количеству и по качеству. Правда сейчас интерес к подобной деятельности заметно приутих и «White Smoke Clan» постепенно ушел в тень и существует уже больше, как страшилка для простых реперов и их оппонентов. Но, в основном все эти неформальные группы – ассоциальные - стоят в стороне от социальных проблем но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекриационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением” рокеры, хиппи, системы. Основные признаки музыкальных неформалов. 1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса. 2) Слабо выраженная внутренняя структура. 3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. 4) Слабые внутренние связи. 5) Очень сложно выделить лидера. 6) Не имеют программы деятельности. 7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны. 8) Представляют альтернативу государственным структурам. 9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. Так же имеются и просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы). Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет. Их задачи и цели. Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие. Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив. Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки. Но есть еще и Антисоциальные группы - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. Действия описанных групп блекнут по сравнению с “деятельностью” молодежных “банд”. Блатные, шпана, пацаны .“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко. В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться. “Травка” - наркотики - которые курят. “Прикидка” - элементарный грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и просит “дать поносить” на время куртку, кроссовки и т.д. можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является “счетчик”, когда к одному из подростков, как правило из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить “в долг”. С этого момента включается “счетчик”. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим “счетчик” жестока - от избиения до убийства. Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и д.р. понять молодых людей входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон. Социальные неформальные движения России. Nazi Skins. Движение бритоголовых зародилось в Англии в конце 60-х, начале 70-х гг. Этими людьми были рабочие, у которых иностранные (часто чернокожие) эмигранты отбирали рабочие места. Очень много для развития NS движения сделал человек по имени Ян Стюард. Это был лидер музыкальной группы «Skrewdriver». Он, фактически, создал праворадикальную музыкальную сцену, в лице организации «Blood and Honor», предложил путь развития и реализации NS-идей, которым теперь следуют все бритоголовые в мире. Этот человек является вождем движения бритоголовых, непререкаемым авторитетом (также как Адольф Гитлер являлся вождем национал – социализма). Он погиб в 1993 году, но его имя свято чтят многие бритоголовые. Движение бритоголовых, как бы не хотели признавать это многие из них) вышло из панк-движения (Skrewdriver начинали, как панк-группа) и уличных модников. Первые бритоголовые появились в нашей стране еще в последние годы существования СССР. Как говорит скинзин «Объединенной Бригады 88» под названием «Белое сопротивление»: «Тогда еще движения, как такового не было. Было лишь несколько человек, посмотревших однажды фильм Romper Stomper и решивших пойти по пути героев картины. Не было ни материалов, ни средств на закупку этих материалов». Резкий подъем NS-движения произошел после 93 года. Сейчас у нас в стране (особенно в крупных городах) ходит с бритой головой чуть ли не каждый третий. Другое дело, что не каждый из этих лысых – скинхед. Возраст современного русского скина от 12 до 30 лет. НО в основном это люди 16-18 лет. По различным оценкам в Москве людей, считающих себя скинхедами, от 5 до 10 тысяч. Реально же эта цифра гораздо ниже. Дело в том, что быть скинхедом среди российской молодежи довольно модно и «круто». Это одна из специфических особенностей, присущих только российскому NS-движению. Как пишет «Белое сопротивление» : «Молодые люди не понимают, что быть скинхедом это значит не только побить маленького поклонника негритянской музыки (хотя и это тоже), но и придерживаться совершенно иной идеологии и образа жизни, чем простые обыватели. К тому же быть скином это еще и достаточно опасно. Поэтому мы обращаемся к людям, желающим прийти в движение, чтобы