Каталог :: Предпринимательство

Реферат: Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

                                     РЕФЕРАТ                                     
                                    на тему:                                    
 “Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом” 
                                   Минск 1999                                   
                          Особенности малых предприятий                          
                                в других странах                                
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства
промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-
экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование
конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение
социального неравенства.
В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий,
исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек.
(Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот
предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю.
В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более
90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень
маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.
Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только
владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют
число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие
предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают
четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий –
строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих
предприятиях заняты в торговле и услугах.
Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти
предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу
трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.
Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек
работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на
одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех
работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные
45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.
Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249
работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной
Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике,
они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного
класса - 100 человек.
Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более
работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые
предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их
общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На
крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они
производят треть от общего оборота.
В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные
предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных"
услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.
Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1%
предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и
обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря
своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости
и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.
Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние
предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия
доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service
suppliers).
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой
обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а
проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем
крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга,
особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных
разработках.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый,
относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на
небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность,
способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих
методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными
организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права
принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать
выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.
Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на
прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого
понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и
потенциальными клиентами из различных социальных групп.
К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно
низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых
технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в
конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого
предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых
малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5
лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как
правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий
постоянно рождаются новые.
Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице:
                                             Таблица 1. Характеристики МП
     
ХАРАКТЕРИСТИКИОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК

Размер фирмы

Мала по размеру.

Ассортимент

Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента.

Финансирование

Стеснены недостатком финансовых ресурсов.

Ценообразование

При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости.

Отношения с рынком

Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса.

Управление

Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств.

Поиск информации

Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям.
Российское малое предпринимательство в цифрах По состоянию на 1 октября 1997 года на территории Российской Федерации действовало 844 тысячи малых предприятий (МП). Общая численность занятых на малых предприятиях - 8.3 млн. человек. Это составляет 13% от общего числе занятых в российской экономике. Более 43% малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания, 17% в строительстве, 16% в промышленности. В первом полугодии 1997 года ими было произведено продукции и оказано услуг по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, что составило почти 7% выпуска продукции и оказания услуг во всех отраслях экономики России. В среднем по России, на одном малом предприятии работает 10 человек. Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:
СтраныКол-во МСП (тыс)Колич.МПС на 1000 жителейЗанято в МПС (млн.чел)Доля МСП в общей численности занятых (%)Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания26304613.64950-53
Германия22903718.54650-52
Италия39206816.87357-60
Франция19803515.25455-62
Страны ЕС1577045687263-67
США1930074.270.25450-52
Япония645049.639.57852-55
Россия8445.658.31310-11
Литература [1] Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Отчетность. - М.:"Ось-89", 1996. – 96 с. [2] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. - М.:"СОФИТ", 1994. – 494 с. [3] Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование. Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы.-М.:Ось-89, 1997. –146 с.