Каталог :: Предпринимательство

Реферат: Мелкорозничная оптовая торговля

                 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ                 
                      Мелкорозничная торговая сеть.                      
Мелкорозничная торговая сеть  - это торговая сеть, осуществляющая розничную
торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства
развозной и разносной торговли.
Предприятия мелкорозничной торговли делятся на стационарные и передвижные.
Предприятия стационарные мелкорозничной торговли размещаются с вооружениях из
облегченных сборно-разборных конструкций. Мелкорозничная торговая сеть
обла­дает большой гибкостью и мобильностью, т. е. возможно­стью быстрого
развертывания и максимального приближе­ния к населению; не требует больших
затрат при сооруже­нии и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов.
Недостатками мелкорозничной торговой сети являют­ся узость ассортимента,
отсутствие удобств для покупате­лей при выборе товара, сложность в создании
надлежащих условий для хранения товаров и удобств для торгового пер совала.
Передвижная мелкорозничная торговля может осуществляться вразвоз и вразнос.
Для передвижной мелкороз­ничной торговли используются специально
оборудован­ные приспособленные к торговле автомашины, ручные тележки, лотки и
др. Их использование наиболее эффек­тивно при обслуживании населения сельских
районов и в местах массового скопления людей в городах.
Автомагазины нашли широкое применение при продаже тканей, хозяйственных
товаров, книг, галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, обуви и др.,
а также при продаже основных групп продовольственных товаров.
Салон автомагазина оснащается специальным оборудо­ванием, предохраняющим
товар от порчи и смешения при транспортировании.
В последнее время наибольшее распространение полу­чает торговля через
автомагазины предприятиями, произ­водящими молочные, мясные и некоторые
другие продо­вольственные товары.
Это современные, хорошо оснащенные кассовым и холодильным оборудованием,
автомагазины. Их устройство позволяет покупателям легко и беспрепятственно
ознако­миться с предлагаемым ассортиментом.
Торговля вразнос осуществляется с лотков, сборно-раз­борных столиков и других
простейших устройств.
Мелкорозничные торговые предприятия размещаются на рынках, вокзалах, в зоне
приложения сил, в зоне отды­ха и в других местах наибольшего сосредоточения
населе­ния. Они также располагаются там, где магазины отсут­ствуют и их
строительство нецелесообразно.
При размещении мелкорозничных торговых точек учи­тывается их профиль, наличие
других предприятий торгов­ли, плотность населения и другие факторы.
Через мелкорозничную сеть производится продажа про­довольственных и
непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и
товаров, требующих определенных условий продажи), продукции мас­сового
питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинар­ные изделия, полуфабрикаты,
бутерброды и др.).
Запрещается реализация через мелкорозничную сеть ско­ропортящихся товаров при
отсутствии средств охлаждения. Каждое предприятие мелкорозничной торговли
откры­вается с разрешения органа исполнительной власти и на отведенном ему
месте. На право торговой деятельности предприятие приобретает лицензию.
Физические лица, реализующие товары через мелкороз­ничную сеть, должны быть
зарегистрированы как гражда­не-предприниматели и иметь лицензию на право
торговой деятельности.
Часы торговли в мелкорозничной сети муниципальной собственности
устанавливаются местными органами испол­нительной власти в зависимости от
размещения и товар­ной специализации предприятий, с учетом необходимости
обслуживания населения в утренние и вечерние часы, ког­да закрыты магазины.
Часы торговли мелкорозничных предприятий иных форм собственности определяются
собственником.
Предприятие стационарной мелкорозничной торговли (павильоны, киоски) должно
иметь вывеску (или трафарет), в корой указывается его наименование (если оно
имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма
(принадлежность), номер лицензии и дата ее выдачи.
Для передвижной мелкорозничной торговли обязателен трафарет с указанием
принадлежности, номера и даты выдачи лицензии.
                          Торговое оборудование                          
Важным условием эффективной работы магазинов и мелкорозничной сети является
оснащение их оборудовани­ем. От его выбора зависят ассортимент товаров,
сохран­ность их качества, удобство работы персонала, а следова­тельно, и
культура обслуживания покупателей.
Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующие инвентарь и
оборудование, а торгующее скоропортящимися продуктами — средства охлаждения.
Мебель играет важную роль в рациональной организа­ции торгово-
технологического процесса. Она используется при выполнении различных
операций, связанных с прием­кой, хранением и продажей товаров, и должна
отвечать эксплуатационно-техническим, эргонометрическим, эконо­мическим,
эстетическим, санитарно-гигиеническим требо­ваниям.
Эксплуатационно-технические требования пред­усматривают наряду с удобством
мебели для покупателей и продавцов обеспечение наглядной выкладки товаров и
достаточной емкости. Торговая мебель должна быть проч­ной и устойчивой,
обеспечивать надежность соединитель­ных деталей и узлов.
Эргонометрические требования учитывают при конст­руировании мебели, исходя из
антропологических данных (среднего роста и пропорций тела человека). Высота,
ши­рина и длина оборудования должны минимизировать утом­ляемость торговых
работников при заполнении его това­ром и обслуживании покупателей.
Экономические требования предполагают простоту кон­струкций, делающую
экономным производство и удобной эксплуатацию. Мебель должна изготовляться из
недоро­гих строительных и отделочных материалов с использова­нием современных
производственных технологий. Важным условием снижения стоимости и повышения
экономично­сти торговой мебели являются организация ее массового
индустриального производства, прост га технологическо­го процесса,
возможность замены отдельных деталей и уз­лов в процессе ремонта.
Эстетические требования предъявляются к форме, про­порциям, цвету и
конструктивным особенностям торговой мебели. Оборудование должно быть
малозаметным; по форме, пропорциям, цвету и конструктивным особеннос­тям
гармонировать с общим оформлением торгового пред­приятия.
Санитарно-гигиенические требования предусматривают, что устройство торговой
мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели, не
должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки по­мещений. В
связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой
поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.
В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны
быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другим водонепроницаемым
материалом. Поверхности с пластиковым покрытием протираются влажным тампоном.
Мыть мебель обиль­но смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, зате­кая в
цели между деталями, приводит к разбуханию дере­вянных и ржавлению
металлических частей. Удаление заг­рязнений с окрашенных поверхностей мебели
рекоменду­ется производить только путем сухой уборки.
Мебель для торговых предприятий классифицируется по следующим наиболее важным
признакам: месту приме­нения; назначению; товарному профилю; конструкции.
По месту применения: для торговых залов подсобных помещений и мелкорозничных
предприятий.
По назначению: для приемки товаров по качеству, под­готовки товаров к
продаже, показа товаров (витрины); для выкладки и продажи товаров (горки,
прилавки, прилавки-витрины); транспортировки и продажи товаров (тара-
обо­рудование); расчетов с покупателями; для обслуживания покупателей.
По товарному профилю — универсальная и специали­зированная.
По конструкции торговую мебель изготовляют наразборную и сборно-разборную.
Размеры и конструкция ее должны быть тесно увязаны с параметрами помещений
магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация
и стандартизация.
Наиболее распространенными типами торговой мебели для мелкорозничной торговой
сети являются пристенные горки, которые устанавливаются вдоль стен для показа
товаров, и прилавки, которые используются для отпуска различных товаров. Они
бывают с витриной и без нее. У прилавков-витрин , в отличие от прилавков,
частично или полностью застеклена  верхняя часть для выкладки и демонстрации
товаров, с внешней стороны прилавка неширокая полка для сумок покупателей, а
со стороны продавца — выдвижные ящики, полки открытые или с раздвижными
дверцами — для хранения товаров и инвентаря.
К торговой мебели относятся и лотки, которые долж­ны быть обеспечены
складными подставками. Ставить лот­ки непосредственно на мостовую, землю или
тротуар зап­рещается.
                            ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ                            
Торговый инвентарь является дополнением торгово-технологического оборудования
предприятий, который пред­ставляет собой приспособления, инструменты и
приборы, применяемые для обслуживания покупателей, а также для различных
вспомогательных и хозяйственных операций Рациональное использование инвентаря
способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры
обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности
труда торговых работ­ников, сокращению издержек обращения.