понравится любимой девушке (хотя, зная современных девушек, это мало вероятно - автор) или чтоб напугать наглых одноклассников: Подумайте и еще раз подумайте прежде, чем так поступить! Нам нужны только морально и идейно подкованные люди. Так же мы говорим хватит людям, которые приходят к нам, чтобы только подраться. Поймите, ребята, скин это гораздо больше, чем кусок мяса, способный только убивать людей другой расы. Скин это гораздо-гораздо больше». На рост числа московских скинов повлиял период «особого положения» в Москве, быстро принявшего явно антикавказский характер. Подростки из «спальных» районов, из неблагополучных семей быстро нашли «предмет для ненависти». Война в Чечне подлила еще больше масла в огонь. (А уж после взрывов жилых домов в Москве и других российских городах на эту ненависть скинхеды получили полный карт-бланш.) Но это были лишь внешние факторы. В основе лежали катастрофический экономический спад в последние 10 лет, во-первых, и развал системы образования и воспитания – во-вторых. Неслучайно скинхеды появились в крупных городах – там, где особенно ярко выражено имущественное и социальное расслоение (в маленьких городках, где бедны все, скинхедов нет – если не считать городов-спутников крупнейших мегаполисов). Неслучайно и то, что возникновение скинхедских банд совпало с ликвидацией молодежных организаций. Подросткам оставалось только сбиваться в кучки и тусоваться на улицах и в подъездах. Какие-то из этих тусовок стали добычей уголовного мира, какие-то – наркоторговцев или торговцев «живым товаром», а из каких-то мелких молодежных банд выросли банды скинхедов. В Москве жертвами скинов в последнее время все чаще, наряду с «лицами кавказской национальности» становятся корейцы, африканцы, индийцы и евреи. В Мае 1998 года посольства ЮАР, Бенина, Судана и Нигерии направили официальные ноты протеста МИД Российской Федерации в связи с террором скинхедов: две женщины из семей пакистанских дипломатов подверглись жестокому избиению на Арбате. В том же районе была зверски избита скинами гражданка Индии, у которой после этого случился выкидыш. Наконец, в Филях был избит (и попал в Госпиталь) чернокожий морской пехотинец Джефферсон из охраны посольства США. США - не страна «третьего мира», и милиции пришлось проявить оперативность и задержать виновного. Им оказался 22-летний Семен Токмаков из скин-группы Russian Goal. Затем группа скинхедов напала на приехавшего в Москву для чтения лекции генерального секретаря Социалистической партии Великобритании Питера Таффа. Социалистическая партия разослала факсы об этом событии в СМИ всего мира, и разразился скандал. В Москве к лету 1998 года было, по разным подсчетам, от 700 до 2000 скинхедов, в Петербурге – от 700 до 1500, в Нижнем Новгороде – до 1000, в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове – на – Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове – от одной до нескольких сотен. К весне 1999 года в Москве было от 2000 до 3200 скинов, в Петербурге – до 2500, в Нижнем – до 2000, в Ярославле (в основном это заслуга «Хэнка» из группы T.N.F.), Пскове и Калининграде (бывший Keningsberg) численность скинов подбирается к 1000 человек. Напомню, что в 1992 году в Москве было с десяток скинов, да в Петербурге – человек пять. В одежде скины подражают своим западным единомышленникам. В начале скинхеды придерживались стиля Military, до последнего времени очень модного и в России: тяжелые ботинки с металлической вставкой (чаще всего английских фирм: Grinders, Dr. Martens, GettaGrip, Shelleys, Rangers и др.); голубые или синие джинсы (чаще всего Lee, Wrangler, Motor) и куртки американских пилотов фирмы «Альфа»: Ма-1, В-15, N-2B (в простонародье «бомберы»), или куртка американской пехоты М-65 (парка или «натовка»). Все это было свойственно скинам, когда их движение было чисто рабочим. Но вскоре у более обеспеченных бритоголовых стали входить в моду Casual Wear: продукции спортивных фирм: Lonsdale (Англия), PitBull (Германия), Everlast (США), Ben Sherman (Англия), Fred Perry, Merk, Lacoste (Франция), Fruit of the Loom (Ирландия), No Surrender, Three Stroke, Mark Ross (Польша), Панинтер (Российский концерн), Timberland, и других. Многие из перечисленных фирм специализировались на производстве одежды для боксеров, очень популярной среди скинов. Стиль Casual Wear скины позаимствовали у футбольных хулиганов. Особенностью российских скинов является любовь к флагу американской рабовладельщецкой конфедерации, нашиваемому обычно на рукав, или (если нашивка большая) на спину куртки. В ходу также нашивки в виде свастики, с изображением «мертвой головы» и числа 88 (то есть «Hail Hitler»: «Н» - восьмая буква в немецком алфавите) или букв W.P. («White Power»), с надписью Skinheads или с изображением кулака. Существует также масса более редких и дорогостоящих нашивок. Скины обычно не носят с собой никакого оружия (если нет разрешения), чтобы не привлекли, но в драках используют цепи, носимые на ремне. Наши скины, как и западные наци – скины – приверженцы музыкального стиля «Oi!» и «R.A.C.»