Каталог :: Психология

Доклад: Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

     Комплексы   психоразвивающих  упражнений   для  работы  с
     детьми   логопедических   групп.
     У  детей  логопедических  групп,как  правило , интеллект  нормальный . Они  кри-
тичны  к  своей  речи ,большинство  из  них  имеют  настойчивое  стремление
к исправ-
лению  речевого  недостатка. Но  у  части  детей , по  сравнению  с
возрастной  нормой,
наблюдается  снижение  познавательной  деятельности  и  входящих  в  ее
структуру  процессов: меньший  объем  запоминания  и  воспроизведения
материала , неустойчи-
вость  внимания , быстрая  отвлекаемость , истощаемость  психических
процессов ,сни-
жение  уровня  обобщения  и  осмысления  действительности; у  них  затруднена
развернутая  связная  речь . Со  стороны  эмоционально- волевой  сферы  также
наблюдается  ряд  особенностей: повышенная  возбудимость , раздражительность
или
общая  заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость , многократная
смена  настроения  и  др.
Психолого- педагогическая  коррекция  речи  у  детей   логопедических  групп
должна   включать  комплекс  мероприятий , направленных  на  устранение
неблагопри-
ятного  воздействия  указанных  выше  социальных  факторов , на  улучшение
общего
психического  состояния  ребенка , на  формирование   у  него  интереса  к
речевому
общению  и  необходимых  навыков  поведения , на  организацию  правильного
речево-
го  воспитания . Эффективность  психолого- педагогической  коррекции  будет
во  многом  определяться  специальными  занятиями  с  ребенком .
Программа   психокоррекционного  занятия  включает  в  себя  несколько  групп
упражнений  и  осуществляется  на  основе  данных  обследований .
На  первом  этапе  отрабатывается  речевое (  фонационное )  дыхание. Тренировка
начинается   с  приведения  ребенка  в  состояние   покоя  и  расслабления
мышц  плеч,
грудной  клетки  и  рук , что  возможно  в  любом  из  трех  положений :
стоя ,сидя, лежа.
1.Производится  быстрый  бесшумный  вдох ,  переходящий  в  длительный  и
спокой-
ный  выдох. От  наполнения  легких  воздухом  во  время  вдоха  отмечается
движение  стенки  живота  и  нижних  ребер  вперед  и в стороны ; на  выдохе
они  постепенно
занимают  свое  исходное  положение.
2.Выдох  направляется  к  местам  активной  артикуляции  и  фокусируется  в
одной  точке – на  губах . Для  достижения  , а  затем  закрепления  этого
навыка  губы  слегка  вытягиваются  вперед , не  изменяя  своего  положения.
При  этом  длительно  и  слитно ( 3-6 раз )  произносятся  специально
подобранные  звуки, слоги ,  слова  и  фразы  типа «у» , «о» , «ух», « ухо»,
«уж», « урок», « уснуть» , « утюг»,«уют», « кто  от  кого , тот  в того», «
чужую  беду  руками  разведу», «дружба дружбой , служба  службой», « за  труд
чтут», « очи  ушей  верней», «повинную  голову  меч  не  сечет»..
3.Различение  неречевых  звуков, заранее  записанных  на  магнитофонную  пленку
или  создаваемых  психологом. Ребенка  просят  определить  , что  имитирует
психолог  своим  голосом . Это  может  быть , например  «стук  часов», « крик
воро-
ны», «жужжание  жука» , «писк  комара» и др.
     4. Развитие  фонематического  анализа. Ребенка  просят  определить ,
какой  одина-
вый  звук  он  слышит  в  словах  «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и поднять
руку  если
слышит  звук «с». Далее ребенок  определяет  место  звука , например «с» , в
словах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». После  этого  ребенку  предлагается  придумать
слова, начинающиеся  с  определенной  буквы  и  содержащие три- четыре  звука.
