Каталог :: Психология

Реферат: Управление персоналом

                               контрольная работа                               
                                      тема:                                      
                             Проблема имиджа                              
                               руководителя                               
                                                                      Выполнила:
                                                                       Проверил:
                                      План                                      
Введение.
I.               Каким должен быть Руководитель в представлениях подчиненных.
II.     Основные понятия имиджа руководителя.
А) Экология имиджа
Б) Жизнь имиджа
В) Визуальный имидж
Г) Аудиальный (голосовой, звуковой) имидж
Д) Телесный имидж
     III.     Личная экология руководителя и его психологическое состояние
влияющее   на иммунитет.
IV. Способы восстановления состояния внутреннего комфорта.
     V.   Внутренние монологи и их влияние на эмоциональное состояние         

руководителя.

Вывод. Список используемой литературы. Введение. Что такое руководитель? Это особенный человек. Его отличия от обычных людей заключаются в том, что ему подчиняются. В истории человечества именно в руках Руководителя находились спасение и ги­бель цивилизаций, государств, городов, компаний... Имя этого «осо­бенного человека» связывалось с «особыми силами», которые ему по­могали, определяли веру в него со стороны подчиненных, степень их преданности. В тоже время, великими полководцев делали их личные качества: сила воли, юмор, близость с людьми, умение находить нестандартный выход из критических ситуаций. Таким образом, одной из отличитель­ных черт Руководителя является харизма — совокупность особенных и личных качеств, видимых его подчиненными. И в настоящее время, несмотря на технический прогресс, значение харизмы достаточно велико. Но если раньше особая сила проявлялась в умении физически противостоять большому количеству противни­ка, то сегодня она заключается в умении профессионально мыслить и разрабатывать жизнеспособные стратегии, достигающие цели. В кри­зисных ситуациях Руководитель становится Лидером, за которого дер­жатся подчиненные. В такие моменты имидж руководителя становит­ся харизмой — силой, сплачивающей команду и мобилизующей «спящие» ресурсы. I.Каким должен быть Руководитель в представлениях подчиненных.

Представим диаграмму

Обычная ситуация: текущие дела, обыденные проблемы, повседневные задачи

Четверть 1: личные качества в кризисной ситуации. Когда команда сталкивается с трудно разрешимой проблемой, под­чиненные обращают внимание на конкретные личностные качества руководителя, которые проявляются именно в этой ситуации. Когда руководитель может только обвинять, переходит на оскорб­ления подчиненных, бежит от трудностей и проблем, находит винова­тых и разделяет команду на оппозиционные лагеря — это отдаляет подчиненных от руководителя, разрушает позитивную мотивацию. Напротив, если в критической ситуации руководитель сумел взять себя в руки, собрать подчиненных в единую команду, воодушевить и мотивировать, найдя нужные слова — его харизма растет, его образ в глазах подчиненных становится более привлекательным. Как след­ствие — хорошая управляемость команды, высокая стрессоустойчивость в трудных ситуациях.

