Каталог :: Психология

Реферат: Запоминание

                               Содержание.                               
1.   Введение..................................................................2
2.      Что же такое запоминание?..............................................3
а) Виды запоминаний по степени активности протекания этого процесса.
б)  Виды запоминаний по характеру связей, лежащих в основе памяти.
3.     Образная память.........................................................4
4.     Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов
запоминания..................................................................
..........................6
5.     Запоминание иностранных слов...........................................12
а)Техника запоминания
6.     Таблица повторений.....................................................15
7.     Заключение.............................................................16
8.     Литература.............................................................17
                                Введение.                                
Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям
возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот
объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой
информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания,
сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач
для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти
современный человек рискует отстать от все более динамичного развития
общества, потеряться в огромном потоке информации.
Рассмотрим практические рекомендации по развитию памяти и мнемонических
процессов.
                               Запоминание                               
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой
информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять
два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное
(или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели,
без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое
запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от
возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет
жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и
потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное)
запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную
цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы
запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную
умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,
произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые
для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится
заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного
материала до полного и безошибочно­го его запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых
усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение
позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем
индивидуальной кратковременной памяти.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель
действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при
произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом
все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших
систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель
которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в
памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение
удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе
памяти,— запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи
между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического
запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних
логических связей между отдельными частями материала.
Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о
том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом
запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще
через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 %
материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
                             Образная память.                             
В основе подавляющего числа современных методик по развитию памяти лежит
образная память человека. Что же представляет собой образная память?
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От сос­тояния его
сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вку­са, обоняния зависела сама
жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-
своему мышле­ние, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта,
пережито­го человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без
следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания?
Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки,
запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким
образом, в процессе ес­тественного отбора у человека развилась образная
память. Те­перь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не
словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как
хочет: то ли списывает, то ли считывает.
Механизм образной памяти следующий. Сна­чала человек воспринимает безразлично
что (события, цифры, бук­вы, слова) путем упомянутого ранее озарения,
переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а
в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий
мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее,
как страницы в книгу. Они сохраняют­ся столько, сколько необходимо. Когда
нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное
мышление сво­бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод­но:
использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые
недостающие детали. Запоминаемые образы пе­ред глазами, а перевести их можно
в любой язык: русский, анг­лийский, немецкий, формулы, символы и т.д.
Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий.
Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое -
разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов,
звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии
составляет об­раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое
таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти­хи, книги, картины,
открытия. Это для него органично и естест­венно.
Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается
в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора
и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно.
Отсюда не­контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памя­ти. Именно
из-за усеченной информации распадается детское восприятие.
Образная память искусственно вызывает недостающие ощуще­ния, дополняя
усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех
каналов восприятия отменяет прин­цип "Повторение - мать учения". Повторение
разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что
такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов,
уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой
психики зависит и хорошее здоровье.
Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной
деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к
пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не
исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить
через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься нес­колькими
делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после
беглого взгляда и т.д.
То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира,
восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более
стойкая форма памяти, разру­шить которую почти невозможно, так как она
исходит из интере­сов и профессиональных знаний самого человека и уже
неотдели­ма от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения,
точнее возвращения, своей естественной гениаль­ности, будет делать ее
методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.
Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено
от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти.
Если словесная - это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5
бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет".
Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то
образной 55-65.
В чем же принцип, суть предлагаемой методики развтия памяти? Напомним, что
существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу­шарие
является эмоциональным, образным, левое - логическим.
Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться
воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши
предки и еще способны делать наши де­ти.
     Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения
запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов
в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные
определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для
иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова — чтобы запомнить
медицинские термины, «супинациям и «пронация», используют созвучную и
шуточную фразу «суп несла и пролила» ).
4. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу
связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо
запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить
это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического
мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме
«люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают
«звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы
повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно
искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном
действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни
«звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо
знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу
вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив
себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при
предыдущем «обходе».
6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: <SPAN> </SPAN>
а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в
номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа —
например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры
числа «пи» и т. д.; в) «метод зацепок» — замена цифр образами. Например, 0 —
круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда,<SPAN
lang=FR> 6</SPAN> — жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять
цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними
согласными буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р.
А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 — 4,5
—<SPAN lang=EL> Π,</SPAN> 6 — Щ, 7— С, 9-Д.
Замена словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 — В (Вой). 3 —<SPAN lang=EL>
Ρ</SPAN> (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 —<SPAN lang=EL> Π
(Πα),</SPAN> 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы). 8 —<SPAN lang=FR>
M</SPAN> (яМа), 9 — Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14
— НоЧь, 15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19— АНоД, 20 — ВоЛ, 21 —
ВиНо, 22 ВиВа, 23 — ВаР, .... <SPAN>ЗА — </SPAN>РеПа, ..., 44 —
ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа, .... 67 — иШиаС, .... 78 — СоМ,<SPAN> .„,
</SPAN>84 — МяЧ, .... 93 — ДаР.<SPAN> ..., </SPAN>99
— ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.
Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 —
НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму»
— этот номер Вы. уже не перепутаете.
7. Метод тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на
предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить
детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях,
задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни
1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться
максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
8. Запоминание слов связыванием их в рассказ.
Исходные положения:
·        образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их
в воображении;
·        они должны быть в движении;
·        связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга,
перекатывания, на основе "похожести".
     Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река,
корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы,
лампа, скрепка, дом, самолет, тет­радь, носки, воздух.):
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из
доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу
и видим на нем лужу, ко­торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ.
Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая
вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край -
получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор,
пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос,
торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею
волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз -
разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь
ее поднять - не получается. Тогда отк­рываете ее и из не прямо на Вас
выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ.
Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ.
И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых
льется вода. Вам становится холодно от дож­дя, хочется, чтобы он прекратился.
Вы подпрыгиваете, хватае­тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на
землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп­ленную
огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на
нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться
и падать на ноги, превраща­ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от
него в сто­рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи­чей,
которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь
рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в
руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее
листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по
земле, как по ВОЗДУХУ.
9. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).
Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли
крылышки мухи, и который пытается взле­теть, взмахивая большими крыльями.
Порядок слов при запомина­нии определяется присутствием в образе большего
обьема перво­го слова.
10. Оживление (метод запоминания).
Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те­перь представьте, что
он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем
воображении. Поупраж­нявшись с живыми существами, переходите к оживленным
предме­там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми
глазами, а затем и с открытыми. Можно предс­тавлять, что Вы касаетесь
предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять
какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле.
Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме­тами.
11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).
Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений),
представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо
предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его.
Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить.
Предс­тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс­каз, оживляя
слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото­вить 20-30 слов, из которых и
составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета,
ка­ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек­ли и
превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к
следующему упражнению.
12. "Перетекание"
Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На
основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой.
Что же это за похожесть? Одинако­вый цвет, форма, место расположения, запах,
тактильные ощуще­ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов.
До­ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться
по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоми­нания
нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе
"похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга.
Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают
выпадать страни­цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы
того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).
12. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.
Приготовьте 30 дощечек размером 100х200мм и следующие ма­териалы: клеенка,
вата, мягкая материя, жесткая, пшено, го­рох, спички и т.д. Наклейте один-два
слоя на каждую дощеч­ку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте
глаза, положите одну руку на дощечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы
продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя
рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами
по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна
дощечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами.
Ваша задача - воспроизвести слово, закрыть глаза и разло­жить дощечки по
порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете
воспроизводить в воображении.
Показателем того, что Вы достигли научного ре­зультата будет - называя слово,
Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознанно)
ощущаете прикосно­вение к телу дощечки, соответствующей этому слову.
Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, приклады­вая
дощечки на солнечное сплетение и т.д.
Необходимо проработать все тело. В течение указанного вре­мени рекомендуется
запоминать информацию с помощью доще­чек, вызывая тактильные ощущения и
вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощечками (запоминайте таким
образом открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете указанного
результата возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то
есть стараясь ярко видеть и подключать однов­ременно тактильные ощущения,
четко чувствовать всем телом од­новременно), проработайте все упражнения от
начала до кон­ца, проецируя требования, предъявляемые к образам на тактильные
ощущения.
13. Развитие слухового воображения.
а) Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь
состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении,
подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о
стол), и тактиль­ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).
б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным
ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в
него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной
из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию
на все тело. Затем представьте, что со­вершенно иной тональности звук
завладел одной из зон те­ла. Распространите его по всему телу. По этой же
схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.
в) Соощущения. Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными
материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предме­тами
(металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли,
допустим, о стол. В это время Вы должны, по­ложив правую руку поочередно на
каждую из дощечек, восприни­мать и запоминать (один звук - одну дощечку).
Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали
удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеен­ку,
наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с зак­рытыми глазами
клеенки, которая при каждом прикосновении изда­ет "стеклянный" звук, т.е. Вы
можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом
запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы
сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния,
когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е.
при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос­новение
соответствующего материала.
14. Развитие вкусового воображения.
Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в
течение одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и
положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла­за, представьте
(необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно).
Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара.
Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем
они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо
получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй­те сахар на кончике языка и
постарайтесь вызвать соответству­ющие вкусовые ощущения по предложенной
схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив пред­мет в воображении,
ощутив его тактильно, услышав звук и од­новременно автоматически
сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого
предмета, причем это должно происходить неосознанно.
15. Развитие обонятельного воображения.
а) Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах
лимона, розы и т.д. На начальном этапе уп­ражнение выполняется с закрытыми
глазами. Глаза смотрят пря­мо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется
только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объ­ект
в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положи­те перед собой на
расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа,
старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте
предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе
уберите его. Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого
предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать
запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны
концентрироваться на кончике носа).
б) Возьмите несколько предметов с различными запахами и поп­робуйте их
запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно
вставляя их в рассказ. Например, лег­кий воздушный запах можно представить в
виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться
неосоз­нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение
или представление.
16. Запоминание текстовой информации посредством выделения ключевых слов и
установления связей между ними.
1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните
красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести
предложение.
2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти сло­ва-опоры. Например:
кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника.
Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные
опоры синим карандашом.
3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опо­ры, выделенные красным
цветом (выписываются подряд слова, под­черкнутые красным и синим цветом).
4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на дру­гом листке.
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в во­ображении).
6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите
текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает
выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.
                      Запоминание иностранных слов.                      
                                 Общие правила.                                 
Старайтесь связывать слова, словосочетания, крупные бло­ки. Таким образом Вы
сможете в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать
на начальном этапе (крат­ковременная память) 7+(-)2 единицы блока
запоминаемой инфор­мации. Это верно в том случае, если Вы не прошли
предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов,
постепенно перейдя к пяти блокам по 30-50 слов.
Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти бло­ков,
проэкспериментируйте. Сравните результаты, найдите опти­мальное количество
слов в блоках. Следует учесть, что если Вы продолжите занятия по развитию
образной памяти, сможете повы­сить емкость блока и их количество до девяти.
- На начальном этапе рекомендуется подбирать наиболее па­радоксальные,
смешные картинки, вырезать их и наклеивать в от­дельную тетрадь, записывая
рядом "связки" слов. Таким образом получится блок.
- Тренируясь и изучая язык одновременно, через месяц-пол­тора Вы вдруг
обнаружите, что связки образуются уже сами со­бой.
- Если Вы прошли предложенный курс полностью, яркие пара­доксальные образы и
картинки Вы сможете сами выстраивать в своем воображении.
- Непроизвольное запоминание происходит, если в воображе­нии строятся образы
так, что они главному персонажу либо помо­гают достичь цели, либо мешают.
- С большей долей непроизвольности запоминание происходит, если мы
концентрируем внимание на значении слова и его звучании, а не на заучивании
(обманываем зубрежку). Чтобы углу­бить понимание языка, рекомендуется глубже
разобраться со значением слов, т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть
возможность, то не в один. Также рекомендуется произнести сло­во, ставя
ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций
(удивление, радость, гнев, разочарование, восхи­щение и т.д.).
- Если Вы убедили себя, что запоминаете не на неделю, а на всю жизнь, Вы
сразу ощутите разительный контраст в качест­ве запоминания. Поэтому прежде
чем запомнить, убедите себя в том, или ощутите, представьте, что Вы
запоминаете на всю жизнь.
                           Техника запоминания.                           
1. Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью
или частично, русское слово и составить связанную с русским переводом
образную связку.
2. Учтите, Ваша цель должна быть не запоминание иностран­ного слова, а
нахождение связки между словами, необычность связки, наличия в ней движения.
Все обязательно должно подк­репляться запоминанием пятью органами чувств -
это основное.
- Существительные. Соор (англ.) подбираем слово-купать­ся-Курятник (перевод)
Представьте себя купающимися в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются
куры. Посмотрим на слово соор - Вы наверняка вспомните подобранное слово
Купаться-сле­дом восседающих кур и следом-КУРЯТНИК (перевод).
- Сложные (трудные) слова - преобразовать путем замены одной-двух букв и
затем построить связки. Dig (копать) - бук­ву "i" меняем на "о". Получается -
дог - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень
худая - так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивляемся, как такая тощая
собака может устоять на ногах.
- Слово с предлогом (аналогично словосочетанию). Тo table (ту - у, таблетка)
- к столу (пер.) ту - у (гудок паровоза). К столу сьезжаются со всех сторон
таблетки, которые и издают этот звук.
Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунка­ми (например,
из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунка­ми заключается в следующем:
подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов,
понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря
выписы­ваете переводы. После этого составляете связки к каждому от­дельному
слову, смотря на рисунок и воображая необычный сюжет. Таким образом, за один
подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.
Записи сохраняйте, они Вам понадобятся для повторения. Позанимавшись в
течении одного-двух месяцев по полтора-два часа в день, Вы обнаружите, что
связки уже образуются произ­вольно. Для образования установки непроизвольного
запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом,
запоминание будет происходить как бы само собой.
Повторение.
Наиболее оптимальное время перерыва - 10 минут (необходи­мо для
первоначального "проявления", т.е. запечатления ин­формации).
Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количест­во повторений слов с
помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва
мозг переводит ин­формацию в долговременную память. Этот процесс нарушается
да­же в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит
стирание).
                               ТАБЛИЦА ПОВТОРЕНИЙ:                               
     
1-раз -через 10-15 минут

II раз - через

2-3 часа, по мере трениров­ки через 12 или 24 часа

III раз - через

1-2 месяца

IV раз через один год
Воспроизвод­ство по пере­воду или словуВоспроизводство глядя на картин­ку

1 день - вспо­минаем по своим записям;

II день - глядя на картинку;

Если удается восстановить перевод или ино­странное написа­ние (звучание), а связку не удает­ся, то восстанав­ливать связку не­обязательно, она свою функцию уже выполнила.

На повторение одной тысячи слов должно уходить не более дня с учетом пере­рывов.
</DIV> Заключение. Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти. Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации. С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником. Литература. 1. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996 2. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990 3. Мнемоника. Методическое пособие 4. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.