Каталог :: Психология

Контрольная: Политическая психология

                             Политическая психология                             
                                    Вариант 4                                    
     1.     Предмет политической психологии, ее структура и основные задачн
Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая
закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки
политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации
политической деятельности.
     Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых
деятельностью людей в сфере политики и власти.
Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп. Первая группа 
задач связана с психологическими основами деятельности политического лидера
(построение модели успешного политического лидера). Вторая группа задач
связана с особенностями построения предвыборной кампании. Стратегия
предвыборной кампании бывает: а) стратегия партнерства – состоит в аргументации
точки зрения при готовности выслушать, принять точку зрения оппонента; б)
стратегия конфронтации – состоит в одностороннем подходе к точке зрения
оппонента, изначальному неприятию ее. Третья группа задач связана с
определением особенностей различных видов политического общения (массы, малые
группы, один-на-один). Четвертая группа – создание политического имиджа
лидера. И, наконец, пятая группа задач связана с проблемами решения
политических конфликтов.
     2.     Совместимы ли гуманизм и политика?
При изучении политической жизни общества важно понимать в нем место и роль
человека. Английский социолог Спенсер говорил, что каковыми являются люди
(«единицы»), их средний уровень развития, такой будет и рождаемая ими
политика. Народоправие предполагает умение народа не только вести
государственную жизнь, но и править государством, а для этого у человека
должно быть сформировано чувство государственной ответственности за свои
действия.
Гуманизм же – это любовь к человеку, забота о нем, как с политической,
моральной, так и с общечеловеческой точки зрения.
В широком понимании «гражданин» – полноправный, свободный член общества,
который принимает активное участие в общественной и государственной жизни.
Народ и государство связаны между собой своеобразным «коллективным
договором», основа которого  - это три фундаментальных позиции: моральный
порядок, право (закон) и знание. Эти позицию гарантируют не только единство
усилий общества и государства в осуществлении политики, но и обеспечивают
автономию духовного мира личности, ее независимость в поступках и линии
поведения. За каждым человеком государством признается свобода духовного
самовоспитания, как природного права личности. Только кода человек осознает
это и воспитывает в себе свободу и самодисциплину он может стать субъектом
права. Система прав, свобод и обязанностей граждан реализуется на основе
единых принципов, разработанных как мировым товариществом, так и парламентами
стран. Всемирная организация прав человека, одобренная Генеральной ассамблеей
ООН, состоит из введения и 30 статей. Впервые в практике международных
отношений дается перечисление основных прав и свобод, которыми обязан
пользоваться каждый человек.  С того времени принято 178 международных
документов, в которых говорится о правах человека. Во многих странах мира
сформировано правозащитное движение. Международные акты о правах человека
предусматривают специальные контрольные механизмы их исполнения, созданы и
действуют Международная Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам
человека, Европейская комиссия прав человека. Какие же основные права и
свободы? Это право на жизнь, презумпция невиновности, охрана личной жизни
граждан, свобода сборов, митингов, демонстраций, свобода информации, слова,
печати, свобода совести и прочие. Все права и свободы человека неотъемлемы от
его первичных нужд, а пока они не удовлетворены, пока цена человеческой жизни
низкая, реализация личностью своих прав в более высокой сфере является
привилегией немногих.
     3.     Какова роль политического маркетинга в повышении эффективности
деятельности политических лидеров?
     

Для начала давайте рассмотрим основные правовые формы осуществления политической деятельности. Здесь следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие – это осуществление определенных акций, мероприятий с целью отображения интересов, требований, позиций, которые существуют в массах, а также с целью воздействия на органы власти. Политическое функционирование – это управление деятельностью различных политических институтов (государственных заведений, политических партий, органиаций), управление общими делами, процессами удовлетворения нужд общества и социальных групп. Оно включает в себя набор и расстановку кадров, определение механизма принятия решений и пр.

