Каталог :: Программирование и комп-ры

Доклад: Концепция информатизации г. Омска

                           АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА                           
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
                            КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ                            
                                 (ПРОЕКТ)                                 
                                   ОМСК • 2000                                   
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................. 5
1. Нормативно-правовое основание концепции........ 5
2. Основные понятия............................................ 6
3. Базовые положения концепции..........................?
4. Текущее состояние ........................................... 9
5. Основные этапы информатизации ...................... 11
6. Направления и задачи информатизации.............. 14
7. Принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды Омска ......16
8. Информационная безопасность и защита
            информации ..................................................... 2 О
9. Комплексная программа информатизации и создания Единого информационного
пространства Омска ..........................................21
Заключение ............................................................. 24
ВВЕДЕНИЕ
Целью концепции информатизации города Омска (далее - Концеп­ция) является
формирование системы представлении о стратегических це­лях и приоритетах
долгосрочной городской информационной политики, определяющей
скоординированные действия органов государственной вла­сти и местного
самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан для достижения
социально-значимых результатов и развития его интегри­рованной информационной
среды как основы единого информационного пространства.
Концепция призвана увязать имеющиеся сегодня различные представ­ления о
процессе информатизации города в единую систему для сонаправ-ления усилий,
исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных,
социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющих­ся ресурсов Омска.
Данная редакция концепции базируется на разработках тематичес­кой комиссии
«Телекоммуникации и информатизация» в соответствии с потребностями,
возможностями Омска, конкретной региональной ситуа­цией с учетом современных
мировых тенденций в информационных техно­логиях и телекоммуникациях, а также
отзывов и предложений, возникших при обсуждении первого варианта проекта
Концепции (май-июнь 1999 года).
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция разработана во исполнение Постановления Главы город­ского
самоуправления от 10.09.98 № 375-п « Об утверждении проекта орга­низации
разработки Стратегического плана развития города Омска» в со­ответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральными зако­нами «Об информации,
информатизации и защите информации» (далее -ФЗИ), «О связи», «Об участии в
международном информационном обме­не», «О государственной тайне», а также
рядом федеральных и отраслевых программных документов. Она базируется на
решениях органов государ­ственной власти России в сфере информатизации -
Концепции формиро­вания и развития единого информационного пространства
России и соот­ветствующих государственных информационных ресурсов, одобренной
решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-1694;
Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Пре­зидента
Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966; Концепции фор­мирования
информационного общества в России, одобренной решением Го­сударственной
комиссии по информатизации при Государственном комите­те Российской Федерации
по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. 5
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В тексте Концепции использованы понятия, определенные в федераль­ном законе
«Об информации, информатизации и защите информации», других нормативных актах
и введенные в процессе разработки концепции:
     •   государственная информационная политика - основные направления
деятельности органов государственной власти и механизмы их реа­лизации при
формировании информационного общества в России, формировании Единого
информационного пространства России и вхождении ее в мировое информационное
пространство;
     •   информационное общество - это общество, в' котором главным про­дуктом
являются знания, где каждый его член имеет доступ к нужной ему информации,
которое способно обеспечить каждого члена инфор­мационными, технологическими и
техническими инструментами и средствами;
     •   информационное пространство - совокупность информационных ре­сурсов и
систем, телекоммуникационных систем и сетей, функциони­рующих на основе единых
принципов и по общим правилам, обеспе­чивающим оптимальное информационное
взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их
информационных потреб­ностей;
     •   интегрированная информационная среда - комплекс взаимоувязанных и
взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ори­ентированных
информационных сред, в том числе:
• органов государственной власти и местного самоуправления;
• социальной и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура,
средства массовой информации, здравоохранение, социаль­ное обеспечение,
занятость, жилищно-коммунальные службы, юриди­ческие консультации и т.д.);
•  сферы производства и производственной инфраструктуры (сель­ское хозяйство,
промышленность, энергетика, связь, транспорт, строи­тельство и т.д.);
• сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).