(«Rock against communism»/ «Рок против коммунизма»), а кат же немного стиля «Ska», правда, более свойственного «красным скинам». Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Коловрат» (экс «Русское гетто»), «Радегаст», «T.N.F.» (ранее в Ярославле), «Вандал», «Ультра» (пос. Иваново) и другие. Это они задавали тон в русской скин-культуре. Правда, по последним данным, сейчас из вышеперечисленных команд реально выступают лишь «Коловрат», ставший флагманом NS в России, да иногда и «T.N.F.». Конкуренцию москвичам создают разве только две группы из Петербурга и Ярославля с одинаковым названием – Tottenkopf (в честь дивизии СС «Мертвая голова»), да наиболее известная в России скин-группа из самостийной Украины «Сокира Перуна». Не раз в Москву приезжали западные скин-группы, а также и просто делегации скинхедов из США, ФРГ, Австрии и Чехии. Впрочем, в ряде случаев нельзя утверждать точно, были ли это действительно «чистые» скинхеды или закамуфлированные под них неонацисты. Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на семьдесят скины – это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные скинхедские организации с жесткой иерархией: «Скин-легион» и русский филиал «Blood and Honor» («Кровь и Честь») (человек по 100-120 в каждой, или даже меньше). По мнению журнала «Ровесник» от 11 1999года: «Члены обеих группировок систематически распространяют слухи, будто в их организациях состоит по несколько сот человек; большинство «неорганизованных» скинов этому верит и завидует «легионерам» и «Хонорам» ». Это не совсем так. Дело в том, что зависти никакой не появляется и не идет никакого целенаправленного распространения слухов. Просто эти организации (не очень хорошо осведомлен про «СЛ», но «BH») наиболее организованы и являются как бы NS-элитой. И по этому в их ряды стремятся попасть. Не так давно около сотни скинов из групп «Белые бульдоги» и «Лефортовский фронт» создали третье крупное скин-объединение в Москве – «Объединенные бригады 88». В Петербурге около 100 скинов входят в организацию «Русский кулак», в Нижнем Новгороде – свыше 100 скинов объединены в группировку «Север», в Ярославле свыше 50 скинов входят в организацию «White Bears», Некоторые праворадикальные и фашистские партии и организации смотрят на скинов, как на свой резерв и «социальную базу». В Москве со скинхедами активно работает Русский Национальный Союз. По некоторым данным, с недавних пор скин-издание «Под ноль» выходит на средства РНС. В РНС создан специальный «департамент» пол работе со скинами, назначены ответственные за это «направление работы». Кстати, лидер «Скин-легиона» Гуськов систематически выступает с речами на митингах РНС. Пытается влиять на московских скинов и отколовшийся от РНС в конце 1998года группа, именующая себя «Имперской Партией России». Другой, активно работающей среди московских бритоголовых праворадикальной организацией является «Национальный Фронт», который в последнее время именует себя то «Церковью Нави», то «Священной церковью единой белой расы». Кстати, праворадикальные убеждения разделяет и «Русская катакомбная церковь», пишущая многие статьи для неонацистского издания «Раса». Также бритоголовым оказывает содействие Народная Национальная Партия (ННП) и не так давно начал помогать организовывать NS-концерты «Русский скинхед» (как было написано на одном из билетов) Александр Подберезкин. В Петербурге со скинами работает Национально- республиканская партия России (НРПР), в городах Поволжья и Краснодаре – РНЕ. Интересно, что большинство наших ультраправых начало работу со скинами только после того, как получили соответствующий инструктаж на этот счет от своих западных «коллег». В последние 2-3 года из США, Германии и Австрии неоднократно приезжали представители неофашистских группировок, которые «делились опытом» работы с бритоголовой молодежью. В