Инвентарь должен быть простым, прочным, не громоз­дким, дешевым, удобным в
эксплуатации, отвечать эсте­тическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
По назначению торговый инвентарь делится на следу­ющие основные группы: для
вскрытия тары и упаковки; проверки размеров и качества товаров; подготовки
товаров к продаже и отпуска их покупателям; для выкладки и рек­ламы товаров.
Широкое применение имеют счетный, вспо­могательный, санитарно-гигиенический и
противопожар­ный инвентарь.
     Инвентарь для вскрытия тары включает различные приспособления, при помощи
которых производится вскры­тие деревянной, металлической и мягкой тары. В эту
груп­пу входят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и
резки упаковочной ленты, набой­ки бондарные, хозяйственные топоры, молотки и
клещи.
     Съемник обручей — для съема с бочек верхнего уторного обруча.
     Фигурный рычаг-гвоздодер предназначен для выем­ки доньев из утора бочек
после съема верхнего уторного обруча. Для этих целей используется заостренный
фигур­ный конец рычага.
Бондарная набойка — для насадки и снятия обручей с деревянных бочек.
     Гвоздодер-ножницы является комбиниро­ванным цельнометаллическим
инструментом, используе­мым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной лен­ты
и проволоки.
     Молоток-гвоздодер-ножницы — для бесполомочного вскрытия деревянной,
картонной и другой тары.
     Молоток-топорик-гвоздодер — для вскрытия негабаритных ящиков,
контейнеров, решетчатой и другой тары.
     Гвоздодер-молоток состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей
и металлической или деревянной ручки.
     Гвоздодер ударный — для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых
не выступают над поверхностью.
     Гвоздодеры обыкновенные на одном или на обоих концах имеют прорезь для
выдергивания гвоздей.
     Топоры хозяйственные, молотки и клещи применяются как вспомогательный инвентарь.
В качестве инструмента для вскрытия металлической тары служит ключ для
металлических бочек, при помощи которого открывают резьбовые металлические
пробки.
Для вскрытия льняных и бумажных мешков, картон­ной тары, товаров в паковочной
ткани служит нож для вскрытая мягкой тары.
К инвентарю для проверки размеров и качества това­ров относятся
пробоотборники для взятия проб товаров (сыпучих товаров, масла, сыра и др.);
овоскопы и виноскопы. при помощи которых производится проверка качества яиц и
вин на просвет, а также измерительные инструменты (кронциркули,
штангенциркули, микрометры, нутрометры, шаблоны (для сортировки лимонов по
размерам). В эту группу инвентаря входят приспособления и приборы для
проверки электротоваров, электроламп, электробатарей, точности хода часов и
антенное устройство для проверки работы телевизионных приемников.
     Инвентарь для подготовки товаров к продаже включа­ет широкий набор
различных инструментов и приспособ­лений.
     Топоры мясорубные применяют для разруба крупных мясных туш мяса, рыбы и птицы.
     Пилы-ножовки необходимы для распиловки костей, туш мороженого мяса.
     Ножа производственные — образуют обширную груп­пу режущих инструментов,
используемых в подсобных по­мещениях и на рабочих местах продавцами. Они имеют
раз­личную конфигурацию лезвия, ручки и разные размеры. Их подразделяют на 3
группы: для разделки мяса, птицы, рыбы; гастрономические и хлеборезные. К ножам
для раз­делки рыбы относят большие мясницкие ножи, ножи секачи, ножи рубаки,
ножи обва­лочные для выемки костей и рыборазделочные.
Ножи гастрономические выпуска­ются преимущественно с длинными и узкими
лезвиями, это гастрономический (колбасный), филейный и кухонные ножи, а также
ножи для резки ветчины, сыра и масла, ком­плекты ножей-струн для резки
монолитов масла.