Разновидностью политического функционирования есть политическое лидерство. Лидер – авторитетный член организации или малой группы. Воздействие на других помогает ему играть ведущую роль в социальных процессах, общественной жизни. Политический лидер является продуктом своеобразного «природного отбора». Среди характеристик, которые имеют особенное значение для деятельности политического лидера, нужно назвать такие: умение концептуально мыслить, участвовать в принятии политических решений на разных уровнях, умение бороться за получение необходимой информации, высокий уровень гражданского самообразований, политической и правовой культуры, моральная чистота помыслов и действий, умение разбираться в людях, убеждать их, вести за собой. Эти качества необходимы любому типу политического лидера (авторитарному, демократичному, либеральному). Серьезный политический лидер обязан иметь собственную политическую программу и целенаправленно создавать свой имидж, на основании которых политические брокеры будут подбирать себе «товар» – политических лидеров. Политический маркетинг, как и обычный, предполагает исследование «рынка», «спроса» и «предложения». Маркетинг предполагает: изучение потребителя (электората); исследование «продукта» – существующих ныне политических лидеров; анализ форм и каналов «реализации» продукции – какому региону необходимы лидеры и какой тип лидерства там наиболее желателен и какие суммы можно потратить на «создание» лидеров определенного типа с тем, чтобы она окупилась. В нашем сегодняшнем обществе ситуация меняется так быстро, что лидеры не успевают «застаиваться». «Товар» не залеживается. Но, тем не менее, если мы хотим прийти к развитому обществу, политический маркетинг сегодня должен научится не только тактической подготовке лидеров, но и тому, чтобы рассчитывать и готовить лидеров стратегически, гладя в далекое будущее. 4. В чем заключается культура политического диалога, консенсуса и согласия? В цивилизованном обществе политика не существует вне культуры вообще. Культура – это способ и результат человеческой деятельности, который создает личностную и общественную жизнь во во всей гамме их составляющих. Давайте разберемся, что же такое политическая культура в целом. Термин «политическая культура» был введен немецким мыслителем И.И.Герднером, а понятие «политической культуры» ввели американские ученые Г.Алмонд и С.Верба. Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами. Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов. Культура же политического диалога – это умение не только говорить (что многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%. И большую часть этого времени он делает это неправильно. Искренний интерес и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности дискутантов; учета уровня знаний предмета. 5. Проанализируйте психологические закономерности построения способов наглядной агитации в процессе ведения избирательной кампании. Процесс ведения предвыборной кампании в Советском Союзе не менялся десятилетиями, да этого и не нужно было делать. В современной Украине, выборы пока еще больше походи на эксперименты над народом и над самими кандидатами. Мы учимся, учимся, учимся. И учимся в основном у Запада. Но как западные, так и постсоветские методики огромное внимание уделяют наглядной агитации избирателей. Давайте попробуем разобраться, из чего же складывается понятие «наглядная агитация». Раздача агитационной литературы – наиболее простая форма работы с избирателями. Литературу кладут на безопасное место возле дверей, но не в почтовые ящики. Психологический фактор «пришли лично ко мне» играет немаловажную роль (а в США бросать агит-литературу в почтовые ящики просто запрещено зхаконом). Рабочий набор агитационной литературы как правило состоит из: листа-благодарности, инструкции, наклейки на бампер/значка; программы кандидата. Распространение листовок – подобна раздаче агитационной литературы, но литературу раздают в общественных местах (универсамы, метро и пр.) В данном случае не стоит раздавать литературу, которая дорого стоит, так как скорее всего многие не станут ее читать вообще. Непосредственно наглядная агитация за кандидата – это те мероприятия, которые увеличивают знание имени кандидата и способствуют повышению рейтинга. Как правило на мероприятиях используют небольшой лозунг или информацию по проблеме, но при этом добавляют элементы большого лозунга. Примеры наглядной агитации включают: Значки и наклейки на бамперы: имя кандидата должно быть написано большими буквами, и легко читаться. Наклейки следует давать лишь тем, кто прикрепит их к своим машинам. Знаки на газонах: это плакаты большого размера, прикрепленные на столбе или установленные на газонах. Несмотря на дороговизну этого метода, он является эффективным способом «раскрутки» имени кандидата. С помощью таких плакатов можно передать большую часть лозунга-программы кандидата. Рекламные щиты: это очень дорогой путь минимального повышения степени узнавания имени кандидата. Наибольшее воздействие рекламные щиты оказывают на бюджет кандидата. «Люди-плакаты»: сугубо американский метод, который часто называют «размахивание знаками». Добровольцы идут на перекрестки, где ходит много людей и размахивают знаками. Эта работа не требует много денег, но она не может быть направлена на целевую группу избирателей. В то же время, знаки часто важны на мероприятиях, где они становятся частью заднего плана для телевизионных съемок. «Рекламные ролики», микроавтобусы с динамиками, телевизионные эфиры и прочие методы с привлечением большого количества техники являются слишком дорогостоящими и часто не производят достаточного эфекта на избирателей. Литература: 1. ТовстолісА.І. “Політологія”, Чернігів, 1994 2. Гаєвський Б., “Українська політологія”, Київ, 1994, МАУП 3. “Політичні партії та перехід до демократії”, Київ, 1998, НДІМВ 4. Робінсон Вілл “Програма контактування з виборцями”, Київ, 1995 5. “Ключове повідомлення - посібник для лідерів, організаторів та активістів”, Київ, 1998, НДІМВ 6. Кен Пейн, Кейт Хед, Шила О’Коннел “Стратегія планування виборчої кампанії”, Київ, 1997, НДІМВ 7. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е., «Социальная психология», Киев, 1997, МАУП 8. Обозов Н.Н., Щекин Г.В., «Психология работы с людьми», Киев, 1999, МАУП 9. Щекин Г.В. – редакция “Современный менеджмент: теория и практика”, Киев, 1994, МЗУУП 10. Туленков Н.В. “Введение в теорию и практику менеджмента”, Киев. 1998, МАУП