частности, из США приезжали «специалисты по работе со скинхедами» из Ку-клукс-клана и НСДАП/АО, из Германии – «специалисты» из «Молодежи викингов», «Стального шлема» (обе партии запрещены в ФРГ), Немецкого народного союза, Национального народного фронта, «Союза правых» и других групп. Западные неонацисты наладили поставку нашим ультраправым и скинам литературы, экипировки (НС-нашивок), аудиокассет и «обмундирования» через ультраправые организации Эстонии и Латвии – «Кайтселийт», «Омакатсе», «Пернокруста», «Айзсаргов». Интересной тенденцией, присущей только русскому скинхед-движению, по мнению все того же «Белого сопротивления», является то, что «движение перестало быть только рабочим и переродилось в народное. Конечно, люди из рабочих семей составляют костяк движения, но сейчас головы бреют и дети профессоров и врачей и учителей». Этому есть простое объяснение: просто труд врачей, учителей и рабочих, в отличие от Европы, является в нашей стране почти одинаково мало оплачиваемым. И нет ничего удивительного, что из этих социальных слоев населения выходят новые бритоголовые, обиженные и на государство и нашедших объяснение своим бедам в лице «врагов нации». Впрочем, успехи неофашистов в скинхедовской среде не стоит преувеличивать. Расистами и нацистами NS-скины были изначально. От их предшественников Oi!- скинов, аполитичных и являющихся, о сути, типичными музыкальными неформалами (как металлисты, например), им досталось лишь любимое времяпрепровождение: напиться водки или пива, да сходить на скин-концерт или футбол. Добавилась только охота на улицах города или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Ян Стюард, создавая Nazi-skins, говорил: «Скин, только пьющий пиво и ходящий на футбол – это не скин, это – панк». Но все скинхед-движения, какими бы они не являлись, являются, в первую очередь, музыкальными движениями. Не слушая скиновской музыки, ты никогда не станешь скинхедом. Это – закон. Большинство скинхедов, вступая в ультраправые организации, вскоре их покидает. Дисциплина им претит: после пьяного разгула им трудно заставить себя ходить на партсобрания, зубрить фашистских «классиков», терпеливо торговать газетами и т.п. От этого и бытует мнение, что скины, в принципе, ничем не отличаются от простой шпаны (так, например, считает МК). Сами же скинхеды оправдывают эти действия тем, что в этих партиях «много слов и мало дела». Можно сказать, что ультраправые партии могут только говорить, а бритоголовые – только бить. Но все же изменения происходят. Если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» - за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотиками» (и в этом есть доля правды), то теперь любой рядовой скинхед (а с нерядовыми вы не встретитесь, не зная места их тусовок) расскажет вам малограмотную, (это правда зависит от уровня интеллекта рассказчика) но горячую мини-лекцию об «угнетенной русской нации», «жидовском засилье» и «грядущем возрождении великой России». Еще хотелось бы сказать, что скинхеды внутри себя неоднородны – в том смысле, что они не обязательно придерживаются ультраправых убеждений (White Power). Кроме наци-скинов (N.S.Skinheads) существуют еще и придерживающиеся левых. Таковы S.H.A.R.P.(«Скинхеды против расовых предрассудков»), R.A.S.H. («Красные и анархо-скинхеды»), F.G.S.N. (скинхеды-геи) и прочие. Впрочем, красное скинхедство и вообще левые движения, которыми до сих пор полыхает Европа, Россию не затронули. Красных скинхедов у нас – человек десять, не больше. Серьезную конкуренцию нацистам они составить не могут, что не оставляет российской молодежи практически никаких альтернатив в выборе жизненного пути. Спортивно-социальные неформалы. Футбольные фанаты. Футбол на сегодняшний день является самой популярной игрой на земле. Миллионы людей по всему миру играют в него, смотрят по телевидению, ходят на стадион. Но лишь немногие из них футбол обожествляют, они создают культ своей любимой команды и поклоняются ей иногда вплоть до смерти. Для этих людей футбол гораздо больше чем игра, футбол для них – это образ жизни и мировоззрение. Речь идет о футбольных фанатах. Долгое время футбольный фанатизм считался у нас порожденным капиталистическим образом жизни видом сумасшествия, который был неприемлем для советского человека. Однако вот уже 20 лет, тысячи людей на территории СССР сходят с ума подобным образом. Учитывая наметившийся в середине 90-х беспрецедентный подъем фан-движения в России, который