При разрубе и разделке туш и полутуш мяса, рыбы и птицы используются стулья-
колоды, которые имеют деревянные или металлические ножки, а также
раз­делочные доски овальной или прямоугольной формы, скле­енные из брусков
или монолитные. Стулья -колоды и дос­ки изготовляются из твердых лиственных
пород дерева. Для подготовки непродовольственных товаров к продаже применяют
гладильные доски, утюги, щетки для чистки одежды, ножницы, приспособления для
фасовки гвоздей и  шурупов.
     К инвентарю для отпуска товаров покупателям отно­сят различные режущие
инструменты (топоры, ножи, нож­ницы), инструменты для взятия товаров (вилки
торговые, лопатки, щипцы, совки).
Инвентарь для примерки: стопомеры и рожки для обуви; кольца-измерители и
зеркала для головных уборов; метры и полуметры, приспособления для
прокалывания отверстий в ремешках для часов; и др.
     Инвентарь для упаковки товаров: приспособления для упаковки обоев и резки
шпагата, склеивающая лента и дер­жатель.
     Инвентарь для выкладки и рекламы продовольствен­ных товаров представляет
собой лотки для полуфабрика­тов и готовых товаров, окорята витринные,
подставки, крон­штейны и корзинки для показа бакалейных и кондитерс­ких
изделий, консервов, фруктов, овощей и др.
     Рекламно-выставочный инвентарь в непродовольствен­ных магазинах: манекены
и полуманекены, динамические рекламные установки, подставки различного рода,
план­шеты для образцов мелких товаров, держатели для одеж­ды, декоративные
элементы, а также приспособления для «немой» справки.
     Вспомогательный инвентарь: приспособления для точ­ки, правки и хранения
ножей; совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки),
лопаты ро­ликовые для картофеля.
Точка и правка производственных ножей производится при помощи мусата,
представляющего собой круглый шли­фованный металлический стержень с деревянной
ручкой. Кроме мусатов используют специальные приспособления с наждачными
кругами и электроприводом. Для хранения производственных ножей в подсобном
помещении или на рабочем месте продавца служат специальные держатели, состоящие
из двух алюминиевых уголков. Уголки соеди­нены между собой двумя болтами с
таким расчетом, что между ними образован паз для укладки ножей.
     Совки применяют при расфасовке и продаже сыпучих и кондитерских товаров,
ягод и др.
     Воронки — для наливания жидкостей в емкости с уз­ким горлом.
Перекачка растительного масла в подсобном помеще­нии предприятия производится
при помощи насоса.
     Лестницами (стремянками) пользуются при эксплуатации высоких стеллажей,
горок и других видов торгового оборудования. Бывают складные и
лестницы-подставки.
     Роликовая лопата служит для перевалки и затаривания  картофеля и овощей.
     Пломбир необходим для пломбирования свинцовыми, пластмассовыми или
мастичными пломбами.
     Инвентарь для уборки и санобработки помещений: окономойки, тележки с
набором приспособлений для убор­ки, щетки, совки и мусоросборники. При уборке
помеще­нии торговых предприятий используются также пылесосы, половые щетки и
щетки-слитки, тряпкодержатели, различные скребки, совки, ведра.
     Счетный инвентарь представлен микрокалькулятора­ми, счетами конторскими,
монетницами, кассой для доплаты.
     Противопожарный инвентарь используется для туше­нии пожаров. Это пенные и
углекислотные ручные огнету­шители, гидропульт (ведра, бочки с водой, ящики с
песком, а также наборы противопожарных инструментов (багры, лопаты, топоры и
т.д.), размещаемые на специальных щитах.
                    ТОРГОВОЕ ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ                    
Применение холода способствует сохранению первоначальных свойств пищевых
продуктов и некоторых видов продовольственных товаров. В качестве источника
холода в торговле используют естественный, искусственный и сухой лед,
льдосоляные смеси и холодильные машины.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства,
предназначенные для кратковре­менного хранения, выкладки и продажи
скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.
Самое широкое распространение на розничных торговых предприятиях получило
машинное охлаждение. Оно наиболее совершенно в санитарно-гигиеническом
отношении и позволяет получить стабильный и легко регулируемый температурный
режим.