     информатизация - организационный социально-экономический и
на­учно-технический процесс создания оптимальных условий для удов­летворения
информационных потребностей и реализации прав граж­дан, органов государственной
власти, органов местного самоуправ­ления, организаций, общественных объединений
на основе формиро­вания и использования информационных ресурсов;
     информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные масси­вы
документов, документы и массивы документов в информацион­ных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
     информационная система - организационно упорядоченная совокуп­ность
документов, массивов документов и информационных техно­логий, в том числе с
использованием средств вычислительной техни­ки и связи, реализующих
информационные процессы;
     информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска и распространения информации;
     информационная среда - совокупность информационных ресурсов и систем, а
также отношений, возникающих в ходе информационных процессов;
     субъекты информационных процессов - государство, физические и юридические
лица, участвующие в информационных процессах в ка­честве собственников и
владельцев информационных ресурсов, пользо­вателей информации, участников
инфраструктуры управления;
     объекты информационных процессов - информационные ресурсы, си­стемы,
технологии и средства их обеспечения.
3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ
3.1. Сфера информатизации охватывает процессы создания, исполь­зования,
модификации, утилизации информационных ресурсов с примене­нием информационных
технологий, средств информационной, вычисли­тельной и телекоммуникационной
техники.
3.2. В соответствии с действующей законодательной базой пользова­телями
информации и равноправными субъектами в рассматриваемой сфере являются:     !
|
• граждане;                     i
• органы государственной власти; |
• органы местного самоуправления;
• организации;
• общественные объединения.
3.3. Информатизация - важный фактор устойчивого развития лично­сти, общества,
государства. Финансовые вложения в сферу информацион­ных технологий и услуг в
ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики, благодаря
рекордным темпам их окупаемости. Наибольший экономический и социальный успех
достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций,
информационных тех­нологий и их сетевые приложения: электронную почту,
дистанционное обу­чение, мультимедиа, телевидение, телеконференции,
визуализацию, моде­лирование, компьютерную графику, медицинскую
теледиагностику и мно­гое другое.
3.4. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной
альтернативы, но лишь в качестве неотъемлемой части про­цессов развития во
всех областях жизнедеятельности города.
3.5. По характеру отношений и связей целесообразно обратить вни­мание на 
инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных
подразделениях юридических лиц, участников информацион­ных процессов, которые
преследуют их собственные (в том числе отрасле­вые, корпоративные, коммерческие
и т.д.) интересы и руководствуется име­ющейся нормативно-правовой базой.
Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией зачастую
рождает проблемы, пре­пятствующие её планомерному и эффективному проведению!
     3.6. Главная цель информатизации - приведение всех'элементов
ин­формационной среды г.Омска в такое состояние, когда информационные
потребности субъектов удовлетворяются своевременно в1 необходимом объеме при
соблюдении условий безопасности, вне зависимости от рассто­яния и используемых
технических средств.              |
3.7. Достижение этой цели возможно на основе создан ля единого
ин­формационного пространства путем объединения информационных ресурсов,
информационных систем и развитой инфраструктуры электросвязи.
3.8. Основные принципы информатизации:
•     последовательность (этапность и непрерывность),
•     направленность,
•     эффективность,
•     управляемость,
•     открытость,
•     ресурсная обеспеченность.
3.9. Прогнозируемыми результатами эффективного проведения ин­форматизации
Омска являются: I
•   улучшение условий жизни населения;
•  повышение эффективности всех видов производства, за счет уве­личения
производительности труда, совершенствования управле­ния, повышения качества и
конкурентной способности продук­ции и систем управления, снижение материале-
и энергоемкости;
создание гармоничных условий для накопления и сохранения куль­турного
наследия Омского региона, ценностей неэкономическо­го порядка;
обеспечение устойчивой системы комплексной безопасности го­рода и региона.
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
4.1. Уровень развития производительных сил современного общества позволяет
обеспечить построение устойчивых систем удовлетворения ма­териальных
потребностей, что создает базис для смещения приоритетов в области высших,
духовных запросов человека.