продолжается и по сей день, данная тема представляется весьма актуальной для рассмотрения. Все больше и больше молодых людей предпочитают дискотекам, бренчанию на гитаре в подъезде и наркотикам именно этот вид развлечения и образ жизни. Первый национальный чемпионат по футболу был проведен в Англии в 1869 году. С тех пор эта страна считается родоначальницей футбола, а сама великая игра занимает в жизни англичан особое место. Поэтому неудивительно, что именно в Соединенном Королевстве зародилось фанатское движение. Естественно это произошло не сразу. Поначалу народ валом валил на стадион, чтобы поддержать своих любимцев, но ни о какой организации боления и особой субкультуре речи не шло. Граждане просто культурно отдыхали. Шли годы, и стадион со временем превратился в место, где можно было выплеснуть эмоции и насладиться переживаниями. Однако, как только на футбол пошла молодежь, разразились одна за другой мировые войны, и стало не до фанатизма. Только в середине 60-х интерес к футболу в Великобритании поднялся на довоенный уровень. В это время умы людей были заняты музыкой “ Beatles” и хипписткими призывами к всеобщему миру и любви. Но были и такие, которые находили существующее положение вещей слишком скучным для игравшей в них молодой крови, которая требовала страсти и борьбы. Силой, объединивший этих людей стал футбол. Они стали посещать все домашние матчи любимой команды и активно поддерживать ее. Петь песни, кричать речевки, размахивать клубной атрибутикой (флагами, шарфами, окрашенными в цвета родного клуба). Родиной футбольных фэнов в Англии считают Ливерпуль, так как именно там некто Уолтер Спенсер организовал первый своеобразный фан-клуб, объединив всех фанатов своего района в “фирму”- своебразное товарищество, где все объединены одной идеей и знают друг друга. Сейчас своя фирма есть у каждой команды вплоть до низших дивизионов. Со временем фирма Спенсера разрослась и они стали предпринимать поездки за “Ливерпулем” по другим городам, где также осуществляли поддержку. Так как это были люди преимущественно из небогатых семей, то им приходилось много работать для того, чтобы позволить себе такие путешествия, а так как рабочие всегда требовались только в порту, то выбирать не приходилось. Поэтому свое первое название, как класс, английские футбольные фанаты получили отсюда. Их стали называть Dockers. Как уже было сказано, фирмы представляли собой объединения молодежи, но время шло и Dockers "взрослели", а фанатизм развивался. К середине 70-х он распространился на всю Европу и Латинскую Америку, где люди помешаны на футболе. Dockers стали нормально зарабатывать и бродяжнический образ жизни их больше не устраивал. Фэны стали солидно одеваться и выезды превратились по виду в туристические поездки. И хотя это не закрыло доступ в движение для небогатых людей, фанатизм в целом превратился в развлечение для Casuals- денежных ребят. Не стоит забывать и том, что каждая фирма собирает со своих членов еженедельный взнос на выкуп членов из полиции, организацию поездок, пошив атрибутики и т.д. Стоит также сказать о том, что фанатизм в Англии повзрослел. Сейчас средний возраст британского фэна 30-35 лет. Естественно имеются в виду не все люди, поющие на стадионе песни и размахивающие шарфами, а лишь полноправные члены фирм-casuals, являющиеся основой той или иной фан- бригады. Отдельно хотелось бы сказать о драках, ибо они в фанатской жизни занимают далеко не последнее место. Не стоит думать, что фанатские разборки представляют собой неконтролируемые хаотические выплески животной ярости. Отнюдь, они носят характер тщательно спланированных акций и имеют под собой серьезную социальную, национальную или историческую подоплеку. Так конфликтуют лондонские фаны “Тотенхема”, представляющего еврейские районы Лондона и “Арсенала”, где много неонацистов; римские фанаты “Ромы” из пригородов и “Лацио”, за который болеют только коренные римляне и т.д. Именно смелость и бойцовские качества наряду с количеством выездов и временем участия в движении определяют авторитет того или иного фаната. Распространение фанатизма по всему миру привело к формированию нескольких видов фан-культуры. Каждый из них имеет свои характерные особенности и различия. -Британский ( Англия, Шотландия, Ирландия, Дания, Россия) Характеризуется небольшим количеством атрибутики и бутафории, в основном котируются выездная и боевая деятельность, поддержка - песни и речевки. Агрессивны, но не теряют головы. Пропагандируют fair play, т.