Каталог :: Психология

Контрольная: Направленность личности

Министерство образования РФ
Кубанский Государственный Технологический Университет
     

Контрольная работа № 1

по психологии и педагогике Тема: Направленность личности[U1] студента 2 курса МИПС специальности 1004 шифр 01-ЗМС-38 Толмачева Сергея Николаевича

2002г.

ПЛАН

Введение 1. Общая психологическая структура личности 2. Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика 3. Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека 4. Исследование Список литературы Введение Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики. По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека. Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека». 1.Общая психологическая структура личности Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово "личность". В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность. На Земле живет более шести миллиардов человек, и каждый из них уникален. Но все мы различаемся не только цветом кожи или глаз, ростом или телосложением, выражением лица или походкой. Каждый человек уникален своим внутренним миром, который никогда не раскрывается в полной мере окружающим. Да, какие-то черты внутреннего, духовного мира могут повторяться среди людей, но недаром говорят, что у каждого человека есть свое собственное Я. Еще в древности мудрецы говорили, что для того, чтобы познать мир, прежде всего, нужно познать самого себя. Узнав, откуда идут корни своего особенного поведения, человеку куда легче разбираться и в других людях, оценивать их поведение и поступки. Недаром одного человека могут называть скупым и занудой, а другого - весельчаком, но трусом, - все это качества, входящие в понятие "личность". Конечно, можно задаться вопросом, каждый ли человек - личность? Но если путем логических умозаключений достигнуть вывода, что не каждый (причем всегда найдутся люди, готовые это оспорить), то размышления о человеческой личности не будут иметь прежней важности. На тему человеческой личности размышляли десятки мыслителей, на эту тему написана не одна книга. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразности их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Рассмотрим структуру личности: - это система представлений о личности, обобщающая процессуально иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характер

Компоненты структуры личности

Краткое название подструктуры.К данной подструктуре относятсяСоотношение биологического и социального
Подструктура направленностиУбеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересыСоциальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опытаУмения, знания навыки, привычкиСоциально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отраженияОсобенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойствСкорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойстваБиологический уровень (социальное практически отсутствует)
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову) Важнейшие компоненты структуры личности - способности, темперамент, харктер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его утверждению, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. 2 Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?». Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.: - влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида; - склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности; - идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности; - мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения: - убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений; - установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях; - позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений; - цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: – больше заняты собой и своими чувствами, проблемами – делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях – пытаются навязать свою волю группе – окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно Люди с направленностью на взаимные действия: – избегают прямого решения проблемы – уступают давлению группы – не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить – не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач Люди с деловой направленностью: – помогают отдельным членам группы выражать свои мысли – поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели – легко и доступно излагают свои мысли и соображения – берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи – не уклоняются от непосредственного решения проблемы 3.Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности. Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности. Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения. Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы: 1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. 2. Отношение человека к самому себе — его самосознание. Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. 3. Отношение к труду и другим видам деятельности. 4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда. Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности. Различаются следующие свойства отношений личности. 1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям. 2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности. 3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера. Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности. С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности. Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера. Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности. Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы. 1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др. 2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения. 3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие. Но главное в человеке — это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации. Итак, характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами. Исполнительская же сфера личности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути. Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде. Типы характера: 1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. 2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. 3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств. 4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований. Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека. 4.Исследование