Историческая динамика роли города Омска выявляет тенденцию фун­кционального
«сопровождения» такого развития: Омск - «крепость» обес­печивал физическую
защиту прилежащей территории; Омск - «транспорт­ный и торговый узел» позволял
интенсивно развиваться в экономическом отношении; Омск - «производственный
центр», сложившийся историчес­ки недавно, входил функциональным элементом в
состав огромного мак­роэкономического механизма государства и отвечал его
потребностям. Роль городского сообщества сводилась к обеспечению
бесперебойной работы этого элемента, снабжению его кондиционной рабочей
силой. Ролевой при­оритет фокусировался на производстве, человеку отводился
второй план. Свидетельство тому ситуация, сложившаяся к концу 80-х - началу
90-х го­дов: градостроительные перекосы, нарушение экологического баланса,
от­даленность на уровне частного пользователя от мировых технологических
достижений, жесткое социальное закрепление (предприятие, место прожи­вания,
профессия).
4.2. Произошедшие за последние годы изменения представлений о цен­ностях в
идеологии государства (Конституция России, ст.2, ст. 18) безусловно
проецируются на сегодняшние тенденции в управлении процессами и
стра­тегическом планировании развития города. Очевидным становится
опре­деление роли Омска как города, в котором жители имели бы возможности
удовлетворения потребностей в различных областях жизнедеятельности, используя
уникальные особенности его географического положения, ин­теллектуального
потенциала, богатого историко-культурного наследия, а также неисчерпаемых
информационных ресурсов. Для города, не облада­ющего значительными
энергетическими, сырьевыми ресурсами, в большей степени актуальным является
стремление к доминированию в области уни­кальных информационных технологий,
искусства, экологического благоприятствования. Культивирование творческого
начала во всех социально значимых сферах влечет их адекватное гармоничное
развитие, будь то про­изводство, образование, медицина, градостроительство, и
|Т.д. Признака­ми такого развития являются оптимизация процессов, их
жизнеспособность, снижение энергоемкости, экологическая дружественность,
^езопасность.
4.3. Анализ информационной среды города Омска позволяет выделить некоторые
объективные особенности ее развития:
•   Сложился рынок информационных услуг и технологий.
Провайдеры различного рода услуг преследуют свои! коммерческие интересы и
решают общие задачи по удовлетворению спроса на рын­ке информационных услуг,
просвещению потенциального пользова­теля.                         i
     !                        1
•   Существует система электросвязи, которая пока недостаточно полно
удовлетворяет как потребителя (низкая телеплотност1, неудовлетво­рительное
качество связи, низкая номенклатура сервиса, естественная монополизация в
некоторых областях проводной свя&и), так и про­вайдера услуг (низкая
эффективность производства услуг за счет не­гибкой тарифной и налоговой
политики).
•   Имеет место выраженная к онцентрация информацией] 1ых ресурсов и
систем, телекоммуникаций в городе, по сравнению с районами об­ласти,
доминирование в вс просах технологических новаций и серви­са, их приближения к
рядовому пользователю.
•   Существует конгломерат разнородна информационных хранилищ, от­личных
по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению,
ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладающих единым
управлением, возможностью оперативного информационного обмена. К их числу
следует отнести:
• информационно-справочные системы различных предприятий, организаций и
ведомств;
•  библиотеки, архивы и фонды, в том числе регионального и федерального
значения;
• высокотехнологичные промышленные предприятия ВПК.
•   Существует комплекс учреждений науки и образования, в котором 
сосредоточен интеллектуальный и технологический потенциал, способ­ный
создавать и квалифицированно эксплуатировать различные ин­формационные системы,
готовить соответствующих специалистов.
•   Имеется отставание в области информатизации таких областных цен­тров
как Екатеринбург, Новосибирск, Томск.
Невысок спрос на информационные продукты и услуги, однако наблюдаются
тенденции к его росту по приближения информационно-технилогических новшеств к
просвещения его в потребителю этой области.             Происходит процесс 
ослабления инвестиционных потоков ввиду небла­гоприятного развития общей
экономической ситуации, снижение пла­тежеспособности частного пользователя как
одной из форм инвести­рования.
Существует доминирование национально-адаптированных импортных 
информационных продуктов (компьютерных средств и технологий, средств и
технологий связи).