е. честную драку только руками и ногами. -Латиноамериканский ( Бразилия, Аргентина, Чили, Турция, Греция) Обилие флагов, шарфов, кидание резаной бумаги и взрыв ракет и петард. Крайне темпераментны и агрессивны, но слабы духом и трусливы. В драке с ними можно легко получить удар ножом или арматурой. Делают акцент на поддержку команды дома. -Европейский (Италия, Германия, Испания, Франция) В боление совмещает признаки предыдущих двух типов, достаточно котируется выездная деятельность. Таким образом обстоят дела с футбольным фанатизмом в мире. И вот уже 20 лет Россия является его неотъемлемой частью. Первые группы организованного боления в СССР были замечены в Москве на матче Спартак-Днепр в 1978 году. Первоначально эти спартаковские фанаты собирались в небольшую группку, ходили на стадион, кричали речевки и размахивали крашенными в красно-белые цвета простынями. Вскоре такими группами поддержки обзавелись все московские команды, а затем и Ленинградский “Зенит”. Уже в 1979 году фанатизм выходит на новый этап, т.к. спартаковские фэны совершают первый в истории России выезд в Воронеж. С тех пор поездки стали основным занятием фанатов. Число выездов у наиболее старых и авторитетных превышает 150. Ряды фэнов пополнялись, ими становились молодые люди, которых не прельщали “ любовь, комсомол и весна”. Их влекла дорожная романтика и западный образ жизни. Шло время и между различными фанатскими бригадами и фанатами и местными жителями складывались определенные отношения. В основном ненависть друг к другу, реже безразличие и уж совсем редко дружба. Так боями сопровождались матчи Спартак - ЦСКА, Спартак-Динамо, поездки москвичей во все города, кроме Ленинграда, и особенно выезды на Украину, где происходили самые жестокие сражения на национальной почве. Единственный в то время союз, сохранившийся до наших дней - это антиспартаковская коалиция фанатов ЦСКА и Динамо. Со временем эти отношения не раз менялись, друзья становились врагами и наоборот. Но настоящий подъем фанатизма пришелся на 90-е годы. Обильные вливания молодежи привели к тому, что старые повзрослевшие фанаты составили основы нынешних движений, образовав закрытые группировки. Такие люди называются Ultras и составляют костяк любой бригады. Приведенный ниже перечень содержит информацию об основных фан-бригадах России: Спартак (Москва) Общая численность фанатов: около 7-9 тысяч человек. Бригады Ultras: Flint`s Crew, Gladiators, Clockwork Orange, Mad butchers, Young Crew, The Union, Independent Crowd, Storm Squad, Y.G., Hard Gang, Klinc First, F35, Авангард, Aliens, Devils, Suburban Squad, City Boys. =300-500 чел. Враги: ЦСКА, Динамо, Зенит и почти вся периферия. Друзья: Торпедо, хотя скорее соблюдается нейтралитет. ЦСКА (Москва) Общая численность фанатов: 6-8 тысяч человек. Бригады Ultras: Red-Blue Warriors, Kids, R.B. Support, Gallant Steeds, Yugents, N.Troops, Ярославка, = 150-350 чел. Враги: Спартак, Торпедо и провинция. Друзья: Динамо, Зенит (теперь скорее нейтралитет). Динамо (Москва) Общая численность фанатов: 4-7 тысяч человек. Бригады Ultras: (Blue-White Dynamite), Patriots, Capitals, Jokers, Outside Terraces Firm, Nordland, No Name Firm, Top Lads. = 80-150 чел. Враги: Спартак, Зенит, Торпедо. Друзья: ЦСКА Зенит (СПб) Общая численность фанатов: 8-10 тысяч. Бригады Ultras: (Nevsky Front), Коалиция, Питерские Волки, Jolly Nevsky, Gremlins Firm, Snake Firm, Beagle Boys = 80-300 чел. Враги: Спартак, Динамо, Торпедо. Друзья: ЦСКА (теперь скорее нейтралитет). Так выглядит основа российской фан-движения, но при этом стоит отметить, что все команды высшей и многие 1-ой, 2-ой лиг имеют свои фан-клубы. Итак, уладив внешние формальности, можно перейти к рассмотрению социальной сути изучаемого явления. О том, что спортивные соревнования являются одним из популярнейших видов развлечения и времяпрепровождения известно давно. Люди по сему миру с удовольствием смотрят футбол, хоккей, бейсбол и другие виды спорта. Однако в нашей стране это традиционно являлось уделом старшего поколения. Молодежь же, как правило, предпочитала другие способы развеяться. И вот в последнее время наконец-то молодые пошли на стадион, в связи с чем подскочила общая посещаемость спортивных мероприятий. В первую очередь это связано с выделением такого течения как футбольный фанатизм. Итак, что же из себя представляют российские фанаты ? Средний возраст российского фэна составляет 16-18 лет, хотя