Получение холода с помощью холодильной машин: основано на кипении при низких
температурах специальных холодильных агентов. Холодильный агент, кипящий при
низкой температуре, отводит от охлаждаемого тела или среды тепло и передает
его при последующей конденсации паров в окружающую атмосферу при относительно
высоких температурах.
К торговому холодильному оборудованию относятся холодильные камеры, торговые
холодильные шкафы, охлаждаемые витрины, прилавки и прилавки-витрины.
По назначению торговое холодильное оборудование делят на следующие основные
группы:
• для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы закрытые прилавки);
• для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
• демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное
оборудование принято под­разделят  на низкотемпературное (для замороженных
про­дуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низ­котемпературном
оборудовании товары хранят при темпе­ратуре -18°С и ниже. Охлажденные
продукты хранят при температуре О — 2°С.
Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные
обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В —
витрина; X -холодильный(ая); С — среднетемпературный(ая); С -
среднетемпературный(ая); Н — низкотемпературный (ая); Ю — в южном исполнении.
Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Холодильные камеры имеют сборно-разборную конст­рукцию. Устанавливают их в
складских помещениях мага­зинов и хранят в них продукты в течение 3—5 суток.
Выпускают камеры двух типов: КХС (для охлажденных продуктов) и КХН (для
замороженных продуктов) с охлаждаемым объемом 6,12 и 18 м3.
В охлаждаемых камерах поддерживается температура от 0 и до 8°С, в
низкотемпературных — до -18°С.
     Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте продавца или в складских
помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты.
     Холодильные витрины служат для показа и продажи охлажденных и
замороженных продуктов. Они используются в основном в магазинах
самообслуживания для крат повременного хранения, демонстрации и продажи
предварительно охлажденных и упакованных гастрономических  товаров.
     Холодильные прилавки предназначены для кратко временного хранения,
демонстрации и продажи охлажден ных гастрономических товаров в универсамах.
Бывают сред нетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХМ).
В магазинах самообслуживания используют открытые прилавки с воздушной завесой.
     Холодильные прилавки-витрины служат для кратковременного хранения,
демонстрации и продажи охлаждаемых продуктов. В них имеется 2 охлаждаемых
отделения — камера и витрина. Камера прилавка предназначена для хранения ими
сменного запаса скоропортящегося товара. В витрине выкладывают товары,
предназначенные для демонстра­ции и на выбор покупателям.
                   ТОРГОВОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ                   
Для осуществления операций, связанных с приемкою товаров, подготовкой их к
продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы,
гири меры длины и объема.
     Весы — это прибор, предназначенный для измерения массы товара. Основными
признаками их классификации! служат: принцип действия; место и способ
установки; вид, указательного устройства; вид отсчета показаний взвешивания;
способ снятия показаний.
     В зависимости от принципа действия различают рычажные и
электромеханические весы. Наиболее распространены в торговле рычажные весы. Их
механизм состоит из основных, передаточных и вспомогательных рычагов,
соединенных с помощью призм, подушек, серег, колец и тяг. Электромеханические
весы устроены на основе принципа автоматического преобразования усилия от
взве­шиваемого груза в электрический сигнал, поступающий в электронный блок. Из
электронного блока информация о цене, массе и стоимости товара выводится на
блок индика­ции с цифровым табло.
     По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и
стационарные.
     По виду указательного устройства - на гиревые, шкальные, шкально-гиревые,
циферблатные и цифровые, электронные.
     По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают визуальным отсчетом и с
документальной регистрацией.
     По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным
способами снятия показаний, характеристика основных технических и
эксплуатационных данных различных весов заложена в их условную
буквенно-цифровую индексацию. Например, индекс И 10Ц13 имеет следующую
расшифровку: Р — весы рычажные; Н — настольные; 10 — наибольший предел
взвешивания — 10 кг; Ц — циферблатные; 1 — с визуальным отсчетом; 3 — с местным
способом снятия показаний.
Магазины оснащают в основном настольными циферблатными и товарными весами.