Четверть 2: личные качества в обычной ситуации

Подчиненные обращают внимание на поведение руководителя каж­дый рабочий день. Как директор реагирует на маленькие «проколы» подчиненных и их просьбы? Обидчив ли он? Возможно ли им «вер­теть»? На что «ведется»? Как рассуждает и ликвидирует споры и конфликты на рабочем месте? Как поощряет? На что с ним можно рас­считывать? Четверть 3 профессиональные качества в обычной ситуации. Получается ли у руководителя грамотно распределить обязанно­сти, рационально организовать деятельность отдела по решению теку­щих задач, составить должностные обязанности? Если повседневная деятельность подчиненных помогает сберечь ресурсы, уменьшает утомляемость, простроены корпоративные меро­приятия, которые результативно мотивируют сотрудников, выдается зарплата и прочее — персонал ценит и бережет такого руководителя. Четверть 4: профессиональные качества в кризисной ситуации. Имеет большое значение, как руководитель мыслит и принимает стратегические решения в ситуации информационной перегрузки, «корпоративного стресса». Насколько быстро он создает новые моде­ли, разрабатывает проекты по выводу предприятия из кризиса? На­сколько понятны его решения высшему персоналу? Сумеет ли руководитель сохранить ясность мышления в стрессо­вой ситуации — это во многом определяет веру в корпоративное буду­щее со стороны подчиненных. II. Основные понятия имиджа руководителя. После изучения данного раздела вы должны: — знать основные составляющие экологии имиджа, — определять жизненный цикл имиджа; — отработать собственный имидж, исходя из основных шагов его формирования; — знать особенности восприятия той группы людей, на которую будет направлен ваш имидж. А) Экология имиджа Важно понимать, что имидж — это не «излишняя фантазия», но ра­зумная необходимость, средство социальной коммуникации. Напри­мер, яркий, лаконичный имидж способен привлечь к «хозяину» вни­мание окружающих. Напротив, хаотичная внешность говорит о неспо­собности «хозяина» управлять даже собой. В то же время возникает вопрос: кто создает ваш имидж — вы сами или окружающие? Случается, что человек надевает «не-свой имидж», который впо­следствии становится негативной маской. Человек вынужден «но­сить» эту тяжесть без всякого удовольствия, что отрицательно сказы­вается на его психофизиологическом здоровье. Поэтому недопустимо выстраивать свой имидж, основываясь только на ожиданиях окружа­ющих вас людей. Окружающие воспринимают лишь одну-три грани нашей личности — именно те, которыми мы обращены к ним. Руководитель, который задумывается о своем имидже, неизбежно встает перед выбором: что делать — лелеять свою неповторимость и в результате скорее всего остаться в одиночестве, или постараться быть таким, каким его хочет видеть мир? Имидж — это компромисс, золо­тая середина, обеспечивающая социальное выживание. Итак, мы можем сказать, что имидж — это шанс обрести больше со­юзников и меньше врагов. Имидж — это рекламный ролик, message, послание, адресованное человечеству — не всему, конечно, а определенной его части, «целевой аудитории». Верно (кратко, емко, ярко) составленное послание гаран­тирует мгновенное запоминание и — успех. Следовательно, грамотно выстроить имидж — значит верно, оце­нить ситуацию, перехватить инициативу, взять на себя ответствен­ность за происходящее. И не позволить окружающим навязать нуж­ный им образ. Б) Жизнь имиджа Даже Железная Маска не всю жизнь носил свой устрашающий на­ряд. Однажды он выбрался из темницы и начал борьбу за французский престол. Так и у любого имиджа существует свой жизненный цикл, который находится в прямой зависимости от внешних обстоятельств и поставленных целей. Множество проблем возникает в том случае, если жизнь измени­лась, а человек изо всех сил держится за выбранный образ. Он уже сроднился с ним, всерьез поверил, что это и есть его идеальное «Я». Например глава семьи, вернувшийся с работы домой и продолжающий «руководить» домашними. Следовательно, имидж, который вызывает постоянное внутреннее напряжение, вреден для здоровья. Если он напоминает вам скафандр или бронежилет, доставляющий массу неудобств и отнимающий все силы, стоит спросить себя: нужен ли вам такой имидж? Задание А Попробуйте написать одну-две наиболее яркие, убедительные роли, которые вам приходится играть в жизни. А теперь представьте, что на целый месяц оказались одни на необитаемом острове. Станете ли вы и там поддерживать привычный образ? Скажем, захочется ли вам выступать в качестве начальника, если вокруг не будет ни одного подчиненного? Захочется ли выглядеть секс-бомбой, если некого бу­дет соблазнять? И не покажется ли вам, что ваша воображаемая корона больше смахивает на колпак с бубенцами? В) Визуальный имидж Визуальный имидж объединяет всю совокупность сигналов, кото­рые человек воспринимает с помощью зрения. Перечислим основные группы сигналов, на которые обращает внимание человек. 