           4.4. К субъективным особенностям следует отнести следующие:           
На государственном и отраслевом уровне сформированы концепции в области
развития систем связи и информационных технологий.
Создана федеральная законодательная база регулирования рынка
ин­формационных ресурсов, технологий и услуг.
     Не определены пока в полном объеме исчерпывающие правила взаи­модействия
(технологические, экономические, правовые), которые учитывали бы особенности
Омска, как центра взаимодействия субъек­тов различных уровней.
Существующее общественное мнение относительно вопросов инфор­матизации
пока не может служить опорой для проведения единой политики в этой сфере.
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Главная цель информатизации при соблюдении указаных выше прин­ципов может
быть достигнута в процессе реализации следующих основ­ных этапов.
     5.1. Первый этап (ближайшие 3 года) - подготовка к интеграции,
ком­плектование сегментов, отладка телекоммуникационной среды:
•   инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информа­ционных
ресурсов и систем;
•   определение локально обусловленных правил реализации информаци­онных
процессов и рекомендаций по взаимодействию субъектов;
•   совершенствования телекоммуникационной среды Омска;
•   формирование инфраструктуры управления процессом информати­зации;
•   формирование частных программ и на их основе - Комплексной про­граммы
информатизации.
Общий правовой режим (юрмиройания и использования информа­ционных ресурсов,
регулирования отношений в этой области установлен Законодательством РФ.
i                 ''•
Приоритеты в применени л субъектами тех или иных информацион­ных
технологий на этом этапе устанавливаются структурами управления самих субъектов
с учётом собственных интересов последних, действующей нормативной базы,
рекомендац т координационного оргаЦа, складываю­щихся мировых тенденций
в рассматриваемой предметной области.
При решении задач первого этапа необходимо придерживаться госу­дарственных
статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый
государственный регистр предприятий и организаций, содержа­щий сведения об
организациях - держателях государственных, негосудар­ственных и смешанных
информационных ресурсов, а также по видам ин­формационной продукции и услуг.
Это может быть обеспечено путем со­здания:
•   городского центра для накопления сведений о государственных
информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для
сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
•   региональных и межрегиональных государственных и коммерческих
организаций для справочно-информационного обслуживания
юридических и физических лиц.
Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к
данным видам на территории города нет. Исключение составляют государственные
ресурсы, формируемые в соответствии со сфе­рами ведения. К государственным
информационным ресурсам относятся:
•   ресурсы, создаваем ые для обеспечения деятельности органов
государ­ственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
•   ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального уп­равления,
деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде всего
социальной сферы);
•   ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по зака­зам и в
интересах органов государственной власти и муниципального управления.                                    
\
Государственные информационные ресурсы являются основой еди­ного
информационного пространства России. Основанием для включения
негосударственных информационных ресурсов в единое информационное
пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка
формирования и использования информационных ресурсов различ­ных видов.
Государственные и негосударственные информационные ресур­сы, по существу,
образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как
традиционные информационные технологии и носители информации, так и
автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для
включения в нее по мере необходи­мости вновь создаваемых информационных
ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального
использования инфор­мационных ресурсов осуществляется на основе комплексного
подхода, ко­торый включает:
•   выделение и создание в городе ключевых позиций организационных,
управленческих и социальных структур, выполняющих роль меж­ведомственных
систем;
•   адаптацию существующих локальных систем формирования, рас­пространения и
рационального использования информационных ресурсов к современным
информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического
развития.
     5.2. Второй этап (последующие 3 года) - создание в Омске 
интегриро­ванной городской информационной среды на базе единого
информационно­го пространства.
Интегрированная информационная среда города включает в себя сле­дующие
компоненты:
• информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе.
• телекоммуникационную среду.
• организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие
информационной среды.