костяк составляют люди за 20. Социальный состав крайне широк и неоднороден, от детей рабочих до ученых и банкиров. Особых требований к внешнему виду не предъявляется, но традиционно приняты два стиля: Military и Casual Wear. К первому относятся «бомберы» и «натовки», синие или голубые джинсы, английские ботинки Grinders и Dr. Martens, ко второму - продукция спортивных фирм, схожая с одеждой продвинутых NS, правда еще расширенная фирмами Umbro, Adidas, Reebok, Cangol, New Balance и других спортивных фирм. Основным занятием фанатов является посещение стадиона с целью поддержки своей команды путем скандирования, распевания песен и размахивания клубными флагами и шарфами. Однако приоритет отдается поддержке команды в других городах, т.к. дома она считается само собой разумеющейся. Именно количество выездов и поведение во время них определяют авторитет и статус фэна. Огромное место в фанатской жизни занимают драки. Т.к. данную среду представляют в основном люди не обремененные пацифистическими убеждениями и обладающие крепким здоровьем, то от хорошей драки никто не отказывается. Приведенная выше информация наглядно отражает существующее положение вещей на российской фансцене. Как правило, поводом для вражды являются давние обиды, превратившиеся уже в традицию. В союзные времена в боевой атмосфере проходили поездки российских фанов на Украину и в Грузию, что обусловлено национальными противоречиями и извечным соперничеством. Также постоянно защищать себя приходиться москвичам при поездках на периферию, которая известна своим “дружелюбным” отношением к означенным лицам. Ну, и конечно не стоит забывать об участившихся столкновениях с правоохранительными органами, которые, видимо, в связи с невысоким уровнем умственного развития, занимаются больше охраной не правопорядка, а собственного самолюбия и авторитета в глазах своих товарищей. Осуществляют они это весьма оригинально, путем избиения здоровыми тренированными 30-40 летними мужиками, вооруженными щитами и дубинками, безоружных 15-16 летних ребят. Причем данная процедура осуществляется систематически, как при наличии любого мало-мальски значимого повода, так и без него. Но отрадно то, что со временем фанаты научились давать отпор зарвавшимся “правохранителям”, последние бои армейцев и спартаковцев с ОМОНом в Раменском являются наглядным тому подтверждением. Однако драки отнюдь не являются самоцелью. Для подробного рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться со сложившейся в фанатской среде иерархией и внутренней структурой. На вершине любого фан-движения находятся взрослые и авторитетные люди, именуемые “правыми”, ultras или “хардкором”. Именно эти люди являются НАСТОЯЩИМИ фанатами. Они регулярно посещают другие города, вырабатывают генеральную линию движения, организуют и принимают основное участие в массовых драках. Самая активная часть фан-лестницы - это молодые или hooligans. Именно они представляют главную боевую и выездную силу того или иного движения. На самом дне находится самая многочисленная, но самая бестолковая в фанатском плане группа - «дети”, “карлики” или “бандерлоги”, “фантoмасы”. Они отвечают за численность и шум на стадионе, практически не ездят по стране и обращаются в паническое бегство при виде врагов. Так распределяются обязанности у фанатов, однако внутри приведенной выше лестницы есть неофициальное деление людей по ментальному принципу. Именно преобладание представителей того или иного типа обуславливает поведение фанатов в конкретной ситуации. Гопники Самая отрицательная часть фанатского спектра. Люди, которым абсолютно наплевать на футбол, а на стадион пришли лишь потому, что это стало модно или понравился внешний вид фанатов. Главная задача - напиться до нечеловеческого состояния, избить численно уступающего или младшего противника в лице фанов других команд и раздуваться до космических размеров от осознания собственной крутости. Вызывают только отрицательные эмоции у серьезных фэнов и дискредитируют облик фаната. Болелы или Кузьмичи Люди, которые любят и понимают футбол, но абсолютно инертны в фанатском отношении. На фан–секторе сидят, если и сидят, то лишь потому, что нравится само атмосфера и поднимается уровень адреналина, или чего-то еще. Совершенно безобидны. Футбольные фаны Немного похожи на следующий тип, но игра для них имеет абсолютно приоритетное значение. Могут участвовать в фанатских разборках, но могут и не принимать участия. В их недрах