1. Сигнальные участки лица (мимика) и головы: • глаза (большие/маленькие, цвет глаз, подвижный/застывший взгляд); • мышцы вокруг глаз (именно они неуловимо окрашивают взгляд в эмоции: делают его «детским», «волчьим», «беспри­страстным», «мягким», «злым»); • брови (нахмуренные, расслабленные, «трагические», «демо­нические», «партийные»); • нос (острый, длинный, толстый, «картошкой», «изящный», «с горбинкой», с тонкой/толстой переносицей); • губы («чувственные», сжатые, напряженные, полуоткрытые, пухлые/узкие); • зубы (цвет, здоровье, умение улыбаться); • подбородок («волевой», акцентированный, «квадратный»); • кожа лица (бритье, цвет, ухоженная/обветренная); • динамика: как именно человек сочетает все вышеперечислен­ные сигналы в живом общении (как гармонично «играет» ,. этот «оркестр»); • волосы (ухоженность/здоровье, цвет). 2. Дизайн-сигналы (сигнальные детали индивидуального оформления человека): • стиль одежды (целостно/фрагментарно, цветовая гамма, поношенность/ новизна, актуальность моды, известная марка или «домашняя», как «сидит»); • часы, браслет, ремень (марка, стиль, стоимость, сочетание со стилем одежды); • обувь (ухоженность, поношенность, марка, стиль, стоимость, сочетание с общим стилем); • кисти рук и ногти (ухоженность, аристократичность/хозяй­ственность, чистота и размер ногтей); • украшения (марка, стиль, стоимость, сочетание с общим сти­лем); • макияж (стиль, сочетание, марка, стоимость); • прическа (стиль, мода, стоимость). Задание В Спросите себя перед началом ответственного мероприятия: какое впечатление я хочу произвести на собеседников (какой образ вы- ,' звать в их сознании)? Запишите ответ, например «Жесткий Лидер». А затем внимательно и спокойно осмотрите себя, глядя в зеркало. Проанализируйте вышеперечисленные сигналы и классифицируйте их по категориям: • сигналы, ослабляющие силу Образа Жесткого Лидера; • сигналы, усиливающие силу Образа Жесткого Лидера. Если баланс в сторону ослабления — необходимо уделить большее время и денег своему личному развитию и визитам к дизайнеру. Какой толк подчиненным от усталого и неряшливого руководите­ля — за хотят ли они в точности исполнять его указания? Вероятно, вы захотите подумать, как изменить свои имидж в лучшую сторону в ближайшие две-три недели. Г) Аудиальный (голосовой, звуковой) имидж Аудиальный имидж объединяет все сигналы, которые несет голос человека, когда он что-то рассказывает, выступает на совещании, прос­то беседует или спорит. Голос — это уникальное средство, которое может возбуждать или тормозить нервную систему вашего собеседника. Следовательно, уме­ние управлять голосом — важная составляющая любого успешного имиджа. Основные аудиальные сигналы: • громкость голоса (очень громкий, средний, тихий, еле слышный); • тональность голоса (высокий, средний, низкий тон голоса); • темп речи (быстро, нормально, медленно); • ритм речи (связь дыхания и голоса: задыхается, когда говорит, воздуха хватает еле-еле, говорит нараспев, выстреливает весь воздух и пр.). Задание С Для выполнения задания необходим диктофон. Сделайте на нем три записи. Первая запись зафиксирует ваш голос, когда вы расстроены чем-то, по давлены. Вторая запись зафиксирует голос, когда вы агрессивны, раздра­жены. Третья запись фиксирует голос, когда вы спокойны и уверены в себе. Проанализируйте записи согласно вышеприведенным аудиальным сигналам. Отметьте наиболее яркие сигналы, присущие вам, когда вы находитесь в данных состояниях. Помните о них — ведь иногда незаметно для вашего сознания эти сигналы говорят окружающим, какие эмоции вы испытываете на самом деле. Спросите себя: всегда ли у меня получается подобрать голос под ту или иную словесную