• систему подготовки и переподготовки специалистов и пользовате­лей
информационной среды.                             '
Организационно-технические и технологические аспекты построения интегрированной
информационной среды г. Омска должны учитывать тре­бования, которые
включают необходимость:
• обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интег­рации имеющихся
и вновь создаваемых региональных, корпора­тивных и проблемно-ориентированных
информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и
техноло­гических принципов построения информационных систем;
• строгого соблюдения стандартов в области информационно-вы­числительных
сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования
сертифицированных программных и ап­паратных средств;
• обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации
от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой
информации в телекомму­никационных системах;
• формирования и использования информационных ресурсов на ос­нове идеологии
информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность
совместного использования раз­личных аппаратных платформ и операционных
систем;
• учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной
среды является нормативно-правовая база, определяю­щая основы регулирования в
г. Омске отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в
информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей.
Разработка Комплексной программы информатизации является клю­чевой позицией
при формировании механизмов интеграции и координа­ции действий по развитию
информационной индустрии и интегрирован­ной информационной среды.
     5.3. Третий этап (последующие 3 года) - построение развитой
инфор­мационной инфраструктуры.
Индустрия средств связи, передачи информации, системных и при­кладных
программ, информационно-аналитических услуг формирует ди­намичный рынок,
способный удовлетворять социальные и культурные по­требности города.
Информатизация и создание информационной индуст­рии является одним из
важнейших способов реализации интеллектуально­го потенциала - одного из
главных ресурсов Омска.
6. НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
6.1. Совершенствование телекоммуникационной среды.
6.2. Информатизация сферы образования.
6.3. Создание инфраструктуры управления процессами информати­зации для
решения следующих задач:
• популяризация возможностей информационных систем и техно­логий,
функционирующих на территории г.Омска;
• формирование общественного мнения о целесообразности и необходимости
проведения информатизации в Омске;
• разработка организацинно-технических рекомендаций по со­зданию и
использование информационных систем и сетей теле­коммуникаций, взаимодействие
между субъектами информаци­онных процессов;
• создание координационного органа для учета и согласования интересов
владельцев и пользователей информационных ре­сурсов разного уровня
(муниципального, областного, федерально­го подчинения, остальных юридических
лиц, частных лиц)
            • анализ, мониторинг, координация процессов информатизации г. Омска;
• увязка с общегосударственными и мекжрегиональными процес­сами информатизации;
• разработка и реализация механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и
инновационной политики, в том числе до­левого финансирования проектов;
• развитие международных и межрегиональных связей в рассмат­риваемой
предметной области;
• разработка проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам
информатизации;
• разработка механизмов научно-технической и технико-экономи­ческой экспертиз
конкурсных вариантов проектов информа­тизации и результатов их реализации;
6.4. Формирование информационных ресурсов субъектами в преде­лах своего
ведения, инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся ресурсов и
систем:
• разработка силами субъектов концепций и программ развития корпоративных,
отраслевых и проблемно-ориентированных ин­формационных сред;
• внедрение средств обеспечения автоматизированных информаци­онных систем и
их технологий;
6.5. Информатизация сферы муниципального управления:
• определение муниципальной политики в сфере информатизации:
• формирование пакета нормативных документов, регламентиру­ющих единые
правила формирования и использования ресурсов и систем муниципальных
предприятий и учреждений;
• обеспечение системы -тформационной поддержки принятия ре­шений органами
местного самоуправления путем создания комп­лексных визуально-всспринимаемых
моделей управляемых сис­тем, а также внедрения интерактивных методов участия
граждан в процессах самоуправления с помощью современных информа­ционных
технологий;                       ,
• разработка и реализация Комплексной программы информати­зации города Омска.
6.6. Создание условии информационной безопасности как важнейшего фактора
интеграции корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентиро­ванных
информационных сред в единое информационное прбстранство.
6.8. Определение содержания и основных направлений тарифной и налоговой
политики относительно сферы информационных услуг.
6.7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки спе­циалистов,
обеспечивающих функционирование и развитие информацион­ной среды г. Омска, на
основе передового мирового опыта и современных тенденций развития
информационных технологий, средств телекоммуни­каций и технологий обучения.
7. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЬ! ОМСКА
7.1. Телекоммуникационная среда Омска являет собой совокупность се­тей,
служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функциони­рующих на
территории Омска, а также правил их функционирования.
Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационными
ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами
информационных процессов.
     Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является
обеспечение технической базы иформатизации Омска.
Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Омской об­ласти является
существенное различие уровня развития телекоммуникаци­онных систем в г.Омске
и районах области, территориальная неравномер­ность распрастранения сетей.
Другая особенность определяется особым географическим положе­нием Омска, как
регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая
магистраль Москва-Хабаровск и где схбдятся телеком­муникационные магистрали
нескольких областей Западной Сибири. Опережающее развитие магистральных
цифровых сетей, проходящих через Омск, и скоростных региональных цифровых
каналов, роуминговые режимы беспроводных сетей связи создает предпосылки для
ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной
инф­раструктуры.
В соответствии с действующей в отрасли нормативной базой, разви­тие существующих
телекоммуникационных сетей должно осуществляться по следующим основным 
направлениям:
     •  автоматизация сетей,
•  оптимизация сетей,
•  количественный рост сетей (распростанение действующих и строительтство
новых),                                 '
•  повышение устойчивости и безопасности функционирования се­тей,
• расширение номенклатуры и улучшение качества услуг, пре. доставляемых
потребителям.и создание новых служб.
Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должна осуществляться на
основе следующих принципов:
7.1.1. Соблюдение адекватности уровня развития ТС поставленным задачам:
• В качестве стратегического подхода к внедрению новых тех­нологий на
телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных
зон с последующим их рас­ширением.
• Создание выделенных и наложенных региональных, муници­пальных,
ведомственных, частных и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания.
Общее направление развития те­лекоммуникаций должно соответствовать идеологии
построения интеллектуальных сетей.
• Увязка созданных раннее и подготовленных к взаимодействию выделенных и
наложенных сетей и систем.
7.1.2. Обеспечение сопрягаемости сетей (Обеспечение предрасположен­ности
к интеграции):
• Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть
Омской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с
документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями.
(Развитие существующих и создание новых теле­коммуникационных систем Омска
как центра области должно обеспечивать возможность их функционирования в
рамках единого информационного пространства).
• Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя
существующие возможности за счет ком­плексного использования аппаратных
средств и технгологии.
• Интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую
телекоммуникационную среду на базе цифровых методов пе­редачи и обработки
сигналов.
7.1.3. Обеспечение управляемости сетей
•  Координирование деятельности субъектов с учётом их интере­сов и интересов
городского сообщества.
• Создание методологической базы и механизмов анализа эф­фективности
внедрения и совершенствования информационных систем и технологий.
• Совершенствование механизмов, способствующих направлению инвестиций в
развитие телекоммуникационной инфраструктуры, как фактора информатизации
Омска (в т.ч. механизмов регули­рования тарифов и налогов, как разновидности
неявного инвестирования).
7.1.4. Обеспечение безопасности на основе применения комплекса
спе­циальных мер и средств (криптографических/некриптографических,
орга­низационных/организационно-технических, в т.ч. программных/ и
техни­ческих)
• Защита от комплексного воздействия, направленного на нару­шение
функционирования непосредственно телекоммуникаци­онной среды;
• Защита от несанкционированного доступа к технологической, ' служебной и
иной информации, связанной с работой телеком­муникационных систем;
• Защита от разрушения аппартных и технологических средств обеспечения
безопасности;
• Защита от вредоносного воздействия в отношении субъектов информационного
процесса, а также угроз безопасности лич­ности, общества, государства.
     7.2. Программа развития телекоммуникационной среды Омской об­ласти должна
включить в себя мероприятия:
* По анализу и прогнозу тенденций развития составных элемен тов
телекоммуникационной среды.
По определению критериев соответствия уровня развития каж дого из элементов
уровню решаемых им задач.
• По координации государственных, ведомственных и коммерчес ких программ
развития телекоммуникационной инфраструк туры региона для исключения
необоснованных затрат ресур сов города/региона.
7.3. Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электро­связи как
основы построения современных информационно-справочных служб и расширение
сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных
технологий со средствами массовой инфор­мации. Важным шагом в этом направлении
будет обеспечение возможнос­ти абонентам первичной телефонной сети входить в
компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального,
учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего
                                   ха­рактера.                                   
Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей беспроводной связи
существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возмож­ности цифровых
станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам.
Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить
возможности существующих телефон­ных сетей и информационно-справочных служб.
Важнейшей задачей процесса интеграции информационного про­странства является
создание взаимоувязанной коммуникационной инфра­структуры внутри Омской
области (для областного, городского и район­ного уровней), имеющей выходы во
внешние глобальные телекоммуника­ционные и информационные системы и
обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор
коммуникационных услуг и серви-сов. Это позволит локализовать местный
информационный трафик и уве­личить эффективные скорости обмена информацией в
пределах Омской области.
8. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
8.1. Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство г.
Омска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных
информационных систем и ресурсов является обеспече­ние должного уровня
информационной безопасности для каждого субъек­та, принявшего решение войти в
это пространство.
В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые
предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания
и подлинности сообщения (т.е. реализованы ме­ханизмы идентификации и
аутентификации).
8.2. При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система
информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс
мероприятий и технических решений по защите:
•   от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на
информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки
баз данных, коммуникационного оборудо­вания, системного и прикладного, и
программного обеспечения;
•   от несанкционированного доступа к информации путем обнару­жения и
ликвидации попыток использования ресурсов сети, при­водящих к нарушению
целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем
распределения информации;
•   от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства
неправомочности действий пользователей и об­служивающего персонала сети;
•   от внедрения программных «вирусов» и «закладок» в прбграммные продукты и
технические средства.
8.3. Решение указанных зад.ач предлагается путем обесЬечения:
•   конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и
информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционирова -того
использования и воздействий;
•   защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных
и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;
•   защиты технических средств и помещений от утечки по побочным ка­налам и
от возможного внедрения в них электронных устройств съе­ма информации;
•   реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;
•   организации замкнутых подсетей и адресных групп;
•   установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС
организаций и предприятий с региональной информационной средой;
•   развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпо­ративных сетевых
сегментов;
•   развития и использования технологий подтверждения подлинности,, объектов
данных, пользователей и источников сообщений;
•   применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
8.4. Необходимо решать задачи обеспечения безопасности разраба­тываемых и
модифицируемых систем в интегрированной информацион­ной среде, так как в
процессе модификации неизбежно возникновение до­полнительных ситуаций
незащищенности системы.
Для их решения, наряду с общими методами и технологиями, следует сформировать
ряд требований к разработчикам, создать'регламент внесе­ния изменений в
системы, а также использовать специализированные сред­ства для закрытия
внутреннего трафика разработчиков.
9. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА ОМСКА
9.1. Организационной основой реализации второго этапа информати­зации города
Омска должна стать Комплексная программа информатизации.
Комплексная программа послужит механизмом интеграции и коор­динации
федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрог­рамм и отдельных
проектов, принятых к осуществлению на территории города. Она призвана
мобилизовать внутренние ресурсы города и объеди­нить их с внешними, а также
создать для участников развития информаци­онной индустрии предпосылки по
формированию различного рода кон­сорциумов при решении общих задач,
консолидации ресурсов для более эффективного их использования.
9.2. Заказчиком Комплексной программы является администрация Омска.
Реализация проектов и мероприятий Комплексной программы, финан­сируемых из
городского бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей.
Отдельные проекты и подпрограммы (федеральных и отраслевых программ,
финансируемые из соответствующих источников, включаются в Комплексную
программу со своим бюджето^, а при необхо­димости рассматривается вопрос об
их дополнительной финансовой под­держке за счет городского бюджета.
Взаимоотношения участников Комп­лексной программы будут определяться
заключенными меж,ву ними догово­рами, принятыми уставами, положениями и
другими соотзетствующими правовыми нормативными актами.
9.3. При формировании Комплексной программы необходимо про­вести
инвентаризацию действук щих проектов и программ, затрагивающих
рассматриваемую предметную эбласть и финансируемых за счет городс­кого
бюджета, с последующим проведением технико-экономической экс­пертизы. В
Комплексной программе должны быть выделены первоочеред­ные проекты, «опорные
зоны» и «опорные объекты», играющие определяю­щую роль в решении проблем
информатизации города. Эти направления должны иметь приоритетное
финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с
конкурсным отбором.