Заключительное  упражнение  состоит  в  том , что  психолог  произносит  слова-
квазиомонимы,содержащие  исправляемый  звук , а  ребенок  рисует соответству-
ющий  предмет ( или  подбирает  подходящую картинку). Предлагаются  следую-
щие  слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-рожки», «рак-
лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитие  общей  моторной  активности , целенаправленности и динамической
скоординированности  движений. Ребенка  просят  несколько  раз (3-5) хлопнуть
мячом  об  пол , считая  при  этом. Затем, оттолкнув  мяч  от  одного  края
стола,
попробовать  поймать  его  у  другого  края. Далее  ребенка  просят  проскакать
поочередно  на  правой  и  левой  ногах , например  от  стола  к  двери.
Упражнение
повторяется , но  уже с  разворотом в  прыжке. После  этого ,  в  зависимости
от
возраста , ребенка  просят  по  словесной  инструкции  психолога или  подражая
ему, произвольно  напрягать  мышцы  шеи, плеч, рук, а  затем  расслаблять  их ,
свободно  наклоняя  голову ,  покачивая  руками  и  расслабляя  кисти.
6. Расслабление  артикуляторных  мышщ. Ребенок, подражая  психологу , пробует
произвольно  напрягать  мышщы  челюстей , губ, языка  с  упором  в  твердое
небо,
мягкого  неба  путем  зевка ,  лица ( нахмуривание  бровей , зажмуривание
глаз ),
затем  расслаблять  мышцы  рта , нижней  челюсти, губ. Оба  состояния  ребенок
пытантся  выдерживать  от 3 до 5 сек.
7. Развитие  речевого  дыхания ( нижнереберного  типа  с  длительным  и
нтенсивным
выдохом). Психолог  с  целью  контроля  кладет  руку  на  нижние  отделы
грудной
клетки  ребенка  и  отрабатывает  ритмичное  глубокое  дыхание  с помощью  игры
«Спасательный   жилет». Во  время  вдоха- «жилет  надувается»- нижние  отделы
грудной  клетки  и  стенка  живота  выдвигаются  наружу  и  вширь; во  время
выдо-
ха – «вытащили  пробку»- брюшные  мышцы  и  грудная  клетка  медленно  втяги-
ваются  до  исходного  положения. Далее  выполняется  это  же  упражнение ,
но  на
выдохе  ребенок  пытается  произносить  звук «ф» ( в  течение 4-6  с). Для
удлине-
ния  и  интенсивности  выдоха  ребенок  имитирует  игру  на  духовых  инструмен-
тах: « дует  в  свисток  или  рожок », « играет  на  губной  гармошке».
Длительность
выдоха  доводится  до  6-8 с.
8. Упражнения  на  развитие  внимания.
№ 1 «Незнайкины  небылицы».
Незнайка  сочинял  историии, но, как  обычно, все  перепутал  в  них . Когда  он
стал  рассказывать  свои  историии  друзьям , все  громко  смеялись  и
говорили,
что  этого  не  бывает. Попробуй  отгадать, что  напутал  Незнайка.
- Летом  девочки  и  мальчики   надевают  теплые  шапки , теплые  сапоги , шу-
бы  и  отправляются  кататься  на  санках.
-         Весной  все  звери  готовятся  к  долгой  спячке.
-         Осенью  на  деревьях  распускаются  ярко-зеленые  листочки.
-         Зимой  мы  любим  купаться  и  загорать, любоваться  цветами  и
собирать
ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослый  рисует  цветок  с  семью  лепестками : красным, желтым, голубым,
розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина  цветка- зеленая. Ребенку
предлагается  запомнить  этот  цветок  и  нарисовать  точно  такой  же.
№3 « Невнимательный  садовник »
Садовник  решил  посадить  новые  плодовые  деревья  в  саду , но  он  был
очень
невнимательным  и  купил  на  базаре  2  лишних  пакетика  с  семенами. Помоги
садовнику  найти  лишние  пакетики , если  на  них  написано: «Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4  « Паровозик  с  клоунами»
Все  дети  превращаются  в  «поезд», в  котором  едут «клоуны». « Клоуны»   лю-
бят  баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по  сигналу  взрослого
( гудок )  останавливается, « вагончики» разъезжаюются  в  разные  стороны, де-
ти  падают. Основная  задача -  при  падениии  быть  внимательным  к  окру-
жающим  детям , стараться  их  не  задеть. После  того  как  «поезд» отремонти-
руюют, игра  продолжается.