реплику? Что бы я чувствовал на месте собеседника, если бы слы­шал свой голос со стороны? Быть может, стоит в этом случае гово­рить более спокойно? А в другом — наоборот, уйти от мягкости и тишины и прибавить громкости и темпа? Д) Телесный имидж Телесный имидж объединяет сигналы, которые исходят непосред­ственно от тела человека — когда он двигается, сидит, встает, прибли­жается, уходит, машет рукой, жестикулирует в споре. Телесные сигна­лы хорошо читаются бессознательно и часто провоцируют реакции отторжения от собеседника. Вспомните человека, у которого пальцы сжаты в кулаки, спина со­гнута, плечи напряжены и скрывают шею, локти опираются на колени и «прикрывают» бока. Он проявляет минимум инициативы, его как бы не существует, в то же время напряженная спина говорит о том, что он чего-то ждет. Трудно понять такого человека — он «выключил» обрат­ную связь. Его реакция на вас минимальна. «Не дождетесь» — словно говорит он. Другой пример: собеседник, который слышит вас и способен выра­зить свою реакцию. По расслабленным и плавным жестам вы можете понять, что он заинтересован в происходящем общении. Он действи­тельно реагирует на вас, вы для него существуете, и он не стесняется сказать об этом. Итак, телесные сигналы говорят об отношении к собеседнику. 1. Основные параметры телесных сигналов: • открытость/закрытость (скрещенные конечности часто го­ворят о том, что человек дистанцирован от вас и не стремит­ся «открыть душу»; и напротив, разведенные в сторону руки предшествуют дружеским объятиям и разговору «по душам»); • раслабленностъ/напряженность, скованность (напряженные плечи говорят о том, что человек стремиться «не чувство­вать» себя, опасается или боится; расслабленные плечи гово­рят о том, что человек чувствует себя комфортно и уверенно); • быстро/медленно (быстрые движения руками говорят о су­етливости, тогда как плавная жестикуляция настраивает на спокойный лад). 2. Основные зоны телесных сигналов: • наклон головы и шеи; • тонус плеч и положение шеи; • локти (к себе или от себя, в сторону собеседника, словно защищаясь); • кисти рук (пальцы сжаты в кулак, расслаблены, движения резкие или плавные); • грудь (широкая, узкая, пассивно втянута/активно расправлена); • живот (большой/маленький, напряженный/расслабленный); • таз и бедра (зажатые/расслабленные/”вихляющие”); • ступни (как ступает, ставит на землю, мягко, упруго, жестко, твердо); • походка в целом (в различном настроении и различных ситу­ациях: как идет к директору, как идет к друзьям и т. п ). Задание D Для выполнения задания понадобится видеокамера. Зафиксируйте свою походку и момент, когда вы присаживаетесь на стул/кресло. Сделайте это для различных состояний: • подавленное, апатичное настроение; • агрессивное и раздраженное; • спокойное и уверенное. Проанализируйте записи согласно вышеприведенным телесным си­гналам. Отметьте наиболее яркие сигналы, присущие вам, когда вы находитесь в данных состояниях. Не становятся ли опущенные плечи и сжатые кулаки «вредной привычкой», которая сигналит и там, где не надо? Если вы заметили эти сигналы — пора встряхнуться, прой­ти курс релаксационного массажа — и почаще смотрите на себя в зеркало. И просто спокойно улыбнитесь своим сигналам! Выводы: Каждый руководитель неосознанно уже создает свой имидж тем, как общается со своими сотрудниками на предприятии или как воз­действует на более широкую аудиторию потребителей продукции или услуг своего предприятия. Важно не только обращать внимание на уже созданный имидж, но и исходя из новых знаний конструирования имиджа, пересмотреть его Руководителю необходимо помнить об экологичности собственно­го имиджа. Если он начнет «играть» не себя, через некоторое время возникнут стрессовые реакции, влекущие сбой работы всего организма Поэтому при конструировании собственного имиджа необходимо исходить из собственных сильных сторон, улучшая их. Тем самым вы незаметно для себя уменьшаете слабые стороны. Не нужно бороться с ними Каждое качество, которое вас на сегодняшний день не устраива­ет, для чего-то было создано и еще пригодится для решения не предви­денных вами проб нем Достаточно лишь акцентировать внимание на сильных сторонах и качества, которые вас не устраивают, начнут про­падать Главное, вам как руководителю необходимо научиться видеть, слышать