Каталог :: Программирование и комп-ры

Реферат: Информационное оружие и информационные войны

                                 Реферат                                 
                 «Информационное оружие и информационные                  
                                 войны».                                 
Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной
тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и
"цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага
можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая
складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые
коммуникации, направляя в желательно для нападающего русло развитие
информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий.
С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим
развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим
видам так называемого “гуманного оружия” (“несмертельным видам оружия и
технологий войн”). К ним относятся информационное, психотронное,
экономическое, консциентальное оружие и пр. Особое место среди них занимает
информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Об их
значимости свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже
третий год выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах
Министерства обороны США подробно излагается порядок подготовки к
информационным войнам. По своей результативности информационное оружие
сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия информационного
оружия может простираться от нанесения вреда психическому здоровью людей до
внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на
суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с
использованием методов и технологии “несмертельного оружия”.
В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли
“несмертельного оружия” и технологий, прежде всего информационному оружию и
психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно
изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских
сил на ТВД и геополитического и цивилизационного противоборства основных
центров формирующегося многополярного мира.
Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от обычного военного
оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании
алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных
на поражение противника. Информационная война по сути олицетворяет собой
войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов.
Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы
идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно
трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными
параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и
т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы
управления государства-противника и его вооруженных сил.
Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против
них “несилового” информационного оружие и, в первую очередь, от воздействия
поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека.
Информационное и консциентальное оружие воздействует на “идеальные” объекты
(знаковые системы) или их материальные носители.
В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и
информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым
телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой
информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты
своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого
информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных
информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного
обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать
политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в
международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная
война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего
внимания.
               Информационным оружием называются средства:               
· уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;
· преодоления систем защиты;
· ограничения допуска законных пользователей;
· дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.
     Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:
· компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы,
передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя
системы управления и т. п.;
· логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее
внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской
инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в
действие;
· средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях,
фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
· средства нейтрализации тестовых программ;
· различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное
обеспечение объекта.
Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной
реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места
применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно
опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например,
интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные
действия анонимно, без объявления войны.
Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется
уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной
среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика,
финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от
интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности
информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень
информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на
вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные
за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации
структур государственного управления российской экономикой может привести к
гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы
совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида
атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому
задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения
должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении
национальной безопасности страны.
     Мировые информационные сети и информационное оружие
В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных
информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые
информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается
число компьютерных преступлений, реальной стала угроза информационных атак на
более высоком уровне для достижения политических и экономических целей.
Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти
пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания
Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как основу
практически всех направлений международной и внутренней политики США
составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения США
совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать
могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых
информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой
задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих
своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая.
Информационные ресурсы взаимно уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по
безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в
США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года,
говорится: "...Уже признано, что сети передачи данных превращаются в поле
битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения
которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с
"электронными скоростями" при обороне и нападении. Информационные технологии
позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни
одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и
процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей
по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для
воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...".
Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения
информационного оружия необходимо принять следующие меры:
· защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу
информационных ресурсов;
· обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;
· защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;
· сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и
необходимой доступности).
Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в
открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового
оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к
мировым открытым сетям следует рассматривать прежде решив вопрос национальной
информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение
законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта
политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории
страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это
особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных
информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому
информационному пространству страну ожидает экономическое отставание.
Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым
сетью Internet дает возможность преодоления международной экономической и
культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития
социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать, что участие России в
международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно
без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро
проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают
перед странами, которые технологически отстают в области информационных и
телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее
состояние российской экономики, неразвитость информационной инфраструктуры,
неподготовленность российских пользователей к эффективной работе в сетях
открытого информационного обмена не позволяют реализовать полноценное участие
страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых технологий.
Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых
информационных сетей, в работе международных организаций, общественных
комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен соблюдаться
принцип постепенности вхождения России в международные сети в соответствии с
действительными потребностями, экономическими и технологическими
возможностями.
Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно.
Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального
информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить
инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное
право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.
     Практические мероприятия программного характера по защите от информационного
оружия: 
1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и
других структур в различных видах информационного обмена через международные
сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля
трансграничного обмена, в том числе посредством Internet; координация мер
государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз
информационной безопасности в открытых сетях; организация международного
сотрудничества.