№5  « Летает -  не  летает».
Дети  садятся  или  становятся  полукругом. Ведущий  называет   предметы. Если
предмет  летает   - дети  поднимают  руки. Если  не  летает – руки  у  детей
опущены.
Ведущий  может  сознательно  ошибаться, у  многих  ребят  руки  непроизвольно
, в  силу  подражания , будут  подниматься. Необходимо  своевременно
удержаться  и  не  поднимать  рук, когда  назван  нелетающий  предмет. Кто
не  удержался – платит  фант , который  в  конце  игры  выкупается.
9.Упражнения  на  развитие  мышления.
№1 «Разрезные  картинки» ( складывание  рисунка  из  его  частей)
Берется  любая  открытка ( лучше  использовать  изображение  неживого  мира)
и   разрезается  на  две  равные  части . Ребенка  просят  составить  ее. Другая
на  четыре  части  и  так  далее. Выполняя  задание , ребенок ориентируется  на
рисунок , изображенный  на  открытке . Покупные  мозаики  и  пазлы помогают
детям  соотносить  форму  и  цвет.
№.2 « Придумаем  загадку».
Логика  придумывания  загадок  сложна  для  дошкольников, поэтому  начинать
следует  с  внешних  признаков  окружающих  предметов . Например : « Большой,
круглый, полосатый, а  внутри  красный» ( арбуз).Затем  добавляются
функциональ-
ные  признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все  дома  очищает» (пылесос).
Далее  предлагаются  сравнения  и  литературные  загадки . Например : «Крашено
Коромысло  через  реку  повисло»  ( радуга). Непонятные  слова  объясняются.
№3 « Что  лишнее?»
Взрослый  называет  три  ( позже  четыре )  предмета , один  из  которых  не
под-
ходит  к  данной  классификации. Например: огурец, яблоко, помидор ( овощи-
фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок  выделяет
«лишний»
предмет  и  объясняет  свой  выбор. Хорошо  использовать  в  этой  игре
наглядную
опору- картинки  и  предметы.
10. Упражнения  на  развитие  памяти.
№1 « Телефон»
В  игре  участвуют  не  менее  трех  игроков .Словесное  сообщение  передается
друг  другу , пока  оно  не  вернется  к  первому  игроку. Сообщение  может
состо-
ять  из  одного  слова, постепенно  превращаясь  в  длинное  предложение.
№2 « Рассказы  по  картинкам»
Ребенку   предлагается  составить  рассказ  по  картинке . Используются
смешные  сюжеты, можно  из  комиксов.
№3  « Рассказы  по  памяти»
Ребенка   просят  рассказать  просмотренный  недавно  мультфильм.
№4  « Слова»
Дети  по  очереди  называют  слова , где  последняя  буква   предыдущего  слова
является   началом  следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»
11.Упражнения  на  развитие  эмоционально-волевой  сферы.
№1 « О  рыбаке  и  рыбке»
Взрослый  читает  отрывок  из  сказки  А.С.Пушкина  или  кратко перессказы-
вает  эту  сказку . Дети  выбирают  роли  старика , старухи, золотой  рыбки.
Остальные  дети  держатся  за  руки , изображая  море ( поднимают  и  опускают
сцепленные  руки).Можно  использовать  музыкальный  фон- морские  звуки.
Взрослый  может  предложить  детям  продолжить  сказку  по-своему  или  пере-
делать  ее.
№2 «Воробьиная  семья»
Взрослый  рассказывает  сказку, дети  изображают  героев  сказки  с  помощью
мимики, жестов, интонации.
«Жила-была  в  лесу  воробьиная  семья: мама, папа,сын.Мама  улетала  мошек
ловить, семью  кормить. А папа-воробей  укреплял  жилище  веточками, утеплял
мхом. Сын  тоже  помогал  отцу, и этим  всегда  хвастался  перед  своими друзья-
ми. Он  всем  пытался  доказать, что  он  самый  ловкий  и  сильный. А с тем
кто
не  соглашался  с  ним , воробышек  ссорился  и  даже  дрался. Как-то  раз  мама
и  папа  прилетели  в  гнездо, а  сына  нет. Они  ждали  его  к  обеду , но
воробы-
шек  не  прилетал. Родители  стали  волноваться , не  съели  не  крошки. Папа-
воробей  сердился  и  ворчал, а  мама  даже  всплакнула. Ведь  она  думала,
что с
ее  любимым  сыночком  что-то  случилось.А  сыночек  поссорился  с  друзьями.