таятся “карлики”, “бандерлоги” и “скарферы”. Футбольные хулиганы, хардкор. Серьезные люди и бойцы по натуре. Увлекаются футболом и понимают футбол, но никогда не упустят случай подраться, даже если для этого придется пожертвовать игрой. К ним относятся Ultras, Casuals и “молодые бойцы”. Это они определяют политику фан-движения той, или иной команды. Планируют и реализовывают акции на врагов. Чаще всего это люди, из группировок. Они предпочитают теряться в толпе, чтобы не быть обнаруженными полицией. В этом помогает Casual Wear. Теперь, когда изучены все мелочи фанатской жизни можно переходить к подведению итогов и анализу. Заключение. Я хотел бы напомнить, что рассказал только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях. Они, разумеется, могут и, вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами неформальные объединения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения. Деятельность каждого объединения нуждается в глубоком анализе. Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, я стремился показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства. Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто «не знал, как жить дальше» (И. Кофырин). Ученые разработали рекомендации педагогу, работающему с подобными подростками. Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С. Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Пытаться «искоренить зло» косметическими мерами: запретом неформальных групп, открытием официальных фан-клубов, кружков лепки и рисования, дверей и сердец улыбающихся «учителей» - все равно, что повышением пенсий бороться с буддизмом в Калмыкии. Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Не запрещая группы, найти пути создания условий для самовыражения и самореализации подростков (Д.И. Фельдштейн). Иначе они найдут эти средства сами. В случаях, когда в группе пропагандируется пьянство, наркотики, культ насилия, порнография, проституция, когда деятельность группы приобретает противоправный характер, необходимо разобщать группу, переориентировать подростков, нейтрализовать лидеров. При этом главное, работать с каждым подростком отдельно. План: 1. Вступление. 2. Зарождение неформальных движений в странах Европы. 3. Российские неформалы (музыкальные движения). 4. Социальные движения (неонацисты, скинхеды). 5. Спортивные неформалы (фанаты). 6. Заключение. Библиография: 1. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. Социальная педагогика // Академия 1999г. 2. М.И. Еникеев. Общая и социальная психология // Норма - Инфра 1999г. 3. Ж.Т.Тощенко. Социология // Прометей, Юрайт 1999г. Литература неформалов: Журналы неонацистов: «Стоп», «Под ноль», «Отвертка», «Белое сопротивление», «Уличный Боец», «Белый Порядок», «Kriegsberighter» (видео журнал), «Раса», «Русская Воля», «Дело 88», периодика. Журналы футбольных фанатов: «Русский Фан-Вестник», «Les Enfants Terribles» (журналы фанатов ЦСКА), «Гладиатор», «Ultra News», «Третий тайм» (журналы фанатов Спартака), «Wild West Stories» (журнал фанатов Динамо), «Знамя Зенита», «Landscrown» (фанзин фанатов Зенита), «Бульдог» (журнал фанатов Торпедо), «Паровоз» (журнал болельщиков Локомотива), периодика. Журналы музыкальных неформалов: «Железный Марш», «Hard Rock» (журналы металлистов), «Hip-Hop Info» (журнал рэпперов), молодежные журналы. Видео - материалы: «Акуна-Матата» (передача о фанатах), «Акуна-Матата» (передача о бритоголовых), «Третий Тайм» (передача с лидерами московских фан-группировок), «Чистосердечное Признание» (передача о футбольных фанатах), «Скандалы недели» (передача о фанатах), «Гуляй, банда!» (видео фанатов ЦСКА), «Башня» (сюжет о RBW), «Беспорядки на трибунах», «Футбольный хулиган –96», «Фанаты, Фанаты футбола», «Riot Police», «Tiffozi», « Полиция в борьбе с фанатами» (зарубежные передачи о европейских фанатах), «Совершенно секретно» (передача о неофашистах), «У всех на устах» (передача о скинхедах), «Petersburg nazism’s» (передача о петербургских неонацистах), «Фанаты» (передача о фанатах), мини сюжеты в новостях и др. передачах. Кинофильмы: «Бритоголовые» Австралия 1985г. (худ. фильм о бритоголовых), «Американская история «Х» » США 1998г. (худ. фильм о скинхедах), «Удостоверение», «Фирма» Англия 1988г. (худ. фильмы о фанатах), «Ультра» Италия 1993г. (худ. фильм о футбольных хулиганах). А так же источники из среды неформалов, пожелавшие остаться анонимными. + Общение непосредственно с участниками неформальных группировок.