Каталог :: Программирование и комп-ры

Контрольная: Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России

              Министерство образования Российской Федерации              
                  Государственное образовательное учреждение                  
высшего профессионального образования
                                                                              
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
                     Институт инноватики и логистики                     
                       Кафедра Инновационного менеджмента                       
                           Домашнее задание №1                           
                    Риск и неопределенность в проектах                    
       Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России.       
     (Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000 года)
ВЫПОЛНЕНО студенткой V курса дневного отделения
Специальность «Маркетинг»
Большаковой Еленой Борисовной
ПРОВЕРЕНО «___» _____________ 2002 года
Быковым М.Б.
_____________________________________
ЗАЩИЩЕНО «___» _____________ 2002 г.
с оценкой «_____________________________»
________________________________________
                               Москва, 2002                               
     
Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000 года

ИНТЕРНЕТ И

ОБРАЗОВАНИЕ

Сеть для школы Государство и общество осознали необходимость подключения российских школ к Интернету Компьютер и Интернет наконец осознаны как необходимые предметы школьной обстановки. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы, больше известной как программа Грефа, в разделе, посвященном образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года ком­пьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что затягивание с технологиче­ской реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран. Ведь образование - один из базовых параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом. Аналитики считают, что информация в следующем веке будет главным богатством стран. На Западе политики, стоящие у власти, видят в именно ускоренном развитии информационных технологий, а не в мощи пушек и в богатстве недр, ту основу, которая обеспечит их странам конкурентное преимуще­ство и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в компаниях колоссальный размах "гонка за мозгами". Информационные технологии массированно внедряются в производство, и уже в отно­шении любой отрасли немыслимо говорить о грамотном специалисте, если он не умеет работать с ин­формацией. По всему миру люди учатся чуть не с младенческого возраста и до самых седин. Только в США в этом году за виртуальные парты сядет в общей сложности 1 млн. человек - от школьников на­чальных классов до топ-менеджеров транснациональных компаний. В России же тех, кому доступны новые образовательные технологии, пока на порядок меньше. Учить по-новому Зная нынешнее состояние дел в нашем образовании, трудно представить себе, что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти проблема, через пять лет без проблем будут рабо­тать на чем-нибудь "Intel inside". У нас из 69 тысяч школ не наберется трех тысяч, которые имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве на один персональный компьютер приходится 200 учеников. И во­прос компьютеризации и интернетизации школы стоит острее, чем в какой бы то ни было другой от­расли, потому что никакой прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей не будут сформи­рованы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Сердцевиной реформы образования должен стать переход к открытому образованию, по­зволяющему детям самостоятельно выбирать траекторию обучения, углубленно изучать избранный предмет еще в школе, считает один из идеологов реформы образования ректор Высшей школы эконо­мики Ярослав Кузьминов, интервью с которым мы публикуем в этом выпуске. Но переход на новые образовательные технологии невозможен без тотального переоснащения школы. Компьютер, новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам страны равный дос­туп к знанию. Бюджетные приоритеты В текущем году при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу в среднем на 37% расходы на образование были увеличены на 50%. Впервые с 1992 года образование действительно получило прибавку. Однако достаточно ли этих средств, чтобы реанимировать систему образования в целом? Министр образования России Владимир Филиппов, принявший участие в "круглом столе", посвящен­ном стратегии интернетизации школы, считает, что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые". В следующем году ассигнования еще вырастут, и дополнительно к ним решением президента из Федеральной программы развития образования выделен 1 млрд рублей на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги при условии, что к финансирова­нию на паритетных началах подключатся местные власти. О своей готовности участвовать в этой про­грамме уже заявили глава администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самар­ской области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губерна­тор Томской области Виктор Кресс, которых мы попросили принять заочное участие в нашем "круг­лом столе". Вдобавок ко всему бюджет образования становится теперь "инвестиционным", в него включен так на­зываемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление матери­альной части, в том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи. И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-76 тысяч компьютеров. У нас 40 тысяч школ, расположенных на селе и в малых городах, так что в большинстве из них полно­ценных компьютерных классов не получится. Правые силы в Думе добиваются увеличения доли рас­ходов на образование в бюджете, сообщил лидер СПС Борис Немцов, и есть надежда на принятие та­кого решения Госдумой, поскольку избирателям вряд ли понравится обратное. Но власти рассчиты­вают, что эту программу поддержит и бизнес. Технология и психология Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru" предполагается обучить работе с Интернетом четверть мил­лиона учителей в 50 регионах страны. Летом этого года курсы федерации окончили первые выпуск­ники. Понимая важность обмена методологической информацией, Федерация интернет-образования на ми­нувшей неделе открыла специализированный портал "Учитель.ru", где учителя могут обсудить между собой и со специалистами возникающие сложности и где собираются данные об имеющихся методи­ках обучения по различным предметам с использованием Интернета. "Посмотрите, сколько нулей в таблице, где мы свели эти данные, - говорит директор по развитию Федерации интернет-образования Ирен Нелсон. - Наша задача - заполнить эти пробелы". Задачу технического переоснащения школы решить нужно - это ни у кого уже сомнений не вызывает, подчеркивали участники "круглого стола". Теперь важно добиться систематизации этой работы и объ­единения усилий всех заинтересованных в развитии школы сторон: реформаторов в правительстве, здравомыслящих сенаторов и депутатов, понимающих свою ответственность перед обществом, биз­несменов. Это позволит оптимально распорядиться появившимися наконец у образования ресурсами, такой вывод сделали участники "круглого стола". 