Ориентировочная анкета

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает: А. Оценка работы В. Сознание того, что работа выполнена хорошо. С. Сознание, что находишься среди друзей 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры В. Известным игроком С. Выбранным капитаном команды 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А. Имеют индивидуальный подход В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения 4. Студенты оценивают как самых плохих тех преподавателей, которые: А. Не скрывают что некоторые люди им не симпатичны В. Вызывают у всех дух соревнования С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует 5. Я рад, когда мои друзья: А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай В. Всегда верны и надежны С. Интеллигентны и у них широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считаю тех: А. С которыми хорошо складываются взаимные отношения В. Которые могут больше, чем я С. На которых можно надеяться 7. Я хотел бы быть известным, как те: А. Кто добился жизненного успеха В. Может сильно любить С. Отличается дружелюбием и доброжелательством 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть А. Научным работником В. Начальником отдела С. опытным летчиком 9. Когда я был ребенком, я любил: А. Игры с друзьями В. Успехи в делах С. Когда меня хвалили 10. Больше всего мне не нравится когда: А. Я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи В В коллективе ухудшаются товарищеские отношения С. Меня критикует мой руководитель 11. Основная роль школы должна заключаться в: А. Подготовке учеников к работе по специальности В. Развитие индивидуальных способностей С. Воспитание у учеников качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми 12. Мне не нравятся коллективы в которых: а. Недемократическая система в. Человек теряет индивидуальность в общей массе С. Не возможно проявление собственной инициативы 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: А. Для общения с друзьями В. Для любимых дел и самообразования С. Для беспечного отдыха 14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: А. Когда работаю с симпатичными людьми В. У меня есть работа, которая меня удовлетворяет С. Мои усилия достаточно вознаграждены 15. Я люблю когда: А. Другие меня ценят В. Чувствую удовлетворения от выполнения работы С. Приятно провожу время с друзьями 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А. Отметили дело, которое я выполнил В. Похвалили меня за мою работу С. Сообщили о том, что меня выбрали в органы управления 17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель: А. Имел ко мне индивидуальный подход В. Стимулировал меня на более интенсивный труд С. Вызывал дискуссию по изучаемым вопросам 18. Нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства В. Неуспех при выполнении важной задачи С. потеря друзей 19. Больше всего я ценю: А. Личный успех В. Общую работу С. Практические результаты 20. Очень мало людей: А. Действительно радуются выполненной работе В. С удовольствием работают в коллективе С. Выполняют работу по настоящему хорошо 21. Я не переношу: А. Ссоры и споры В. Отметание всего нового С. Людей ставивших себя выше других 22. Я хотел бы: А. Чтобы окружающие считали меня своим другом В. Помогать другим в общем деле С. Вызывать восхищение у других 23. Я люблю начальство, когда оно: А. Требовательно В. Пользуется авторитетом С. Доступно 24. На работе я хотел бы: А. Чтобы решения принимались коллективно В. Самостоятельно работать над решением проблемы С. Чтоб начальник признал мои достоинства 25. Я хотел бы прочитать книгу: А. Об искусстве уживаться с людьми В. О жизни известного человека С. Типа «Сделай сам» 26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть А. Дирижером В. Солистом С. Композитором 27. Свободное время с удовольствием провожу: А. Смотря детективные фильмы В. В развлечениях с друзьями С. Занимаясь своим хобби 28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: А. Придумал интересный конкурс В. Выиграл бы в конкурсе С. Организовал бы конкурс и руководил бы им 29. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать В. Как достичь цели С. Как привлечь других к достижению цели 30. Человек должен вести себя так, чтобы: А. Другие были довольны им В. Выполнять прежде всего, свою задачу С. Нельзя было бы его укорить за выполненную работу. Лист ответов Гагина М.А. Студентка 21 год

п/п

Больше

всего

Меньше

всего

п/п

Больше

всего

Меньше

всего

1В А16СА
2ВА17АС
3ВС18АВ
4ВА19АС
5ВС20СА
6СВ21СВ
7АВ22СВ
8ВА23СА
9АС24СА
10АС25АС
11ВС26ВА
12АС27ВС
13СВ28СВ
14АВ29ВА
15СА30ВА
Обработка результатов
Вид направленностиБольше всегоМеньше всего Итого
НС=13_8+30=35
ВД=11_7+30=34
НЗ=6_15+30=21
Исследуя данные результаты можно сделать следующий вывод: У Гагиной М.А. направленность на себя выше среднего, коллективистическая направленность средняя, а направленность на задачу низкая. У испытуемой существует преобладание мотивов к собственному благополучию, престижу, направленность на взаимные действия, т. е. потребность в общении; стремление поддерживать хорошие отношения с друзьями выражено средне, и менее всего выражена направленность на задачу, т. е. стремление к овладеванию навыками и умениями. Данная анкета может быть полезной, когда необходимо установить эффективность работы отдельных лиц, особенно на этапе завершения задачи. С помощью анкеты можно предсказать успешность в тех областях труда, которые требуют упорства или высокого технического уровня выполнения. Список использованной литературы: 1. Введение в общую психологию/Под ред. А.В. Петровского. [U1] М.,1995 2. Бодалев А.А. Психология личности. [U1] М.,1988 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. [U1] М.,1986 4. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48. 5. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. [U1] М., 2000 6. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 7. Рейнвальд Р.С. Психология личности. Монография. Изд. УДН, 1987
[U1]