и чувствовать себя — и вы приобретете союзников! III. Личная экология руководителя и его психологическое состояние влияющее на иммунитет. Стрессовые состояния все чаще и чаще сопровождают деятельность современного руководителя. При улучшении условий труда происхо­дит увеличение психической нагрузки От современного руководите­ля ожидают решения все более сложных задач при максимальной от­даче Высокий темп жизни неизбежно оборачивается накоплением стрессовых факторов и внутреннего дискомфорта. На все это организм отвечает целым комплексом физиологических реакции в крови уве­личивается количество адреналина и гормонов, мозг требует усилен­ного кровоснабжения, активнее работают все органы чувств В случае состояния хронического стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги, которое нормальным образом должно приводить к соответ­ствующим действиям (борьбе или бегству), накапливается и нередко вызывает различного рода расстройства (соматические и психиче­ские) Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызы­ваться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных людей Субъективно стресс всегда переживается как некий внутренний дискомфорт Организм как бы сигнализирует — что-то не в порядке, что-то нужно менять Когда человек находится в состоянии стресса, простые жизненные задачи начинают восприниматься им как гранди­озные проблемы . Симптомы стресса : • полная отдача себя работе, проведение меньшего количества времени с друзьями и семьей; • обвинение других в своих неудачах; • выполнение рабочих заданий вне работы за счет времени лич­ного отдыха; • сильная утомляемость; • раздражительность; • несобранность; • неэффективность на работе; • взятие на себя поручений, которые не могут быть успешно вы­полнены; • выражение неудовлетворенности, злости, чувства негодования, апатии и вины; • сильное и видимое утомление; • принятие экстремальной позиции при малейших спорных во­просах; • злоупотребление алкоголем или другими веществами с целью расслабления и «отключения» от дел; • регулярные физические болезни; • уменьшение контактов с другими людьми; • появление странностей в поведении. Поняв истинные причины стресса, можно сделать первый шаг к его предупреждению. Главное, не считать это состояние неизбежным ат­рибутом современной жизни, не использовать его в качестве средства привлечь к себе внимание и заслужить похвалу. Первый шаг к предупреждению стресса — это признание того фак­та, что стресс есть следствие собственного образа жизни, собственных жизненных установок, а вовсе не слабостей и дефектов. Окружающие ждут от руководителя максимальной эффективности во всем: не толь­ко в работе, но и в досуге. Зачастую руководитель так привыкает всегда быть на высоте, что даже его отдых обрастает множеством ритуалов, превращаясь в свою прямую противоположность: он начинает изматывать себя, стремясь показать другим, как хорошо умеет отдыхать. Для руководителя важно не только уметь определять первые симп­томы проявления стрессовых факторов, но и уметь контролировать свое внутреннее состояние, осознавая причины, приводящие к тем или иным эмоциональным реакциям. Этот набор умений и навыков, необ­ходимых для защиты организма от стрессовых состояний, мы будем называть личной экологией руководителя. Психическое состояние руководителя тесно связано не только с положением дел у него на предприятии, но и с его внутренним психи­ческим состоянием. Что мы понимаем под внутренним психическим состоянием? Это набор убеждений, неосознанных стратегий поведения, которые созда­ют атмосферу внутреннего комфорта или дискомфорта у человека. Как правило, руководитель начинает обращать внимание на свое состояние в том случае, если оно начинает создавать ему определен­ные сложности в работе и личных отношениях. Существует набор так называемых заблуждений, которые усложняют создание внутреннего психического комфорта. Они также задерживают внутриличностное развитие человека, мешая ему совершенствоваться в выбранном на­правлении. Заблуждение 1. Если принять решение «я должен быть лучше» или прикладывать усилия к изменению, то произойдут необходимые лично­стные улучшения. Это распространенное заблуждение. Внутренние изменения проис­ходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда он подражает другим. Ни