1. Описание проекта Проект глобальной интернатизации школ России, являющийся частью программы Грефа, заключается в основном в том, что компьютер, новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит, обеспечить всем гражданам страны равный дос­туп к знанию. В программе стратегического развития России на 2001-2010 годы в разделе, посвященном образованию, правительство обещает "обеспечить до 2005 года ком­пьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую задачу ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru" предполагается обучить работе с Интернетом четверть мил­лиона учителей в 50 регионах страны. 2. Факторы риска, упоминаемые в статье 1. . правительство обещает "обеспечить до 2005 года ком­пьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый взгляд утопическая. - несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями. 2. . затягивание с технологиче­ской реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран. - утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования. 3. .что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова завезти проблема, через пять лет без проблем будут рабо­тать на чем-нибудь "Intel inside". - неразвитая инфраструктура в регионах. 4. . что "достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые". - недостаток финансирования. 5. . до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. - неготовность преподавателей к новой системе образования. 3. Анализ интересов участников проекта Данный проект является областью пересечения интересов 4 сторон: Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций Регионов и Федерации Интернет-Образования. Герман Греф, представляющий интересы Министерства Экономики в данном проекте - фактический инициатор программы стратегического развития России, частью этой программы и является глобальная интернетизация российских школ с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью получения единого образования. Владимир Филиппов, министр образования, придерживается обычной для страны позиции урезания бюджета на самые главные сферы жизни страны. В данном случае своими словами он выражает свое несогласие с позицией Грефа, не желая обеспечивать столь необходимую для страны программу и видимо не понимая, что с каждым месяцем и годом Россия всё больше утрачивает свою позицию страны с лучшим в мире образованием. Главы Администраций Регионов (глава администрации Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самар­ской области Константин Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губерна­тор Томской области Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации и выражают свою согласие, предлагают поддержку. Федерация Интернет-Образования, созданная нефтяной компанией «ЮКОС», ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. В целом государство делает бюджет образования "инвестиционным", в него включен так на­зываемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление матери­альной части, в том числе на закупку компьютеров и подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи. И все же двух миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-76 тысяч компьютеров, то есть в большинстве школ полно­ценных компьютерных классов не получится. Власти рассчиты­вают, что эту программу поддержит и бизнес. 4. Анализ факторов риска проекта 1. несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями: · спекулятивный риск, т.е. для точного планирования и заявлений о сроках реализации проекта необходимо учитывать финансовый фактор, затраты должны быть тщательно просчитаны, в результате правильных подсчетов такой риск отпадёт; · скорее относится к систематическим рискам, т.к. тенденция «обещаний» распространяется на все сферы, особенно, на социальные; · относится к внутренним рискам на государственном уровне, т.к. существует внутри государства и к внешним, рассматривая межведомственную ситуацию, существует не только на стадии разработки, но и на стадии реализации. 2. утрата конкурентной позиции на мировом рынке образования: · является результатом неопределенности сроков реализации проекта (фактических сроков, а не планируемых) и непонимания важности позиции России на мировом рынке образования; · риск является спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а, даже скорее, последняя), реализующая данный проект; · относится к внутренним рискам на стадии роста при разработке внутреннего графика реализации проекта, логистическим риском при реализации проекта и стратегическим при принятии решений; · риск снижается при осознании роли образования и, следовательно, при достаточном финансировании этой сферы. 3. неразвитая инфраструктура в регионах: · является спекулятивным риском, однако государству гораздо удобнее причислять этот риск к чистым; · риск систематический, т.к. в отдаленных районах инфрастуктура не развита вообще (речь идёт не просто о какой-то недооснастке какой-либо техникой, а о неразвитости в целом, особенно, в деревнях); · является больше внутренним риском, т.к. действует применительно к каждому отдельно взятому населенному пункту или учебному учреждению, однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, риск запросто может быть причислен к внешним; 4. недостаток финансирования: · приводит к неопределенности финансово-экономических показателей реализации проекта (особенно, когда неизвестно точно, какая всё-таки сумма будет перечислена на образование); · риск является спекулятивным, т.к. на него возможно повлиять (привлечь, например, иностранные инвестиции на развитие этой программы); · относится к внутренним операционным рискам; · относится также к неэффективности управления вследствие криминализации финансовых сфер. 5. неготовность преподавателей к новой системе образования: · относится к спекулятивным рискам (в проекте предусматривается подготовка преподавателей для новой программы); · относится к систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап подготовки преподавательского состава по регионам реализован не был; · является риском внутренним, т.к. касается непосредственно системы образования; · относится к рискам персонала (его неподготовленности).