9.4. Условием успешной реализации программы является развитая, на­дежно
функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и
эффективно решать всю совокупность проблем, возникаю­щих в этой сфере. Все
проблемы информатизации области и создания ин­формационной индустрии не могут
быть решены путем реализации несколь­ких крупномасштабных акций или какого-
либо одного проекта. Необходи­мы последовательные, рассчитанные на
перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации,
учитывающих как государствен­ные интересы, так и интересы жителей города.
9.5. Особое значение придается взаимодействию с федеральными орга­нами власти
и межрегиональными общественно-политическими структу­рами. Интересы города
должны быть официально представлены в прави­тельственных организациях, а
также в общественных и научных структу­рах федерального и регионального
уровней.
9.6. Руководящим звеном Комплексной программы являет Координа­ционный совет,
включающий ведущих специалистов в сфере информати­зации. Организационная
работа по реализации программы, ее информа­ционное обеспечение, выполнение
решений данного органа должны осу­ществляться структурным подразделением
администрации города с функ­циями исполнительной дирекции. На это
подразделение возлагают функ­ции центра по координации деятельности в сфере
информатизации на территории города организаций, разнообразных по
ведомственной принад­лежности и формам собственности.
9.7. Деятельность всех органов управления, участвующих в реализа­ции
Комплексной программы, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми
Главой местного самоуправления г. Омска
9.8. Одним из условий эффективной реализации Комплексной про­граммы является
разработка и принятия пакета дополнительных норма­тивно-правовых документов:
•   О правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров
информационных ресурсов на территории города.
•   О регламенте функционирования и доступности инфор­мационных систем на
территории города.
•   О правах пользователей информационными ресурсами и теле­коммуникационными
системами на территории города.
•   О тарифной и налоговой политике в сфере информационных услуг.
9.9. Для организации единого информационного пространства Омска необходимо
разработать пакет нормативных и рекомендательных докумен­тов, оптимизирующих
функционирование региональной системы классифи­каторов экономической и
статистической информации.
Важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-
технических документов, который направлен на стандартиза­цию и унификацию
процедур информационного обмена на территории Омска между федеральными,
региональными и ведомственными информа­ционными системами; внедрение
концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных;
организация распределенной об­работки информации; построение
специализированных профилей и т.д.
Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами вла­сти и
управления областей Сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и
специалистов г. Омска и России, а также используя опыт миро­вой практики в
этой области.
9.10. Одним из ключевых аспектов жизнеспособности Комплексной программы
является развитие инновационно-инвестиционных механизмов, способствующих
консолидации и привлечению материальных и финансо­вых ресурсов на ее
формирование и реализацию. Одним из вариантов реше­ния указанной проблемы
могло бы стать создание специального инноваци­онно-инвестиционного фонда,
деятельность которого обеспечивается и кон­тролируется рабочими органами
программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая концепция является исходной установкой для разработки Комплексной
программы информатизации города Омска.
Концепция кратко описывает существующее состояние с информати­зацией города,
отражает видение проблем построения единого городского информационного
пространства и информационного общества.
Концепция после ее утверждения может рассматриваться как доку­мент,
являющийся основой для реализации основных направлений инфор­матизации
города.
Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции мож­но
сформулировать следующим образом:
1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся клю­чевыми в
концепции и используемые в процессе информатизации.
2. Определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная цель и
принципы информатизации. Показано, что информатиза­ция является фактором
устойчивого развития личности, общества, госу­дарства.
3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации города на основе
исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные
особенности информационной среды города.
4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны орга­низационные и
технологические вопросы, требующие решения.
5. Разработаны основные направления информатизации, такие, как
совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сфе­ры
образования, создание структуры управления процессом информатиза­ции и т.д.
6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекомму­никационной
среды г. Омска.
7. Выделены основные задачи системы информационной безопаснос­ти и защиты
информации.
8. Дана краткая характеристика Комплексной программы информа­тизации города.
Таким образом предлагаемая концепция может служить некоторой основой
развертывания системы мероприятий для разработки и реализа­ции Комплексной
программы информатизации города.