2. Разработка государственной программы совершенствования информационных
технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к
мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных
ресурсов.
3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации
массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для
работы в мировых информационных сетях.
4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с
информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности
пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не
подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением
установленного статуса информации. Активное участие в разработке
международного законодательства и нормативно-правового обеспечения
функционирования мировых открытых сетей.
     Консциентальная война.
Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где
предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В
результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны
быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих
сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания
- предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в
консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно
допустимых и приемлемых форм.
Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и
переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.
Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в
консциентальной войне:
1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования
сознания, может происходить на основе действия химических веществ,
длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;
2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе
ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет"
сознание;
3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной
передачи мыслеформ субъекту поражения;
4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов
и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено
как психотропное оружие);
5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к
фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к
деперсонализации.
Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов
имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией,
представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной
подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего,
телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия
по разрушению российско-русского постсоветского сознания.
     Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа,
фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех
существующих имиджидентификаций
     Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из
сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население
происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя
с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся
имиджиндентификаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в
естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих
эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной -
общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь
к тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был
постоянным телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и
устойчиво воздействовать.
Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в
основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы
разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать
как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие
аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.
Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной
регулярной войны, когда требования к организации сознания являются достаточно
жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему наблюдателю с
точки зрения противостояния противоборствующих государств. В этих условиях
консциентальная война будет помогать противнику выявлять людей с
отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в условиях
формального мира и так называемых локальных войн консциентальная война весьма
эффективна.
Правовые аспекты информационной безопасности
Задачи построения гражданского общества в РФ как общества информационного,
возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии
граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной
безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности.
“Укрепление информационной безопасности” названо в концепции национальной
безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 17
декабря 1997 г. в числе важнейших долгосрочных задач государственной власти
России.
     Понятие и структура информационной безопасности 
Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном законе
“Об участии в международном информационном обмене” (ст. 2) с понятием
“безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1) под
информационной безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от
внутренних и внешних угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84)
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, в
том числе в области информационной безопасности. Исходя из анализа Программы
действий на 1996-2000 годы, ежегодных Посланий Президента Федеральному
Собранию РФ (1994-1998 гг.) и Концепции национальной безопасности РФ,
утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г., определены
основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные задачи и
принципы государственной политики по обеспечению информационной безопасности.
     Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:
а) для личности:
· соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение,
передачу, производство и распространение объективной информации;
· реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;
· обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой
человеком вредной информации.
б) для общества:
· построение информационного общества;
· защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального
культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;
· предотвращение манипулированием массовым сознанием;
· приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий,
сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;
в) для государства:
· защита интересов личности и общества;
· формирование институтов общественного контроля за органами государственной
власти;
· формирование системы подготовки, принятия и реализации решений в органах
государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и
государства;
· защита государственных информационных систем, в том числе государственных
информационных ресурсов.
     Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и
государства в информационной сфере включают в себя:
а) внутренние:
·отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
·ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
·размывание единого правового пространства страны вследствие принятия
субъектами РФ нормативных правовых
·актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;
·разрушение единого информационного и духовного пространства России,
активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб
духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и здоровья
граждан;
·отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей
национальным целям, ценностям и интересам;
б) внешние:
·целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие
информационных систем РФ;
·стремление сократить использование русского языка как средства общения за
пределами России;
·попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в
международном информационном обмене;
·подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.
Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в информационной сфере
государство определяет задачи по обеспечению информационной безопасности.
К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности можно
отнести следующие:
·формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению
защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;
·совершенствование законодательства Российской федерации в сфере обеспечения
информационной безопасности;
·координация деятельности органов государственной власти по обеспечению
информационной безопасности;
·установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене
информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
·совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых
информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств
поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения
России в глобальную информационную инфраструктуру;
·развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных
средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение
на внутреннем рынке;
·защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в
федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного
комплекса;
·духовное возрождение России;
·обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том
числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных
объектов);
·сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой
деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;
·пропаганда через средства массовой информации национальных культур народов
России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни
и передового опыта такой работы;
·повышение роли русского языка как государственного языка и языка
межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;
·создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов
творческой деятельности.
                                                                   Шкрабков В.Н.