Используются также весы настольные — обыкновенные и электронные.
К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования.
Метрологическими требованиями являются: точность взвешивания,
чувствительность, постоянство показаний и устойчивость.
Весы следует считать точными в том случае, если они дают показания измерения
массы с отклонением от истинных  в пределах допустимой погрешности, которая
устанавливается в законодательном порядке. Нормы погрешности на точность
взвешивания определены в стандартах для каждого  типа весов.
Чувствительность весов — это способность их выходить из состояния равновесия
при самом незначительном увеличении или уменьшении нагрузки в точках
приложения.
Постоянство показаний взвешивания — свойство весов давать одинаковые
показания при многократном взвешивании одного и того же груза. В стандартах
определены допустимые значения вариаций показаний нагруженных весов.
Например, для настольных гиревых весов грузоподъемностью 10 кг в зависимости
от интервалов взвешивания это значение от 2,5 до 5 г.
Устойчивостью весов называется свойство их самостоятельно возвращаться в
первоначальное положение при вы­ведении из состояния равновесия.
Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к весам, — это, во-
первых, способность весов исправно и безотказно выполнять свои функции в
течение всего срока эксплуатации; во-вторых, наглядность показаний, т.е.
хо­рошая обозримость и читаемость их показаний; в-третьих, максимальная
скорость взвешивания — свойство весов быс­тро приходить в состояние
равновесия.
Кроме того, весы должны отвечать определенным са­нитарно-гигиеническим
требованиям, которые пред­усматривают их изготовление из материалов,
являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей
среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать
чистке и мытью.
На предприятиях мелкорозничной торговой сети наи­более часто используются
следующие модели весов.
• Весы настольные циферблатные РН-10Ц13У предназ­начены для взвешивания
товаров массой от 100 г до 10 кг. Они обладают достаточной наглядностью
взвешивания. Масса грузов в пределах от 100 до 1000 г определятся по
показаниям стрелок на циферблате,  свыше 1000 г – с помощью гирь  и показаний
стрелок.
•  Весы настольные циферблатные РН-3Ц13У имеют предел взвешивания от 40 до
3000 г.   Фиксация зна­чения массы взвешиваемого груза осуществляется при
помощи стрелки на круглой шкале циферблата.
• Весы циферблатные ВЦЛ-10М предна­значены для взвешивания овощей и фруктов,
предел взвешивания — от 500 г до 10 кг. Масса груза опре­деляется по
показаниям стрелки циферблата.
В магазинах широко применяются электронные весы — настольные одноплощадные
весы виброчастотным дат­чиком и цифровым указателем массы и стоимости,
кото­рые служат для взвешивания товаров и автоматического определения их
стоимости. В конструкции весов использованы современные интегральные схемы,
бесконтактные переключатели, обеспечивающие высокую надежность ве­сов и
скорость взвешивания.
Эксплуатируют их при температуре воздуха в помеще­нии в пределах от 10 до
40°С и относительной влажности воздуха не более 80%. Наибольший предел
взвешивания - 3 кг, наименьший — 2 г, дискретности ввода цены — 1 коп., а
диапазон ввода цены — 4 разряда. Время и измерения массы и вычисления
стоимости — 2 с. Весы имеют следу­ющие погрешности в процессе эксплуатации:
при взвеши­вании от 20 г до 1 кг — ±2 г; от 1 до 3 кг — ±4 г. Весы удобны в
эксплуатации, имеют хорошую обозримость и чи­таемость показаний.
Для измерения массы товаров на весах применяют гири общего назначения и
условные. Торговые гири выпускаются массой 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 г. и
1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основные размеры и допустимые отклонения от
номинальной массы установлены стандартом. Для каждого типа весов выпускается
определенный набор гирь. Условные гири служат для определения массы товара не
товарных весах. Их изготовляют в виде плоских цилиндров с радиальным вырезом,
который служит для надевания гири на гиредержатель весов. Эти гири имеют
массу 100, 200, 500 г. и 1, 2, 5 кг. На их поверхности указывается условная
масса, превышающая номинальную в 100 раз.