от решения «быть лучше», ни от «ста­рания» измениться сдвигов на самом деле не произойдет. Внутренние изменения происходят лишь тогда, когда человек отказывается от по­гони за тем, чтобы стать таким, каким он хочет (или должен) стать, а просто начинает принимать себя таким, каков он есть на самом деле. Заблуждение 2. Если в своих фантазиях представлять наихудшие ситуации, то они могут не произойти. Это деструктивный метод мышления. В таких фантазиях, носящих деструктивный характер, присутствует сильный эмоциональный ком­понент. Человек, предаваясь рассуждениям о негативном исходе како­го-либо дела, приучает себя к состоянию дискомфорта. Через некото­рое время он чувствует себя плохо, если все складывается хорошо. Он начинает ожидать негативных событий и неосознанно «притягивает» их в свою деятельность. Такое поведение называется самопрограмми­рованием. Приведем наиболее распространенные примеры самопрограммиро­вания на негативные эмоции. Возвращение в прошлое и мучительное сожаление о сделанном (или несделанном). Например, «Как было бы хорошо, если бы я не сделал эту поставку», «Если бы я вложил свой капитал в эти акции, то сейчас у моей фирмы было бы совсем другое положение». Такие люди отка­зываются признавать реально существующие в жизни взлеты и паде­ния, не умеют извлекать уроки из прошлого опыта, считая его неудач­ным, окрашивая негативными эмоциями. При подобных воспомина­ниях настоящие эмоции также становятся дискомфортными. Самопрограммированию на негативные реакции свойственно обви­нение кого-либо и постоянное напоминание себе о прошлых обидах. В этом случае человек возвращается к прошлым негативным эмоциям, что сдерживает его конструктивную деятельность в настоящем. Он пытается в будущем обезопасить себя от малейших ошибок. Че­ловек в таком состоянии опасается негативных исходов после приня­тия любого решения. В результате он находит предлог, чтобы ничего не делать, полагая: «Так как я не нашел идеального варианта, то я не готов сейчас предпринимать какие-либо действия. Лучше я не буду вообще ничего делать». Вы обвиняете себя в том, что вас никто не любит. Обвиняете дру­гих, что они о вас плохо думают. Всякий раз, когда вас посещают такие мысли, важно понять, на самом ли деле о вас плохо думают, или вы приписываете другим свои домыслы. Иными словами, человек начи­нает думать в духе шутливого высказывания: «Меня никто не любит, потому что я такой толстый... А если кто и полюбит, то я не стану иметь с ним дело — у него плохой вкус. Только человек, достойный презре­ния, способен любить такую личность, как я». Человек начинает мучить себя сомнениями, не забыл ли, не упус­тил ли что-либо важное, не сделал ли ошибку и т. д. Эти мысли доста­точно навязчивы, они мешают думать о чем-либо конструктивном. Та­ким образом, человек на самом деле начинает ошибаться, эффектив­ность его деятельности снижается. Поиск других людей для сравнения с собой. Как правило, другие ка­жутся лучше. Из-за этого человек начинает страдать, приписывая в своих сравнениях другому человеку лучшие качества, чем у себя. Мыс­ленное сравнение себя с другими вызывает неуверенность в себе, при­тягивает целый набор негативных эмоций. Забота о том, что подумают окружающие, если человек сделает определенные поступки. При этом все усилия уходят не на то, что дей­ствительно необходимо этому человеку, а на то, чтобы соответствовать стандартам и нормам других людей. Такого рода усилия приводят к внутреннему дискомфорту, когда действительно желаемое, истинная цель подменяется ложной, чужой. Все приведенные примеры имеют общий момент: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество вре­мени, они не позволяют человеку осознать свое настоящее, приковы­вая его мысли к прошлому или будущему. Страх перед будущим и со­жаление о прошлом — вот основа самопрограммирования себя на внут­реннее дискомфортное состояние. Задание А Определите свое нынешнее психическое состояние. Исходя из вы­шеперечисленных заблуждений, найдите те, которые в настоящее время вызывают у вас состояние внутреннего дискомфорта. Возьми­те лист бумаги и выпишите их, сортируя от наиболее часто встречаю­щихся заблуждений до редко встречающихся. Если вы не нашли у себя заблуждений, то сделайте это задание по отношению к одному из своих подчиненных.