Взъерошенный  воробушек  наконец-то  прилетел  к  родителям. И  в    воробьи-
ной  семье  был  серьезный  разговор...( дети  чирикают, интонациями  передавая
чувства  мамы , папы, сына). Воробышку  пришлось  сознаться  в  том, что  он
хвастается  и  дерется. Сын  рассказал  родителям , как  ему  хотелось  доказать
всем , какой  он  взрослый. Воробышек  объяснял , что  очень  хотел  бы ,чтобы
его  родители  гордились  им, как  самым  сильным  сыном. Но  вместо  радости
и  гордости  он  увидел  грусть  в  их  глазах. Воробышек  попросил  прощения ,
и родители  его  простили. Они  накормили  сына  вкусной  едой и, погладив  по
перышкам , ласково  объяснили , что  очень  любят  его , и для  них  он  самый
ловкий  и  сильный  воробышек  во  всем  лесу».
№3 « Три  поросенка»
Взрослый  рассказывает  последнюю  часть  сказки , а  все  дети  выполняют
действия  героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно    распреде-
лить  роли  между  детьми, использовать  маски.
№4 «Брыкающаяся   лошадка»
Все  дети  превращаются  в «лошадок » и  свободно  размещаются  на  ковре
( стоят  на  коленях, опираясь  о  пол  руками).Взрослый  читает  текст
сказки.
«Жила-была  лошадка , которая  очень  любила  брыкаться  и  капризничать.
Ей  мама  говорит: «Покушай , доченька, травки  свеженькой». «Не  хочу, не
буду», - кричит  лошадка  и  брыкается  ножками ( дети  выполняют  дейст-
вия). Папа  уговаривает  лошадку : « Погуляй , поиграй  на  солнышке». Не
хочу, не  пойду!»- отвечает  лошадка  и  опять  брыкается. Не  смогли  угово-
рить  мама  с  папой  свою  упрямую  доченьку, оставили  ее  дома, а  сами
ушли  по  делам. Лошадка  подумала, подумала и  пошла  гулять  одна. А  на-
встречу  ей  хитрый  серый  волк. Говорит  волк  лошадке: « Не  уходи, лошад-
ка, далеко  в  лес , ты  еще  маленькая». Лошадка  опять  упрямится: « Я не ма-
ленькая , куда  хочу, туда  и  хожу!» А  волку  это  и  надо  было. Подождал
он, пока  лошадка  в  самую  чащу  леса  зайдет  и  как  набросится  на  нее
сзади. Лошадка  давай  брыкаться. Сначала  одной  ножкой  сильно  ударила
волка, затем  другой  ножкой. А  потом  двумя  ножками  вместе  так  стала
брыкаться , что  волк  убежал  и  никто  его  там  больше  не  видел ( дети
выполняют  все  действия ). Лошадка  перестала  упрямиться  и  капризни-
чать, выросла  и  теперь  работает  в  цирке , брыкается  ножками, подбра-
сывает  высоко  мячики  на  радость  зрителям».
12.Упражнения   на  снятие  психофизического  напряжения.
№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный  комплекс)
1.      В  лесу  под  сугробом  спрятался  нежный  цветок. Он  крепко  сложил
свои
лепестки , чтобы  не  погибнуть  от  холода. Уснул  до  весны ( дети  садятся
на  корточки , обнимая  руками  плечи, прижимая  голову).
2.      Солнышко  стало  пригревать  сильнее. Лучики  солнца  постепенно пробуж-
дают  цветок. Он  медленно растет , пробираясь  сквозь снежный  сугроб
( дети  медленно  приподнимаются  и  встают).
3.      Кругом  лежит  снег. Ласковое  солнышко  так  далеко , а  цветочку
очень
хочется  почувствовать  тепло ( дети  тянут  руки  вверх, напрягая  пальцы,
поднимаясь  на  носки).