Задание В

Большую роль в программировании себя на дискомфортные состоя­ния играют взаимоотношения как с подчиненными, так и с высшим руководством. Влияние этих факторов можно отследить, выполнив предложенный тест. Проверьте себя, выполнив тест на определение факторов, мешаю­щих вам и вашей работе.

Высказывание

НикогдаРедкоИногдаЧастоВсегда
1Работающие с вами люди не знают, что они могут от вас ожидать12345
2Вы убеждены, что вы делаете то, что нужно12345
3Вы чувствуете, что вы не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей12345
4Вы ощущаете перегрузку12345
5Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует12345
6Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни12345
7Вы часто не знаете , что вам дадут делать12345
8Вы чувствуете, что для исполнения работы вам не хватает власти12345
9Вы чувствуете, что не можете “переварить” всю необходимую вам информацию12345
10Вы знаете , как вас оценивает ваш начальник12345
11

Вы не в состоянии предугадать реакций

вышестоящих начальников

12345
12Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами вашего начальника12345
Тест имеет четыре секции: конфликтность, перегрузка, сферы деятельности и напряженность с руководством. Для обработки результатов тестирования необходимо найти сумму баллов по каждой сек­ции. К секциям относятся следующие номера вопросов: 1. Конфликтность — 1,2,3; 2. Перегрузка — 4, 5, 6; 3. Сферы деятельности — 7, 8, 9; 4. Напряженность с руководством — 10, 11, 12; По каждой из секций можно набрать от 3 до 15 баллов. Количество баллов от 12 и выше указывает на то, что в данной сфере имеются проблемы. Общий балл по всему тесту может варьировать от 12 до 60 баллов. Показатель в 36 и более баллов свидетельствует о том, что ваша работа «насыщена» стрессогенными факторами. IV. Способы восстановления состояния внутреннего комфорта. Работая над улучшением той или иной ситуации, важно позволить себе поверить в саму возможность улучшения. Для этого надо научить­ся расслабляться. Ведь когда руководитель чувствует себя обеспоко­енным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, он ведет себя им­пульсивно и делает прямо противоположное желаемому . Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение, и, сле­довательно, могут его изменять. Такие изменения вполне естественны и нормальны. У вас могут быть свои способы достижения состояния комфорта, расслабления и спокойствия Может быть, вы знакомы с техниками релаксации и медитации. А может быть, вы достигаете нужных ощу­щений простой прогулкой в одиночестве — используйте свои знания Также вы можете воспользоваться и некоторыми нашими упраж­нениями для достижения состояния спокойствия. Но прежде, чем вы начнете знакомиться с нашими упражнениями, мы попросим вас обратить свое внимание на собственную позу, на то, насколько у вас напряжены мышцы лица и тела, как вы дышите... Постарайтесь теперь известными вам способами сделать свою позу более расслабленной и спокойной, сделать ровным ваше дыхание, рас­слабить мышцы лица. Упражнение Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюш­ную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со сту­лом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул или пол приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Теперь как можно сильнее сожмите кулаки. Разожмите и почувствуй­те, что ваши руки стали еще более расслабленнее. Опять сожмите кулаки обеих рук, подержите их несколько секунд, а затем разожмите. Почувствуйте, что ваши руки расслабились еще больше. Такое же упражнение проделайте с любыми мышцами вашего тела. После того как вы поработали со своими мышцами по отдельности, напрягите одновременно все мышцы, насколько сможете, и поста­райтесь сохранить это напряжение секунд десять. Сидите все это время настолько напряженно и скованно, насколько сможете. Затем позвольте напряжению постепенно уйти — пусть ваше тело вяло об­мякнет в кресле. Заметьте, какие ощущения вы при этом испытывае­те, насколько замедлен и глубок вдох после того, как вы начали осво­бождаться от напряжения, и как затем вы ощущаете уход, «вытека­ние» напряжения. Теперь, продолжая спокойно сидеть в кресле, проведите, по крайней мере десять минут, углубляя состояние расслабления, мысленно прослеживая каждую часть своего тела и позволяя ей еще больше расслабиться. По мере того как вы позволяете каждой части вашего тела еще больше расслабиться, дайте возможность чувству внутрен­ней умиротворенности разлиться по всему телу. Теперь расслабляются пальцы ног (по мере того, как вы позволяете им еще больше обмякнуть). Теперь расслабляются своды стоп. Те­перь — пятки. Теперь расслабляются щиколотки. Теперь еще боль­ше расслабляются мышцы икр и голеней. Продолжая таким образом — медленно и мягко — мысленно про­двигаться по всем частям тела, при необходимости возвращайтесь к некоторым из них до тех пор, пока не почувствуете, что достигли удовлетворяющего вас уровня расслабления во всем теле. Если у вас все отлично получилось, то остается лишь вас поздра­вить, и наши упражнения, возможно, лишь дополнят ваше умение рас­слабляться и успокаиваться. Если же получилось плохо или не получилось совсем, не расстраи­вайтесь, этому можно легко научиться, внимательно проделав все или лишь некоторые понравившиеся вам упражнения. Выполняя упражнения вы дадите вашему телу возмож­ность вспомнить несколько забытое состояние расслабленности. Вы сможете научившись быстро расслаблять мышцы своего тела, мы сможете достигать состояния расслабленности за 1-2 секунды. Каждый раз, как только перед вами будет возникать какая-либо про­блема, вы сможете достаточно быстро освобождать все свои мышцы от излишнего напряжения. Расслабление мышц сделает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, вы уже не будете реагировать так остро, как раньше. Возможно, если вы полностью расслабитесь, вам не удастся даже рассердиться или почувствовать беспокойство. Расслабление мышц будет очень полезно и для вашего соматического здоровья. V. Внутренние монологи и их влияние на эмоциональное состояние руководителя. Многие руководители жалуются на состояние «постоянного внут­реннего монолога», то есть состояние, когда рабочие моменты посто­янно прокручиваются в виде внутреннего монолога. При этом про­блемная ситуация не решается, появляется усталость, бессонница, раздражение. Желание думать о чем-либо другом приводит, как пра­вило, к возвращению к мыслям о работе. Избавиться от навязчивых размышлений очень трудно. Многие руководители начинают пытать­ся замещать это состояние, прибегая к алкогольному опьянению, азарт­ным играм, сексу. При этом другие состояния не воспринимаются как самодостаточные. Они необходимы лишь для того, чтобы хотя бы на время отключиться от внутреннего монолога. Поэтому замещающие состояния не приносят удовлетворения и внутреннего комфортного состояния. Для прекращения внутреннего монолога мы предлагаем следую­щие упражнения.

Упражнение

В удобном, спокойном месте постарайтесь сосредоточиться на ды­хании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух. После этого легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за рит­мом дыхания. Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Дайте ей название и запишите его. Затем дайте этой мысли выйти из вашей головы. Проследите тот путь, который пройдет мысль, уходя от вас. Снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. И так далее. Не останавливайтесь ни на одной мысли. Приучите себя давать мыслям спокойно покидать вашу голову. Теперь взгляните на вашу запись и проанализируйте ее. Какой про­цент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефон­ный звонок, запах чего-либо, шумы вокруг вас и т. п.)? Какой про­цент — телесные ощущения (легкость дыхания, чувство тепла или холода в определенных участках тела, чувство прикосновения ва­ших рук или ног к чему-либо и т. п.)? Какой процент — собственно мысли? Обратите внимание, сколько среди них мыслей планирующих, то есть мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам «надо» сде­лать. Сколько мыслей, тревожащих вас? Если ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуа­циях, отношениях, событиях? Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду? И, наконец, самое важное — есть ли мысли, которые «одерживали верх» над вами, то есть мешали выполнять упражнение, требовали остановки и длительных размышлений. Именно эти мысли владеют вами.

Вывод

Высокий темп жизни руководителя вызывает состояние стресса, при котором ухудшается работоспособность, возникает некомфортное эмоциональное состояние. Для эффективного самовосстановления руководителю необходимо знать основные «заблуждения» своей мыслительной деятельности, которые вызывают некомфортное эмоциональное состояние. После определения источников возникновения стресса руководителю важно обучиться упражнениям быстрого восстановления внутреннего психи­ческого комфорта. С помощью этих упражнений восстанавливается работоспособность, улучшается эмоциональный настрой. Все эти зна­ния и умения необходимы руководителю для поддержания личного иммунитета. Только уверенный и спокойный руководитель сможет стать при­мером для подчиненных. Список использованной литературы: 1. В.В.Гудимов “Психологическое консультирование в беседе”. 2. Л.Гулина “Коучинг руководителя”. 3. Г.Н. Сартан, А.Ю. Смирнов, В.В. Гудимов, Н.В. Подхватилин, М.Р. Алешунас “Новые технологии управления персоналом”.