4.      Но  вот  подснежник  вырос, окреп (дети  опускаются  на  ступни ).
Лепестки
стали  раскрываться , наслаждаясь  весенним  теплом. Цветок  радуется, гор-
дится  своей  красотой ( дети  медленно  опускают  руки ,  плечи , улыбают-
ся). «Этоя -  первый  весенний  цветок  и  зовут  меня  подснежник »,- кива-
ет  он  всем  головой.
5.      Но  весенняя  погода  капризна . Подул  ветерок , и стал подснежник
раска-
чиваться  в  разные  стороны( дети  раскачиваются). Цветочек  склонялся  все
ниже  и  ниже  и  совсем  лег  на  проталину ( дети  ложатся на  ковер).
6.      Побежали  ручьи , вода  подхватила  и  унесла  подснежник  в  длительное
сказочное  путешествие. Он  плывет  и  удивляется  чудесным  весенним
превращениям ( звучит  природная  музыка, дети  лежат  на  ковре и «путе-
шествуют» с закрытыми  глазами).
Когда  цветок  напутешествуется , он  приплывет  в сказочную  страну ( дети
поднимаются  и  рассказывают, что  видели, чему  удивлялись  и  радова-
лись).
№2 . Игра «Гусли-самогуды» ( релаксационно- танцевальный
комплекс).
1.      Ведущий  читает  текст. Дети  стоят  свободно.
В  сказочном  дворце,
На  высоком  крыльце,
Звучит  грозный  указ,
Добрым  молодцам  наказ:
« Кто  сумеет  станцевать
Так, как гусли  нам  велят,
Тот  и будет  помогать
Нашим  царством  управлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распевают  песни  всюду.
Раз  готовы  вы  друзья,
Танцевать  нам  всем  пора.
2.      Звучит  ритмичная  музыка . Ведущий  читает  текст. Дети  стоят, «
танцуют»
мышцы  плеч  и  рук.
Вот  и  музыка  звучит.
А  народ  все  ждет, стоит.
Ой , пустились  плечи  в  пляс.
Веселей, еще  хоть  раз!
Пальцы, локти  скачут  вместе,
А  народ  стоит  на  месте.
Пляска  стала  затухать ,
Тише  музыка  играть.
3. Меняется   ритм  музыки , « танцуют» мышцы  ног.
Ноги  стали  просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы  и  колени
Заплясали  как  хотели.
Как  им  весело  плясать!
Только  стали  уставать.
4.      Меняется  ритм  музыки , «танцуют» мышцы  живота.
Рад  живот  поупражняться,
Научился  напрягаться.
Вдох  и  выдох ,  покрутись.
Лежебока, эй , проснись!
5.Меняется  ритм  музыки , « танцуют» мышцы плеч.
Вот  поднялись  наши  плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали  плечи затихать,
Затихать  и  засыпать.
6.Звучит  спокойная  музыка ,  затем  вновь  меняется  ритм, «танцуют» мышцы
лица.
Щеки, носик  в  пляс  пошли.
Брови  нежно  подними,
Губы  вытянулись  в  трубку,
Потанцуй  еще  минутку.
7.      Ведущий  выбирает  ребенка  ,  который  старался , был  внимательным.
Ребенок  заказывает  любые  движения  для  всего  тела.
Вновь  народ  стоит  и  ждет.
Что  нам  музыка  споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий  танец  закажи.
Звучит  ритмичная  музыка ,  все  танцуют « заказанный»  танец , выполняют
движения.  А  затем  ведущий  предлагает  всем  двигаться  по  собственному
желанию , так, как  хочет  само  тело.
8.      Звучит  спокойная  музыка , дети  не  сходя  с  места  плавно
двигаются  под
нее. После  этого  можно  предложить  детям  лечь  на  ковер.
А  теперь, все  отдыхаем .
Отдыхаем  и  мечтаем
О  волшебных  берегах,
О  невиданных  краях.
Звучит   спокойная  музыка  с  природными  звуками. Дети  мечтают. « Гус-
ли-самогуды» замолкают, и  дети  рассказывают (  по  желанию ) о  своих
образах- мечтах.